Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины возрастания роли военной психологии и ее состояние
Состояние военной психологи - это отражение развития науки к моменту ее анализа и оценки. Оно оценивается по трем показателям: наличие социального заказа на развитие психологии в конкретной отрасли; заказ войсковой практики на психологическую науку; уровень развития психологической науки. По отношению к первой позиции общественное сознание сегодня в целом достаточно восприимчиво к дельнейшему развитию психологии. Этот качественный переворот произошел в последнее десятилетие. Сегодня у многих есть отчетливое понимание того, что психологические знания дают возможность понять себя, ребенка, семью, друзей, окружающих. Деятельность психолога перспективна, так как человек не способен познать себя полностью самостоятельно, но, стремясь к этому, он будет прибегать к помощи профессиональных специалистов-психологов. Люди, осуществляя свою жизнедеятельность в окружающем мире, теряют очень большое количество физической и психической энергии. Они ищут способы снятия стресса, улучшения настроения, восполнения запасов растраченной энергии. Эти проблемы также можно решить, используя как знания, так и практические психологические технологии профилактики и предупреждения развития неблагоприятных состояний. Сегодня в России очень много людей, попавших в сложные жизненные ситуации и нуждающихся в конкретной психологической помощи (Чечня, социальные конфликты, преступность, наркомания, пьянство и т.п.). Возможности психологии при решении этих проблем достаточно велики: психотерапия, психологическая реабилитация, психологическая помощь и консультирование. Относительно второй позиции - последнее десятилетие коренным образом изменило жизнь нашего государства. Эти изменения затронули все сферы: внешнеполитические, внутриполитические, экономические, социальные. Они имеют различную направленность, однако позитивную стали приобретать только в последние годы. Страна за 90-ые годы существенно ослабила внешнеполитические позиции, возросли существенно угрозы национальной безопасности, изменился их характер (велика вероятность терроризма, развязывания новых локальных военных конфликтов на территории страны, непомерно возросли амбиции США в стремлении стать единоличным вершителем судьбы всего человечества). На этом фоне в это же время был существенно ослаблен гарант безопасности государства - Вооруженные силы. Многие годы государство значительную часть средств военного бюджета тратило только на содержание армии, практически не выделяя ассигнований на ее техническое переоснащение и модернизацию, на проведение опытно-конструкторских разработок. Даже процесс боевой подготовки в частях и соединениях в течение более 5-ти лет (1995 - 2000 годы) практически не осуществлялся в должном объеме. Во многом из-за упразднения воспитательных органов и должностных лиц, осуществлявших работу с личным составом, в последнее десятилетие существенно был запущен вопрос управления морально-психологическим состоянием личного состава, укреплением и поддержанием дисциплины и правопорядка в войсках. Можно много продолжать рассуждения о проблемах и трудностях, прожитых и переживаемых Вооруженными силами, но, однако, именно в этих условиях произошло практическое внедрение военной психологии в войска. Это стало реальным после введения в 1992 году должностей военных психологов - психологов частей и соединений.
Таким образом, наличие весьма существенных проблем в Вооруженных силах РФ, прежде всего проблемы, как личностного плана, так и в сфере межличностных взаимоотношений, и не способность командного звена справиться с ними в складывающихся условиях определили появления специалистов-психологов в войсках. Именно появление в войсках психолога способствовало «выходу из тени» военной психологии, проявлению ее не только как научной, но и практической дисциплины, играющей самую существенную роль в психологическом обеспечении деятельности Вооруженных сил РФ по предназначению. Направленность военной психологии на решение практических задач потребовало существенного увеличения имеющихся сил и средств. Во-первых, с образованием в 1995 году военно-психологического факультета произошло существенное увеличение численности профессорско-преподавательского состава кафедры психологии Военного университета. Сегодня она насчитывает более 50 человек, из которых на должностях профессорско-преподавательского состава более 50 % офицеров. Научный потенциал кафедры сегодня составляет 62%.
Всего за 8лет существования военно-психологического факультета было подготовлено более 800 офицеров-психологов. В 2003 году отряд войсковых психологов пополнили первые выпускники факультета из числа курсантов. Существенно изменилась программа и объем подготовки военного психолога и составляет сегодня 3600 часов в соответствии с ГОСТом. Во-вторых, к решению задач подготовки военных психологов привлечены ведущие вузы страны. В первую очередь - факультет военной подготовки МГУ имени М.В.Ломоносова. В-третьих, в условиях реформирования Вооруженных сил РФ возросли требования к научному психологическому обеспечению многих практических вопросов. Это обусловило возрастание со стороны заказывающих органов (МО, ГШ, ГУВР) количества комплексных научно-исследовательских работ, осуществляемых кафедрой в качестве головного исполнителя. Появились изменения в тематике разрабатываемых диссертационных исследований. За последние годы наиболее значимыми для военной психологии и практической психологической работы явились исследования К.И.Войсеро, Д.В. Гандер, А.Г.Караяни, П.А.Корчемного, А.В.Мощенко, В.А.Селезнева, И.В.Сыромятникова и др. Кафедра также выступала в качестве одного из разработчиков руководящих документов по организации психологической работы в войсках. Существующий сегодня основной руководящий документ - Руководство по психологической службе в ВС РФ - был создан с учетом подходов кафедры к пониманию сущности психологического обеспечения, его задач, направлений, основных методов работы. С 4 июля 2000 года произошло изменение статуса военных психологов в войсках - была создана психологическая служба ВС РФ. Сегодня в ее составе около 3000 тыс. специалистов и более 2000 тыс. - из числа офицеров и прапорщиков. Вводятся психологи батальонов, взят целенаправленный курс на создание современных центров психологической помощи и реабилитации военнослужащих в округах и армиях. Существенно упрочилась позиция военно-психологической науки в научном сообществе в целом. Этому способствовало, прежде всего, настойчивое стремление руководства кафедры упрочить позиции военной психологии и существенно их расширить в научном мире. Сегодня необходимо констатировать, что в ведущих психологических организациях страны (Президиум всероссийского общества психологов, учебно-методическое объединение по психологии, экспертные советы ВАКа) принимают участие представители кафедры психологии Военного университета. Профессорско преподавательский состав кафедры постоянно участвует в съездах психологов, различных научных конференциях, организуют важные для ученого мира мероприятия (межвузовские научно-практические конференции, семинары, обмен опытом работы), имеющие главную задачу - интеграцию усилий ученых-психологов, представителей широкой научной общественности и военных психологов в интересах ознакомления и использования в практической деятельности достижений отечественных и зарубежных научных школ направлений в интересах военной психологии. Ученые кафедры направляют свой потенциал и на создание необходимых учебников и пособий не только для подготовки специалистов в учебном процессе, но и для практической деятельности в частях и подразделениях военных психологов, командиров и офицеров воспитательных структур. Таким образом, военно-психологическая наука в современных условиях, на основе достижения нового качественного уровня научно-психологической мысли, направляет основные усилия на обеспечение эффективной реализации задач, решаемых Вооруженными силами РФ в различных условиях, а также на оказание психологической помощи военнослужащим и членам их семей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.004 с.) |