Героический эпос Средневековья. «Песнь о Роланде» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Героический эпос Средневековья. «Песнь о Роланде»



 

1. Исторические условия возникновения и формирования героического эпоса Средневековья.

2. Французский героический эпос. «Песнь о Роланде»:

- эпический фон;

- образ врага в поэме;

- образы Роланда и рыцарей;

- мифологический элемент в поэме;

- эпический стиль.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Хойслер А. Песнь о Нибелунгах и средневековый героический эпос. –М. Наука. 1974

2. История французской литературы. — М.: Гослитиздат, 1948. — Т. 1.

2. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. — M., 1972.

3. Мелетинский Е. М. «Эдда» и ранние формы эпоса. — М., 1968.

4. Жирмунский В. М. Народный героический эпос: сравнительно-исторические очерки. — М., 1962.

5. Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы. — М.-Л., 1965.

6. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. — М., 1978. — С. 10-159.

7. Бахтин М.М. Эпос и роман: О методологии исследования романа //Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

 

Задание: выпишите определения понятий эпос, эпический стиль, подготовьте письменную характеристику одного из героев поэмы.

Божественная комедия» Данте

 

1. Флоренция эпохи Данте. Личность Данте.

2. «Божественная комедия» - замысел поэмы, проблематика.

3. Художественный мир поэмы Данте:

- композиция поэмы;

- образная система;

- художественные приемы и средства создания образов;

-- пейзаж;

- эпический стиль.

4. Поэзия Данте в иллюстрациях.

 

Задание: Выпишите определения понятий эпическая поэма, архитектоника. Обратите внимание на принципы создания образов героев поэмы (рассказ о себе, упоминание об эпохе, месте действия). Охарактеризуйте образ пространства, в котором происходят встречи Данте с душами.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы. — М., 1971.

2. Елина Н. Г. Данте. — М., 1965 (сделать конспект).

3. Голенищев-Кутузов И. H. Данте. — М., 1967.

4. Баткин Л. Данте и его время. Поэт и политика. — М., 1965.

 

                            3. Роман Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и проблема ренессансного романа.

Гуманизм во Франции.

2. Ф. Рабле и его место во французской литературе эпохи Возрождения.

3. Сюжет и композиция романа Рабле.

4. Основные гуманистические идеи, которые обсуждаются в романе.

5. Система образов в романе:

- Отец и сын – великаны;

- Пантагрюэль, его воспитание, совершенные им военные подвиги;

- Брат Жан и судьба Телемского аббатства;

- Панург и проблема гуманистического идеала личности.

 

Задания: обратите внимание на единую сюжетную схему, по которой построены книги 1 и 2. Найдите карнавальные черты в кн.1 и элементы пародии на эпос в кн.2.Опишите жизнь телемитов. Каковы особенности карнавального смеха? Выпишите определения понятий карнавальность, гротескный образ тела.

 

Рекомендуемая литература:

Ауэрбах Э. Мир во рту Пантагрюэля //Мимесис. – М. 1976.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса. – М. 1965, 1990.

Веселовский А.Н. Раблэ и его роман: Опыт генетического объяснения //А.Н.Веселовский. Избранные статьи. – Д., 1939.

Пинский Л.Е. Смех Рабле //Л.Е. Пинский. Реализм эпохи Возрождения. – М. 1961

Смирнов А.А. Рабле и его роман.//А.А. Смирнов. Из истории западноевропейской литературы. - М.;Л., 1965.

Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: Учеб. Для студ. Высш. учеб. Заведений. В 2 т. – М. Владос, 2001.-Т.2,с. 105-128.

 

 

Комическое в мире Шекспира

 

1. «Комедия ошибок» Шекспира и ее античный прототип.

2. Любовная комедия «Два веронца».

3. Волшебство и превращения в комедиях Шекспира. «Сон в летнюю ночь».

4. Жанр трагикомедии в мире Шекспира. «Цимбелин», «Буря».

5. Поэтика шекспировской комедии.

Задание: Выпишите определения понятий жанра комедии, комического героя, сюжета в драматическом произведении. Охарактеризуйте нескольких героев комедий Шекспира. Назовите сказочные элементы.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Пави П. Словарь театра. — М.: Прогресс, 1991.

2. Аникст А. А. Ремесло драматурга. — М., 1974.

3. Пинский Л. Е. Шекспир. — М., 1971.

 

Трагедия Шекспира «Гамлет»

(понятие о трагедии и трагическом характере в эпоху

Возрождения)

 

1. Понятие о трагедии и трагическом у Шекспира.

2. Конфликт трагедии «Гамлет»; его развитие и разрешение.

3. Особенности композиции в трагедии «Гамлет» (параллелизм и удвоение).

4. Характер Гамлета и способы его раскрытия.

Задание: Выпишите определения понятий жанр трагедии, конфликт, литературный герой и средства создания его образа. Подберите цитаты из текста ко 2 и 4 вопросам; выучите наизусть монолог Гамлета. Сравните монолог «Быть или не быть» и сонет № 66. Обратите внимание на имена переводчиков произведений Шекспира.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Аникст А. Шекспир. Ремесло драматурга. — M., 1974.

2. Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира. – М., 1965.

3. Морозов М. Шекспир. — М., 1966.

4. Пинский Л. Шекспир. Основные начала драматургии. — М., 1971.

5. Белинский В. Г. Гамлет. Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета // Полн. собр. соч.: В 13 т. — М., 1953. — Т. 2. — С. 424. (сделать конспект)

6. Выготский Л. Психология искусства. — М.: Наука, 1987. — С. 251—290.

7. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. Вдвух томах. Т.2.- М.: Владос, 2001. С. 179-222.

8. Шайтанов И.О. Шекспир Уильям //Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литеература: Возрождение; Барокко; Классицизм. - М., 1998 – С. 508-693

9. Элиот Т.С. Гамлет и его проблемы. //Т.С. Элиот. Назначение поэзии. Вступит. Статья А.М. Зверева. – Киев, 1997. – С. 151-156.

 

 

            6.«Отелло» В. Шекспира – трагедия доверия.

 

1. Сюжет трагедии «Отелло». Особенности композиции.

2. Образная система трагедии. В чем символы веры для Отелло и для Яго? Яго и Отелло – «две стороны ренессансного титанизма» (А.Лосев).

3. Содержание конфликта и способы его построения. Отелло и венецианцы.

 

Задание: восстановите историю жизни Отелло, Дездемоны, Яго, Кассио, Эмилии. Подберите цитаты из текста, позволяющие охарактеризовать «мир Отелло», «мир Дездемоны», «мир Яго», «мир венецианцев». Вспомните понятия «сюжет», «композиция», выпишите понятие «мотив»

 

 

ЛИТЕРАТУРА:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.014 с.)