Героический эпос Средневековья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Героический эпос Средневековья



 

Классический эпос Средневековья тяготеет по времени возникновения к XII в., т.е. к моменту формирования первых централизованных государств. В нем отразились процессы, в результате которых изменилось представление о человеке и его месте в системе новых феодальных отношений, определяемых взаимоотношением сюзерена и вассала. Теоретически важными являются следующие аспекты в изучении этого вопроса:

1. По сравнению с другими эпохами (античностью, например) в героическом эпосе Средневековья видоизменяется ядро эпической формы. Основой повествования становится историческое предание, а не миф. Однако историзм героического эпоса находится на уровне поэтического обобщения, что означает поэтизацию, «додумывание» фактов в процессе создания произведения.

2. «Враг» в героическом эпосе теряет свои мифологические, сказочные черты и обретает черты исторического врага, образ которого персонифицируется, заостряются конкретные качества его личности (зависть, злоба, нарушение вассального долга или его слепое выполнение и др.).

3. В героическом эпосе Средневековья значительно конкретизируется исторический фон. События происходят в реальных жизненных обстоятельствах, появляются наименования исторических местностей, географические названия рек, городов и т.д.

4. Создается новый тип героя, обладающего рядом устойчивых качеств, среди которых выделяются такие, как благородное происхождение, совершение череды подвигов. Такой герой наделяется прекрасной внешностью, недюжинной силой. Он совершает подвиги в одиночку, иногда при помощи чудесных орудий (шапки-невидимки, меча и щита и др.). Но сила героя не беспредельна, а поведение характеризуется избытком гордости и самоуверенности, что влечет «трагиче-скую вину», приводящую героя к гибели.

5. Феодально-рыцарскому эпосу свойственен характерный эпический стиль, обладающий следующими чертами:

- наличие особой, возвышенной интонации, сопровождающей неспешное, величавое разворачивание сюжета;

- описание ритуалов куртуазного поведения;

- использование гиперболизации, постоянных эпитетов, сравнений, повторов, параллелизмов, общих мест (т.е. богатого арсенала устно-поэтической традиции).

6. На стиле этих произведений сказываются также особенности письменной культуры. В процессе перехода от устной импровизации к созданию письменного памятника развивается синонимия, «гибкость и разнообразие эпических формул», более четкой становится композиция. Именно «книжность» способствует зарождению психологической характеристики героев.

В науке сложилось несколько концепций в изучении героического эпоса Средневековья. Наиболее ранние связаны с работами немецких романтиков. Август Шлегель в 1803—1804 гг. в Берлине читал лекции о германском эпосе «Песнь о Нибелунгах». Он сопоставил германский эпос с гомеровскими поэмами, искал древние источники. Основоположниками научной германистики стали братья Гримм, которые рассматривали эпос как «бессознательное творчество недифференцированного народного коллектива» (9, с. 7). В 1826 году Карл Лахман предпринял первое критическое издание германского эпоса. Используя методику знаменитого исследователя гомеровского эпоса К. Вольфа («Пролегомены к Гомеру»), он приходит к выводу, что эпос создается в процессе присоединения отдельных исторических песен друг к другу. Этот принцип К. Лахман положил в свою «теорию редакционного свода».

Крупнейшим представителем германистики ХХ века явился Андреас Хойслер (1865—1940). Его основополагающие работы «Песня и эпос» (1905), «История и миф» (1909) подготовили те положения, которые легли в основу большой работы «Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах» (1921). На материале германского эпоса А. Хойслер развивает учение о происхождении германского эпоса из песни. Песня не эпизодична, «она всегда исчерпывает соответствующий сюжет до конца, доводит его до развязки» (9, с. 14). Песня отличается краткостью, поэма — эпическим размахом. «Переход от песни к поэме заключается... в изменении стиля в границах неизменной сюжетной рамки, т.е. в морфологической эволюции (9, с. 15). В поэме по сравнению с песней увеличивается количество действующих лиц, появляются распространенные описания внешней обстановки, биографий, чувств и настроений героев. Хойслер считает также, что процесс превращения песни в поэму совершается под влиянием «художественных образцов», заимствованных из античности или христианства (9, с. 18).

Научные изыскания в этой области были продолжены В. М. Жирмунским («Происхождение героического эпоса»), Е. Мелетинским («Эдда» и ранние формы эпоса») и др. исследователями.

Германский героический эпос «Песнь о Нибелунгах» сложился в ХII веке в процессе глубокой реформации песен в обширную книжную эпопею. Основой стали две краткие песни, первоначально независимые друг от друга — о сватовстве Гунтера и смерти Зигфрида и о гибели бургундов. В поэме отсутствуют образы и понятия языческой мифологии. Своеобразие художественного мира составляет единство сказочности (добывание клада, шапка-невидимка, победа над драконом, неуязвимость) и точности в описании придворного быта и традиций жизни королей и их окружения (турниры, сцены охоты, описание богатых одежд, рыцарское служение Даме и др.). Это суть первой части поэмы. Во второй части действие переносится в страну гуннов, где живет теперь Кримхильда, жаждущая отомстить за Зигфрида, погубленного Хагеном по наущению Брюнхильды. «Род и племя... постепенно заменяются семьей и феодальной иерархией... Главный предмет ссоры королев — является ли Зигфрид вассалом Гунтера» (7, с. 524).

 

Задания и вопросы

 

1. Сравните Гунтера и Зигфрида. Кто из них напоминает сказочного героя?

2. Дайте характеристику вассалу Хагену (внешний облик, черты характера, причина ссоры с Зигфридом).

3. В чем причина трагедии героев поэмы?

 

Французский героический эпос восходит к так называемым «песням о деяниях» (chansons de geste), сложился в XII в. уже как письменный памятник и получил название «Песнь о Роланде». Это древнейшая поэма из целого ряда аналогичных произведений. Сюжет произведения имеет отчетливую соотнесенность с событиями 778 г., когда войско Карла Великого было разбито вероломными басками. Безымянный автор использует песни об этом событии, подчиняет их своему замыслу и создает воинский эпос, пронизанный героикой. Отличительной чертой произведения является отсутствие мирных бытовых сцен, крайне бледно намеченная любовная линия Роланд — Альда. Зато подробно описаны битвы, воинское снаряжение. В сюжет вводится друг Роланда Оливье, благоразумный и мужественный, контрастирующий по характеру с Роландом. Все события поэмы являются следствием предательства Ганелона, лицемера, который из ненависти к Роланду предает «милую Францию». Этой поэме чужда мифология, ее пронизывают христианская символика и рыцарская ритуальность. В образе Роланда идеализируется вассальная верность, а в образе Ганелона осуждается феодальная вольница и анархия.

 

Задания и вопросы

 

1. Сравните Роланда и Оливье. В чем «трагическая вина» Роланда?

2. Охарактеризуйте Ганелона (внешний облик, черты поведения, причина ссоры с Роландом, отношение к королю).

3. Приведите примеры христианской символики и рыцарского ритуала.

 

 

Испанский героический эпос. Наиболее сохранившимся памятником является «Песнь о моем Сиде», дошедшая в единственном списке 1307 г. Сюжет поэмы основан на историческом предании и сконцентрирован на теме реконкисты (отвоевание своих земель у мавров). Испанский эпос возник под воздействием французского, однако имеет свои яркие и неповторимые отличительные черты. Реконкиста была демократическим движением, в котором принимали участие все слои населения. Поэма, созданная в этих условиях отличается обилием бытовых деталей, отсутствием фантастики, сосредотачивается на герое, в котором на первый план выходят черты обычного человека, не столько воина, сколько отца семейства, добывающего несметные богатства, которые делают возможным его примирение с королем. После победы над маврами Сид (Родриго, Руй Диас) утверждает себя в среде придворных, восстанавливает свою честь судебным поединком и почетным браком дочерей с принцами Наварры и Арагона.

 

Задания и вопросы

 

1. Сравните Сида и Роланда. В каком герое ярче выражены черты рыцаря?

2. Как изображаются отношения Сида с королем Альфонсом?

3. Приведите примеры «общих мест» в поэме.

 

 

Рыцарская литература

 

К XII веку закончился процесс обособления дворянства от остальных слоев общества, оно превратилось в сословие, принадлежность к которому определялась происхождением. Эти изменения были закреплены и юридически. Например, в 1152 г. король Фридрих I своим указом запретил носить оружие детям крестьян и священнослужителей, им было также запрещено вступать в рыцарское сословие. Исключительное положение светского дворянства, рост его самосознания, социально-экономическое и политическое господство требовали новой культуры, которая бы утверждала складывающиеся идеалы и этикет.

Рыцарская культура развивалась в постоянном конфликте с церковно-аскетической идеологией. Богатые рыцари-феодалы окружали себя роскошью, множеством красивых вещей, накапливали драгоценности. Во многих произведениях описание всевозможных драгоценных камней, изделий из золота, серебра, слоновой кости занимало очень важное место. Средневековье считало красивым «разноцветное» и «блестящее». Красивое, кроме того, было и «добрым».

Представители военной аристократии прославляли культ физической силы, их страстью была война. Военный идеал рыцаря — поединок, рукопашный бой. Восхищение вызывали те, кто совершал подвиги. В феодально-рыцарской, или куртуазной, литературе нашли отражение идеалы феодально-рыцарского восприятия мира, а ее общественно-исторические особенности определялись тем, что она обосновывала и оформляла светскую культуру дворянства, давала представителям господствующих классов образцы воззрений и поведения. В этой литературе идеализировался образ рыцаря-дворянина.

Все эти особенности привели к закреплению в куртуазной литературе определенных понятий, ключевых слов, стереотипов поведения, среди которых «героика», «вассальная верность», «куртуазная любовь», «воспитанность», «чувство прекрасного», «честь», «слава», «гостеприимство», «курту-азное милосердие» и др. Куртуазная литература представлена поэзией и романом.

Куртуазная, или рыцарская, лирика сложилась в Провансе, на юге Франции. Ее создателями были трубадуры (trobar - провансальск.— находить, создавать). Города Прованса — Марсель, Тулуза, Овернь — были оживленными, торговыми и культурными центрами на Средиземноморском берегу. Здесь не сложилась сильная королевская власть, феодалы и горожане не враждовали между собой. Куртуазная идеология способствовала формированию независимого духа. Кроме того, Прованс был тесно связан с землями, где утвердилась арабская культура (Каталонией, например), а также с Сицилией и Византией. Трубадур был обычно человеком благородного происхождения: таковы герцог Гильом Аквитанский, граф Рамбауэт д’Ауренга, богатый феодал и воин Бертран де Борн. Известны и блестящие выходцы из низов: Маркабрю — сын слуги, Бернарт де Борнейль — сын крестьянина, Гильом Фигейра — сын портного.

Среди провансальцев были замечательные женщины: графиня де Диа, Азалинда де Поркайраргес, Кастелоза из Оверни, Клара Андузская и др.

Некоторые трубадуры приближали к себе жонглеров, певцов-профессионалов, которые помогали исполнять сочиненные песни под музыку.

Основная тема рыцарской лирики — любовь, причем понимаемая в соответствии со своей эпохой. Феодальный брак был основан на материальных интересах сторон, в нем не было места свободному выбору и яркому чувству. Женщина была в таком браке зависима от мужчины. В Провансе впервые были утверждены юридические основания для раскрепощения женщины. Здесь женщина имела право наследовать земли и передавать их по наследству, она получала возможность быть более самостоятельной и независимой. Рыцарская лирика воспевает чувство, рождающееся в свободном выборе, поэтому нарушение супружеской верности — частый мотив в стихах трубадуров. Один из первых исследователей поэзии Средневековья, аббат Мийо (ХVIII в.) писал: «Они извлекли Европу из состояния рокового отупения, пробудили умы; развлекая, заставили думать».

Творческий метод поэта-рыцаря определяется «эстетикой тождества», «литературным этикетом», что означало строгое следование традиции в изображении разнообразных явлений действительности, которые подводились под «канонический знаменатель» (10, с. 77). Трубадуры были устремлены к созданию оригинальных по форме произведений, часто пользовались «темной» и «изысканной» манерой, искали новые метрические и строфические модели. «Оригинальная форма служит критерием таланта сочинителя», — пишет Б. Мейлах (10). Но при этом у трубадуров часто практиковались заимствования, которые подчеркивали преемственность автора.

Жанры провансальской лирики:

- Альба — (провансальск. Заря, рассвет) — утренняя песнь;

- Баллата – (ит. вallare – танцевать) – жанр, получивший распространение в итальянской поэзии с 13 века и имевший своей традиций народные танцевальные песни шутливо-любовного содержания. Состоит из строф, чередующихся с рефреном. Позднее распространяется во французской, шотландской поэзии и получает там новые смысловые и содержательные акценты.

- канц©на — (ит. canzone – песнь) — высший лирический жанр средневековой поэзии, посвященный любовной теме;

- к©бла — куплет — стихотворение назидательного характера, состоящее из одного куплета;

- пасторелла — пастушеская песнь;

- плань — песня-плач;

- секстина — (ит. Sestina, позднелат. Sextina, от лат sex - шесть) - стихотворная строфа, введенная в итальянскую поэзию Данте и Петраркой, отсюда перешла в другие литературы. Стихотворение из шести строф по шесть стихов, обычно нерифмованных.

- серена, — (провансальск. Ser – вечер) - вечерняя песня на тему запретной любви, противоположная альбе. Отличалась грациозность и «простодушной меланхолией; ее главные атрибуты – «сладострастная темнота», «звенящие» струны, «звуки песнопенья», «трепещущее сердце поэта», письмо любви, упавшее через перила балкона (16, с. 972) Серена стала прототипом распространенной в искусстве Испании и Италии в более позднее время серенады. Отметим, что первоначально серенада была музыкальным произведением.

- сервента — произведение на общественно-политические темы;

- тенсона — песня-спор на различные темы между двумя поэтами.

Создаются трубадурами и уникальные жанры:

- стихотворное послание, письма в стихах;

- девиналь — загадка;

- биографии трубадуров;

- разос — комментарии к песням, объясняющие обстоятельства, при которых они были созданы и др.

Достижения трубадуров касаются образа лирического героя и прекрасной Дамы.

  Влюбленный рыцарь испытывает к Даме утонченные чувства, ожидает поцелуя, объятия, томится от неразделенной любви. Дама наделяется чертами идеальной женщины и с течением времени превращается в поэтическую аллегорию женственности; это вело к спиритуализации любовного чувства.

Подобный образ женщины более всего характерен для поэтической школы «Дольче стиль нуово» (ит. Dolce stil nuovo), возникшей в Болонье в 13 в. Используя и развитая традиции провансальских трубадуров, авторы этой школы воспевали Даму, наделенную чертами, которые сближали ее с Девой Марией. Следствием этого было усложнение и утонченность в передаче любовного чувства, которое превращалось уже не в любовь к женщине, а в поклонение Гармонии, Идеалу, Божественной Красоте, что все дальше уводило поэзию от реальной жизни. Главой школы Нового сладостного стиля был Гвидо Гвиницелли (1235-1276), к ней принадлежали Гвидо Кавальканти и Данте Алигиери. Поэты этой школы создали сонет (ит.sonetto от провансальск. Sonet – песенка) четырнадцатистрочное стихотворение с особым расположением рифм и внутренним движением. Четыре строфы сонета должны соотноситься как тезис – развитие – антитезис – синтез. В построении сонета поэту следовало руководствоваться и другими «правилами», как-то: строфы должны были заканчиваться точками, не следовало повторять слова, последнее слово должно быть ключевым.

Провансальская поэзия тесно связана с творчеством труверов, северофранцузских поэтов (Тибо Шампанский, 1201—1253 гг., Гас Брюле, начало XIII в.) и германских миннезингеров. Известны ранние стихотворные сборники «Малый гейдельбергский сборник песен» (XIII в., Страсбург), «Сборник Манессе» (1310—1330 гг., Цюрих, назван по имени составителя Рюдигера Манессе).

Классические образцы миннезанга представлены творчеством Гартмана фон Ауэ, Генриха фон Морунгена, Вальтера фон дер Фогельвейде, Тангейзера (1200—1266 гг.). Сохранились лейхи, шпрухи, крестовая песнь, песня-плач, любовные песни Тангейзера. Он был странствующим певцом. Сказание повествует о том, как Тангейзер побывал в Венериной горе. Церковь не приняла раскаяния певца, и он вновь вернулся в царство Венеры. Это сказание стало сюжетом ряда позднейших произведений («Песня о Тангейзере» Г. Гейне, опера Р. Вагнера «Тангейзер»).

Таким образом, куртуазная лирика отразила антиаскетические настроения, возникшие в феодальном обществе. Поэзия Западной Европы типологически сходна с аналогичными произведениями, которые сложились в китайской, японской, иранской литературах.

 

Рыцарский роман, romance — «это связное сюжетное повествование с достаточно развитой фабулой, в стихах или прозе, развившееся в феодальной среде, отражающее ее вкусы и интересы и выбирающее в этой же среде своих героев» (11, с. 3). В рыцарском романе отразились существенные сдвиги, произошедшие в мироощущении феодальной аристократии. Речь идет о «дифференциации личного начала», об определенном интересе к понятию «индивидуальная судьба» героя. Этот тип романа возник и утвердился одновременно с другими жанрами средневековой литературы, испытал влияние поэтики героического эпоса, агиографии, историографии, разных жанров городской литературы.

В становлении рыцарского романа велика роль восточного и кельтского фольклора. В рыцарском романе соединились и вступили в сложный процесс взаимообогащения кельтские, англосаксонские, французские культурные традиции. Этот жанр проник и в другие национальные литературы, которые складывались в эпоху Средневековья.

Местом рождения рыцарских романов были феодальные дворы, где культивировался куртуазный язык и изысканная манера поведения. Существенно изменился статус автора. Это уже не член феодальной дружины, а ученый человек, окончивший монастырскую или соборную школу, изучивший «семь свободных искусств», овладевший латынью, не чуждый обязанностей хрониста или историографа. Поэтам покровительствовали короли и знатные сеньоры, среди которых Генрих II, Ричард Львиное Сердце, внучка первого трубадура королева Альенора Аквитанская и другие.

В истории рыцарского романа выделяют несколько этапов, в которые переживают расцвет разные его типы.

50-е годы XII в. — ранний этап в истории рыцарского романа. Основной тип — роман на античный сюжет: «Роман об Александре», «Роман о Бруте» Васа, «Роман о Трое» Бенуа де Сент-Мора и «Роман о Фивах». В этих произведениях, еще достаточно архаичных, происходит «приобщение читателя и слушателя к легендам и сказаниям прошлого, которое переосмысляется и пересказывается в соответствии с терминами современности» (11, с. 46).

В романах этого типа определяются характерные черты жанрового содержания:

- описание сражений и придворных торжеств;

- интерес к таинственному, загадочному, чудесному.

Вершиной раннего этапа является «Роман об Энее», в сюжете которого, заимствованном у Вергилия, на первый план выдвигается эпизод счастливой любви Энея и Лавинии (Вергилий не разрабатывает этого эпизода подробно!). Под влиянием другого римского поэта, Овидия, в «Романе об Энее» возникает образ «любви-болезни», которую испытывают все его герои: Лавиния, Эней, Дидона. Это произведение — своеобразный рубеж, переступив который рыцарский роман сосредотачивает свой основной интерес на любовных отношениях героев, а сюжет концентрирует вокруг судьбы одного героя.

Вторая половина XII векарасцвет рыцарского романа, который связан с именем Кретьена де Труа. Он был блестящим знатоком Овидия, увлечен античными образцами, осведомлен в фольклоре, прекрасно разбирался в тонкостях замкового и городского быта. Его перу принадлежат: «Эрек и Энида» — 1170; «Клижес» — 1176; «Ивейн» — 1176; «Ланселот» — 1181; «Персеваль» — 1191.

Источниками сюжетов стали бретонские сказания. Фольклорная традиция легенд о короле Артуре была мощной и значительной. Бретонские легенды получили широкое распространение благодаря менестрелям, и стали основой всех романов о короле Артуре, написанных на континенте. Отголоски Бретонской географии нашли отражение в описании места действия (резиденция Артура находится в Нанте, в Бретани находит приют Тристан, бежавший из Корнуолла. На территории Бретани расположен лес Броселианд, а также замок Грааля, загадочный Мунсальвеш.

В романах Кретьена окончательно оформились основные черты жанра. События разворачиваются в вымышленном королевстве короля Артура и его супруги - королевы Гениевры. Во дворце Артура, за круглым столом, собираются рыцари (Ланселот и его сын Галахад, Ивейн, Персеваль, Эрек и др.), которые рассказывают о своих приключениях. В королевстве Артура царит атмосфера куртуазности, которая является выражением моральной утопии. В роман обильно проникает фантастическое и чудесное. Сюжет ограничен одним наиболее ярким и решающим эпизодом из жизни какого-то героя.

Герой романов Кретьена молод, но уже прославился как смелый воин, он активен, способен на развитие, непрерывно находится в движении, в пути. Ему противостоит король Артур — седой, старый, мудрый, статичный, олицетворяющий и защищающий подлинную рыцарственность. Кретьен широко использовал образы бретонских фольклорных сказаний: короля Артура, сенешаля Кэя, королевы Гениевры, а также топонимы из этих сказаний: страну Логр, города Камелот и Тинтажель, Карлеон, леса Броселионд, Кенкеруа, Аргон. Пространство романа населено фантастическими персонажами: великанами, карликами, огнедышащими змеями, драконами, а также экзотическими животными. Носителями фантастических свойств выступали волшебники, колдуны, феи — Мерлин, фата Моргана, однако они мало действуют в романах Кретьена.

В рыцарском романе заколдована вся природа, которая скрывает «потенциальные возможности непредвиденных и иррациональных превращений» (11, с. 156). Герой движется по дороге, пролегающей через лес. На дороге рыцаря ждут различные испытания и новые подвиги.

Мотив леса имеет важное значение для структуры рыцарского романа. Лес полон загадок, это область неизвестного, где «все кажется не тем, что оно есть на самом деле» (15, с. 63). Броселиандский лес полон чудес. Например, там есть источник, способный вызывать бури (роман об Ивейне). В Броселиандском лесу находится хрустальный грот, где Дева Озера, Нимуэ, держит в плену чародея Мерлина, которого она без памяти полюбила.

Особую группу составляют романы о Тристане и Изольде, возникшие в XIII веке. С появлением рыцарского романа легенда о Тристане органично вошла в артуровский цикл. Реконструкцию этого сюжета из бретонских сказаний осуществили нормандский трувер Тома, творивший при дворе Плантагенетов, а также поэт Беруль. Окончательный вариант создал Жозеф Бедье, восполнивший утраченные фрагменты. Свою версию этого сюжета дает и поэт Готфрид Страсбургский. Легенда о Тристане и Изольде стала и для писателей ХХ века, таких, как Джеймс Джойс, Жан Кокто, Томас Манн удобной формой для изложения своих этических позиций, своего видения этой легенды. Открытия поэтов в разработке старинного сказания о Тристане и Изольде можно охарактеризовать несколькими моментами:

1. В романах о Тристане и Изольде предельно обнажено личное начало, которое вступает в неразрешимый конфликт с общепринятыми нормами морали.

2. Под воздействием волшебного напитка герои совершают ряд непоправимых действий: они нарушают священные узы брака и вассального служения, но никем не осуждаются, так как ими движет несчастливое стечение обстоятельств, а не злая воля.

3. Все герои романа страдают; отношения между ними усложнены, исполнены психологической глубины.

 

Вопросы и задания

 

1. Чем отличается рыцарский роман от феодально-рыцарского эпоса?

2. Найдите сказочные мотивы и образы в отрывке из романа «Рыцарь Льва», помещенном в хрестоматии.

3. Назовите повторяющиеся мотивы и образы.

 

«Городская» литература выражала интересы тех слоев населения, которые сложились в условиях средневековых городов с их особым устройством, резко отличавшимся от сельской общины. В городской жизни на первый план выходят торговля и ремесленное производство. Жить в городе означало в Средние века «выбрать сей мир», выбрать жизнь деятельную, а не созерцательную. Отношения в городской коммуне представляли собой «горизонтальное общество» в отличие от феодальной «вертикальной иерархии». Основой «горизонтального общества» была клятва равных: «она объединяла равных, и хотя неравенство экономическое оставалось неискоренимым, оно должно было сочетаться с формулами и практикой, сохранявшими принципиальное равенство всех граждан. Так, в Нейсе в 1259 г. было провозглашено, что если надо будет произвести сбор на нужды коммуны, то бедные и богатые будут присягать... и платить пропорционально своим возможностям» (2, с. 273).

Средневековый город не был крупным поселением. Немногие города в период зрелого Средневековья достигли стотысячного числа жителей. Таковыми лишь к ХIV в. были Милан, Венеция, Париж. От двадцати до сорока тысяч жителей насчитывали к этому времени Брюгге, Гент, Тулуза, Лондон, Гамбург.

Территорию города ограничивала городская стена. Ее башни и ворота разделяли мир на две части. Город в Средние века был олицетворением политической и религиозной власти, в нем находился королевский дворец, резиденция епископа. Завоевать город означало обрести славу и богатство. Города штурмуют многие эпические герои Средневековых поэм: Карл Великий и Роланд со своим войском осаждали Сарагосу («Песнь о Роланде»), Гильом действовал в Оранже, Ниме, Вьенне («Песни о Гильоме Оранжском»), граф Эмери отвоевывал у мавров Нарбонн («Эмери Нарбоннский»).

Городская жизнь с ее «оседлостью, с установлением собственности и развитием инстинкта собственника» (2, с. 275) формировала новый тип менталитета, который включал иные добродетели, нежели рыцарский «кодекс чести». Среди них были активность, деятельность, чувство гордости и патриотизм. Литературные источники сохранили свидетельства патриотических чувств горожан.

Брат Бонвезино далла Рива писал о городе Милане (1288 г.): «Город имеет форму круга, и его удивительная форма есть знак его совершенства».

Неизвестный поэт XIII века о Генуе:

 

Генуя, град до краев населен

Людом, чей скарб навсегда защищен

Стенами дивной красы и убранства,

Что окружили большое пространство.

 

Чиаро Даванцати о Флоренции (1267 г.):

О, сладкая, веселая земля Флоренции.

Родник ты доблести и наслаждения

                                                      (2, с. 275).

 

В средневековых городах были основаны университеты, воспитавшие филологов, юристов, врачей. Некоторые города в Средние века превратились в государства — Венеция, Флоренция, Великое герцогство Тосканское, вольные ганзейские города. Однако, по мнению Жака Ле Гоффа, «страны, где города долгое время составляли экономический, политический и культурный каркас, отстали от других стран, добившихся объединения лишь в ХIХ веке. Городское средневековое общество не имело перед собой исторического будущего» (2, с. 276).

В этой противоречивой атмосфере зреют новые духовные, эстетические, культурные ценности, отразившиеся в письменных памятниках. Городская литература Средневековья противостоит куртуазно-рыцарской и клерикальной. Главное ее качество прозаизм мышления, склонность к сочным и колоритным картинам обыденной жизни, гротескная игра красок и образов, взятых из всех без исключения слоев. В основе городской литературы лежат народные истоки. В городах во время карнавалов постепенно формировалась особая карнавальная культура, обладавшая мощным сатирическим потенциалом. Вообще сатира явилась яркой чертой городской литературы, она была следствием житейской трезвости, наблюдательности горожанина.

Основные темы городской литературы включали аспекты повседневной жизни человека, отсюда и морализирование — другое свойство произведений, возникших в городской среде. Наиболее распространенными жанрами были фабли © (фр.), шванки (нем.), ди («острые слова» — фр.). Это были сатирико-юмористические произведения с ярко выраженной бытовой тематикой. Героями становились виллан, богатые горожане, попы, монахи, обманутые мужья, врачи-шарла-таны, недалекие крючкотворы-юристы.

Название фаблио восходит к латинскому fable (басня). Это было небольшое по объему произведение о забавном случае, участники которого оказывались в смешном положении и демонстрировали свои дурные качества («О буренке, поповской корове», «Завещание осла», «О том, как виллан словопрением добился рая», «Крестьянин-лекарь», «Горо-жанка из Орлеана», «О женских косах» и др.).

Французские авторы Жан Бодель, Жак Безье, Бернье, Рютбёф были яркими представителями городской литературы. Рютбёф — поэт, драматург, автор жанра «ди» (т.е. острых публицистических слов), создал сатирические произведения, направленные против различных сторон общественного бытия Парижа. Главное у Рютбёфа — осознание себя поэтом обездоленных. Автобиографический характер носят его стихотворения «Женитьба Рютбёфа», «Бедность Рютбёфа», «Болезнь Рютбёфа», «Об университете». Его считают далеким предшественником Ф. Вийона.

В немецкой литературе городов аналогичный жанр получил название шванк, а остросатирические стихотворения назывались шпрухи. Штрикер и Фрейданк в своих произведениях отразили картину жизни немецкого общества. Наиболее значительным является цикл шванков «Поп Амис» Штрикера. Главное действующее лицо здесь — лукавый, находчивый поп Амис, для которого ряса лишь удобная ширма. Исследователи отмечают при этом сохранение поэтом христианского благочестия, что было яркой чертой средневековой городской литературы (7, с. 577).

Фрейданк (т.е. свободомыслящий) создал поэмы «Разумение» и «Крестьянин Гельмбрехт». Последняя рисует образ крестьянского сына, решившего стать рыцарем. И он становится. рыцарем-разбойником. Потерпев неудачу, юноша возвращается в родной дом, но крестьяне узнают в нем того, кто их грабил и притеснял, и жестоко расправляются с Гельмбрехтом. Поэт использует выразительную народную лексику, выражает ненависть к рыцарству, которое превратилось в разбойников.

Сатирический пафос определяет художественный мир «Романа о Лисе», относящегося к животному эпосу. Это произведение выросло в процессе циклизации басен о похождениях и проделках Лиса (Ренара, Рейнеке, Рейнгарда). В названии романа отчетливо ощущается пародийное сопоставление с рыцарским романом. Мир животных сопоставлен с миром людей. Звери в своем поведении напоминают разные типы феодального общества: Лев Нобль — король зверей; Волк Изенгрим — ненасытный, грубый феодал; Медведь Брён — обжора, лентяй, кичится своей силой; Осел Бернар — архиепископ. Баран Белин, Кот Тьебо, Петух Шантеклер, Курочка Пинта — горожане, мелкие рыцари, обедневшие феодалы.

Фигура Лиса Ренара явилась олицетворением новой концепции личности. Ренар издевается над Львом, Ослом, его проделки обнажают несправедливость, царящую в зверином «государстве». Но когда Ренар охотится на Синичку, он сам уподобляется сильным мира сего и вызывает осуждение тех, кто прежде ценил его смелость, направленную против Льва или Волка. Очень часто Ренар проявляет трусость. Он боится крестьянина, который умело охраняет свой дом и стадо. Тогда Лис просит милости и обращается к крестьянину как к высшему судье.

Возникнув на французской почве, роман был переведен в 1180 г. немецким поэтом Генрихом Лицемером, затем проник в Нидерланды. Образы и мотивы «Романа о Лисе» нашли отражение в пословицах, поговорках, литературных памятниках других эпох и даже в скульптурных деталях средневековых зданий.

К шванку и фаблио примыкает жанр лэ — небольшое повествовательное произведение на любовную тему. В этом жанре работала известная средневековая поэтесса Мария Французская («Лэ о жимолости»), поэт Гугон Леруа («О сером в яблоках коне»). Сатирическое начало в лэ снято, здесь преобладают меланхолические ноты в изображении героев.

Весьма популярны были дидактические жанры, среди которых наиболее известен аллегорический эпос «Роман о Розе». Произведение состоит из двух частей. Первая принадлежит Гильому дe Лоррису и была создана в 1230-x годах. Используя аллегорический мотив сна, автор рассказывает историю юного поэта, жаждущего обрести свой идеал любви. Он находит его в образе Розы, который отразился в зыбком зеркале Источника Любви, плещущего у гробницы Нарцисса. У Источника Любви поэт пронзен стрелой Амура. Он хочет найти Розу, но ему преграждают путь всевозможные препятствия.

Неоконченную поэму Лорриса завершил Жан де Мен, включивший во вторую часть обширные отступления на общеморальные темы. Главное открытие Жана де Мена в этих отступлениях — утверждение, что благородство дается человеку не фактом происхождения, а чередой добрых поступков. На помощь поэту приходит Природа и дает ему возможность завоевать Розу. «Роман о Розе» развил в литературе интерес к аллегории как средству художественного обобщения, пригодного как для изображения общественных пороков, так и для раскрытия внутренней жизни человека.

Составной частью городской литературы Средневековья входит лирическая и публицистическая поэзия, первые образцы которой созданы на латинском языке. Авторами их были бродячие клирики, разделявшие вольные бунтарские настроения городских низов. Многие из них вышли из школяров, не нашедших должности, они зарабатывали на хлеб озорными песнями, пародирующими богослужение. Излюбленной темой в поэзии бродячих клириков (вагантов) была любовь. Героиня любовных стихотворений — молодая крестьянка, пробуждающая у лирического героя сильные и вполне земные чувства. Среди безымянной массы вагантов выделяются: Гугон Орлеанский (ок. 1130—1140) и Архипиит (ок. 1161—1165), от которого сохранилось 10 стихотворений, обращенных к покровителю, Рейнальду Дассельскому, канцлеру императора Фридриха Барбароссы. Известен также Вальтер Шатильонский.

Ритм и образность любовной поэзии вагантов навеяны народной песней, а сатирические стихи с особым пристрастием пародируют библейские тексты: «Евангелие от марки серебра» (песня о сребролюбии священнослужителей); «Всепьянейшая литургия» обыгрывает все элементы церковной службы.

В сложных отношениях поэзии вагантов с лирикой французских трубадуров, немецких миннезингеров рождалась новая европейская поэзия, которой суждено возвыситься в эпоху Ренессанса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.210.213 (0.099 с.)