Предметы снабжения, их назначение и размещение в шлюпке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметы снабжения, их назначение и размещение в шлюпке.



 

В комплект шлюпки входят предметы снабжения, необходимые для ее нормальной эксплуатации.

 

На рисунке:


1 – флажки семафорные и ответный вымпел в чехле;

2 – киса;

3 – кормовой флаг в чехле;

4 – мат шпигованный;

5 – нож со свайкой;

6 – прямой румпель;

7 – изогнутый румпель;

8 – шлюпочный компас;

9 – отпорный крюк длинный со штертом;

10 – отпорный крюк короткий со штертом;

11 – вёсла;

12 – уключина со штертом;

13 – воронка;

14 – сорлинь с кнопом для руля;

15 – кранец мягкий;

16 – спасательный жилет;

17 – штормовое платье;

18 – носовой фалинь;

19 – кормовой фалинь;

20 – рангуот с парусом в чехле;

21 – якорный канат (дректов) в бухте;

22 – адмиралтейский якорь (дрек) со складным штоком;

23 – топор со штертом;

24 – свайка;

25 – фонарь аккумуляторный;

26 – гоночный номер;

27 – лейка;

28 – парусиновый чехол со шлюпочной сигнальной книгой;

29 – трёхцветный фонарь;

30 – остропленный анкер на ростр-блоке;

31 – парусиновое ведро;

32 – нагель;

33 – фонарная стойка с кронштейном.


 

 

Весло – вальковое. Изготовляется из ясеня, бука или сосны (последнее клееное). Части весла: рукоять, валек, веретено, лопасть. Для защиты от намокания и растрескивания весло покрыто олифой. Место упора весла в уключине обшито кожей. Конец лопасти имеет латунную оковку. Длина весла – 3,9 м. Шесть основных и два запасных весла укладываются на банки по бортам лопастями на нос.

 

На рисунке:

1 – рукоять; 2 – валёк; 3 – кожа; 4 – веретено; 5 – лопасть; 6 – оковка.

 

 

Уключина – металлическая развилка для упора весел при гребле. Шесть уключин вставляются в отверстия на подуключинах и крепятся штертами к подлегарсам или шпангоутам. Одна уключина хранится как запасная. Штерты к уключинам и другим предметам снабжения изготовляются из бельного троса окружностью 18 мм.

 

Отпорный крюк служит для задержки шлюпки при швартовке и отталкивания при отходе. Части отпорного крюка: металлический крюк, деревянный шток и его утолщение – клот. Шток изготовляется из дуба. Размеры его таковы, что при падении в воду крюк не тонет. На шлюпке два крюка: один длиной 2,5 м, другой 1,5 м. Длинный крюк через каждые 25 см окрашен в черный и белый цвет и может использоваться для измерения глубины. Короткий не окрашивается. Хранятся крюки у бортов на веслах (длинный – слева, короткий – справа), а после отхода шлюпки от борта корабля кладутся на рангоут (короткий – крюком в нос, длинный – крюком в корму).

 

Нагель – металлический стержень с рукояткой. На шестивесельном яле два нагеля: один служит для крепления наметки, другой – фала. Вставляются в отверстия мачтовой банки. Штерты нагелей прихватываются к пиллерсу банки.

 

Якорь (дрек) служит для удерживания шлюпки на месте. Имеет две лапы, веретено, укладывающийся шток и скобу. Хранится в сложенном виде (шток прикладывается к веретену и прихватывается двумя штертами) между мачтовой и носовой банками и прихватывается двумя штертами к кильсону. Вес якоря 20 кг.

 

Якорный канат (дректов) изготовляется из пенькового смоленого троса окружностью 50 мм. Хранится свернутым в бухту под носовым решетчатым люком. Чтобы бухта не распускалась, ее в четырех местах связывают штертами. Длина якорного каната 60 м.

 

Анкерок – дубовый бочонок емкостью 25 л, предназначенный для хранения пресной воды. К пробке анкерка снизу прикреплен на цепочке ковшик. Два анкерка (каждый на четыре человека) устанавливаются в диаметральной плоскости шлюпки на специальных подставках – анкер-блоках – и крепятся к рыбинам штертами.

При авариях анкерки могут использоваться как спасательные средства. На этот случай их нужно остропить – взять два линя и втугую обтянуть по окружности, срастить концы каждого, а затем оба линя скрепить между собой двумя поперечными стропками, за которые можно держаться, находясь в воде.

 

Воронка используется для наполнения анкерков водой.

 

Парусиновое ведро и лейка служат для удаления воды из шлюпки. Ведро хранится под носовым решетчатым люком, две лейки – под кормовым сиденьем.

 

Мат шпигованый размером 300х500 мм изготовляется из пеньки и манильского троса. Служит для вытирания ног. Два мата укладываются в шлюпке: один – в носу на рыбине, другой – в корме на люке.

 

Топор предназначен для ремонта корпуса и предметов снабжения шлюпки. Хранится под носовым решетчатым люком и прихватывается штертом к подлегарсу.

 

Кранец мягкий служит для предохранения борта от повреждения при швартовке. Диаметр кранца – 125 мм. Четыре кранца (по два на борт) хранятся на рыбинах в районе уток.

 

Фалинь – конец бельного растительного троса окружностью 50 мм. Носовой фалинь, ввязываемый в рым форштевня (12 м), хранится на носовом решетчатом люке; кормовой фалинь, ввязываемый в рым ахтерштевня (8 м), хранится на кормовом сиденье в свернутом виде.

 

Фонарь трехцветный имеет в середине корпуса белое стекло, слева – красное, справа – зеленое. Источником света служит керосиновая или масляная лампа. Фонарь белый – аккумуляторный. Оба фонаря служат для обеспечения безопасности плавания шлюпки в темное время суток. Трехцветный фонарь надевается двумя скобками на кронштейн специальной фонарной стойки, устанавливаемой в носу шлюпки. Хранятся фонари в специальном ящике под загребной банкой. Фонарная стойка хранится на банках с левого борта.

 

Военно-морской флаг изготовляется из специальной шерстяной ткани (флагтуха), флагшток – из дерева. При движении под парусом флаг, свернутый вокруг флагштока, помещается в парусиновый чехол и укладывается на весла с правого борта. При движении на веслах флагшток с укрепленным на нем флагом вставляется в обойму на транце и в гнездо на кормовом сиденье шлюпки.

 

Гоночный номер – фанерная доска размером 40 на 40 см на деревянном штоке длиной 130 см. На черном фоне доски с обеих сторон накрашен белой краской номер шлюпки. Этот номер соответствует номеру на парусе. При движении шлюпки на веслах гоночный номер вставляется в отверстие для фонарной стойки.

 

Румпель – рычаг для перекладки руля. При управлении шлюпкой на веслах используется изогнутый румпель, при управлении под парусами – прямой. Оба румпеля хранятся между заспинной и транцевой досками и штертами прихватываются к пиллерсу деревянной кницы.

 

Пробка (ввертывающаяся) закрывает отверстие в днище шлюпки. Цепочкой пробка крепится к кильсону.

 

Киса – парусиновый мешок, в котором хранятся мотки ниток и линя, игла, куски парусины, такелажный нож и свайка, необходимые для работы с тросами. В кисе хранятся также запасная уключина, воронка, ответный вымпел и семафорные флажки. Киса крепится к рыму кормового цепного подъема.

 

Шлюпочный чехол изготовлен из специальной парусины, скроен по обводам шлюпки и имеет в носовой и кормовой части разрезы, а по бортам – пришитые куски парусины (ушки). Вдоль кромок разрезов и на ушках пробиты отверстия – люверсы, в которые с одного борта заделываются штерты. Чтобы чехол не провисал, и в нем не скапливалась вода, между форштевнем и ахтерштевнем натягивают леер с талрепом, который крепится в носу за галсовый гак, а в корме – за фасонный обушок. Чехол кладется на леер и с помощью штертов обтягивается и крепится к шлюпке. При спуске шлюпки на воду шлюпочный чехол аккуратно свертывается и оставляется на корабле (берегу).

 

Рангоутный чехол сшит из той же парусины. Хранится он вместе с парусом на банках в диаметральной плоскости шлюпки, а при постановке парусов – на кормовом решетчатом люке.

 

Компас шлюпочный необходим для удержания шлюпки на курсе при движении в тумане, ночью или вне видимости берегов. Хранится под загребной банкой в специальном ящике.

 

Ответный вымпел представляет собой усеченный красный флаг с белым кружком, посредине. Ткань – флагтух, шток – деревянный. Вместе с двумя красными семафорными флажками служит для сигналопроизводства. Порядок пользования изложен в Шлюпочной сигнальной книге.

 

Шлюпочная сигнальная книга используется при переговорах шлюпки с кораблями, постами наблюдения и связи и другими шлюпками, а также является пособием по управлению шлюпкой в различных условиях. Хранится в парусиновом чехле с лямкой.

 

Комплект дождевого платья состоит из куртки, брюк и головного убора. Дождевое платье аккуратно свертывается и подвешивается на штертах под банками в тех местах, где сидят гребцы (по комплекту на каждого). Для этого снизу в банки ввернуты специальные обушки.

 

Спасательный пояс изготовлен из двух слоев парусины и пенопласта (или крошеной пробки). Может быть заменен спасательным жилетом. Количество соответствует численности команды. Хранится по бортам шлюпки под банками.

 

Морские карты (в пеналах), прокладочный инструмент, средства радиосвязи, продовольствие и другие необходимые предметы берутся на шлюпку в случае необходимости.

 

На рисунке показано типовое расположение предметов шлюпочного снабжения:


1 – мачта;

2 – паруса с рейком в чехле;

3 – якорь (дрек);

4 – руль;

5 – ящик для компаса;

6 – анкерок;

7 – ведро парусиновое;

8 – фонарь трёхцветный;

9 – фонарь переносной аккумуляторный;

10 – весло вальковое;

11 – крюк отпорный длиной 2,5 м;

12 – крюк отпорный длиной 1,5 м;

13 – лейка;

14 – киса;

15 – топор;

16 – воронка;

17 – кранец мягкий;

18 – мат шпигованный;

19 – флагшток с флагом;

20 – якорный канат (дректов).


 

 

Устройство парусов ЯЛ-6.

 

Общий вид

 

Шестивесельный ял имеет одномачтовое рейковое разрезное парусное вооружение, основными частями которого являются рангоут – мачта и реек, паруса – фок и кливер, стоячий такелаж – снасти для поддержания рангоута, бегучий такелаж – снасти для подъема и управления парусами.

 

 

На рисунке:


1 – флюгарка;

2 – флаг;

3 – задний нок-бензельный угол фока;

4 – нок рейка;

5 – реек;

6 – шкала;

7 – слаблинь;

8 – люверс;

9 – бензельный угол фока;

10 – ракс-бугель с гаком;

11 – бугель с обушками;

12 – фал;

13 – третная стропка;

14 – мачта;

15 – бензельный угол кливера;

16 – полубензель;

17 – передний нок-бензельный угол кливера;

18 – верхняя шкаторина фока;

19 – передняя шкаторина фока;

20 – задняя шкаторина кливера;

21 – верхняя шкаторина кливера;

22 – передняя шкаторина кливера;

23 – кренгельс для переноса шкотов;

24 – галсовый угол кливера;

25 – кливер-галс;

26 – галсовый гак;

27 – нижняя шкаторина кливера;

28 – банты;

29 – бугель с гаком;

30 – фока-галс;

31 – галсовый угол фока;

32 – кливер-шкот;

33 – нижняя шкаторина фока;

34 – шкотовый угол кливера;

35 – риф-штерты;

36 – риф-банты;

37 – боуты;

38 – фока-шкот;

39 – шкотовый угол фока;

40 – задняя шкаторина фока;

41 – ликтрос.


 

Парус изготовляют из лучших сортов парусины, имеющей специальную водоупорную пропитку. Разрезной парус состоит из двух парусов – фока и кливера, имеющих форму неправильных четырехугольников площадью 14,6 и 5,8 кв.м.

Паруса сшиты из отдельных полотнищ двойным швом. Передняя, задняя, верхняя и нижняя кромки парусов, называемые шкаторинами, окантованы тросом особого пологого спуска – ликтросом. Ликтрос пришивается к лицевой стороне паруса целым концом и имеет только один сплесень, располагаемый в месте, где парус испытывает наименьшее напряжение – вверху.

Углы парусов при их работе испытывают наибольшее натяжение и поэтому дополнительно укреплены кусками парусины – бантами и полосами из парусины – боутами, нашитыми с обеих сторон паруса. Банты могут быть в форме квадрата, трапеции, прямоугольника. Боуты – в виде полос.

Верхний передний угол фока и верхний задний угол кливера называются бензельными. Верхний передний угол кливера называется передним нок-бензельным углом, задний верхний угол фока – задним нок-бензельным углом. Передние нижние углы фока и кливера называются галсовым, а задние – шкотовыми.

 

По всей длине верхней шкаторины фока и кливера пробиты отверстия – люверсы, которые для прочности по краям обметаны ниткой или окованы латунью. Через люверсы, расположенные у верхних углов паруса, вяжутся полубензели, которыми парус растягивается по рейку; через остальные люверсы продет слаблинь, прихватывающий парус к рейку по всей длине верхней шкаторины.

 

На рисунке:


1 – ликтрос;

2 – слаблинь;

3 – третная стропка;

4 – ракс-бугель;

5 – фал;

6 – полубензель.


 

 

В нижней части паруса параллельно нижней шкаторине пробиты у фока два ряда, а у кливера один ряд люверсов, через которые пропущены короткие (до 60 см) отрезки линя – риф-штерты, служащие для уменьшения площади парусов в свежую погоду. Риф-штерты крепятся к парусу с помощью узлов, завязанных на риф-штертах с обеих сторон паруса вплотную к нему. Для прочности в районе люверсов с обеих сторон паруса нашиты риф-банты.

 

Рис. Закрепление риф-штертов:

1 – парус; 2 – риф-бант; 3 – узел; 4 – риф-штерт

 

 

К шкаторине заднего нок-бензельного угла фока пришит военно-морской флаг, а под ним – флюгарка размером 30х50 см. Поверх бантов к парусине заднего нок-бензельного угла с обеих сторон пришиты четырехугольные отрезки парусины размером 30х30 см, на которых черной краской написан цифровой позывной (номер) шлюпки.

Все нижние утлы паруса для крепления галсов и шкотов имеют кренгельсы – петли из троса, в которые введены металлические оцинкованные круглые коуши, предохраняющие кренгельсы от перетирания. Кренгельсы имеются также на уровне риф-штертов и служат для переноса галсов и шкотов при взятии рифов.

 

Галсы служат для обтягивания и крепления галсовых углов паруса и изготовляются из растительного троса окружностью 25 мм. Галс фока называется фока-галсом, галс кливера – кливер-галсом. Фока- и кливер-галсы имеют длину 125 см.

Шкоты служат для управления парусами и изготовляются из троса окружностью 30 мм. Они крепятся серединой к кренгельсам шкотовых углов и в зависимости от паруса называются фока - шкотами или кливер-шкотами. Фока-шкоты имеют длину 15 м, кливер-шкоты – 9м.

 

На рисунке – крепление кренгельса к парусу:


1 – ликтрос;

2 – бант;

3 – полотнище;

4 – люверс;

5 – кренгельс;

6 – коуш;

7 – обшивка ликтроса (хлопчатобумажные нитки).


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.068 с.)