Раздел 1. Военная психология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Военная психология



РАЗДЕЛ 1. ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Глава 1. ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Предмет военной психологии

Особое значение для Вооруженных сил имеет военная психология, которая является отраслью психологической науки и входит в систему военных наук. Она изучает закономерности становления и проявления личности военнослужащего и психологии воинского коллектива в условиях учебной, служебной и особенно боевой деятельности, формирует выводы и обобщения, предназначенные в первую очередь для войсковых офицеров в целях повышения эффективности их работы по изучению, обучению, подготовке подчиненных и воинских подразделений и их руководству.

Военная психология в теоретическом плане опирается на новейшие данные науки о психике, тесно связана с общей психологией и другими отраслями психологической науки, помогает изучению личности воина, психологии воинских коллективов, особенностей функционирования психики воина в различных условиях, а главное - формированию у воинов нужных для боя качеств.

Практическая направленность военной психологии и ее исследования диктуется военной наукой, взглядами на особенности войны, современными требованиями к подготовке и боевому применению войск. Она развивается применительно к конкретным особенностям воинской деятельности. В ее рамках возникают отдельные направления, обслуживающие те или иные виды Вооруженных сил и рода войск.

Военно-теоретические основы военной психологии составляют положения военной науки о характере и особенностях современной войны, о решающей роли человека в достижении победы на поле боя. Если военная доктрина формирует взгляды на характер и основные способы ведения современной войны, военная наука вскрывает закономерности вооруженной борьбы, изучает способы боя, помогает ряду наук, в том числе и военной психологии, определить актуальные проблемы и пути их разработки, то военная психология исследует те качества, которые необходимы воину для достижения победы в бою, а также пути их формирования.

 По меткому выражению Н.Н.Головина: «Как алгебра, приложенная к геометрии, родит новую дисциплину – аналитическую геометрию, так и военная психология, правильно примененная в стратегии и тактике, создаст в будущем новое умение сознательно использовать неисчерпаемые запасы психологической энергии для достижения целей победы».

Деятельность воина носит особый характер: она протекает в условиях хронической опасности потерять здоровье или жизнь, в условиях уничтожения себе подобных, в сложных условиях военного быта. Военная психология ставит перед собой задачу изучить работу психики в этих крайне сложных условиях войны и боя. Если в целом психология это наука о человеке, которая решает задачи как облегчить ему жизнь через создание благоприятного морально-психологического климата, нормальной обстановки на работе, улучшение эргономических условий, то военная психология более сложна по решаемым задачам. Она пошла дальше, в частности в том, чтобы через проявление максимальных требований к военнослужащему, через его психологическую подготовку, воспитать у него такие качества, которые ему на поле боя позволят не только выполнить боевую задачу, но и сохранить жизнь. Если психология обеспечивает личную безопасность, то военная психология кроме личной обеспечивает и внешнюю безопасность. В этой связи очень важно понять сущность объекта, предмета и задачи военной психологии.    

Объектом военной психологии являются воин, воинский коллектив и воинская деятельность, а предметом – закономерности развития и проявления личности военнослужащего, особенностей его психики в учебе, службе, бою и сама воинская деятельность во всех ее разновидностях. Поэтому диапазон предмета военной психологии настолько разнообразен и широк, сколь многообразны деятельность, общение и взаимодействие главных действующих на поле боя и в процессе службы слагаемых – человека и коллектива, человека и техники и др.

 

Понятие риска в психологии

Впсихологии под риском понимается действие (решение), направленное на вполне определенную цель, достижение которой связано с опасностью, угрозой поражения, неудачи. Соответственно нерискованное действие (решение) - более спокойное, не связанное с угрозой неудачи, поражения, кажущееся более надежным и безопасным.

Риск связан с особенностями деятельности специалиста, а условиях ожидаемого неблагополучия, при возможном неуспехе в деятельности. Риск представляет собой ситуацию выбора между двумя допустимыми вариантами     действий: менее привлекательным, но более надежным и более при­влекательным, но менее надежным, то есть исход, которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями, где неуспех влечет за собой наказание (физическая угроза, болевое воздействие, социальные санкции).

Риск может быть связан с выбором такого варианта действий (решения), который идет вразрез с инструкциями, предписаниями, жесткими правилами. Причем, если отступление от предписаний приведет к положительному результату, (успеху) деятельности, то оценка может быть не просто положительной, но и весьма высокая. При этом говорят, что военнослужащий действовал творчески. Но если постигла неудача - то будет предъявлено обвинение, в нарушении нормативных документов, в первую очередь в нарушении требований боевого устава. И к этому будет все сведено, хотя причинами неудач могут быть другими. Этим же будет объясняться и неудачный результат всей деятельности. Хотя подлинные причины неудач может вскрыть лишь полноценный анализ ситуации деятельности и уровня профессиональной и психологической подготовленности к деятельности специалиста в подобных ситуациях.

В психологическом словаре дается следующее его определение: «Риск - ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагополучных последствиях в случае неуспеха». Согласно этому определению термин «риск» может иметь следующие взаимосвязанные значения:

а) риск   как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае,

б) риск как действие, в том или ином отношении грозящее субъекту потерей (проигрышем, травной, ущербом).

Таким образом, риск можно рассматривать как ситуацию выбора между возможными вариантами действий, в которых:              

а) успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижения, соответствующих или не соответствующих уровню притязаний лица, принимающего решение;

б) неуспех влечет за собой наказание.

Принято также различать и ситуации, связанные с риском, которые могут быть связаны со способностями субъекта или их исход зависит от случая - шансовые ситуации. Исследования психологов позволили установить, что люди обнаруживают более высокий уровень риска в ситуациях, связанных не с шансом, а не с навыком, когда человек считает, что именно от него зависит достижение результата.

В связи со сказанным различают:

- риск мотивированный, который рассчитан на ситуативные преимущества, например в технике и вооружений, в численном составе своих сил, в уровне его про­фессиональной и психологической подготовленности; на выгодность боевых позиции; на неожиданность выбора данного решения для противника и т.д.;

- риск немотивированный, который проявляется в процессе творчества, интеллектуальной активности - «бескорыстный» риск, например художественный риск режиссера или актера.

  Проблема риска специфическим образом связана с социально-психологическими факторами при принятии групповых решений. Психологами установлено, что при этом обычно происходит сдвиг в сторону большего или меньшего уровня риска в условиях группового обсуждения деятельности. Выявлены три типа процедур сдвига к риску:

а) сравнение первичных индивидуальных решений с согласованным групповым;

б) сравнение первичных индивидуальных решений после согласованного группового решения с вторичными индивидуальными;

в) сравнение первичных индивидуальных решений после проведения групповой дискуссии без обязательного согласования с вторичными индивидуальными.

В ходе дискуссии каждый член группы предусматривает свое решение, чтобы приблизить его к ценностному стандарту группы.

В умении рисковать следует отличать оправданность риска от его результативности.

Исходя из соотношения ожидаемого выигрыша или проигрыша при реализации соответствующего действия (решения), выделяют оправданный и неоправданный риск.

Оправданность риска - это степень эффективности, про­гнозируемая в момент принятия решения. Риск оправдан, когда ожидается не только высокая эффективность, но и уверенность в правильности оценки, предвидении развития ситуации.

А.В.Петровский разработал концепцию неадаптивной активности личности. Ее суть проявляется в том, что в ситуациях связанных с возможной или непосредственной опасностью возникае своеобрахный феномен острого влечения человека к опасности. Это влечение само по себе является тенденцией неадаптивного поведения, так как исходя из "постулата сообразности" адаптивная активность должна быть направлена на избегание опасности и сохранение гомеостаза. Такой риск является "бескорысным", "спонтанным". Выделяют три группы побуждения активности данного типа:

1. Врожденная ориентировочная реакция как стремление к построению образа объекта, мера опасности которого неизвестна, именно со стороны тех его свойств, которые как раз и являются предметом опасений. Характер этого побуждения обусловлен предвосхищением эффекта эмоционального разрешения, переживаемой как "очищение" от неблагоприятных аффективных фиксаций.

2.  "Жажда острых ощущений" как побуждение, обусловленное опытом преодоления опасности. Суть в том, что достичь состояния катарсиса можно только тогда, когда вероятность его достижения не слышком велика, а точнее, уравнивается с возможностью недостижения желанного состояния, то есть возникновения противоположного исхода опыта - фрустрации.

3. Ценностно-обусловленное стремление к опасности в виде "социальных установок, диктующих предпочтительность рискованных действий в противоположность осторожным.

 

Литература

Анисимов Н. История Русской Армии.-Чугуев, 1911.- 282 с.

Бахрушин С. К вопросу о крещении Киевской Руси//Христианство и Русь. М.,1988,с.31-45.

Бессмертный А.Р. Национализм и универсализм в русском религиозном сознании//На пути к свободе совести.-М.,1989, с.122-171.

Васильев А. Военная мысль и революция, 1923.-230с.

Головин Н.Н. Обширное поле военной психологии /В кн. Душа армии.-М.:Военный университет, 1997. -с.15-36.

Головин Н.Н. Суворов и его «Наука побеждать», Париж 1931 / Не числом а умением. Военная система А.В.Суворова.-М:Военный университет, Русский путь,с.182-224.

Головин Н.Н. Исследование боя.-СПб, 107.-193с.

Дмитриевский А.М. Единодушие в армии и единодушие в полках, а не наоборот, 1909.

Драгомиров М.И. Подготовка войск в мирное время.-М.,1956, с.52.

Дрейлинг Р. Воинский устав Петра Великого и Суворов /Записки Русского Научного Института в Белграде. Выпуск 3.-Белград, 1931, с.307-354).

Ениколопов С. Н. Агрессия и мы. М.:1991, -250 с.

Ениколопов С. Н. Агрессия и агрессивность насильственных преступников М.: 1984.

Ениколопов С. Н. Некоторые результаты исследований агрессии / под редакц. Ратинова М.: 1979, 100- 109 с.

Изместьев П.И. Из области военной психологии.-Варшава, 1911.-70с.

Изместьев П.И. Психологические основы тактики / Военная мысль, ТуркВО, 1921, кн.3.

Изместьев П.И. Очерки по военной психологии.-М.,1923.

Записки Русского Научного Института в Белграде. Выпуск 3.-Белград, 1931.-с.307-354.

Зыков А. Как и чем управляются люди. Опыт военной психологии.-М, 1898).

Какурин Н. Военная психология масс/вж.Военная мысль и образование, 1921, с 176.

Золотарев С.А. Курс педагогической психологии /Записки Петроградского инструкторского института имени Толмачева, 1921, №1.

Караяни А.Г. Психология в США в годы второй мировой войны /Психологический журнал, 2002, №2.

Кекчеев К.Х. Ночное зрение (как лучше видеть втемноте).-М.:Советская наука, 1942.

Кекчеев К.Х. Психофизиология маскировки и разведки. -М.:Советская наука, 1942.

Корф Н.А. Связь военных наук с общественными, 1897.

Кутузов М.И. Сборник документов.М.:Воениздат,т.2, 1952, с.57.

Левитов Н.Д. Воля и характер бойца /Военный вестник, 1944, №1.

Лесгафт П.Ф. Об отношении анатомии к физическому воспитанию, 1976.

Лесгафт П.Ф. Программа для преподавания гимнастики в ВУЗах, 1877.

Лесгафт П.Ф. Значение физических упражнений для войска, 1886.

Луков Г.Д. Очерки по вопросам психологии обучения и воспитания советских воинов.-М.:Воениздат, 1956.

Нахимов П.С. Документы и материалы.-М.:Воениздат, 1954, с.613.

Не числом а уменьем. Военная система А.В.Суворова.-М.-Ввоенный университет, Русский путь, 2001, с.24-30.

Повести Древней Руси /Сборник. Составители Л.Дмитриева и Н.Понырков.-М.:Художественная литература, 1986.

Письма и бумаги императора Петра Великого.-М., 1950, вып.I.,т.9.

Прозоров Л. Самоубийства военных, 1914.

Румянцев П.А. Сборник документов и материалов: ОГИЗ, 1947, с.77.

Семененко Н.Н. Методика исследования профессиональной ответственности курсантов военного училища /Сборник научных статей.-М.:Военный университет, 1997.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.:”ШКОЛА-ПРЕСС”, 1995.-383с.

Суворов А.В.Наука побеждать.-М, 1950 /Не числом а умением. Военная система А.В.Суворова.-М:Военный университет, Русский путь,с.24-30.

Суворов А.Н. Тактика. Подготовка войск.ч.1,вып.1, Пг.1923.

Таланкин А.А. Военная психология и вопросы военно-политического воспитания в РККА.-М, 1929.

Теплов Б.М. Психология как основа для маскировочной техники, 1926.

Теплов Б.М. Белый халат, 1927.

Теплов Б.М. Исследование защитных свойств фона, условий погоды и освещения, 1927.

Теплов Б.М. Видимость и познаваемость пехотных групп при различных построениях их, 1927.

Теплов Б.М. Задачи и методы в области изыскания защитьных цветов, 1928.

Теплов Б.М. ум полководца / Проблема индивидуальных различий, м, Наука, 1960.

Теплов Б.М. Бунт звериного инстинкта против человеческого разума /Советская педагогика, 1941.-№11-12, с.66-70.

Толстой Л.Н. Рубка леса, 1855, с.63.

Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. -С-П, 2000.-384с.

Эриксон Э. О самоубийствах в армии, 1915.

Шемякин Ф.Н. Бандиты и человеконенавистники в роли ученых-психологов /Советская педагогика, 1941. №9, с.26-33.

Шумков Г.Е. Психика бойцов во время сражений.-СПб, 1905.

Устав «О корабельной ратной науке».-СпБ, 1647.

 

РАЗДЕЛ 1. ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.048 с.)