Техника и методика обучения передачам мяча сверху 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника и методика обучения передачам мяча сверху



Обучение перемещениям

Начинают изучать технику передвижений с бега. С этой целью используют: бег по прямой, бег с высоким подниманием бедер, семенящий бег, бег с прыжками с ноги на ногу, бег спиной вперед.

При выполнении упражнений следует обращать внимание на активные движения руками и на полное выпрямление ног при отталкивании.

Затем изучают передвижения приставными шагами, для чего используют задания с передвижениями приставными шагами вправо, влево, то вправо, то влево.

Упражнения по технике перемещений должны отражать условия, в которых приходится перемещаться волейболисту в игре.

При совершенствовании передвижений необходимо отрабатывать скорость движения, стартовую скорость, быстроту ответных действий. Для волейбола характерно выполнение технических приемов после остановки, поэтому одновременно с техникой передвижений необходимо обучать и остановкам с имитацией того или иного технического приема.

Перемещения выполняются преимущественно на небольших отрезках (3-6 м), но с предельной скоростью по направлению к сетке, от сетки и вдоль сетки.

Примерные упражнения

1. Медленный бег в чередовании с ускорениями на 3,6,9 м.

2. В стойке волейболиста приставные шаги влево, вправо (шагом вперед, назад) в высокой и средней стойке.

3. В стойке волейболиста скрестные шаги вправо, влево; двойной шаг вперед, назад.

4. Бег спиной вперед.

5. Старты с места, бег на 5–10 м.

6. Ускорения из различных и.п. на 3,6,9 м.

7. Ускорения спиной на 3,6,9,15 м.

8. Бег с изменением направления в ответ на зрительные и слуховые сигналы.

9. Игроки выстраиваются в зоне 1 в колонну по одному. Первый в колонне делает рывок в зону 2, затем перемещается левым боком вдоль сетки в зону 4, оттуда спиной вперед в зону 5 и далее правым боком приставными шагами в зону 1. То же из зоны 5.

10. В стойке волейболиста перемещение по зонам площадки с остановкой в стойке.

11. То же, но после остановки имитация технических приемов – передачи сверху, приема снизу.

12. Соревнования в беге на короткие отрезки. Эстафеты.

Рисунок - 4. Передача мяча в прыжке

 

Обучение передаче мяча сверху двумя руками

Для успешного овладения передачей надо развить физические качества, необходимые при передаче.

Общеразвивающие упражнения

1. Отталкивание ладонями от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой.

2. И.п. упор лежа. Передвижение на руках вправо (влево) по кругу носки на месте.

3. То же, но одновременно выполнять приставные шаги руками и ногами.

4. Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, удерживая набивной мяч двумя руками у лица. Движение как при верхней передаче.

5. Многократные броски набивного и баскетбольного мяча от головы двумя руками вперед на точность.

6. Ведение баскетбольного мяча передачей в пол в сочетании со сгибанием и разгибанием рук в упоре.

7. Многократные прыжки вперед (на месте) толчком двух ног с низкого приседа с последующим удерживанием набивного мяча в стойке волейболиста в ее финальной части выполнения (2–3 с).

Эти и другие упражнения, построенные по этому принципу, следует выполнять в сочетании с заданиями по обучению передаче и ее совершенствованию.

Примерные упражнения для обучения

Первоначально необходимо, чтобы занимающиеся освоили исходное положение, а также расположение рук и кистей для выполнения передачи. Для этого используют следующие задания:

1. Занимающиеся принимают исходное положение для передачи. Преподаватель особое внимание обращает на постановку ног, степень их сгибания, положение туловища, рук и кистей с разведенными пальцами, на оптимальное их напряжение.

2. Игроки занимают исходное положение для передачи после различных передвижений и последующей имитации передачи, обращая внимание на опережающую работу ног.

3. В парах: один игрок занимает и.п. для передачи, второй вкладывает мяч в руки игрока, контролируя положение кистей и расположение пальцев на мяче. Затем игрок несколько раз имитирует выполнение движения, второй оказывает небольшое сопротивление.

4. В парах: один набрасывает мяч по высокой траектории, второй выходит под траекторию и ловит мяч в исходном положении для передачи. Проконтролировав положение, броском-передачей возвращает мяч партнеру.

5. То же, но набрасывать мяч вправо и влево от игрока (если мяч справа – правая нога слегка впереди, если слева – левая нога впереди).

6. Занимающийся подбрасывает мяч вверх-вперед, выходит под него, принимает исходное положение и выполняет передачу своему партнеру, ловящему мяч в и.п. для передачи.

7. Положение игроков то же. Партнер набрасывает мяч несколько вперед занимающегося, который выходит под траекторию опускающегося мяча, принимает исходное положение и выполняет передачу на партнера. Далее мяч следует набрасывать несколько в сторону (вправо, влево) от игрока, вперед и назад.

8. То же, но занимающиеся выполняют двустороннюю передачу в парах.

Когда передачи вперед к сетке, параллельно сетке достаточно освоены, можно переходить к изучению передачи назад за голову.

Передача за голову является вариантом выполнения верхней передачи двумя руками.

Техника передачи несколько отличается от передачи вперед, руки располагаются точно над головой с ярко выраженным тыльным сгибанием ладоней. Выходить под мяч надо так, чтобы он был точно над головой. При подлете мяча и в начале контакта с ним руки и туловище смещаются вверх-назад.

Ошибки при обучении передач

· несвоевременный выход под мяч (запаздывание);

· отсутствие остановки после передвижений (прием выполняется в движении);

· несимметричное положение кистей в момент касания мяча;

· широко разведены руки, слишком низкое или высокое положение кистей;

· кисти рук не образуют «ковш»;

· несогласованное движение звеньев тела, неполное выпрямление ног и рук.

Ошибки следует исправлять сразу и индивидуально, для чего используют повторные показы, подводящие упражнения.

Примерные упражнения для совершенствования передач

1. Игрок располагается у стены на расстоянии 3 м. Передача мяча в стену.

2. То же, но с передвижениями влево, вправо.

3. И.п. то же, одна передача над собой, вторая в стену.

4. В парах: игроки располагаются на расстоянии 4-5 м друг от друга. Передача мяча сверху в парах на месте, передача партнеру после одной (двух) передачи над собой.

5. В парах: передача мяча сверху на партнера, поворот на 360º.

6. В парах: передача мяча по высокой, средней и низкой траектории.

7. Встречная передача мяча в колоннах. Перед тем как передать мяч во встречную колонну, занимающийся выполняет передачу над собой. В начале занимающиеся после передачи уходят в свою колонну (рис. 5 а), в последствии в противоположную (рис. 5 б).

         
 

 


             а                                                                  б

Условные обозначения:               

    - игрок

         - переместившийся игрок

- перемещение игрока

- передача мяча

Рисунок - 5. Встречная передача мяча: а - без перехода во встречную колонну,

                                                               б - с переходом во встречную колонну

8. То же, но без передачи над собой.

9. То же, что в упражнениях 8-9, но через сетку.

10. Занимающиеся располагаются в колонну в зоне 6 один на расстоянии 3-4 м от сетки. Игрок зоны 6 выполняет передачу мяча к сетке, игрок, стоящий в районе линии нападения, выходит под мяч и выполняет передачу на удар в зону 4 (рис. 6). Игрок, выполняющий передачу на удар, берет свой мяч и встает в конец колонны, а тот, кто набрасывал, выполняет передачу на удар и т.д.

 

 

 


Рисунок - 6. Передача мяча в парах у сетки

11. То же, но передача мяча в зону 2, лицом по направлению передачи.

12. В парах. Передача сверху над собой, поворот на 180º и передача мяча, стоя спиной к партнеру, партнер выполняет тоже.

13. В тройках: двое на боковых, один между ними. Первый от боковой выполняет передачу в центр, второй возвращает передачу первому. Первый выполняет передачу на второго, он выполняет передачу за голову третьему на боковую, тот выполняет обратную передачу первому (рис. 7).

 

 


Рисунок - 7. Передача мяча за голову в тройках

14. То же, но за игроком 1 стоят 2-3 игрока, и игроки перемещаются за мячом.

15. Занимающиеся располагаются в зонах 6, 3, 4(2). Мяч из зоны 6 передают в зону 3, из зоны 3 - в зону 4 (2), из зоны 4 (2) в зону – 6 и т.д. После 6-8 передач игроки меняются местами.

16. То же, но в зоне 6 два или более игроков, и игроки перемещаются за мячом (рис. 8).

17. Расположение то же, с двух сторон площадки. Игроки зон 4 (2) мяч посылают через сетку в зону 6. Игроки на противоположной стороне выполняют то же упражнение.

 

 

 


Рисунок – 8. Передача мяча в тройках у сетки

18. Занимающиеся располагаются в две шеренги друг против друга на расстоянии 3-4 м и выполняют передачу в прыжке. После овладения передачей сверху двумя руками в прыжке эту передачу выполняют в упражнениях у сетки.

19. Игра 2´2, 3´3 в отведенных границах с использованием только передачи сверху (и ее разновидностей).

Обучение подачам

Общеразвивающие упражнения

1. И.п. спиной к месту крепления амортизатора, левая нога впереди (для правшей), руки вверху. Руки вперед – и.п. и т.д.

2. Из и.п. левая нога впереди, мяч вверху на вытянутых руках. Метание мяча из положения прогнувшись.

3. То же, но броски мяча одной рукой (следить. Чтобы в момент броска рука была прямая).

4. Броски набивного мяча через сетку на точность определенным способом.

5. Многократные броски малых мячей через сетку на точность после серии 3-4 элементов акробатики.

Примерные упражнения для обучения

Начинать обучение следует с принятия правильного исходного положения, а затем уже переходить к важнейшим деталям техники, связанным с подбрасыванием мяча. После освоения структуры действий подбрасывания мяча и выноса руки следует приступить к изучению удара по мячу и последовательности включения в работу отдельных звеньев тела. Обучение следует проводить в упрощенных условиях.

1. Имитация изучаемого способа подачи.

2. Обучение подбрасыванию мяча и выносу рук (замаху).

3. То же, но ловить мяч в наивысшей точке, накладывая кисть на мяч как при подаче.

4. Удар по подвешенному мячу.

5. В парах через сетку с расстояния 5 - 6 м от сетки подача на партнера.

6. То же, но постепенно увеличивать расстояние, чтобы со временем подавать с места подачи.

Ошибки при обучении

· неправильное исходное положение;

· подброс мяча неоптимальный по высоте;

· невертикальный подброс мяча;

· удар по мячу неточный;

· скорость бьющей руки незначительна;

· удар по мячу наносится расслабленной кистью;

· удар по мячу наносится не на оптимальной высоте.

Обучение нападающим ударам

Обучение следует начинать с прямого нападающего удара по ходу. В дальнейшем, параллельно с совершенствованием прямого нападающего удара, можно изучать удары с переводом. Обучение ведется только расчлененным методом и происходит в следующей последовательности: прыжок и разбег, удар по мячу, соединение с мячом.

Выполнение нападающего удара невозможно без специальной физической подготовки занимающихся, особенно требуется высокий уровень развития координационных способностей, прыгучести и быстроты ответных действий.

Примерные упражнения для обучения прыжка

Для изучения технике прыжка с разбега следует выполнять его в начале с одного шага, затем с двух, и с трех шагов.

1. И.п. полстопы левой ноги впереди правой на пятках (для правшей), туловище наклонено вперед, руки максимально отведены назад-вверх. Опережающий мах руками вниз-вперед-вверх, перекат с пяток на носки, прыжок вверх.

2. И.п. левая нога немного впереди правой (для правшей), вес тела на впереди стоящей ноге, туловище слегка наклонено вперед, руки впереди-внизу - сделать шаг, вынося прямую правую ногу (стопорящий шаг), руки одновременно отводятся назад на замах, приставить левую (несколько впереди правой) ногу, выполнить мах руками и осуществить прыжок вверх.

3. То же, но акцентируя внимание на опережающем маховом движении руками.

4. То же, но стопорящий шаг выполнять скачком. Особое внимание обратить на постановку стопорящей ноги и согласованную работу рук и ног.

5. То же, но с трех шагов.

6. То же, но с небольшого разбега.

При выполнении прыжка с разбега часто встречаются следующие ошибки:

· в стопорящем шаге ногу ставят не на пятку, а на полную стопу, в результате чего приобретенная скорость резко гасится, нужный стопорящий эффект отсутствует, высота прыжка резко снижается;

· перед отталкиванием игрок останавливается, что не позволяет ритмично преобразовывать горизонтальную скорость поступательного движения в вертикальную – высота прыжка уменьшается;

· нет опережающего махового движения руками, что также уменьшает высоту прыжка и не позволяет в дальнейшем осуществить удар по мячу на максимальной для нападающего высоте.

После освоения напрыгивания приступают к изучению удара по мячу, иногда его изучают параллельно.

Примерные упражнения для обучения удару по мячу

1. Удар по подвешенному (удерживаемому партнером) мячу на высоте вытянутой руки, при этом обращать внимание на правильное положение кисти и выпрямление руки в финальной фазе.

2. В парах: игрок подбрасывает мяч двумя руками и, имитируя удар, ловит его на максимальной для удара высоте.

3. То же, но с выполнением удара в пол в направлении партнера.

4. Многократные удары по мячу, в положении стоя у стены. Расстояние от стены 4 - 5 м; мяч направляется в пол на расстояние 1 - 1,5 м от стены.

5. Стоя у сетки, игрок выполняет подброс мяча и удар через сетку.

6. Бросок теннисного мяча через сетку в прыжке, при этом имитируется нападающий удар.

После освоения удара по мячу игроки выполняют упражнения посоединению с мячом:

1. Нападающий удар по подвешенному (удерживаемому) над сеткой мячу.

2. Тренер стоит у сетки с мячом в зоне 3, игроки в зоне 4. Тренер выполняет набрасывание мяча как для удара в зону 4, игрок имитирует напрыгивание для нападающего удара и ловит мяч на максимальной высоте.

3. То же, но игроки выполняют нападающий удар через сетку.

4. То же, но с передачи.

После овладения ударом из зоны 4, удары выполняются из зон 2 и 3.

Типичные ошибки при выполнении нападающего удара в начальном периоде обучения:

· при разбеге – запаздывание с выходом к мячу или преждевременный выход к сетке;

· недостаточно активный мах руками при отталкивании;

· удар согнутой рукой и опускание локтя вниз при контакте руки с мячом;

· кисть не закрывает мяч сверху;

· отсутствует завершающее движение кистью.

После овладения структурой действия нападающего удара, можно переходить к его совершенствованию, осваивая более сложные варианты нападающих ударов в сочетании с другими приемами, характерными для типичных соревновательных ситуаций.

Примерные упражнения для совершенствования нападающих ударов

1. Стоя у стены, нападающий удар пол-стена. Тоже, но вдвоем – поочередно.

2. Нападающие удары с собственного подбрасывания из разных зон в различных направлениях.

3. Прямой нападающий удар из зоны 4 в правую половину площадки с передачи мяча из зоны 3. В зону 3 мяч передается из зон 6 и 1.

4. Прямой нападающий удар из зоны 2 в левую половину площадки с передачи из зоны 3. В зону 3 мяч направляется из зон 6 и 1.

5. Прямой нападающий удар из зоны 3 в правую половину площадки с передачи из зоны 2.

6. Нападающие удары с длинных передач: из зоны 4 с передачи из зоны 2 и из зоны 2 с передачи из зоны 4.

7. Нападающие удары с укороченных передач и передач из глубины площадки.

8. То же, но после предварительных игровых действий (челночных ускорений, сочетаний ускорений, прыжков, передач и др.).

9. Нападающие удары с переводом за счет поворота туловища влево и вправо из разных зон – 4,3,2.

10. То же, но переводы за счет руки.

11. Нападающие удары с первой передачи и «откидки».

12. Нападающие удары из глубины площадки с перемещением в соседние зоны.

13. Серии ударов (6-8), выполняемые с максимальной быстротой.

14. Нападающие удары против одиночного и группового блока.

На этапе совершенствования, нападающие удары необходимо выполнять с противодействием, что соответствует условиям ведения игры.

Процесс обучения и совершенствования нападающим ударам должен строиться так, чтобы занимающиеся постепенно овладевали всеми способами и вариантами их выполнения в сочетании с другими игровыми приемами, характерными для соревновательного поединка. Например, нападающий удар – блок – страховка удара – прием мяча сверху - нападающий удар.

Обучение приему мяча

Примерные упражнения для обучения приему мячей, летящих с малой скоростью

1. Занятие и.п. для приема мяча снизу и имитация на месте.

2. То же, но с шага, небольшого разбега.

3. В парах. Один удерживает мяч на оптимальной высоте для принимающего партнера, другой имитирует прием мяча: стоя на месте, после передвижения шагом, бегом, после передвижения и поворотов.

4. Прием мяча, наброшенного партнером, на месте и после передвижения влево и вправо.

5. Серийные приемы мяча после передвижения лицом и спиной (имитация приема мяча в глубине площадки и подстраховка).

6. Прием мяча в стену.

7. Прием мяча, введенного броском через сетку.

8. Прием мяча снизу над собой.

Примерные упражнения для обучения приему мячей, летящих с высокой скоростью

1. Занятие и.п. и имитация приема мяча на месте.

2. В парах. Один бросает мяч с высокой скоростью, другой отрабатывает прием.

3. Один выполняет нападающий удар с места, другой принимает.

4. Один выполняет бросок мяча через сетку, имитируя нападающий удар, другой принимает.

5. Один выполняет подачу через сетку, другой принимает.

Ошибки при обучении

· в момент приема руки согнуты в локтях;

· руки почти параллельны полу;

· резкое встречное движение руками к мячу;

· прием мяча кистями рук (на кулачки);

· туловище отклонено назад;

· при приеме мячей сбоку плоскость рук не под углом к полу.

Примерные упражнения для совершенствования приема мяча снизу

1. В парах: прием мяча снизу по высокой, средней и низкой траектории.

2. Прием мяча снизу над собой на месте и в движении.

3. В парах: один у сетки, второй в глубине площадки на расстоянии 5-6 м от сетки. Игрок у сетки выполняет передачи сверху в сторону от партнера, стоящего в глубине площадки, другой принимает мяч снизу.

4. И.п. то же, но игрок у сетки после передачи меняет и.п., второй должен принять мяч на партнера.

5. И.п. то же. Игрок от сетки выполняет передачу в глубину, другой принимает мяч к сетке, после приема поворот на 360º.

6. И.п. то же. Игрок от сетки выполняет передачу в глубину, другой принимает мяч над собой и сверху возвращает мяч партнеру.

7. В тройках. Двое у сетки с мячами на расстоянии 3 м друг от друга, поочередно выполняют передачи на партнера, стоящего в глубине площадки на расстоянии 4-5 м от сетки между ними. Игрок из глубины принимает мяч на партнеров.

8. Три игрока стоят с мячами у сетки в зонах 2,3,4, остальные в колонне в зоне 1 (рис. 19). Игроки у сетки поочередно посылают мяч передачей сверху перед собой. Игрок зоны 1 должен выполнить перемещение и передать мяч к сетке (после прохождения 2-3 раз перемещение из зоны 5).

9. В парах. Игроки стоят у сетки: один бросает мяч двумя руками в пол, другой перемещается к мячу, принимает мяч снизу двумя руками над собой, поворачивается кругом и сверху отдает мяч партнеру.

10. И.п. то же. Игрок от сетки бросает мяч в глубину на расстояние 5-7 м, другой бежит и принимает мяч к сетке, располагаясь спиной к ней.

 

 

 

 

 


Рисунок - 19. Прием мяча снизу от двух партнеров к сетке

 

11. То же, но после нападающего удара через сетку с собственного подбрасывания.

12. В парах. Один от сетки поочередно выполняет то нападающий удар, то сброс на расстояние 2,5-3 м от себя, другой принимает мячи, располагаясь на расстоянии 6-7 м от сетки.

13. В парах, через сетку. Один выполняет подачу, другой принимает мяч в зону 3, далее в зону 2.

14. Занимающиеся располагаются в зонах 1,6,5 на двух сторонах площадки. Остальные разделены не две группы и находятся за лицевой линией с мячами в руках. Прием подачи и первая передача в зону 3, затем в зону 2. После серии приемов (4 - 6 попыток), занимающиеся меняются местами.

Примерные упражнения для обучения

1. Имитация движения и выноса рук при блоке с места без прыжка.

2. Имитация блока с места у сетки, выпрыгивая вверх.

3. То же, но после перемещения вдоль сетки вправо-влево скачком, приставными шагами, бегом.

4. То же, но в парах через сетку, вверху надавить кистями на кисти партнеру.

5. 1´1 через сетку. Один имитирует нападающий удар, второй выбирает место и выходит на проекцию разбега нападающего (без прыжка).

6. То же, но с выпрыгиванием, направление известно, вверху блокирующий должен коснуться кисти нападающего.

7. То же, но направление неизвестно.

8. Блокирующий ставит руки через клетки в сетке на сторону партнера, второй бросает мяч в кисти блокирующего, первый сгибает кисти и направляет мяч в пол.

9. Один выпрыгивает как для нападающего удара и бросает мяч через сетку двумя руками из-за головы, второй выполняет блокирование.

10. То же, но нападающий выполняет удар с собственного подбрасывания, а другой игрок ставит блок, направление полета мяча известно.

11. То же, но нападающий удар из зоны 4 (2) с передачи мяча игроком зоны 3. Блокирующий стремится закрыть вначале известное направление удара, а затем неизвестное.

Ошибки при обучении

· неправильный выбор места для блокирования (неправильная оценка траектории передачи и разбега нападающего игрока);

· несвоевременность прыжка на блок (неправильная оценка высоты передачи и действий нападающего игрока);

· маховое движение прямыми руками перед прыжком;

· руки располагаются далеко от сетки;

· кисти рук при блоке не напряжены;

· пальцы при блоке не разведены;

· статическая стойка перед прыжком.

Групповое блокирование. Техника блокирования двумя – тремя игроками предполагает согласованность действий игроков. Для этого введено понятие основного и вспомогательного блокирующих игроков.

Основной блокирующий определяет место для блокирования, вспомогательный игрок, определив действия основного блокирующего, вплотную присоединяет свои руки к его рукам. Для того чтобы игрокам не столкнуться, вспомогательный блокирующий должен прыгать на некотором расстоянии от основного игрока и затем в безопорной фазе, вытягивая руки, должен присоединить их к рукам партнера.

Примерные упражнения для обучения групповому блокированию

1. Имитация блока на месте в паре.

2. То же, но после перемещения влево-вправо на один приставной шаг.

3. То же, но после перемещения игрока из зоны 3 к игроку зоны 2 (4).

4. То же, но игрок зоны 2 (4) перемещается в зону 3.

5. Групповое блокирование в зоне 2 (4) нападающих ударов, выполненных игроками с собственного подбрасывания.

6. То же, но нападающий удар после второй передачи из зоны 3, 2.

7. То же, но исходное положение одного блокирующего в зоне 3.

8. То же, но направление передачи на удар неизвестно (в зону 4, или в зону 2.).

Примерные упражнения для совершенствования блокирования

1. Многократные прыжки у стенки (сетки) с имитацией блокирования.

2. В парах друг против друга – зеркальная имитация блока.

3. То же, но один имитирует кистевой нападающий удар, другой закрывает направление удара.

4. Блокирование нападающих ударов со средних и высоких передач в зонах 2, 3, 4.

5. Блокирование нападающих ударов с таких же передач у краев сетки в зонах 2 и 4.

6. Блокирование нападающих ударов с низких ускоренных и скоростных передач.

7. Блокирование нападающих ударов с далеких от сетки передач.

 

 

Обучение перемещениям

Начинают изучать технику передвижений с бега. С этой целью используют: бег по прямой, бег с высоким подниманием бедер, семенящий бег, бег с прыжками с ноги на ногу, бег спиной вперед.

При выполнении упражнений следует обращать внимание на активные движения руками и на полное выпрямление ног при отталкивании.

Затем изучают передвижения приставными шагами, для чего используют задания с передвижениями приставными шагами вправо, влево, то вправо, то влево.

Упражнения по технике перемещений должны отражать условия, в которых приходится перемещаться волейболисту в игре.

При совершенствовании передвижений необходимо отрабатывать скорость движения, стартовую скорость, быстроту ответных действий. Для волейбола характерно выполнение технических приемов после остановки, поэтому одновременно с техникой передвижений необходимо обучать и остановкам с имитацией того или иного технического приема.

Перемещения выполняются преимущественно на небольших отрезках (3-6 м), но с предельной скоростью по направлению к сетке, от сетки и вдоль сетки.

Примерные упражнения

1. Медленный бег в чередовании с ускорениями на 3,6,9 м.

2. В стойке волейболиста приставные шаги влево, вправо (шагом вперед, назад) в высокой и средней стойке.

3. В стойке волейболиста скрестные шаги вправо, влево; двойной шаг вперед, назад.

4. Бег спиной вперед.

5. Старты с места, бег на 5–10 м.

6. Ускорения из различных и.п. на 3,6,9 м.

7. Ускорения спиной на 3,6,9,15 м.

8. Бег с изменением направления в ответ на зрительные и слуховые сигналы.

9. Игроки выстраиваются в зоне 1 в колонну по одному. Первый в колонне делает рывок в зону 2, затем перемещается левым боком вдоль сетки в зону 4, оттуда спиной вперед в зону 5 и далее правым боком приставными шагами в зону 1. То же из зоны 5.

10. В стойке волейболиста перемещение по зонам площадки с остановкой в стойке.

11. То же, но после остановки имитация технических приемов – передачи сверху, приема снизу.

12. Соревнования в беге на короткие отрезки. Эстафеты.

ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧАМ МЯЧА СВЕРХУ

Передача - прием игры, с помощью которого организуются атакующие действия одной из команд. Различают следующие способы передач: двумя руками сверху и одной рукой сверху.

Передача может выполняться:

· с места;

· после перемещения;

· в прыжке.

В классификации передач в зависимости от классификационного признака выделяют следующие их характеристики:

· по направлению: передача вперед, над собой, назад (за голову);

· по длине: передачи длинные – через зону, средние – из зоны в зону; короткие - в свою зону;

· по высоте траектории: передачи высокие – более 2 м, средние – до 2 м, низкие – до 1 м;

· по скорости – медленная (скорость полета мяча до 10м/с), ускоренная (до 16м/с), скоростная (более 16м/с).

Техника передачи мяча сверху двумя руками состоит из принятия исходного положения, встречного движения ног и рук к мячу, амортизации и направления мяча. В исходном положении ноги согнуты в коленях, руки согнуты в локтях и подняты вверх-вперед, кисти вынесены над головой, указательные и большие пальцы образуют треугольник, через который игрок наблюдает за приближением мяча. Кисти рук супинированы, при оптимальном напряжении имеют форму овала, образуя своеобразный ковш, большие пальцы направлены в сторону лба (рис. 1).

Важное значение при передаче мяча сверху имеет правильный выход под мяч: игрок должен выходить так, чтобы мяч летел ему в лоб. При приближении мяча встречное движение начинают ноги – их разгибают в коленях. Несколько позже в движение включаются руки: разгибаясь в локтевых суставах, они задают общее направление полету мяча. При выполнении встречного ударного движения ноги разгибают быстро и энергично, руки – относительно медленно. При выполнении ударного движения кисти пронируются. Пальцы выполняют различные функции: большие – принимают на себя основную нагрузку амортизации и удержания мяча в направлении его движения; указательные и в меньшей степени средние – являются основной ударной частью кисти; безымянные пальцы и мизинцы – удерживают мяч в боковом направлении, регулируя направление его полета.

 

Рисунок - 1. Положение кистей на мяче при передаче сверху

После вылета мяча ноги и руки продолжают разгибаться до полного выпрямления, до полной остановки и паузы; в этом положении следует фиксировать руки после сопровождающего движения (рис. 2).

 


Рисунок - 2. Передача мяча сверху двумя руками

Передача одной рукой сверху (рис. 3) выполняется, как правило, в прыжке и как укороченная. Разбег и прыжок осуществляют так же, как и при нападающем ударе (см. далее). Во время взлета правую (левую) руку выносят над головой, локоть высоко поднят и направлен вперед. Кисть развернута ладонью вперед и расположена над головой, пальцы несколько согнуты и напряжены, большой палец приведен, образуя своеобразную форму рюмки, пальцы направлены вверх, навстречу мячу. Ударное движение выполняют активным разгибанием руки в локтевом суставе, в плечевом суставе движение минимально. Воздействие на мяч толчкообразное без сопровождения, пальцы обхватывают мяч.

Передача в прыжке (рис. 4) выполняется в том случае, когда мяч летит высоко и за игроком. Выход под мяч и прыжок осуществляют так же, как при нападающем ударе. Во время взлета руки выносятся так, чтобы кисти были над головой игрока, несколько выше, чем при выполнении обычного варианта передачи. Встречное движение характеризуется активной работой рук и минимальным движением туловища и ног, такие передачи могут быть короткими и укороченными, и выполняются, как правило, после имитации удара передающим игроком.

Рисунок - 3. Передача мяча одной рукой

 

Рисунок - 4. Передача мяча в прыжке

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.165 с.)