Универсальный эволюционизм – основа современной научной картины мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Универсальный эволюционизм – основа современной научной картины мира.



Переход науки к постнеклассической стадии развития создал новые предпосылки формирования единой научной картины мира. Но в по­следней трети XX в. возникли реальные возможности объединения представлений о трех основных сферах бытия — неживой природе, органическом мире и социальной жизни — в целостную научную кар­тину на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус. Эти принципы, не отрицая специфики каждой конкретной отрас­ли знания, в то же время выступают в качестве инварианта в многооб­разии различных дисциплинарных онтологии.

Если кратко охарактеризовать современные тенденции синтеза научных знаний, то они выражаются в стремлении построить общена­учную картину мира на основе принципов универсального эволюци­онизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюци­онного подходов.

Концепция универсального эволюционизма базируется на опреде­ленной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин, и вместе с тем включает в свой состав ряд философско-мировоззренческих установок. Она относится к тому слою зна­ния, который принято обозначать понятием «научная картина мира».

Универсальный (глобальный) эволюционизм характеризуется часто как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей, получивших обоснование в биологии, а также в астрономии и геологии, на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и соци­альной материи как единого универсального эволюционного процесса.

Универсальный эволюционизм как раз и представляет собой со­единение идеи эволюции с идеями системного подхода. В этом отно­шении универсальный эволюционизм не только распространяет раз­витие на все сферы бытия (устанавливая универсальную связь между неживой, живой и социальной материей), но и преодолевает ограни­ченность феноменологического описания развития, связывая такое описание с идеями и методами системного анализа.

В обоснование универсального эволюционизма внесли свою лепту многие естественнонаучные дисциплины. Но определяющее значение в его утверждении как принципа построения современной общенауч­ной картины мира сыграли 3 важнейших концептуальных направле­ния в науке XX в.:

- теория нестационарной Вселенной сыграла важную роль в утверждении идеи эволюции в неорганической природе и вызвала радикальную перестройку представлений о Вселенной. Теория раздувающейся Вселенной, трансформируя сложившуюся физическую картину мира, дает новый импульс формированию обще­научной картины мира на основе идей глобального эволюционизма.

- синергетика использовал Г. Хакен. Специфика синергетики - основное внимание уделяет согласо­ванному состоянию процессов самоорганизации в сложных системах различной природы. Она изучает любые самоорганизующиеся системы, состоящие из многих подсистем (электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, органы, сложные многоклеточные организмы, люди, сообще­ства людей). Для того, чтобы система могла рассматриваться как само­организующаяся, она должна удовлетворять по меньшей мере 4 условиям: 1) должна быть термодинамически открытой; 2) динамиче­ские уравнения должны быть нелинейными; 3) отклонение от равнове­сия должно превышать критические значения; 4) процессы должны про­исходить кооперативно (В. Эбелинг).

- теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы В.И. Вернадского. Биосфера, по Вернадскому, представляет собой целостную систему, обладающую высочайшей степенью самоорганизации и способностью к эволюции. Она является результатом «достаточно длительной эволю­ции во взаимосвязи с неорганическими условиями» и может быть рас­смотрена как закономерный этап в развитии материи.

30.Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития. Рациональность в современной культуре.

Современный техногенный мир сложен, техногенная цивилизация ориентирована на ускоренное изменение природной среды, сопровождаемое видоизменением социальных связей людей. Для нее характерно формирование техносферы как искусственного материального мира. Считается, что техногенная цивилизация весьма агрессивна и приводит к гибели многие традиционные культуры и традиции, трансплантирует в них модели западного образца. В техногенных обществах основной ценностью являются инновация и новизна, внутренними резервами развития становится дальнейший технологический прогресс. Внешний мир превращается в арену активной деятельности человека, который выступает центром, излучающим токи преобразующего и покоряющего импульса. Характеристика общекультурных отношений тесно связана с использованием понятия «сила»: производительные силы, силы знания, интеллектуальные силы. Базисные ценности техногенной цивилизации оформляют «идеал господства человека над природой, ориентированный на силовое преобразование».

Изменения в мировоззренческих ориентациях осуществляются в сторону принятия в качестве одной из важных ценностей — научно-технического прогресса, и в связи с ним — тенденции всеобщей унификации, подчинению одним стандартам техногенного образа жизни со всевозрастающим уровнем потребления. В техногенном обществе, в отличие от традиционного, различны отношения к проблеме автономии личности. Если традиционному обществу автономия личности не свойственна, личность может самореализоваться, лишь принадлежа к какой-либо общности, как элемент корпоративных связей, то в техногенном обществе отстаивается автономия личности, позволяющая ей внедряться в самые разные социальные общности и культурные традиции. Активность человека, пафос критического рационализма и демократии, ориентация на общество открытого типа выступают значимыми мировоззренческими ориентациями.

Культурная матрица техногенного развития проходит прединдустриальную, индустриальную, постиндустриальную стадии. Доиндустриальному обществу соответствуют примитивные производственные формы, неквалифицированный труд, взаимодействие человека с естественной природой и социальный порядок обеспечивается на основе традиций. Индустриальное общество осуществляет развитие производства на основе энергетических ресурсов. Постиндустриальному — свойственна тесная взаимосвязь всех сфер производства на информационной основе. Осуществляется переход от сырья и энергии к информации как к основному производственному ресурсу.


1.Математика и естествознание. Математика как язык науки. На протяжении столетий математика считалась образцом точнос­ти и строгости для других областей знания.. Математика с подобной точки зрения обретает значение, далеко выходящее за рамки своего непо­средственного поля применения, получая тем самым философское измерение.Логическая автономность математики не означает автономности функ­циональной: математика развивается не для самой себя, а в ориентации на запросы научного знания. Особенности развития математического знания могут быть в полной мере поняты только с учетом этой внешней связи. Развитие математики в Новое время, конечно, не было автоном­ным, оно было продиктовано развитием техники, промышленности и теоретического естествознания. Развитие математического анализа, как известно, самым тесным образом связано с проблемами механики и те­оретической физики в целом. Расширяющееся приложение математики к нематематическим наукам составляет суть процесса, который мы на­зываем математизацией знания.

Важно заметить, что процесс математизации зависит как от развития математики, так и от зрелости содержательной науки. Математизация механики не состоялась бы, если бы не была разработана в достаточной! мере теория дифференциального исчисления, но, с другой стороны, она I не состоялась бы без ясного определения таких понятий, как масса, ус­корение, количество движения и т.д. Без этих понятий мы не сформули­ровали бы в ясной форме законов механики и не смогли бы выявить их собственно формальную или математическую структуру. Математика применяется к тем областям знания, которые достигли достаточно вы­сокой степени структуризации своего объекта. Практика показывает, что далеко не все науки способны к ясной структуризации предмета, обеспечивающей использование математического метода.

Пример механики позволяет нам ввести важное понятие классичес­кой или полной математизации. Мы будем называть математизацию те­ории полной, если:

качественные характеристики объектов теории допускают адекват­ную меру; все основные понятия и принципы теории поддаются выражению в математических понятиях; математическая теория позволяет осуществить достаточно точные предсказания в области действия (приложения) этой теории.

Очевидно, что классическая механика уже в XVIII в. достигла степени полной математизации. Не только исходные понятия теории, какими явля­ются сила, масса и ускорение, определены через строгие формальные отно­шения к другим понятиям, но и все производные понятия выведены на ос­нове исходных. То же самое относится и к единицам измерения. Исходные величины, а именно величины массы, длины и времени определены через общезначимые эталоны, производные же величины —- через исходные на основе теоретических связей между ними.

Для математизации научной теории принципиально важным являет­ся допустимый в ней способ измерения величин. Мы должны различать адекватные и неадекватные меры. Меру величины можно назвать адек­ватной, если мы убеждены, что большей величине соответствует боль­шая мера, равным величинам — равные меры и при увеличении величи­ны в некоторое число раз ее мера увеличивается в то же самое число раз. Адекватная мера предполагает наличие способа измерения, прежде все­го, единиц измерения, зафиксированных в виде устойчивых эталонов. Все физические величины обладают в этом смысле адекватной мерой, поскольку они выражаются в конечном итоге через меры длины, массы и времени, которые фиксируются с предельной определенностью.

 

2. Математика как феномен культуры. Математика и философия. Математика и искусство. важной вехой в развитии нефундаменталистского направления явля­ется работа Р. Уайлдера «Математика как культурная система», в кото­рой математика рассматривается как подразделение культуры в целом. Указанное представление опирается на понятие «культурного элемен та», под которым автор понимает набор убеждений, инструментов, риту­алов (в широком смысле слова) и т.п., принадлежащих некоторым обра­зом объединенной группе людей. На этой основе он строит типологию исторического взаимодействия различных частей математики, которая существенно отличается от привычного ее разделения на специальные теоретические дисциплины.

Воздействие математики не ограничивается сферой научного знания. Многообразны способы ее применения помимо музыки в таких областях искусства, как архитектура, живопись и литература3. Рассматривая сред­невековую математику, невозможно игнорировать глубокую ее связь с ре­лигиозным сознанием того времени. Нельзя, наконец, забывать и о важ­нейшей роли математики в образовании и воспитании личности.

Последние годы наполнены спорами об изменившейся роли матема­тического знания в эпоху постиндустриального развития человечества. Вторжение электронно-вычислительной техники и информационных технологий в экономику и повседневную жизнь людей привело к неодно­значным, противоречивым последствиям для системы математического образования. На состоявшейся в 2000 г. Всероссийской конференции «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков» ее участники вынуждены были с тревогой констатировать, что в совре­менном общественном сознании складывается искаженное и даже нега­тивное представление о математике и математическом образовании4.

Проблема обоснования математического знания сводится к решению двух вопросов, а именно к обоснованию строгости (законченности) ма­тематических доказательств и к обоснованию непротиворечивости ма­тематических теорий, составляющих фундамент математической науки, прежде всего таких теорий, как арифметика и теория множеств.

Неудивительно, что проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив. Хотя в современном обществе существуют и антисциентистские движения, в целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры.

В развитии человечества, после того как оно преодолело стадию варварства и дикости, существовало множество цивилизаций - конкретных видов общества, каждое из которых имело свою самобытную историю. Известный философ и историк А.Тойнби выделил и описал 21 цивилизацию. Все они могут быть разделены на два больших класса соответственно типам цивилизационного прогресса - на традиционные и техногенные цивилизации.

В свое время известный философ и науковед М.К. Петров предложил своеобразный мысленный эксперимент: представим, как посмотрел бы человек, воспитанный в системе ценностей традиционной цивилизации, на идеалы новоевропейской культуры? Ссылаясь на работу С. Поуэла "Роль теоретической науки в европейской цивилизации", М.К. Петров приводил свидетельства миссионеров о реакции китайских мудрецов на описания европейской науки. "Мудрецы нашли саму идею науки абсурдной, поскольку, хотя повелителю Поднебесной и дано устанавливать законы и трактовать их исполнения под угрозой наказания, исполнять законы и подчиняться им дано лишь тем, кто способен эти законы "понять", а "дерево, вода и камни", о которых толкуют мистификаторы-европейцы, очевидно этим свойством "понятливости" не обладают: им нельзя предписывать законы и от них нельзя требовать их исполнения".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.15 (0.011 с.)