I. Тактические характеристики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Тактические характеристики



Оглавление

 

Вопросы для зачета. 2

1. Назначение шлюпок. 3

2. Классификация шлюпок. 3

3. Основные ТТХ Ял-6. 4

4. Устройство продольного и поперечного набора шлюпки. 6

5. Обшивка корпуса яла. 8

6. Металлические и дельные детали шлюпки. 9

7. Предметы снабжения, их назначение и размещение в шлюпке. 12

8. Устройство парусов ЯЛ-6. 15

9. Назначение и устройство рангоута. 17

10. Бегучий и стоячий такелаж. 19

11. Конструкция весел. 20

12. Пригонка и уравновешивание весел. 20

13. Посадка (выход) в шлюпку. 21

14. Командные слова и действия гребцов на веслах. 21

15. Правила поведения в шлюпке. 24

16. Правила поведения в шлюпке под парусом. 24

17. Действия при опрокидывании шлюпки. 25

18. Правила безопасности на воде. 25

19. Морские узлы и их применение. 25

20. Уход, хранение, ремонт, покраска яла. 29

21. Устройство руля и его действие на шлюпку. 32

22. Наименование ветров действующих на ял. 33

23. Действия гребцов при постановке и спуске паруса. 34

24. Правила и действия гребцов при взятии рифов. 38

25. Понятие о действии ветра на парус. 38

26. Правила буксировки, меры безопасности. 42

27. Поворот оверштаг. 43

28. Поворот через фордевинд. 44

29. Оказание помощи утопающему. Доврачебная помощь. 45

Источники. 48

 


 

Вопросы для зачета

 

  1. Назначение шлюпок.
  2. Классификация шлюпок.
  3. Основные ТТХ ЯЛ-6
  4. Устройство продольного и поперечного набора шлюпки.
  5. Обшивка корпуса яла
  6. Металлические и дельные детали шлюпки
  7. Предметы снабжения, их назначение и размещение в шлюпке.
  8. Устройство парусов ЯЛ-6.
  9. Назначение и устройство рангоута.
  10. Бегучий и стоячий такелаж.
  11. Конструкция весел.
  12. Пригонка и уравновешивание весел.
  13. Посадка (выход) в шлюпку.
  14. Командные слова и действия гребцов на веслах.
  15. Правила поведения в шлюпке.
  16. Правила поведения в шлюпке под парусом.
  17. Действия при опрокидывании шлюпки.
  18. Правила безопасности на воде.
  19. Морские узлы и их применение.
  20. Уход, хранение, ремонт, покраска яла.
  21. Устройство руля и его действие на шлюпку.
  22. Наименование ветров действующих на ял.
  23. Действия гребцов при постановке и спуске паруса.
  24. Правила и действия гребцов при взятии рифов.
  25. Понятие о действии ветра на парус.
  26. Правила буксировки, меры безопасности.
  27. Поворот оверштаг.
  28. Поворот фордевинд.
  29. Оказание помощи утопающему. Доврачебная помощь.

 


 

Назначение шлюпок.

 

Шлюпками называются мелкие открытые беспалубные плавсредства, предназначенные для обеспечения нужд корабля. Шлюпки имеют многоцелевое назначение.

 

С их помощью решается широкий круг задач:

 

1. подрыв плавающих/якорных мин

2. своз десанта

3. доставка разведывательных групп, высадка десанта, высадка диверсантов

4. оказание помощи терпящим бедствие судам

5. спасательные функции, в том числе спасение личного состава в случае гибели корабля

6. промерные (промер глубин), водолазные и другие работы на воде

7. завоз швартовов, становых и вспомогательных якорей (примечание: на воде находится бочка, она неподвижна, к ней заводят швартовые)

8. сообщение с берегом и другими кораблями

9. транспортировка различных грузов

10. хозяйственные работы: помывка или покраска борта

11. проведение спортивных мероприятий

12. проведение шлюпочных походов

 

Шлюпка является прекрасным средством физического воспитания. Хождение на веслах вырабатывает ловкость, настойчивость и выносливость. Управление шлюпкой под парусами развивает смелость, наблюдательность, глазомер. Участие в дальних шлюпочных походах способствует формированию волевых и командных качеств, необходимых моряку.

 

Шлюпка – лучшее средство начального обучения курсантов управлению маневрами корабля. Поэтому она является необходимой принадлежностью не только кораблей и частей ВМФ, но также морских (мореходных) и военно-морских учебных заведений.

 

 

Классификация шлюпок

 

Морские корабельные шлюпки классифицируются по разным основаниям.

 

I. По роду движения:

1. Гребные.

2. Гребно-парусные.

3. Гребно-парусно-моторные.

 

II. По роду движителя:

1. Весельные.

2. Парусные.

3. Винтовые.

 

III. По материалу корпуса

1. Деревянные.

2. Металлические.

3. Пластмассовые/пластиковые.

4. Резиновые.

5. Композитные (набор и обшивка из разных материалов).

 

IV. По типу кормового образования корпуса

1. Транцевые (с тупой срезанной кормой – транцем)

2. Вельботного типа (с острым образованием кормы)(1);

Примечание: Транцевые шлюпки часто заливает попутная волна. Вельботы и спасательные шлюпки, имеющие острую корму, этого недостатка не имеют.

 

V. По количеству рабочих весел.

1. 2-вёсельный

2. 4-вёсельный

3. 6-вёсельный

Примечание: 2-вёсельные используются на катерах и тральщиках. А 4-вёсельные используются на больших противолодочных кораблях.

 

 

В Военно-Морском Флоте используется несколько типов гребных и гребно-парусных шлюпок.

 

Катера десятивесельные предназначены для учебно-спортивных целей. Они имеют деревянный корпус с транцевой кормой и двухмачтовое рейковое парусное вооружение.

Ялы шести-, четырех- и двухвесельные многоцелевого назначения. Имеют деревянный корпус (пластмассовый) с транцевой кормой. Шести- и четырехвесельные ялы имеют одномачтовое рейково-разрезное парусное вооружение и подвесной мотор.

Тузики – самые малые гребные шлюпки с транцевой кормой и парными веслами. Имеются на малых кораблях, используются на закрытых рейдах.

Надувные шлюпки резинотканевые. Используются на подводных лодках и в морской авиации. Снабжаются веслами и иногда парусным вооружением.

Пассажирские и транспортные суда, а также вспомогательные плавучие средства ВМФ снабжаются вельботами и спасательными шлюпками.

Вельботы шестивесельные (разъездные или спасательные) имеют деревянный корпус с острым образованием кормы, распашные весла и одномачтовое парусное вооружение (гребно-парусные вельботы). Могут быть также и гребно-парусно-моторные вельботы. Примечание: В отличие от вальковых вёсел распашные весла имеют больший внутренний рычаг, но без валька. Гребец сидит на банке один и гребет с противоположного от своего места борта.

Спасательные шлюпки – бестранцевые, вельботного типа. Расположенные вдоль бортов и в носовой части корпуса герметичные воздушные ящики улучшают непотопляемость шлюпки. На скулах корпуса имеются киль-поручни, а по бортам – спасательные леера с поплавками, за которые могут держаться находящиеся в воде люди. Весла распашные. Парусное вооружение одномачтовое люгерное. Спасательные шлюпки вместимостью до 60 человек бывают гребными, от 60 до 100 – моторными или оборудованными средствами механического движения (приводными), свыше 100 человек – только моторными.

Примечание: Люгерный (рейковый) парус – разновидность косого паруса. Парус, чаще всего, в форме неправильной трапеции. Верхней шкаториной парус крепится к рейку. Нижней шкаториной крепится к гику.

 

 

Основные ТТХ Ял-6.

 

ТТХ – тактико-технические характеристики.

Одно из главных условий безопасности плавания – соблюдение норм эксплуатации, определенных для каждого типа шлюпок.

 

Продольный набор

(киль, форштевень, ахтерштевень, привальный брус, подлегарс)

 

Основная часть набора – киль.

Киль – это сплошной дубовый или клеенный из двух дубовых и трех сосновых досок прямолинейный брус, проходящий по всей длине шлюпки. В носовой части с помощью латунных болтов с килем скреплен форштевень – криволинейный брус, клеенный из нескольких дубовых досок. Он образует носовую оконечность шлюпки. С наружной стороны шлюпки киль и форштевень защищены от повреждений металлической подкильной полосой. Также форштевень и киль могут крепиться друг к другу при помощи кнопа.

Кормовую оконечность шлюпки образует врезанный в киль под углом около 100° прямоугольный клеенный из дубовых досок брус – ахтерштевень. Ахтерштевень надежно скреплен с килем стальной оцинкованной кницей на латунных болтах.

 

Конструкция киля

К килю сверху оцинкованными гвоздями прикреплен резен-киль – дубовая доска, придающая килю дополнительную прочность.

По всей длине киля с обеих части вырезаны пазы (шпунты) первого пояса обшивки (шпунтового пояса).

 

На рисунке:

1 – резен-киль; 2 – шпунт; 3 – киль; 4 – подкильная полоса.

 

 

Внутри шлюпки устанавливаются две системы продольных брусьев. Нижняя называется подлегарсами, а верхняя – привальными брусьями. Привальные брусья и подлегарсы служат для обеспечения продольной прочности шлюпки и являются опорой для шпангоутов. Подлегарсы придают шлюпке форму.

 

Верхние концы всех шпангоутов скреплены двумя дубовыми изогнутыми по форме борта привальными брусьями. Носовые концы привальных брусьев врезаны в форштевень и прочно скреплены с ним и между собой брештуком – стальной горизонтальной кницей с деревянной накладкой (накладка не входит в набор).

Кормовые концы привальных брусьев скреплены металлическими (стальными) кницами с транцевым брусом. То есть в корме каждая ветвь привального бруса подходит вплотную к транцу и прочно крепится на болтах с помощью металлических транцевых угольников к верхнему транцевому брусу.

 

Подлегарсы устанавливаются по обоим бортам на такой высоте, чтобы они одновременно служили опорой для банок (сидений для гребцов). Также на подлегарсы опирается кормовое сиденье. Изготавливаются подлегарсы из дуба. Обе ветви подлегарсов закрепляются на форштевне, а в корме – к обвязке транца.

 

 

Рис. Крепление привальных брусьев:


1 – форштевень;

2 – гак для крепления кливер-галса;

3 – стальная кница;

4 – деревянная накладка (брештук);

5 – носовой рым;

6 – шпангоут;

7 – привальный брус;

8 – ширстрек


 

 

Поперечный набор

(шпангоуты, транцевый брус, транцевая обвязка)

 

К резен-килю стальными оцинкованными шурупами прикреплены шпангоуты – поперечные ребра из твердых пород дерева (дуб), выгнутые по форме обводов шлюпки. На шестивесельном яле 25 шпангоутов. В носу и в корме они нецеликовые. Начиная с четвертого – целиковые.

Рис. Крепление шпангоутов:


1 – кильсон;

2 – шпангоут;

3 – гвоздь с шайбой;

4 – обшивка;

5 – резен-киль;

6 – шуруп;

7 – киль


 

Аналогична шпангоутом – транцевая обвязка. Сверху концы транцевой обвязки соединены транцевым брусом.

 

 

Рис. Транцевая обвязка

1 – транцевый брус; 2 – транцевая обвязка

 

 

В ахтерштевень заподлицо врезана транцевая доска (транец), изготовленная из двух-трех дубовых досок. С внутренней стороны по периметру к транцу крепится деревянный ободок – транцевый брус.

 

На рисунке:


1 – гак для крепления кливер-галса (галсовый гак);

2 – форштевень;

3, 9, 10 – болты;

4 – подкладка;

5 – кница;

6 – кормовой рым;

7 – ахтерштевень;

8 – транцевая доска;

11 – киль;

12 – подкильная полоса.


 

 

Рисунок «Крепление форштевня и киля при помощи кнопа»:

1 – киль; 2 – кноп; 3 – форштевень.

 

 

Обшивка корпуса яла

 

Издавна сформировалось две основные технологии обшивки корпуса кораблей.

Первый, самый древний способ обшивки наборного корпуса, применявшийся судостроителими ещё с третьего тысячелетия до нашей эры в древнем Египте и Финикии – так называемая обшивка «внакрой» или, иначе, клинкерная обшивка. Когда один, как правило, верхний пояс обшивочных досок своим краем заходит на соседний, нижний, и скрепляется с ним гвоздями, забиваемыми снаружи, проходящими сквозь обе доски, и загибаемыми изнутри.

Таким образом, обшивали практически все корабли вплоть до конца XV века.

В наше время клинкерная обшивка до сих пор применяется на шлюпках и других подобных мелких деревянных судах.

 

Второй способ – обшивка "вгладь".

Здесь доски обшивки располагаются в одной плоскости, плотно прилегая друг к другу. Щели между досками конопатились просмолённой пеньковой паклей.

Этот тип обшивки, хотя и более сложный в изготовлении, но как более технологичный и имеющий лучшие мореходные качества, практически полностью вытеснил клинкерную обшивку на крупных кораблях уже в первой половине XVI века.

Обшивка вгладь различалась и по числу слоёв обшивочных досок.

На относительно небольших судах применялась однослойная обшивка, а на более крупных – двухслойная, при которой швы наружного слоя были смещены относительно швов внутреннего. Такая обшивка придавала корпусу дополнительную жёсткость, и позволяла проводить ремонт повреждённых эллементов подводной части корабля без полной замены всей обшивки.

 

 

Весельный ял

К набору яла оцинкованными или медными гвоздями прибита обшивка из сосновых и дубовых досок. Носовые концы обшивки утоплены в вырезанный шпунт на форштевне, а кормовые – скреплены с ахтерштевнем ободком транца и транцевой доской. Обшивка состоит из 14 поясов.

Первый пояс – шпунтовый изготовлен из 16-мм дубовых досок (толщина остальных досок–12 мм). Верхний пояс обшивки – ширстрек тоже изготовлен из дубовых досок. Между ширстреком и привальными брусьями – деревянный заполнитель. Остальные пояса из сосны.

Пояса обшивки яла уложены внакрой (рисунок слева).

Рис. 6. Обшивка:

а – внакрой; б – вгладь;


1 – планширь;

2 – буртики;

3 – доски обшивки;

4 – гвозди с шайбами;

5 –шпангоут;

6 – подлегарс;

7 – банка;

8 – штапик;

9 – привальный брус


 

Привальные брусья, оконечности шпангоутов и верхние кромки ширстрека закрыты сверху дубовой доской – планширем.

Два буртика – полукруглые дубовые или ясеневые бруски – защищают борта шлюпки от ударов при швартовке. Верхний буртик прикрывает паз между планширем и ширстреком. Нижний буртик находится на поясе, который ниже ширстрека. Буртики крепятся к обшивке латунными шурупами, что дает возможность быстро заменить их. В планшире и деревянном заполнителе имеются отверстия для уключин (по три на каждом борту).

 

 

Транец изготовляется из трех дубовых досок, обвязанных по периметру дубовыми брусьями сечением 40X40 мм.

 

 

Стержень для руля

Рымы (носовой и кормовой)

Подкильная полоса

 

 

   

 

Дельные вещи

 

1. Банки

2. Кормовое сиденье

3. Чаки

4. Фасонная доска

5. Брештук (деревянная накладка)

6. Кильсон

7. Планширь

8. Буртики

9. Флюгарки

10. Пиллерсы

11. Башмак для пиллерса

12. Рундук

 

Деталировка

 

На следующем рисунке показаны детали набора и дельные вещи шлюпки ЯЛ-6.

Деталировка: 1 – киль; 2 – резен-киль; 3 – шпунт; 5 – килевая полоса (оковка, подкильная полоса); 6 – фал-стем; 7 – кноп (носовая кница); 8 – ахтерштевень; 9 – транцевая доска (транец); 10 – кормовая металлическая кница; 11 – деревянная прокладка под кницу; 12 – болты крепления; 13 – кильсон; 14 – степс мачты; 15 – степс фонарной стойки; 16 – башмак пиллерса; 17 – застёжка башмака пиллерса; 18 – пиллерс; 19 – рым носового цепного подъёма; 20 – носовой цепной подъём; 21 – скоба цепного подъёма; 22 – обух цепного подъёма; 23 – болт крепления кильсона; 24 – кильсонная шайба; 25 – кильсонная гайка; 26 – кормовой цепной подъём; 27 – обойма носового цепного подъёма; 28 – обойма кормового цепного подъёма; 29 – планка с гнездом для фонарной стойки; 30 – носовой решётчатый люк; 31 – галсовый гак; 32 – рыбина; 33 – упор (упорка) для ног; 34 – вынимающаяся передняя часть кормового решётчатого люка; 35 – кормовой решётчатый люк; 36 – упор (упорка) для ног; 37 – баковая банка; 38 – ширстрек (верхний пояс обшивки); 39 – шпангоут; 40 – привальный брус; 41 – планширь; 42 – буртик; 43 – подлегарс; 44 – мачтовая банка; 45 – междубаночная чака; металлическая кница; 46 – нагель; 48 – планка с гнездом для нагеля; 49 – планки мачтовой намётки; 50 – мачтовая намётка; 51 – подуключина; 52 – уключина; 53 – обушок для штерта; 54 – штерт для уключины; 55 – вант-путенс; 56 – тросовый талреп; 57 – коуш ванты; 58 – ванта; 59 – спускная пробка; 60 – гнездо для спускной пробки; 61 – кожаная прокладка; 62 – заспинная доска; 63 – направляющая планка; 64 – фасонный обушок для фока-шкота; 65 – сиденье для рулевого (кормовая кница); 66 – обвязка транцевой доски; 67 – рым для кормового фалиня; 68 – кормовой фалинь; 69 – кормовое сиденье; 70 – обойма флагштока; 71 – степс флагштока; 72 – шлюпочный гвоздь с шайбой; 73 – фигурный брус.

 

 

 

Устройство парусов ЯЛ-6.

 

Общий вид

 

Шестивесельный ял имеет одномачтовое рейковое разрезное парусное вооружение, основными частями которого являются рангоут – мачта и реек, паруса – фок и кливер, стоячий такелаж – снасти для поддержания рангоута, бегучий такелаж – снасти для подъема и управления парусами.

 

 

На рисунке:


1 – флюгарка;

2 – флаг;

3 – задний нок-бензельный угол фока;

4 – нок рейка;

5 – реек;

6 – шкала;

7 – слаблинь;

8 – люверс;

9 – бензельный угол фока;

10 – ракс-бугель с гаком;

11 – бугель с обушками;

12 – фал;

13 – третная стропка;

14 – мачта;

15 – бензельный угол кливера;

16 – полубензель;

17 – передний нок-бензельный угол кливера;

18 – верхняя шкаторина фока;

19 – передняя шкаторина фока;

20 – задняя шкаторина кливера;

21 – верхняя шкаторина кливера;

22 – передняя шкаторина кливера;

23 – кренгельс для переноса шкотов;

24 – галсовый угол кливера;

25 – кливер-галс;

26 – галсовый гак;

27 – нижняя шкаторина кливера;

28 – банты;

29 – бугель с гаком;

30 – фока-галс;

31 – галсовый угол фока;

32 – кливер-шкот;

33 – нижняя шкаторина фока;

34 – шкотовый угол кливера;

35 – риф-штерты;

36 – риф-банты;

37 – боуты;

38 – фока-шкот;

39 – шкотовый угол фока;

40 – задняя шкаторина фока;

41 – ликтрос.


 

Парус изготовляют из лучших сортов парусины, имеющей специальную водоупорную пропитку. Разрезной парус состоит из двух парусов – фока и кливера, имеющих форму неправильных четырехугольников площадью 14,6 и 5,8 кв.м.

Паруса сшиты из отдельных полотнищ двойным швом. Передняя, задняя, верхняя и нижняя кромки парусов, называемые шкаторинами, окантованы тросом особого пологого спуска – ликтросом. Ликтрос пришивается к лицевой стороне паруса целым концом и имеет только один сплесень, располагаемый в месте, где парус испытывает наименьшее напряжение – вверху.

Углы парусов при их работе испытывают наибольшее натяжение и поэтому дополнительно укреплены кусками парусины – бантами и полосами из парусины – боутами, нашитыми с обеих сторон паруса. Банты могут быть в форме квадрата, трапеции, прямоугольника. Боуты – в виде полос.

Верхний передний угол фока и верхний задний угол кливера называются бензельными. Верхний передний угол кливера называется передним нок-бензельным углом, задний верхний угол фока – задним нок-бензельным углом. Передние нижние углы фока и кливера называются галсовым, а задние – шкотовыми.

 

По всей длине верхней шкаторины фока и кливера пробиты отверстия – люверсы, которые для прочности по краям обметаны ниткой или окованы латунью. Через люверсы, расположенные у верхних углов паруса, вяжутся полубензели, которыми парус растягивается по рейку; через остальные люверсы продет слаблинь, прихватывающий парус к рейку по всей длине верхней шкаторины.

 

На рисунке:


1 – ликтрос;

2 – слаблинь;

3 – третная стропка;

4 – ракс-бугель;

5 – фал;

6 – полубензель.


 

 

В нижней части паруса параллельно нижней шкаторине пробиты у фока два ряда, а у кливера один ряд люверсов, через которые пропущены короткие (до 60 см) отрезки линя – риф-штерты, служащие для уменьшения площади парусов в свежую погоду. Риф-штерты крепятся к парусу с помощью узлов, завязанных на риф-штертах с обеих сторон паруса вплотную к нему. Для прочности в районе люверсов с обеих сторон паруса нашиты риф-банты.

 

Рис. Закрепление риф-штертов:

1 – парус; 2 – риф-бант; 3 – узел; 4 – риф-штерт

 

 

К шкаторине заднего нок-бензельного угла фока пришит военно-морской флаг, а под ним – флюгарка размером 30х50 см. Поверх бантов к парусине заднего нок-бензельного угла с обеих сторон пришиты четырехугольные отрезки парусины размером 30х30 см, на которых черной краской написан цифровой позывной (номер) шлюпки.

Все нижние утлы паруса для крепления галсов и шкотов имеют кренгельсы – петли из троса, в которые введены металлические оцинкованные круглые коуши, предохраняющие кренгельсы от перетирания. Кренгельсы имеются также на уровне риф-штертов и служат для переноса галсов и шкотов при взятии рифов.

 

Галсы служат для обтягивания и крепления галсовых углов паруса и изготовляются из растительного троса окружностью 25 мм. Галс фока называется фока-галсом, галс кливера – кливер-галсом. Фока- и кливер-галсы имеют длину 125 см.

Шкоты служат для управления парусами и изготовляются из троса окружностью 30 мм. Они крепятся серединой к кренгельсам шкотовых углов и в зависимости от паруса называются фока - шкотами или кливер-шкотами. Фока-шкоты имеют длину 15 м, кливер-шкоты – 9м.

 

На рисунке – крепление кренгельса к парусу:


1 – ликтрос;

2 – бант;

3 – полотнище;

4 – люверс;

5 – кренгельс;

6 – коуш;

7 – обшивка ликтроса (хлопчатобумажные нитки).


 

 

Рангоут

 

Мачта на шестивесельном яле одна, называется фок-мачтой и служит опорой для парусов. Изготовляется из сосны или ели (клееная). Её длина – 5,5 м. Нижний конец мачты – шпор выполнен четырехгранным и для прочности обшит металлической оковкой.

 

На рисунке:


1 – топ мачты;

2 – бугель с обухами для крепления верхних концов вант;

3 – вантина;

4 – шкив для фала;

5 – ракс-бугель;

6 – бугель с гаком для крепления фока-галса;

7 – шпор мачты в оковке;

8 – коуш;

9 – крепление штерта к вантпутенсу (талрепный узел);

10 – вантпутенс.


 

 

Для плотного прилегания мачты к банке нижняя часть ее спереди имеет плоскую форму. Выше банки сечение мачты круглое с постепенным уменьшением диаметра по высоте. Наибольшая толщина мачты – в районе наметки (100 мм). В этом месте она воспринимает основную нагрузку парусов. Выше наметки на мачте укреплен бугель с гаком для осаживания и крепления фока-галса.

На верхний конец мачты – топ – в уровень с ее верхним срезом надет и закреплен шурупами бугель с обушками для крепления вант. Ниже бугеля в мачте вырезано сквозное отверстие, в которое помещен шкив. Через шкив пропущен ходовой конец фала (фока-фала).

Ванты служат для крепления мачты. Делаются из пенькового троса окружностью 50 мм или стального троса диаметром 4–6 мм. В оба конца вант вплеснены коуши – металлические кольца с желобками. Верхние концы вант крепятся к обухам бугеля. К нижним коушам вант крепятся штерты – концы линя окружностью 25 мм, служащие тросовыми талрепами для обтягивания и крепления вант к вант-путенсам. Длина вант должна быть такой, чтобы в обтянутом состоянии тросовый талреп был не короче 20 см. Запрещается укорачивать ванты с помощью узлов.

Фал делается из растительного троса окружностью 40 мм и служит для подъема рейка с парусом. Коренной конец фала крепится к обуху ракс-бугеля, а ходовой пропускается через шкив в мачте и крепится за нагель.

Ракс-бугель – металлическое кольцо с гаком, надевается на мачту и служит для удержания рейка с парусом у мачты. Кольцо ракс-бугеля обшивается кожей.

Мачта с вантами и фалом хранится на банках в диаметральной плоскости шлюпки слева от паруса.

 

Реек – изготовляется из сосны или ели. Имеет длину 4,3 м. Оконечности рейка называются ноками. На концах реек имеет зарубки, с помощью которых полубензелями по рейку растягивается верхняя шкаторина паруса. Для усиления прочности на реек наложена дубовая желобообразная планка, называемая шкалой. Шкала крепится к рейку в трех местах полубензелями. На расстоянии одной трети от переднего нока рейка укреплена третная стропка, служащая для соединения рейка с ракс-бугелем. Третная стропка изготовляется из тонкого стального оцинкованного гибкого троса и обшивается кожей. При подъеме паруса третная стропка очком надевается на гак ракс-бугеля.

 

На рисунке:


1 – реек:

2– шкала;

3– третная стропка;

4 – полубензели;

5 – зарубка на ноке рейка.


 

Рангоутный чехол

 

Рангоутный чехол выкраивается из парусины в виде прямоугольника, сторона которого на 25 см длиннее рейка. С одной стороны (обращенной к корме шлюпки) чехол на 1/3 длины сшит в виде мешка цилиндрической формы. Вдоль несшитых краев симметрично пробиты люверсы.

Для быстрой шнуровки (расшнуровки) удобно применять не штерт, а ряд стропок, вплесненных в люверсы одной из кромок чехла. Длина стропок несколько больше расстояния между люверсами. Шнуровка производится одновременно с обоих концов чехла и поэтому требует меньше времени.

В рангоутном чехле хранится парус с рейком, галсами и шкотами.

 

На рисунке - рангоутный чехол:

1 – люверсы; 2 – сшитая часть чехла; 3 – петли (стропки).

 

 

Бегучий и стоячий такелаж.

 

Рангоут (мачта + реек) удерживаются и управляются такелажем. То есть различными веревками, стальными тросами и другими удерживающими устройствами (например, ракс-бугель) для управления парусами.

Бегучий такелаж – снасти для подъема и управления парусами.

Стоячий такелаж – снасти для поддержания рангоута.

 

Галсы служат для обтягивания и крепления галсовых углов паруса и изготовляются из растительного троса окружностью 25 мм. Галс фока называется фока-галсом, галс кливера – кливер-галсом. Фока- и кливер-галсы имеют длину 125 см.

Шкоты служат для управления парусами и изготовляются из троса окружностью 30 мм. Они крепятся серединой к кренгельсам шкотовых углов и в зависимости от паруса называются фока - шкотами или кливер-шкотами. Фока-шкоты имеют длину 15 м, кливер-шкоты – 9м.

 

На верхний конец мачты – топ – в уровень с ее верхним срезом надет и закреплен шурупами бугель с обушками для крепления вант. Ниже бугеля в мачте вырезано сквозное отверстие, в которое помещен шкив. Через шкив пропущен ходовой конец фала.

Фал делается из растительного троса окружностью 40 мм и служит для подъема рейка с парусом. Коренной конец фала крепится к обуху ракс-бугеля, а ходовой пропускается через шкив в мачте и крепится за нагель.

 

Ванты служат для крепления мачты. Делаются из пенькового троса окружностью 50 мм или стального троса диаметром 4–6 мм. В оба конца вант вплеснены коуши – металлические кольца с желобками. Верхние концы вант крепятся к обухам бугеля. К нижним коушам вант крепятся штерты – концы линя окружностью 25 мм, служащие тросовыми талрепами для обтягивания и крепления вант к вант-путенсам. Длина вант должна быть такой, чтобы в обтянутом состоянии тросовый талреп был не короче 20 см. Запрещается укорачивать ванты с помощью узлов.

 

Ракс-бугель – металлическое кольцо с гаком, надевается на мачту и служит для удержания рейка с парусом у мачты. Кольцо ракс-бугеля обшивается кожей.

 

 

Конструкция весел.

 

Весло – вальковое. Изготовляется из ясеня, бука или сосны (последнее клееное). Части весла: рукоять, валек, веретено, лопасть. Для защиты от намокания и растрескивания весло покрыто олифой. Место упора весла в уключине обшито кожей. Конец лопасти имеет латунную оковку. Длина весла – 3,9 м. Шесть основных и два запасных весла укладываются на банки по бортам лопастями на нос.

 

На рисунке: 1 – рукоять; 2 – валёк; 3 – кожа; 4 – веретено; 5 – лопасть; 6 – оковка.

 

 

Правила поведения в шлюпке.

 

Находясь в шлюпке, гребцы обязаны соблюдать следующие правила поведения:

  • при посадке и высадке не ходить по банкам;
  • не входить на шлюпку в грязной обуви;
  • при температуре воздуха +14° С и выше снимать обувь;
  • не облокачиваться на планширь и не выставлять рук за борт;
  • следить, чтобы за бортом шлюпки не было посторонних предметов;
  • не разговаривать, внимательно слушать команды, быстро и четко их выполнять;
  • соблюдать установленную форму одежды;
  • не переговариваться с проходящими мимо шлюпками;
  • не перемещаться в шлюпке без разрешения;
  • не купаться с борта шлюпки;
  • курить только с разрешения старшины шлюпки; при нахождении шлюпки у борта корабля или у пирса курить запрещается.

 

Прямой узел (Square knot)

Прямой узел – это узел, состоящий из двух последовательно завязанных полуузлов. Во времена парусного флота он применялся в первую очередь для взятия рифов. Может использоваться для связывания тросов одинаковой толщины. Это хороший узел для упаковки вещей, свертков и пр.

При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягивает. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш.

Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползет и опасен, когда намокнет.

После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линем к коренному концу. «Этот узел, примененный для связывания двух тросов, унес больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых» («Книга узлов Ашлея», Нью-Йорк, 1977).

 

Рифовый узел (Reef knot)

Свое название он получил от слова «риф-штерт» – небольшой, ввязанный в полотнище паруса конец троса, которым «берут рифы», т.е. связывают подобранную к нижней шкаторине часть паруса, чтобы уменьшить его площадь при сильном ветре.

Риф-штерты связываются с таким расчетом, чтобы в любую минуту в случае необходимости можно было их развязать («раздернуть»).

Он очень схож с прямым узлом, за исключением того, что при вязке второго полуузла его ходовой конец продевают в петлю сложенным вдвое. При рывке за ходовой конец узел мгновенно развязывается.

 

Шкотовый узел (Sheet bend)

Свое название он получил от слова «шкот» – снасть, которой управляют парусом, растягивая его один нижний угол (см. устройство паруса).

Шкотовый узел прост и очень легко развязывается, но вполне оправдывает свое назначение –- надежно держит шкот в кренгельсе паруса. Сильно затягиваясь, он не портит троса. Принцип этого узла заключается в том, что тонкий ходовой конец проходит под коренным и при тяге прижимается им в петле, образованной более толстым тросом. Применяя шкотовый узел, всегда следует помнить о том, что он надежно держит только тогда, когда на трос приложена тяга.

Применять шкотовый узел на синтетическом тросе не рекомендуется, так как он скользит и может выхлестнуться из петли.

 

Брамшкотовый узел (Double sheet bend)

Cвое название он получил от наименования снасти – брамшкот, которой на старинных парусных кораблях растягивали шкотовые узлы нижней кромки прямого паруса при постановке брамселей.

Брамшкотовый узел надежнее шкотового, потому что не сразу развязывается, когда прекращается тяга на трос. От шкотового узла он отличается тем, что петлю (или кренгельс) обносят ходовым концом не один, а два раза и под коренной конец пропускают также дважды.

Брамшкотовый узел надежен также для связывания двух тросов разной толщины. Он хорошо держит на синтетических тросах равной толщины.

 

Беседочный узел (Bowline)

Этим узлом крепится к подъемному тросу «беседка» – небольшая деревянная доска-платформа, служащаю для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Он никогда не затягивается «намертво», даже при сильной тяге, не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается, но его легко развязать, когда это нужно.

Основное назначение беседочного узла – это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. Завязанная беседочным узлом петля на швартове надежно служит вместо огона. Связывание с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым надежным методом соединения двух тросов из различного материала

Шлюпарю нужно уметь завязывать беседочный узел одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2–3 секунды. Это спасет вам жизнь, если вы окажетесь за бортом в воде и вам бросили конец.

Способ вязки. Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступя от его края примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке. В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, имея коренной к



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.255 с.)