Педагогические идеи Платона. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические идеи Платона.



Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон (427-347 гг. до н. э.) родился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование. Свою систему взглядов на организацию воспитания он изложил в трактатах “Государство и “Законы”. Эти взгляды составляют органическую часть социальных воззрений Платона и подчинены общим задачам укрепления рабовладельческого аристократического государства и формирования рабовладельца. В целях укрепления рабовладельческого государства Платон рекомендовал свою систему воспитания, в которой сочетались некоторые моменты воспитательного опыта Спарты и Афин. Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственность и добродетели. В понятие “учение он включал приобретение знаний посредством изучения наук, а главное свойство науки, по Платону, состоит в том, что она “будит душу пользоваться мышлением для истины”. Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские ощущения — это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе. Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. При этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям. Платон также требовал, чтобы взрослые следили за детскими играми: дети должны строго выполнять правила игры, не вносить в них каких-либо новшеств; иначе, приучившись к этому в игре, они захотят внести изменения и в законы рабовладельческого государства, а этого допустить нельзя. Платон считал в то же время, что “все науки надо преподавать детям не насильно, играючи”, ибо “свободный человек никакой науке не должен учиться рабски”.

Педагогическая теория Аристотеля.

Будучи учеником Платона, Аристотель(384-322 гг. до н. э.) рано, однако, разошелся во взглядах со своим учителем, не принял его учения о разделении мира на мир идей и мир вещей. Аристотель видел цель воспитания в гармоническом развитии всех сторон души, тесно связанных природой, но особенно важным считал развитие высших сторон — разумной и волевой. При этом он полагал необходимым следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать возрастные особенности детей. Опираясь на принятое в народе деление времени соответственно, лунному календарю “по седмицам”, он разделил время воспитания, определив его, в 21 год, на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности каждого возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Это была первая в истории педагогической мысли возрастная периодизация. Следуя своему принципу природосообразности, Аристотель дал общую характеристику дошкольного возраста. До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому надо в первую очередь развивать их организм. Главное для маленьких — питание, движение, закаливание. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями), детей следует обучать речи. С 5 лет родители должны готовить их к школе. В 7 лет мальчики переходят в государственные школы (женщинам, считал философ, не нужно давать такого образования, как мужчинам). Аристотель подчеркивал, что школы должны быть именно государственные, а не частные, потому что воспитание граждан — забота государственная. Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках — частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, которые должны быть продуманными и умеренными. Заниматься нравственным воспитанием детей должны главным образом родители.

6. Особенности римской системы образования. Педагогические идеи М.Ф. Квинтилиана.

Одним из главных аспектов воспитания в Древнем Риме было внимание к грамматике, литературе, риторике, преобладал грамматический идеал образования. Так, ко II в. до н. э. складывается классическая латинская литературная культура.

Ведущую роль играло домашнее воспитание. За воспитание детей глава семьи нес ответственность перед общиной. Мальчики под наблюдением отца до 16 лет изучали домашнюю и полевую работы, искусство владения оружием. В семьях римской знати господствовало домашнее обучение с приглашением учителей-греков. Эта традиция в большей или меньшей степени сохранялась на протяжении всей римской истории.

В период расцвета Римской империи приоритет получила государственная система воспитания. Из программы воспитания беспощадно исключались изящные искусства — музыка и пение. Элементарное образование давалось в тривиальных школах. Это были частные школы с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко наряду с мальчиками учились и девочки.

В эпоху эллинизма и затем в рамках римской цивилизации сформировалась программа семи свободных искусств с делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Тривиальные школы — это школы для всех детей, а квадриумы — школы для детей из более состоятельных семей, прошедших домашнее обучение.

Школы повышенного типа — грамматические, в них обучались мальчики от 12 до 16 лет. Для молодежи аристократического происхождения существовали, как и в Греции, риторические школы. В обучении красноречию ценилась прежде всего внешняя эффектность, форма, а не содержание.

Марк Квинтилиан(35-96 г.г.). Главный труд Квинтилиана - «Ораторское образование». Из его 12 книг трактата наиболее известны: «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторическом обучении». Чтобы достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание. Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок - «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно и уважительно.

Цель воспитания он видел в подготовке молодого человека к исполнению его гражданских обязанностей. Идеалом он считал Перикла. Он отдавал предпочтение организованному школьному обучению перед домашним. Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора.

7. Характерные особенности воспитания и обучения детей у восточных славян в период перехода к феодализму. Основные методы и средства воспитания в народной педагогике.

В начале XIV в. как результат татаро-монгольского нашествия уровень грамотности и образованности среди населения значительно снизился, уменьшилось число школ. Распространению просвещения и развитию образования препятствовали феодальная раздробленность и междоусобицы русских княжеств. Однако постепенно в Московском государстве, освобождавшемся от последствий набегов, складывалась своеобразная система воспитания и образования. Процесс обучения грамоте к XVI в. упростился, поскольку для письма стали использоваться бумага и упрощенный вариант написания - полууставное письмо. Обучение грамоте начиналось при достижении ребенком 7-летнего возраста и не отличалось в содержательном плане во всех сословиях.

В XIV-XVI вв. в распространении на Руси просвещения важную роль играли монастыри. В монастырских школах обучались духовенство и светские лица. Продолжались традиции обучения у «мастеров грамоты», которых стало больше, чем в киевский период. В XIV-XV вв. из них начало формироваться сословие профессиональных учителей.

В конце XV - начале XVI в. в России ощущалась острая нехватка образованных людей, православная церковь способствовала открытию новых, подконтрольных государству училищ грамоты. В этих начальных школах учились мальчики, в программу образования входили чтение, письмо, закон Божий, церковное пение. Распространение книгопечатания в России стимулировало развитие просвещения.

На западных рубежах древнерусских земель, в Правобережной и Западной Украине и Белоруссии, в конце XVI - начале XVII в. получили развитие «братские школы», в которых традиции приобщения к книжной культуре обогащались опытом развития школьного дела в Западной Европе.

8. Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли восточных славян. Ветхий Завет как основа авторитарной педагогики. Педагогические памятники Х-ХII вв.

Характер образования и воспитания у восточных славян оказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего в виде православия, которое сделалось с 988 г. официальной религией Киевской Руси. Введение христианства способствовало развитию культуры во всех направлениях: распространению грамотности, литературы, совершенствованию архитектуры. Христианство определило заповеди новой морали – основанной на любви, почитании родителей, порицании убийства, кражи, лжесвидетельства, прелюбодейства и т. д. Остановив выбор на восточном христианстве, Киевская Русь разделила с Византией враждебную настороженность к католицизму и западноевропейской педагогической традиции. Из Византии, самой культурной страны средневековья, хранительницы древнегреческой культуры, вместе новой религией пришла и новая славянская письменность, а с нею и передовая литература, греческая и болгарская, в том числе философские и научные сочинения. Первая школа, где преподавание велось на славянском языке, была открыта Кириллом и Мефодием в столице Моравского княжества Велиграде в 863 г. Обучение было более простым и легким, чем на латыни в Западной Европе, поскольку в основе его преподавания лежал живой разговорный язык. Педагогическая мысль и школа древней Руси зародилась благодаря слиянию и взаимодействию славянской языческой традиции и восточного христианства, в результате которого, обрела свою самобытность и уникальность. Смешение язычества и христианства наложило неизгладимый отпечаток на психологию и мироощущение русичей. Возник сплав мифологического сознания и культа бога-человека. Языческие корни были очень глубоки, поэтому церковь избрала тактику приспособления языческих традиций к христианской идеологии. В тоже время сюжеты Библии вошли в фольклор народа: «Не судите, да не судимы будете», «нет пророка в своем Отечестве», «не хлебом единым», «Фома неверующий», «хлеб насущный», «манна небесная» и т. д. Идея самопожертвования Христа ради человеческого рода легла на благодатную почву нравственных установлений восточных славян о жертвенности отдельной личности во имя семьи, общины и племени. Христианское мировоззрение постепенно проникало в языческое сознание, не только не разрушая его, но взаимодействуя с ним. Основной задачей воспитания православного христианина было научить жить его по воле Божьей и через это привести к вечному блаженству на небесах. Делу воспитания благочестия православного человека служила вся христианская литература. Описанием исторических событий, псалмами и притчами библия давала уроки добродетельной жизни. Церковно-религиозная педагогика этого периода характеризуется господством церкви в деле просвещения народа. Церковное образование было единственным как для богатых и бедных, мальчиков и девочек, детей и взрослых. Как внешкольное, так и школьное образование имело благочестивое и душеспасительное содержание. Идеал воспитания также разъяснялся и внедрялся исключительно церковью в лице священнослужителей.

Педагогические идеи Ветхого Завета

Уже изначально библейский текст вводит нас в обучающую ситуацию: Адам и Ева ослушались наказа Бога, и за это они изгнаны из рая. Отсюда выводится первый постулат – постулат послушания, как повиновения и покорности. Любое нарушение закона, ведёт к неминуемому наказанию. В противовес понятию послушания выводится понятие непослушания(греха). Грех – поступок, противный закону Божию, вина перед Господом. Грехом Адама и Евы стало то, что они отведали плод от древа познания Добра и зла, невзирая на запрет Творца. С этого момента начинается чёткое дифференцирование всех поступков на добрые и злые. Добро – нечто положительное, полезное, в какой-то степени угодное Богу. И зло – как нечто вредное, дурное, не угодное Богу. Каждое из этих понятий подтверждается примером. Так добро творят Авель, Ной, Авраам, Моисей, Иосиф, а их антагонистами выступают Каин, Сатана (он же змей-искуситель), братья Иосифа, жители Содома и Гоморры. Люди становятся настолько грешными, что Господь решается истребить род людской, но среди миллионов грешников, находится семья праведного Ноя, которого Бог спасает и оставляет жить. Вычленяется ещё одна идея: живи по закону и спасёшься.

Со временем в Библии выводится и основной закон – десять заповедей. Все записи имеют чётко сформулированное правило, начинающееся с отрицательной частицы не, то есть в правиле говориться не то, что НАДО делать, а то, чего делать НЕ СТОИТ. Таким образом, используется метод «от противного». Десять заповедей чётко разводят такие понятия, как добро и зло, грех и добродетель. При помощи их расставляются чёткие жизненные ориентиры. В Ветхом завете заповеди закрепляют правильный образ жизни, строго ограничивая низменные желания человека, формируют его ценностную картину мира.

У византийцев были заимствованы жанр и стилистика "житий святых", поучений и проповедей, где черпались идеалы и программа воспитания. В качестве образца поучений указывались "Изборник Святослава" (1076), материал которого взят из ряда религиозных источников. Распространялись поучения византийца Иоана Златоуста (344-407). Выдержки и пересказ этих поучений оказались основой многих сборников, имеющих педагогическую направленность "Златаструй", "Измаград", "Златауст".

Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским (ум.1182). важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит "Поучение Владимира Мономаха детям". К памятникам педагогической литературы того времени можно отнести и "Житие Ефросинии Полоцкой", проповеди "словы" Кириллы Туровского, памятники древнерусской культуры "Повесть временных лет", "Ипатьевская летопись", "Слово о полку Игореве" (конец 12 в.) поражает не только литературным достоинством, но и пронзительной силой любви к отечеству. Это дает возможность говорить о высоких идеалах воспитания в Древней Руси.

В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Руси снизился. В упадок пришло "учение книжное". Огню и мечу подверглись многие монастыри – очаги просвещения. В 1240 был сожжен Киев центр Древней Руси. Во многих городах гибли культурные ценности, горели книги, были угнаны в полон умельцы, мастера грамоты, книжники.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.015 с.)