Вопрос 48. Толкование права: понятие, необходимость и характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 48. Толкование права: понятие, необходимость и характеристика



Толкование права – процесс выявления действительного содержания правовой нормы в целях ее реального осуществления.

Толкование происходит как уяснение (процесс самостоятельного понимания) и как разъяснение смысла и сути нормы – объяснение для других. В рез-те толкования устанавливается реальное (подлинное) содержание правовой нормы, историческая обстановка в период разработки и принятия норм.акта, его цели и направленность, последствия его реализации. Толкование –уяснение возможно различными способамисловесный (грамматический, языковой)заключается в исследовании текста юр.док-та, особенностей грамм.средств его оформления, - логический – использует законы логики и мышления для анализа понятий в тексте закона, их смысла, - историко-политический – отражает истор.обстановку периода принятия норм.акта, условия, оказавшие влияние на его содержание и направленность мысли законодателя, - системный – позволяет выявить смысл прав.нормы, определив ее место в системе правового регулирования, в правовом институте или отрасли права, - функциональный – выясняющий реальный смысл правовой нормы, условия и факторы, при кот.реализуется норма (прежде всего это касается оценочных терминов (уважительные причины, существенный вред, значительный ущерб, крайняя необходимость).

Толкование права также различают по объему - буквальное (адекватное), совпадает смысл правовой нормы и словесное выражение, - ограничительное – подлинный смысл нормы уже ее содержания в тексте, - расширительное – действительный смысл нормы шире ее содержания в тексте.

Толкование – разъяснение – возможно как официальное и неофициальное. Официальное толкование дается управомоченным на то органом, содержится в спец.акте офиц.толкования и обязательно для правоприменителей. Такое толкование разделяется на прямое – если дается органом, принявшим этот акт, и делегированное, исходит от органа, получившего на это спец.разрешение, - казуальное (индивидуальное), которое имеется в судебной и адм.практике в связи с рассмотрением конкретной жизненной ситуации и рассчитано на конкретное применение. Неофициальное толкование дается любым лицом и не наделяется юр.силой, может быть обыденным – разъяснение нормы на основе собственного усмотрения, компетентным от имени лица, являющегося компетентным в праве, профессиональное, научное – лицами, обладающими спец.правовыми знаниями (юристы-практики, ученые-юристы).

Вопрос 49. Форма государства: понятие и содержание.

Под формой государства понимается орг-ция государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического режима.

Данное понятие охватывает орг-цию высших органов власти (глава гос-ва, парламент, правительство, высшие суды), территориальную орг-цию гос.власти – соотношение гос-ва как целого с его составными частями (унитарные федеративные и конфедеративные гос-ва), методы и способы осуществления гос.власти (демократический, либеральный (переходный), авторитарный, тоталитарный).

Под формой гос-ва подразумевали форму правления, как организацию высших органов власти Основы учения о форме правления заложили античные философы – Аристотель, Платон и др. в частности Аристотель выделял – единоличную верховную власть – монархию; - власть немногих - по праву или элиты – аристократию, либо захвативших власть – олигархию; - верховную власть большинства (народа) – демократию (политию – умеренную демократию, охлократию – власть черни).

До буржуазных революций под формой гос-ва подразумевали форму правления, как организацию высших органов власти. Потом стали говорить о форме устройства, т.е. делении власти по территориям. В это время возникают гос-ва –унитарные, федеративные, конфедеративные. В 20 в. в форму гос-ва включается и вопрос о режиме, как средстве осуществления власти.

Форма гос-ва зависит от конкретно-ист.условий его возникновения и развития. Феодальному типу гос-ва соответствовала как правило монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма гос-ва во многом зависит от соотношения политических сил в стране в период его возникновения. Ранние буржуазные революции – (в Англии например) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия, конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам.

На форму гос-ва влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны. Каждому народу должна быть свойственна своя индивидуальная форма гос-ва, соответствующая только ему. Процесс смены гос. форм продолжается и сегодня. Распались такие федерации как СССР, Югославия, Чехословакия, объединилась ФРГ и ГДР, Гонконг присоединен к Китаю, многие гос.образования, входящие в состав федераций заявляют о своем желании стать отдельными гос-вами (Абхазия, молдавское Приднестровье). Создаются новые формы межгосударственных образований (СНГ, союзное гос-во Белоруссии с Россией).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.004 с.)