Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование технических и социально-гуманитарных наук.
Технические науки. Становление тех. и с-г. наук происходило в эпоху вступления техногенной цивилизации в стадию индустриализма и было связано с обретнием наукой новых функций – быть производительной и социальной силой. В к. 18 – н. 19 вв наука становится ценностью цивилизации, активно участвует в формировании мировоззрения и проявляет прагматическую ценность – возможность систематического внедрения ее результатов в производство (новая техника и технологии). В этот период нач. процесс интенсивного взаимодействия науки и техники à НТП à наука становится непосредственной производительной силой (идея социального прогресса связывалась с эффективным применением науки). Важную роль в развитии науки сыграло развитие крупной машинной индустрии (в странах с развитым капитализмом наука получала преимущества в развитии). Наука à прибыль, свидетельство силы и престижа государства. Расширяющееся применение научных знаний в производстве сформировало общественную потребность в появлении особого слоя исследований, который бы обеспечивал приложение естественнонаучных теорий к области техники и технологии. В результате между естественнонаучными дисциплинами и производством возникают научно-теоретические исследования технических наук. Их становление в культуре было обусловлено 2 гр. факторов: 1. они утверждались на базе экспериментальной науки и для формир. технической теории было необходимо наличие базовой естеств. теории 2. практическая необходимость, когда при решении конкретных задач инженеры уже не могли опираться только на приобретенный опыт, а нуждались в научно-теоретическом обосновании создания искусственных объектов в рамках технических наук. Развитие инженерной деятельности в 19 и 20 вв. привело к дифференциации ее функций, их выделению в самостоятельные специализации (проектирование, конструирование, обслуживание технических устройств). Социально-гуманитарные науки. Также начинают складываться в эпоху индустриализма (19 в.), когда в культуре техногенной цивилизации оформилось отношение к различным человеческим качествам и к социальным феноменам как к объектам управления и преобразования. Предпосылкой их формирования было выделение человека, его качеств, деятельности и социальных связей в качестве объекта исследования. В этот период оформляется статус «отношений вещной зависимости», которые ограничивают сферу «отношений личной зависимости» (преобладали в традиционных обществах). Определяющим фактором выступало развитие товарно-денежных отношений, когда капиталистический рынок превращал различные человеческие качества в товары, имеющие денежный эквивалент. Маркс первым проанализировал эти процессы в системе развитого капиталистического хозяйства и интерпретировал их как отчуждение, порождающее неподвластные человеку социальные силы и превращающее людей в объекты социального манипулирования. Зиммель разработал свою философскую концепцию денег, в которой удел. внимание социально-психологическим аспектам денежных отношений, их влиянию на духовную жизнь людей. Деньги играют особую знаково-символическую роль и являются культурным феноменом, опосредующим отношения людей. Зиммель первым сформулировал целостную теорию власти денег, которая проявляется в самых различных сферах человеческого бытия. Деньги создают дистанцию между предметом и потребляющим его человеком. Еще одно свойство денег: их способность превращать индивидуально неповторимые вещи., состояния, человеческие качества в количественные, калькулируемые объекты.
13. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Институциональная организация науки и ее историческая эволюция. Развитие естественнонаучного, технического, а вслед за ними и социально-гуманитарного знания вызвало резкий рост научной информации. Наука конца 18 первой половины 19 века характеризовалась увеличением объема и разнообразия научных знаний, углубляющейся дифференциацией видов исследовательской деятельности и усложнением их взаимосвязей. Складывалась ситуация, при которой ученому все труднее было овладевать накопленной научной информацией, необходимой для успешных исследований. Чтобы профессионально владеть научной информацией, необходимо было ограничить сферы исследования и организовать знания в соответствии с возможностями "информационной вместимости" индивида. Все это с неизбежностью вело к специализации знания. Исследователь постепенно становился специалистом в одной, порой достаточно узкой, области знания, становясь «сторонним наблюдателем» в других сферах исследования и не претендуя на всеобъемлющее знание, все это способствовало оформлению предметных областей науки, приводило к дифференциации наук, каждая из которых не претендовала на исследование мира в целом и построение некой обобщенной картины мира, а стремилась вычленить свой предмет исследования, отражающий особый фрагмент или аспект реальности.
Ситуация, связанная с ростом объема научной информации и пределами «информационной вместимости» субъекта, не только существенно трансформировала формы трансляции знания, но и обострила проблему воспроизводства субъекта науки. Возникала необходимость в специальной подготовке ученых, когда на смену «любителям науки, вырастающим из подмастерьев, приходил новый тип ученого как тип университетского профессора». Не случайно в данный период все более широкое распространение приобретает целенаправленная подготовка научных кадров, когда повсеместно создаются и развиваются новые научные и учебные учреждения, в том числе и университеты. Первые университеты возникли еще в XII—XIII вв. (Парижский — 1160 г., Оксфордский — 1167 г., Кембриджский — 1209 г., Падуанский — 1222 г., Неапольский — 1224 г. и т.д.) на базе духовных школ и создавались как центры по подготовке духовенства. Длительное время в преподавании главное внимание уделялось проблеме гуманитарного знания. Однако в конце XVIII — начале XIX в. ситуация меняется. Начинает постепенно осознаваться необходимость в расширении сети учебных предметов. Растущий объем научной информации привел к изменению всей системы обучения. Возникают специализации по отдельным областям научного знания, и образование начинает строиться как преподавание групп отдельных научных дисциплин, обретая ярко выраженные черты дисциплинарно-организованного обучения. В свою очередь это оказало обратное влияние на развитие науки, в частности на ее дифференциацию и становление конкретных научных дисциплин. Процесс преподавания требовал не только знакомства слушателей с совокупностью отдельных сведений о достижениях в естествознании, но систематического изложения и усвоения полученных знаний Систематизация по содержательному компоненту и совокупности методов, с помощью которых были получены данные знания, стала рассматриваться как основа определенной научной дисциплины, отличающая одну совокупность знаний (научную дисциплину) от другой. Иначе говоря, систематизация знаний в процессе преподавания выступала как один из факторов формирования конкретных научных дисциплин. Специальная подготовка научных кадров оформляла особую профессию научного работника.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.173.32 (0.007 с.) |