Педагогические взгляды и деятельность С. Полоцкого 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические взгляды и деятельность С. Полоцкого



Симеон Полоцкий (1629-1680) Самуил Гаврилович Петровский- Ситниянович, имя получил тогда, когда принял монашевство, а фамилию такую приобрел в Москве. Родился в Полоцке, там же получил начальное образование, затем учился в Киевской братской коллегии, в Виленской иезуитской коллегии. Несколько лет работал в Полоцке в братской школе. Свою жизнь делит на два периода: русский и белорусский. В 1660г. с группой своих учеников ездил в Москву к русскому царю с просьбой не допустить поляков на Беларусь.Царь не пообещал помощь, но человек этот ему пригля нулся и когда Полоцк был занят польскими войсками, С. Полоцкий уезжает в Москву (1664г.), его хорошо принимает царь Алексей Михайлович. При содействии царя открывает при Спасском моностыре дипломатическую школу, с 1667 учит детей царя (Алексея, Федора и Софью), наблюдает за воспитанием Петра. В Кремле была открыта типография, которой руководил С. Полоцкий. Издает ряд книг "Тестомент Василия царя Греческого", "Псалтырь"(переложенный в стихотворную форму)," Букварь" с "Предисловием к юношам учиться хотящим". Написал сборники стихов "Вертоград многоцветный", "Рифмологион"и др, которые посвещены воспитанию и обучению.

Педагогические идеи С. Полоцкого.

Педагогические идеи формировались под влиянием народной педагогики, практической работы братских школ, западноеропейской педагогики.

• Основную роль в формировании взглядов и привычек ребенка играют воспитание и среда, родители и учителя.

• Целенаправленность в воспитании;

• Вся будущая жизнь человека и его поведение зависят от воспитания полученного в детстве;

• Большую роль отводил книгам, влияние искусства и литературы на воспитание;

• Говорил о повышении профессионального уровня учителей и обучению педагогическим знаниям родителей;

16. Я.А. Коменский как основоположник системы традиционного обучения («Великая дидактика»). Возрастная периодизация и система школ. Дидактические принципы и содержание воспитания.

Личный жизненный опыт и научно-философские воззрения нашли отражение в созданной Я.А. Коменским теории и практике образования. Он критически осмыслил и систематизировал педагогическое наследие прошлого и, дополнив его собственными убеждениями, центральное место среди которых занимала «пансофическая» идея «обучать всему всех со всех точек зрения», впервые в истории сумел дать стройное научное обоснование сущности, принципам и методам обучения, наиболее полно изложив всё это в своём главном труде «Великая дидактика».Я.А. Коменский считал дидактику «душой и сердцем» педагогики, и потому в своих работах большое внимание уделял общепедагогическим основам обучения, которые можно свести к трём базовым принципам:

1)Природосообразность организации и характера обучения («точный порядок школы надо заимствовать от природы»).

2) Воспитывающий характер обучения («никто не может сделаться образованным без воспитания»).

3) Связь обучения с реальной практической жизнью (нужно «чтобы всё, что делается, делалось разумно и подготовляло дорогу дальнейшим серьёзным трудам»).

Дидактические принципы: сознательность, наглядность, последовательность, систематичность, «легкость» и прочность усвоения знаний. Все они легли в основу созданной им классно-урочной системы обучения.

Возрастная периодизация по Я. А. Каменскому:

* Первый период жизни от рождения до 6 лет – это детство. Оно характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств. В это время ребёнок, по Я.А. Коменскому, должен воспитываться, в так называемой, «Материнской школе».

*Второй период – от 6 до 12 лет – именуется отрочеством. Для него характерно развитие памяти и воображения с их исполнительными органами – языком и рукой. В этом возрасте Я.А. Коменский рекомендует посещать элементарную школу родного языка. В ней, под руководством учителя, ребёнок осваивает чтение, письмо, арифметику, начала геометрии, географии, природоведения, а также знакомится с различными ремеслами. Кроме этого, важное место отводится изучению Священного писания.

*Период от 12 до 18 лет – это юность. Помимо указанных выше качеств, на данном отрезке жизни растущего человека активно развиваются его мыслительные способности. А потому юношам, согласно Я.А. Коменскому, следует посещать латинскую школу, где наряду с латынью они постигают традиционные «семь свободных искусств», а также историю, географию и естествознание.

*С наступлением 18-летия наступает период «возмужалости» и четвёртая, завершающая ступень обучения – Академия. Я.А. Коменский не останавливается подробно на формах организации и содержании образования в данном высшем учебном заведении. Скорее всего, они предполагались быть похожими на университетские.

Система школ: Внедрив в школьную практику классно-урочную систему, Я.А. Коменский, ввёл понятие учебного года с делением на четверти и каникулами; установил порядок приёма детей в школу только до периода начала занятий; определил организацию учебного дня: 4 урока в школе родного языка, и 6 уроков в латинской; дал рекомендации по организации и проведению урока, определив его структуру (опрос пройденного, объяснение нового материала и его закрепление); написал ряд учебников, наиболее известными из которых являются «Открытая дверь языков и всех наук» и «Мир чувственных вещей в картинках».

Содержание воспитания: развитие у детей скромности, послушания, благожелательности к другим людям, опрятности и аккуратности, вежливости, почтительности к старшим, трудолюбие. Средствами нравственного воспитания Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении (в частности, в воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек. Одно из самых больших мест в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье, роли матери и отца. Стараясь поддерживать в своих учениках живость, свойственную детскому возрасту, Коменский вместе с тем и требовал от них дисциплины. Следует поддерживать дисциплину «хорошими примерами, ласковыми словами, и всегда искренним и откровенным благорасположением».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.130.165 (0.007 с.)