Взаимосвязь и влияние религиозных и правовых норм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь и влияние религиозных и правовых норм



 

Религия представляет собой веру, особый взгляд на мир, совокупность обрядово-культовых действий, а также объединение верующих людей в определенную организацию, которые вытекают из убежденности в существование той или другой разновидности сверхъестественного.

Право и религия представляют собой важные аспекты человеческой культуры, выступают в тесном взаимодействии, характер которого основывается на конкретно-исторических условиях и социально-классовой структуре общества.

Существенное значение имеет определение факторов взаимодействия права и религии, так как, несмотря на различные цели и формы их существования, они представляют собой ценностно-нормативные системы, основу регулирования общественных отношений. Степень взаимовлияния права и религии в отдельном государстве зависит от различных факторов: исторических, социально-политических, особенностей менталитета и других.

Несмотря на светский характер современного российского государства, нельзя не заметить значительную степень влияния религиозных норм на становление в нашей стране ряда правовых институтов в их современном виде.

В связи с сохранением регулятивного потенциала религии в современном обществе высказываются предложения о взаимодействии Российского государства и церкви в правовом пространстве, восстановлении «симфонии государства и церкви», заключении между ними особых договоров - конкордатов[14]. А.А. Гайдеров полагает, что такое сочетание «может способствовать как государственному, так и правовому возрождению России», хотя каждая из сторон, как признает автор, преследует свои цели[15].

В настоящий момент взаимодействие между государством и религиозными организациями формально осуществляется на основании конституционного принципа светского государства, при котором все религии равноудалены от государства (ст. 14 Конституции РФ). Построение особых отношений между Российским государством и, например, православной церковью на основе конкордатов логически потребует заключения аналогичных договоров с представителями других вероисповеданий (мусульманами, иудеями, буддистами и др.). С учетом того что только в исламе насчитывается большое количество различных религиозных направлений, а мусульманские религиозные организации в России не имеют единой, централизованной структуры (в отличие от Русской Православной Церкви), такой подход пока реализовать невозможно.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» предоставляет религиозным организациям право действовать в соответствии со своими внутренними установлениями в случае их непротиворечия законодательству РФ (п. 1 ст. 15); только в этом случае государство обязуется уважать данные внутренние установления (п. 2 ст. 15).

В Российской Федерации сложилась тенденция, вызванная тем, что, во-первых, новые конституционные нормы формировались под воздействием международно-правовых стандартов, во-вторых, в конце XX в. во всем мире начался рост религиозности, сопровождающийся постепенным становлением нового «типа» верующего - человека, обладающего высоким уровнем образования, рефлексии, но остро нуждающегося в нравственных ориентирах в бесконечных информационных потоках[16].

А.В. Малько считает: «Источники антагонизма между нормами права и религии взаимосвязаны со следующими обстоятельствами. Во-первых, неравномерностью формирования и корректировками норм религии и права, недостаток у религиозного урегулирования коренных методов изменения действующих религиозных правил поведения. Во-вторых, характеристиками сущности самих правовых норм. Религиозные нормы в значительной мере применяют запреты и обязанности, а в наименьшей - разрешения; демократизация общества указывает на углубление сферы дозволенного в законодательном урегулировании социальных отношений».[17]

Анализ соотношения религии и права позволяет заключить, что, несмотря на ключевую роль права как социального регулятора, оно регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, образуя целостную систему социального регулирования.

Взаимодействие правовых и религиозных норм имеет глубокие исторические корни. Степень их соотношения различна в разных правовых семьях, цивилизациях, а также в мировых религиях. Как правило, в государствах, принадлежащим индусской и мусульманской правовым семьям, соотношение права и религии является устойчивыми в силу тесной связи между господствующей религией и существующей правовой системой. Право и религия в таких правопорядках являются взаимодополняющими элементами. Так, право закрепляет государственный статус религии, а религия одобряет существующий в обществе правопорядок. В тех случаях, когда государственное право зиждется на господствующей религии, понятия греха и преступления часто являются тождественными. Государство активно участвует в решении религиозных проблем.

В результате исторического развития государств, принадлежащих к романо-германской правовой семье, отчетливо проявляется тенденция к обособлению права и религии друг от друга. Отметим, что при нормальном течении общественных процессов указанные социальные регуляторы не противостоят друг другу, а осуществляют определенное взаимодействие. Даже в современных условиях невозможно исключить связь религиозных и правовых норм, так как они в процессе своего взаимодействия позволяют решить ряд стоящих перед обществом задач.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.004 с.)