Положение религиозных организаций в светском государстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положение религиозных организаций в светском государстве



 

С древних времен руководство религиозных объединений были активными участниками социально-политических процессов. Вместе с этим, чаще всего, играли роль значимых субъектов, которые способны внести собственный вклад в регулировании спорных вопросов между разными социально-политическими структурами.

Закономерным процессом подобного положения было углубление противоречий с главой государства, так как духовные лидеры стремились к влиянию на государственную власть. В связи с этим лицам, определяющим уровень утверждения решений стратегических и определения последующего направления общественно-политического, культурного, экономического развития государства, приходилось принимать во внимание интересы церкви, например, во времена Крестовых походов,Тридцатилетней войны, Столетней войны и т.п.

Графом С. Уваровым во время правления Николая I была сформирована всеобъемлющая теория официальной народности, оформившая неизменность самодержавного правления в виде абсолютного единства: 1) православной религии; 2) самодержавной формы правления; 3) народности. На государственном уровне устанавливалось особое положение православия, что стало причиной активности института церкви во всех государственных инициативах. Во времена конфликтов (голода,мятежей, войн, революции)для того чтобы ответить на имеющие интерес вопросы, на бессознательном и подсознательном уровне население обращалось к православной религии и церковным служителям. Церковная организация имела общепризнанное значение; возникли разные концепции, которые утверждали, что духовная организация несла важную роль в развитии российской нации, духовно-патриотических ценностей, культурно-исторического наследия и т.п. [8]

 

В литературе отмечается: «В современном мире, в ситуации широкого транзита демократических ценностей, число разногласий между религиозной и светской властью не стало меньше. Вместе с тем, во время общественно-политических кризисов светские и религиозные деятели осуществляли усилия на время кризисов не принимать во внимание на общественно-политические противоречия. Церковная организация вместе с государственными структурами власти совместно вели борьбу с разными ересями, сектами (альбигойцы, монтанизм, арианство) и революционными настроениями в обществе.

Результатом распространения глобализации выступает трансформация современных мировых религий. Вопреки тому, что широко распространены секуляристские ценности, однако, фактор религии и в настоящее время значимо воздействует на политические решения многих недемократических и демократических государств: Великобритания, США, Саудовская Аравия,Греция, Россия, Чили и т.д. [9]

В течении столетий церковь применяла разнообразные методы коммуникации с социумом и государством. В мировой практике сформировалось несколько видов отношений, из которых более оптимальной для сторонников церкви сохраняется теория «симфонии властей». Стала господствующей в силу того, что светская власть всегда обращала внимание к православной традиции, а деятели духовенства к российской государственности; выступающие за стабильное развитие политического устройства который существует, и отстаивалась концепция о разграничении сфер влияния. В компетенциях государства выступает  формирование политикой сферы, а церковной – духовная сфера. [10]

Достаточно часто те или иные вопросы деятельности религиозных организаций выступают предметом рассмотрения Конституционного Суда, в частности, решение Конституционного Суда РФ от 3 ноября 2020 г. № 45-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 5.26 КоАП Российской Федерации и п. 8 ст. 8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных организациях» вследствии с жалобой религиозного объединения Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) «Слово жизни» Долгопрудный» [11] (приложение 1).

Особенности конфигурации взаимоотношений между государством и религиозными структурами непосредственно влияют на процедуру возникновения и предпосылки функционирования последних. Организационно-правовые формы тут могут быть разнообразными: ими являются или некоммерческие организации (организации которые занимаются благотворительностью, объединения, фонды, ассоциации, трасты), или специально установленные организационные формы (общины конфессиональные, культовые ассоциации, религиозные организации).

Таким образом, историко-правовой материал позволяет выявить сложившуюся традицию в конституционно-правовом понимании светского государства в России. Его основными характеристиками являются: отсутствие государственной религии, отделение от государства всех религиозных организаций, нейтральное отношение государства ко всем религиозным объединениям, неучастие религиозных организаций в политической жизни, гарантированность и реализация свободы совести как верующим, так и атеистам, равенство религиозных организаций, верующих и неверующих перед законом, отсутствие дискриминации в зависимости от отношения к религии[12].

В нашей стране с приходом к власти В.В. Путина произошли определенные изменения в государственно-конфессиональных отношениях.

 

В социально-политическом развитии изменилось положение Русской православной церкви достаточно существенно, так как, в период когда президентом был Б.Н. Ельцин, политическая элита целенаправленно вступала за взаимодействие с представителями духовенства. Органы государственной власти стали больше акцентировать на церковных запросах, что способствовало активизации Русской православной церкви во всех областях деятельности общества. Стали сопровождаться многие светские мероприятия разными религиозными ритуалами.

Исследователи увидели в этих отношениях, попытку возврата к цезаропапистской традиции совместной деятельности между государством и православной церковью. [13]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.006 с.)