Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Народно-поэтические элементы эддического стиля
1. Повторы (аналогичны их типам в фольклоре): повторы целых стихов; обрамляющие повторы в виде ритуальных вопросов; повторы-рефрены (в «Прорицании вёльвы»). 2. Параллелизмы связаны с техникой устного творчества — исполнением. Обе части параллелизма были вариантами общего смысла, который выражен параллелизмом. 3. Общие места: формульные выражения, приказ сыну или дочери; приветствие, клятва, вопрос об имени-отчестве и др. 4. Украшающие (постоянные) эпитеты описывают внешность человека, зверей, вещей. Распространяются цветовые эпитеты, указывающие на материал или размер; оценочные, выражающие эмоциональные отношения.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте латинскую литературу эпохи раннего Средневековья. 2. Назовите особенности мифологических и героических песен «Старшей Эдды». ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ЗРЕЛОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ериод развитого, или высокого, Средневековья характеризуется окончательным утверждением феодальных порядков. В результате общество резко дифференцируется, определяются привилегии дворянства. Между VIII и ХI веками аристократия становится военным классом. Дворяне, имевшие богатую родословную, были опорой короля. Король — главный властитель на земле — окружен вассалами, которые служат ему и одновременно получают привилегии. В то же время король является вассалом Бога. Все общество представляло своеобразную пирамиду, где каждому уготовано было строго определенное место, выйти за пределы которого невозможно. Резкое противопоставление социальных групп в обществе привело к «известной поляризации литературных направлений» (7, с. 491). Феодально-рыцарская литература утверждала идеалы и ценности дворянства, отражала стремление этой социальной группы к доминированию в области культуры. Представлена феодально-рыцарским героическим эпосом, рыцарской лирикой, рыцарским романом. Клерикальная литература выражала интересы духовенства, опиралась на учение средневековых теологов. Церковь, наряду с королевской властью, стала важным фактором общекультурного развития, так как монастыри были центром образования в Средние века. Монахи оказывались подчас единственными грамотными людьми на обширных территориях. Они сочиняли не только произведения на религиозные темы, но и составляли учебники, записывали произведения устного народного творчества. Именно монахи превратили народные языки в язык письменности на основе букв латинского алфавита.
Клерикальная литература внушала смирение, аскетизм, преданность воле божьей, устремленность к загробной жизни. Наиболее распространенными жанрами клерикальной литературы были видения, жития святых, легенды, духовные драмы. Особенностью этих произведений было: 1) единство фольклорного сознания и христианского учения; 2) назидательность; 3) богатство жизненного материала. В этот период повсеместно формируется письменность на новых языках. Особая роль в интеллектуальной ауре Средневековья принадлежала книге. Монастырская книга представала сокровищем, а университетская — инструментом познания. Специальное помещение в монастыре для переписывания книг называлось скрипторием. Средневековье сохранило античные папирусы, но использовало для своих целей прежде всего пергамн. Сложенные по нескольку листов, тетради из пергамена получили название codex и стали прообразом современной книги. В эпоху Каролингского возрождения появились палимпсесты: стертые или смытые и новым письмом покрытые листы пергамена. Например, Анналы Лициниана, написанные письмом V в., стерты в VI в. для грамматического трактата, а в Х в. стерты для записи текста Иоанна Златоуста. Иногда старые тексты восстанавливали при помощи химреактивов, но этим и губили рукопись окончательно. С XI века в Европе появилась бумага (ватвах — лат.), менее прочный, но более доступный и дешевый материал. Раздавливая бумагу в проволочной сетке, мастер вплетал узор, который был виден на просвет. Этот узор получил название филиграни на Западе, водяного знака — в России. Знаки менялись из века в век, из страны в страну, по ним можно было датировать бумагу и рукопись. Во Франции часто встречались филиграни в виде лилии, петуха, собаки; в Италии — венка, шлема, бочонка, птичьего крыла, пронзенного стрелой; в Германии — изображение свиньи; в Англии — единорога. Орудием письма была бронзовая или железная палочка с заостренным кончиком, называвшаяся graphium. Чернила были разного цвета, о чем говорят их названия: melan (греч.), atramentum (лат.), black (древнегерм.). Черные чернила изготавливались из чернильных орешков с камедью по рецепту Марциала Капеллы. Забота о качестве чернил возрождается в эпоху гуманизма. Черные чернила чередовались с красными, зелеными, синими. В ирландских рукописях, например, расцвечивались заглавные буквы, чередуя их одной из «семи красок радуги». Употреблялись также золотые и серебряные чернила, особенно в Евангелиях и Псалтырях для заглавных строк и сокращенных «священных имен»: Deus; Dominus; Jesus; Xristus; Spiritus sanctis. Техника золотописания была усвоена Западом под воздействием Византии (12, с. 93—98).
Городская литература была выражением новых отношений, сложившихся между людьми в условиях средневекового города. В ней оформились новые тематические пласты, особенный интерес сосредоточился на повседневной, обыденной жизни человека. Жанры городской литературы зачастую выступали пародийной параллелью известных форм рыцарской литературы, что видно даже в заглавиях («Роман о Лисе», «Роман о Розе»). Широко распространились новые повествовательные жанры (шванк, фаблио, лэ, шпрух, лейх и др.) и драматические жанры (литургическая драма, мистерия, миракль и др.). В городах сложилось демократическое, пронизанное юмором и сатирой искусство. Его особенности блестяще представлены в книге М. М. Бахтина (14).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.006 с.) |