Важно выделить в психологической готовности несколько компонентов: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Важно выделить в психологической готовности несколько компонентов:



Рекомендации родителям по формированию психологической готовности детей к школе

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)

Под психологической готовностью к школьному обучению имеют в виду формирование целого комплекса новообразований, позволяющих ребенку безболезненно включиться в школьную жизнь.

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

1. Общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь, в первую очередь, идет о развитии памяти, внимания, особенно интеллекта. И здесь нас интересует, как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане (т. е. производить некоторые действия в уме).

2. Воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых. Но сосредоточиться длительное время на том, что не вызывает у него интереса, ему трудно. А это умение совершенно необходимо к моменту поступления в школу. Как и умение, более широкого плана делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо.

3. Формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной к приобретению знаний.

Важно выделить в психологической готовности несколько компонентов:

Готовность к школе определяется не только уровнем интеллекта, важен не столько объѐм тех сведений и знаний, который имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений.

Особое значение в психологической готовности к школе имеют способности и предпосылки в овладении знаниями и навыками. Психологи называют эти предпосылки «вводными навыками».

Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создать условия для развития моторики.

Обязательна необходимость в развитии способности слушать, понимать смысл прочитанного, умения пересказать, проводить зрительное сопоставление, подчеркнем важность не объѐма знаний, а качество мышления.

Поэтому

1. Не запугивайте ребенка школой. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки» и т.д.

2. Читайте ребенку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте вместе мультфильмы, кино о школе.

3. Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребенок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников.

4. Старайтесь больше времени проводить с ребенком, общайтесь с ним на равных, тем самым давая понять, что он уже достаточно взрослый.

 5. Чаще хвалите своего ребенка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности.

Уважаемые родители, именно от Вашей ежедневной кропотливой работы будет зависеть, насколько легким или тяжелым будет привыкание Вашего ребенка к школе, а также именно от Ваших усилий будет зависеть настроение и самочувствие Вашего будущего первоклассника.

Комплекс игр и упражнений, направленных

на психологическую подготовку детей к школе

 

I раздел. Игры и упражнения, направленные на развитие

Мотивационного компонента

психологической готовности детей к школе

 

Игра «Доскажи словечко»

Взрослый загадывает какой-либо школьный предмет. А детям предлагается отгадать загадки про школьные принадлежности.

Упражнение «Составь фигуру»

Цель: формирование положительного отношения к школе, внутренней позиции школьника.

Детям из геометрических фигур предлагается создать аппликацию на тему «Школа».

Игра «Хозяин и тень»

Предложите ребенку побыть вашей тенью. Изображайте различные образы (только не очень сложные) и различные действия (плавать, бегать, прыгать, танцевать), а ребенок должен максимально точно повторять ваши движения. Затем поменяйтесь ролями и проверьте, насколько легко вам быть «тенью» своего ребенка.

Кроме развития внимания, это упражнение дает хорошую «настройку» на другого человека. Мы учимся больше чувствовать и понимать людей, отзеркаливая их позы и движения.

Игра «Части тела»

Указывайте пальцем на разные части тела и называйте их. Например: «Это ухо, это колено, это лоб и т. д.» Ребенок должен одновременно смотреть на вас, слушать и выполнять движения. Затем прибегните к хитрости: называйте одну часть тела, а указывайте на другую. Задача ребенка – слушать и указывать на то, что названо.

Когда ребенок хорошо усвоит суть игры, поменяйтесь ролями. У этой игры есть правило: реакции должны быть быстрыми.

Игра «Секретное письмо»

Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть малыш попытается угадать, что написали вы «прозрачными красками на прозрачной бумаге». Следующее секретное послание пишет сам малыш.

Игра  «Карлики и великаны»

В эту игру хорошо играть на детском празднике, когда есть большая компания детей. Ведущий (взрослый) говорит: «Когда я буду называть слово «карлики», вы должны приседать. Когда я говорю «великаны», вы должны вставать». Участников можно легко запутать, произнося созвучные слова и слова, начинающиеся со слогов «ка» и «ве». Например: «Ве... тер, ве... дро, ве... сна, ве... лоси… пед!» Или «Ка... ртошка, ка... питошка, ка... рета, ка... пуста!»

5. Игра «Не говори "нет"»

Договоритесь с ребенком (или несколькими участниками игры), что вы будете задавать разные каверзные вопросы, а он может давать самые разные ответы. Но есть один уговор: нельзя произносить слово «нет».

Примеры вопросов с «ловушкой»:

«Ты спишь с открытыми глазами?»

«С неба падают шоколадки?»

«Брюки надевают на голову?»

«Человек спит в собачьей будке?»

«Нос нужен для того, чтобы слышать?»

«Хлеб пекут в холодильнике?»

«Тяжелая гиря может плыть по реке?

«Птицы долетают до Луны?»

«Ты умеешь летать?»

«Сладкое – это невкусная еда?»

Игра «Что пропало?»

Взрослый выставляет на столе 6–7 игрушек. Предлагает ребенку их рассмотреть и запомнить. Потом игрушки убираются, а ребенок по памяти их воспроизводит. Эту игру можно провести и по картинкам. Если ребенку становится легко выполнять задание, можете постепенно увеличивать количество предметов. Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек.

Игра «Что изменилось?»

Взрослый выставляет на столе 6–7 игрушек. Предлагает ребенку их рассмотреть и запомнить. Далее ребенку предлагается закрыть глаза или повернуться спиной к столу. В это время взрослый убирает, добавляет, либо меняет местами 1–2 игрушки. Открыв глаза, ребенок должен посмотреть на выставленные игрушки и угадать, что изменилось.

Игра «Запомни и повтори»

Взрослый произносит ряд словосочетаний (белая ракета, голубая коляска, красная машина, зеленый пистолет), а ребенок должен их повторить в заданной последовательности. Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому словосочетанию сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. Если он спрашивает: «А что рисовать?», объясните, что он сам может выбрать, что именно изобразить. Главное, чтобы это помогло вспомнить все фразы.

После того, как к каждой фразе сделан рисунок, предложите ребенку точно воспроизвести все и дословно их повторить. Если возникают трудности, помогите подсказкой.

На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, сколько фраз повторяет ребенок через день, помогают ли ему рисунки. Если вспоминаются 6-7 фраз из 10 – это очень хороший результат.

Игра «Разложи, как я»

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение двух секунд, затем закройте эту фигуру и попросите его повторить, сложить так же. Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек. Это упражнение тренирует зрительную память и умение считать.

5. Игра «Я положил в мешок…»

В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова, объединенные по общему признаку (фрукты, овощи и т.д.): «В саду у бабушки растут груши, сливы...» (Порядок тот же.)

В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

Игра «Найди лишнее»

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая – лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

Игра «Отвечай быстро»

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

Игра «Добавь нужное слово»

Есть множество вариантов таких заданий. Подбирайте антонимы: сухой – мокрый, высокий –... (низкий). Предлагайте указать место жительства (собака – будка, птичка – гнездо, медведь –... (берлога) или род деятельности (учитель – учит, врач – лечит, повар –... (готовит).

 

Упражнение «Клякса»

Количество игроков: любое

Дополнительно: листы бумаги, на которых нанесены кляксы

Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

2. Упражнение «Продолжи рисунок»

Количество игроков: любое

Дополнительно: бумага, ручки

Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков.

Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

Упражнение «Закорючки»

Количество игроков: любое

Дополнительно: бумага, ручки

Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

Упражнение «Подарки»

Цель: содействие в установлении дружеских отношений в коллективе, развитие навыков коммуникации.

Упражнение выполняется в круге с мячом. Педагог предлагает всем встать в круг. Далее сообщает, что наступило время дарить и получать подарки. Он говорит: «Представьте себе, что это не мяч, а подарок, который вы хотите подарить на день рождения нашей группе. Сейчас без слов покажите подарок, когда другие угадают, что вы загадали, по цепочке предавайте мяч друг другу».

Упражнение «Мостик Дружбы»

Цель: развитие у детей социальных и коммуникативных умений, создание благоприятного психологического климата.

Взрослый просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем «построить» мостик втроём, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мост дружбы».

Игра «Волшебный круг»

Цель: создать положительный настрой в группе, атмосферу психологической комфортности.

Взрослый: «Я хочу научить вас новой игре. Образуем круг. Внутри круга – пространство, волшебное и загадочное. Попадая туда, человек становится самым замечательным, славным, чудесным, милым. Он заслуживает комплиментов. Водящий говорит ему, глядя в глаза, искренние, добрые, ласковые слова о нём самом, признаёт его достоинства и успехи. Помогают ему в этом «волшебные очки», которые он получает от стоящего внутри круга, который смотрит ему в глаза и произносит: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?» Тот, кому предназначен комплимент, благодарит водящего за него и передаёт «волшебные очки» другому, который становится водящим. Человек после прослушивания 3-4 комплиментов, называет лучший из них, а его автор становится внутрь круга».

Упражнение «Игра с платком»

Цель: снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.

Взрослый: «Представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто – зрителем, проведем небольшую артистическую разминку.

У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:

- бабочку,

- принцессу,

- волшебника,

- бабушку,

- фокусника,

- человека, у которого болит зуб,

- морскую волну,

- лису.

IV раздел. Игры и упражнения, направленные на развитие

Эмоционально-волевого компонента

психологической готовности к школе

.

Игра «Запомни и повтори»

Предложите ребенку запомнить и выполнить ряд последовательных бытовых действий: положи ложку в стакан, карандаши в коробку, налей воду в чашку. Постепенно задания усложняются: кубики положи в деревянную коробку, а мячики убери в пластмассовое ведро, карандаши положи на коробку, а ложку на стакан. Предложите ребенку не только последовательно выполнить действия. Но и рассказать о них.

Игра «Копирование образца»

Попросите ребенка как можно точнее скопировать образец, представленный каким-либо несложным рисунком (машина, дом, дерево, паровозик и пр.). Анализируя результат, посмотрите, насколько число и расположение линий соответствуют образцу. Возможно небольшое (но не более чем в 2 раза) увеличение или уменьшение общего размера рисунка. Большинство детей шести лет справляются с этим заданием с небольшим отклонением линий.

Игра «Рисую палочки»

Приготовьте заранее листок в клеточку, цветной карандаш, колокольчик, новую игрушку, секундомер (часы).

Дайте ребенку инструкцию: «Возьми цветной карандаш и по моей команде начинай ставить палочки в каждой клетке. Старайся выполнять это задание точно, быстро, не отвлекаясь». Время работы не более двух-трех минут. В процессе выполнения задания создаете помехи: звоните в колокольчик, ставите перед ребенком новую игрушку, кладете на стол что-то вкусное и др.

Если ребенок только бросает взгляд в сторону раздражителя и продолжает рисовать, отмечаете отсутствие отвлечения. Если же он на время прерывает деятельность, рассматривает, например, новую игрушку, а потом возвращается к выполнению задания, фиксируете наличие отвлечения.

Если раздражитель заставляет ребенка забыть о цели деятельности, засчитываете невыполнение. В этом случае следует развивать волевой контроль поведения, используя подобные задания.

Игра «Слушай музыку»

Дидактический материал: магнитофон, аудиозапись с веселой мелодией.

Взрослый: «Сегодня у нас будет интересная игра. Пока звучит музыка, ты можешь бегать, прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, ты должен остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит вновь».

5. Игра «Свет, зажгись!»

Дидактический материал: настольная лампа или торшер.

Взрослый со словами: «Свет, зажгись!» включает настольную лампу. При зажженной лампе взрослый рассказывает любое детское стихотворение или поет песенку. Затем он говорит: «Свет, погасни!» и выключает лампу. После этого прикладывает палец к губам и говорит ребенку: «Нужно помолчать». Далее снова включает лампу со словами: «Свет, зажгись!» Игру нужно повторить 4-5 раз, меняясь ролями с ребенком.

6. Игра «Слушай хлопки!»

Цель: развитие свойств внимания, произвольности поведения.

Дети двигаются свободно в группе (можно под музыку). Когда ведущий хлопнет в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу на 10-20 сек.

1. Поза «аиста» – ребенок стоит на одной ноге. Поджав другую.

2. Поза «лягушки» – присесть, пятки вместе, носки и колени в сторону, руки между ногами на полу.

3. Дети возобновляют ходьбу.

Рекомендации: Проигрывание игры не более 4-х раз с добавлением ещё 2-х поз (зайчики, лошадки и т.д.)

Игра «Листопад»

       «А сейчас мы с вами немного отдохнем. Помните ли вы, ребята, как осенью летят с деревьев листочки? Каждый листочек кружится сам по себе, а потом они вместе образуют красивые вихри из листьев. Сейчас мы с вами сыграем в игру под названием «Листопад». Когда я говорю «листочки», вы, как листья, будете кружиться по классу. А как только я скажу «вихрь», вы должны тут же собраться в группы. После слова «вихрь» я назову число. Столько листьев должно быть в вашем вихре. Например, если я скажу «вихрь, три», значит, вы должны собраться по трое». Для этой игры необходимо наличие свободного пространства.

Рекомендации родителям по формированию психологической готовности детей к школе

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)

Под психологической готовностью к школьному обучению имеют в виду формирование целого комплекса новообразований, позволяющих ребенку безболезненно включиться в школьную жизнь.

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

1. Общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь, в первую очередь, идет о развитии памяти, внимания, особенно интеллекта. И здесь нас интересует, как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане (т. е. производить некоторые действия в уме).

2. Воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых. Но сосредоточиться длительное время на том, что не вызывает у него интереса, ему трудно. А это умение совершенно необходимо к моменту поступления в школу. Как и умение, более широкого плана делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо.

3. Формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной к приобретению знаний.

Важно выделить в психологической готовности несколько компонентов:

Готовность к школе определяется не только уровнем интеллекта, важен не столько объѐм тех сведений и знаний, который имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений.

Особое значение в психологической готовности к школе имеют способности и предпосылки в овладении знаниями и навыками. Психологи называют эти предпосылки «вводными навыками».

Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создать условия для развития моторики.

Обязательна необходимость в развитии способности слушать, понимать смысл прочитанного, умения пересказать, проводить зрительное сопоставление, подчеркнем важность не объѐма знаний, а качество мышления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.048 с.)