Вопитание в условиях первобытнообщинного строя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопитание в условиях первобытнообщинного строя.



Воспитание как целенаправленный и самостоятельный процесс берет свое начало в тот исторический период развития человеческого общества, когда с разделением труда происходит обособление до ранее проявлявшей себя стихийно функции передачи опыта прошлых поколений новым. Так родилась одна из древнейших профессий, связанная с образованием и воспитанием детей – профессия педагога, учителя, воспитателя.

Цели и задачи обучения и воспитания подрастающего поколения в древние времена, как и в последующие исторические эпохи, определялись общественно-экономическими факторами.

В дородовом обществе люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Охота, борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия. Дородовое общество делилось на 3 возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики.

Основной целью системы обучения потомства было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам отдельной личности, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями. Ребенок воспитывался и обучался в процессе деятельности старыми людьми.

Одной из главных форм воспитания были нелегкие и даже часто мучительные испытания (вроде выбивания зубов) – возрастные инициации (лат. – совершение таинств; посвятительные обряды в первобытном обществе, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин), которые являлись необходимым условием того, чтобы подростки могли быть признаны полноправными членами родового общества. Старейшины знакомили их с правами и обязанностями в данном роде и племени, рассказывали мифы, повествующие об их истории. Старые женщины в период инициации прививали девушкам навыки ведения домашнего хозяйства, ухода за маленькими детьми и больными стариками. Завершались инициации обрядовым посвящением всех юношей и девушек во взрослые члены рода.

Но этнографы пришли к выводу, что такая система воспитания, основанная на испытаниях и обряде посвящения, применялась не во всех племенах. В некоторых из них старшие дети – подростки и юноши заботились о младших, учили их правильной речи, плаванию и т. д. С восьми-девяти лет мальчики участвовали вместе с отцами в охоте, а девочки помогали матерям вести домашнее хозяйство. Постепенно в таких делах и

занятиях, без каких-либо специальных испытаний, дети становились полноправными членами родовой общины, взрослыми.

Определенное место в первобытном воспитании занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов рода и племени – охоту, рыбную ловлю и др. Заметно проявляются элементы свободного воспитания, ненасильственной педагогики.

На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающего поколения – дома молодежи (или лагеря молодежи), отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, посвящениям. Вырабатывалась программа обучения: объем знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д.; для девушек – домоводство, плетение, ткачество, гончарные работы.

Предусматривалась физическая, ритуальная и социально-нравственная подготовка. В качестве запоминания текста – песнопение, движения танца, повторение. С целью запоминания информации или закрепления практического навыка начали использовать специальные приемы – повторение сопровождалось каким-либо болевым ощущением (ударом, уколом). Выделилась категория лиц, посвятивших себя обучению подрастающего поколения.

На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многообразный и плановый характер. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Осуществление воспитания особыми людьми, расширение и усложнение его содержания и программы испытаний, которыми оно завершалось, свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности.

В период разложения первобытного общества возник индивидуальный брак. Семья стала одним из важнейших общественных явлений, к ней перешли функции воспитания детей. Семейное воспитание стало массовой формой воспитания.

Появившиеся господствующие группы населения (жрецы, вожди, старейшины) стремились отделить умственное образование от обучения занятиям, требующим физического напряжения. Для об учения знаниям (обмер полей, приемы лечения людей и т. д.) создавались специальные учреждения (школы), которые использовались для укрепления власти вождей.

3.Развитие образовательных систем и педагогической мысли в странах Древнего Востока.

Приблизительно в IV тысячелетии до н. э гос-во Междуречье. Здесь успешно развивались математика, астрономия, агротехника, была создана оригинальная письменность, культура, существовала даже система нотной записи. Почти в каждом городе Междуречья были школы, организовывавшиеся при храмах, и уже к 6 тысячелетию до н. э. число школ в Междуречье было значительным. По-шумерски школа называлась «эдубба» – «дом табличек» – и предназначалась прежде всего для подготовки писцов.

Школы открывались при храмах и дворцах, их посещали мальчики, девочки могли научиться письму дома у своего отца. Образование, получаемое в «домах табличек», давало возможность занимать управляющие посты. Ученики делились на младших и старших «детей эдуббы», обучение вел «старший брат» – учитель и контролировал «отец школы» – директор. Зарождались новые методы обучения – беседа, разъяснение, спор.

Первые школы в Древнем Египте появляются в 6 тысячелетии до н. э. Они были небольшими по числу учеников, за обучение в них взималась высокая плата. Школу посещали в основном мальчики из семей чиновников, жрецов, землевладельцев, зажиточных граждан, девочки чаще обучались дома. Обучение было индивидуальным. На начальном этапе обучения дети учились считать, читать и писать, на втором этапе происходила дифференциация: одни изучали музыку, литературу, грамматику, другие осваивали математику, третьи – основы ведения хозяйственной деятельности. В III тысячелетии до н. э. в Древнем Египте возникает институт семейной школы, при котором сын наследовал пост своего отца.

 В Древней Индии обучение носило семейно-школьный характер, причем роль семьи была доминирующей. В Индии сложилась особая кастовая система общественного устройства. Вплоть до V в. до н. э. в период индуизма воспитание и обучение в Древней Индии основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы органично вписаться в свою касту. Таким образом, воспитательный идеал имел различия в зависимости от касты: для брахманов (жрецов) необходимо было воспитание праведности и чистоты помыслов, для кшатриев (воинов) – формирование смелости и мужества, для вайшьев (крестьян) требовалось развитие трудолюбия, для шудры (слуг) предусматривалось воспитание послушания и исполнительности.

Мальчики начинали обучение в 7–8 лет, их посвящение в ученики проходило в форме обряда упанаямы, но обучение чтению и счету начиналось за несколько лет до него. Начиналось обучение у учителя, отношения которого с учениками складывались по модели «отец – дети»: ученики жили в доме у учителя, во всем повиновались и почитали его. На начальной ступени дети получали образование в семье. В конце I тысячелетия до н. э. в Древней Индии возникает буддизм, который способствует распространению образования и сосуществует с индуизмом.  Во II–VI вв. произошло возрождение индуизма, в результате чего образование приобрело практическую направленность. Сложилась двухступенчатая система образования: начальные школы (толь), где обучали счету, чтению и письму на санскрите и местных языках, и средние школы (аграхар), в программу обучения которых входили география, математика, языки, врачевание, скульптура, живопись и т. д.

Традиции обучения в Древнем Китае базировались на опыте семейно-общественного воспитания. В основе школьного обучения лежало почитание старших, наставник воспринимался как второй отец. Первые школы в Древнем Китае появились в Ш тысячелетии до н. э.Во II тысячелетии до н. э. школу посещали в основном дети состоятельных людей, главной целью школы было стремление научить их пользоваться иероглифическим письмом.

+Наибольшее влияние на развитие школы и педагогики в Древнем Китае оказало учение Конфуция (551–479 до н. э.), в котором особое внимание уделялось нравственному самосовершенствованию личности. Конфуций считал воспитание и образование необходимыми условиями развития общества. Идеалом воспитания, по Конфуцию, считается осознание человеком своего места в обществе и овладение «шестью искусствами» – церемониалом, музыкой, стрельбой из лука, ездой в колеснице, письмом и счетом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.008 с.)