Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления познания предмета военной психологии
Период начала и середина XIX века, связанный с большим боевым опытом русской армии на южных рубежах страны, в Средней Азии, отражением агрессии на Камчатке, Архангельске. Это позволило не только обобщить, но и разработать военно-психологические системы, которые получают своё развитие в трудах Н.Д.Бутовского, И.Маслова, М.И.Драгомирова и особенно Л.Н.Толстого. Отметим, что только за неполные 70 лет средины XIX века Россия участвовала в 4-х крупных войнах и 3-х военных компаниях, общая продолжительность которых составила 11 лет 3 месяца. Условиями формирования военной психологии как самостоятельной науки выступали: социально-экономические – становление и развитие государственности; идеологические – формирование и закрепление господствующей идеологии (религиозность, монорхизм, народность); военные – создание и укрепление регулярной армии (обучение, воспитание, заблаговременная подготовка войск); научно-теоретические – развитие науки о человеке (философия, педагогика, медицина, физиология, психиатрия, психология). Этап научного развития военной психологии характеризуется, во-первых, переходом к исследованию сущности психических явлений, их материальной основы и механизма (психика выступает как сложная структура, как совокупность процессов, состояний и свойств); во-вторых, на данном этапе военная психология формируется как самостоятельная отрасль психологической науки. Основными направлениями в понимании предмета военной психологии являются: психология личности воинов (индивидуальная психология); психология группы, социально-психологические явления в армии; психология воинской деятельности мирного времени; психология боя и войны. Разработка проблемы личности воина во второй половине XIX века обусловлена военными реформами 1860 – 1870 гг., которые сильно изменили облик армии: произошла демократизация общественного сознания, сокращен срок службы с 25 лет до 6 лет в сухопутных войсках, до 7 лет в ВМФ; поступили на вооружение новые образцы оружия; активно совершенствовались способы ведения войны; изменилось социальное и материальное положение военнослужащих. Другими словами, появились гуманистические традиции морально-этической основы изучения личности воина, возникла потребность в создании системы воинского воспитания, основанная на научных представлениях о психологии воина, был вполне обеспечен вполне достаточен уровень развития общей психологии, позволяющий изучать психологию воина.
Исследование личности воина осуществлялось по 3-м уровням. Первый отражал выражение наиболее общего, что присуще русскому воину: исследования носили более описательный характер, чем объяснительный; личность представлялась со стороны ее морального духа. Так, емкую психологическую характеристику отличительных черт русского воина дал Л.Н.Толстой: «Дух русского солдата не основан как храбрость южных народов на скоровоспламеняющем и остывающем энтузиазме. Его также трудно разжечь, как и заставить упасть духом. В русском настоящем солдате никогда не заметите хвастовства, ухарства, желания отуманиться, разгорячится во время опасности, напротив, скромность, простота и способность видеть в опасности совсем другое, чем опасность, составляют отличительные черты его характера» (Толстой Л.Н., 1855, с.63). В Русской армии главным объектом работы ставилась личность офицера, командира, нижнего чина, учитель, дядьки. Для М.И.Драгомирова: «Солдат только тогда хорош, когда он человек в полном значении этого слова. Только человек способен к срастанию в массы, когда сознание говорит, что в этом залог успеха. Только человек может остервенеться до последнего зверства, если обстоятельства его вынуждают к этому. Только человек может забыть врага и делиться последним куском хлеба с тем, кто за несколько минут перед тем посягал на его собственную жизнь». М.И.Драгомиров говорил: «Имея дело с человеком, нужно брать его целиком, каков он есть, а не создавать себе человека гипотетического, то есть представляющего одну волю или один ум, или, наконец, одну физику» (Драгимиров М.И., 1956, с 52). Второй уровень исследования личности воина связан с появлением попыток перейти от общего к частному, структурировать личность воина. Так, П.И.Изместьев к структуре личности воина относил: волю, характер, чувство долга, чести, любви к Отечеству, убеждение в необходимости разумной инициативы. Он вскрывает некоторые психологические закономерности между тактикой, способами боя и психологическими качествами бойца: «Современная тактика требует не только от начальника, но и от рядового бойца знания, инициативы и умения воздействовать на других» Изместьев П.И., 1911, с.4).
П.Ф.Лесгафт в своих работах «Об отношении анатомии к физическому воспитанию» (1876г.), «Программа для преподавания гимнастики в ВУЗах» (1877г.), «Значение физических упражнений для войска» (1886г.) разрабатывает идею единства психических и физических процессов в организме человека, необходимости связи физического воспитания воинов с умственным, нравственным и эстетическим. Он писал: «Все изменения в человеке тесно соединены с физической и психической жизнью молодого человека, так что это необходимо учитывать при оценке действий последнего». Н.А.Корф в работе «Связь воинских наук с общественными» (1897г.) идет дальше своих предшественников. Он считал, что воин до и во время войны является членом той или иной общественной группы, поэтому выделяет личность воина в предмет исследований военной психологии, в частности: индивидуальные данные, социальные данные. И третий уровень исследования личности воина связан с именами И.Маслова, М.В.Зенченко, которые предпринимают попытку построить теорию личности воина, исходя из истории государства, общественного строя, развития науки, культуры, качеств личности воина, особенностей комплектования армии, который определялся общественным строем. В целом личность воина рассматривается как обобщающая категория, как индивидуальность, как совокупность социальных качеств, как конкретный человек, активное существо. В начале XX века появляется второе направление – социально-психологическое. Н.А.Корф писал – «психология в начале XX века делится на 2-е независимые части, которые можно назвать психологией индивидуальной, трактующей об душевных явлениях отдельных людей и другую - психологией коллективной, исследующей то же по отношению к группам людей» (Корф, 1897, с.421). Разработка проблемы психологии группы была обусловлена: изменением тактики боя, переходов от линейных построений к рассыпному строю (ослабло чувство локтя); переходом к новым видам вооружений (артиллерии, бронеавтомобилям, бронепоездам, пулеметам), где были экипажи и естественно коллективное использование оружия; увеличением численности армии, созданием новых частей, коллективов и групп; изменением национального состава подразделений (75% солдат были русскими, куда включались украинцы и белорусы); изменением социально-психологических условий в результате сокращения сроков службы. При 25-ти летнем сроке солдат, призываясь в ряды армии, фактически рвал все отношения со своей семьей, при 6-ти летнем сроке - казарма становилась лишь определенным жизненным периодом. Предметом исследования представители социально-психологического направления видели психические процессы, которые происходят в группах военнослужащих, массовые явления, которые имеют место во время войны и боя, влияние групп, масс на личность воина. А.С.Зыков первым ввел в психологию понятие «малой группы», коллективной единицы, расширил понимание предмета военной психологии, не только как психики человека, личности, но и психологии коллектива. Он выделяет следующую структуру психологии группы: коллективные настроения; ощущения; традиции; общественное мнение. Зыков рассматривал воинские части как социальные группы, в которых деятельность регулируется общественным мнением, где налицо наличие социальных принципов – норм, которые регулируются деятельностью членов группы. К социальным нормам он относил: понятие о долге, чести полка, мундира; готовность положить голову «за други своя»; авторитетность начальника; любви подчиненных и забота о них; идеи славянства и христианства (Зыков А., 1898).
Позицию А.С.Зыкова поддержал Г.Е.Шумков. Он писал: «Чем отличается толпа людей, механически соединенных, от толпы людей, соединенных психологически? Отличается отсутствием общих интересов, общих поступков и действий. Но раз только у группы людей начинают проявляется общие интересы с общей душевной отзывчивостью, появляются общие для всех поступки и действия. Эта группа людей объединяется психологически и начинает жить по явлениям психологии масс» (Шумков Г.Е., 1905). А.М.Дмитриевский дал определение традиций: «Традиции - наследственная, преемственная от поколения к поколению передача характерных для нравственного элемента данного народа или семьи принципов, причем, традиционным будет только то, что неизменно повторится в действии каждым поколением» (Дмитриевский А.М., 1909). Значительный вклад в развитие социально-психологического направления внесли Ухач-Огорович, который неоднократно подчеркивал, что психология толпы и психология армии различаются между собой, прежде всего целями, характером деятельности и управляемостью. А.Резанов вычленяет разновидности «коллектива» в зависимости от наличия следующих признаков: единство действий; единство воли; единство сознания; единство места и времени; наличие общественного мнения, характеризующего общение и духовную связь. Н.Н.Головин раскрывает психологию толпы (Головин Н.Н.,1907, с.113). В.М.Бехтерев, А.М.Дмитриевский, П.И.Изместьев, А.Резанов изучали групповое явление и в частности панику. Паника – это эпидемия страха, охватившая массу индивидов и принявшая наиболее сильное выражение, так как в коллективах все эмоции выражаются значительно интенсивнее, чем у отдельных лиц. Причинами паники являются: привитие внушения беспомощности или неминуемой гибели, вызванные как действительными, так и обманными восприятиями; обман чувств; внезапность появления противника; упадок нравственных и физических сил бойцов.
Третье направление исследований – это воинская дисциплина, и в частности проблема самоубийств (Прозоров Л.,1914). Э.Эриксон рассмотрел причины самоубийств: неврастения в более или менее тяжелой форме; спиртные напитки и сифилис; удаленность мест службы от культурных центров (отсутствие перспективы в жизни подрывает веру в себя); плохие вести из дома (показывает, что духовная связь с домом у многих военнослужащих очень прочная); внутренние причины. Основываясь на них, Э.Эриксон предлагает меры по предупреждению самоубийств: «Ближайшие начальники должны считаться с умственными способностями и физическими возможностями подчиненных и входить во внутреннюю внеслужебную жизнь их более внимательно. Во вторую очередь, необходимо поднять знание нервных болезней и особенно психопатологии среди всех начальников.… Кроме того, необходимы меры против злоупотребления алкоголем в войсках, которые предупредят много самоубийств» (Эриксон Э., с1915). Четвертое направление развития военной психологии в России состоит в том, что она (психология) развивалась как психология мирного, так и военного времени. Очень большое внимание уделялось роли психологической устойчивости воинов, роли психологическому воздействию на противника. Н.А.Корф отмечал: «Подготовить бой, подготовить наступление - равносильно понятию подорвать, расшатать, убить психические силы противника». Н.А.Корф выделял 4-е группы факторов, влияющих на психику бойца во время боя: группа внешних и материальных факторов боя (оружие, численность и т.д.); управление боем; наличием системы воспитания воинов; общими социальными факторами (Корф Н.Л., 1897). В целом факторы, влияющие на боевую деятельность воинов и представителей исследовавших их можно представить следующим образом:
Наряду с факторами боя и войны, воздействующих на личность воинов, военные психологи в России видели свою задачу в изучении состояний человека-бойца во время его деятельности в бою. Г.Е.Шумков состояния воинов в бою предложил рассматривать по трём периодам:
1. Состояния в ожидании боя. Доминирует состояние тревожного ожидания, хотя и степень выраженности его у разных лиц различна. Могут возникать другие временные состояния: страх, печаль, радость и гнев. 2. Состояния во время боя. Преобладает возбуждение, мысли об опасности, которые переходят в переходное состояние или «мечтаний», когда преобладают мысли о себе и завершается апатией или равнодушием, по причине угнетения нервной системы. 3. Послебоевые состояния характеризовались как постстрессовые. «Современные бои с применением усовершенствованных машин для взаимного уничтожения создают такое крайнее напряжение нервно-психических сил и вообще здоровья, которое не пройдет для участников боя бесследно» (Шумков Г.Е.,1905).
4.2. Превращение военной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки Со средины XIX века произошло становление военной психологии, как самостоятельной отрасли психологических знаний. Область исследования военной психологии – это явления связанные с боем, личностью военнослужащего, групповой воинской деятельностью. Это выражено в том, что: складывается понимание предмета; осуществляется разработка методов военно-психологических исследований; четко выделяются направления исследований; происходит образование системы военно-психологических знаний. Превращение военной психологии в самостоятельную отрасль определялось вычленением и определением своего предмета, методов и задач, воплощением раскрытых закономерностей в практике военного дела. Это выразилось: в появлении первых программ построения военной психологии (Н.А.Корф, А.П.Нечаев, Г.Е.Шумков); в создании самостоятельных психологических НИИ: экспериментальной лаборатории в ВМА, экспериментальной психологической лаборатории на педагогических курсах управления ВУЗов, лабораторий в кадетских корпусах; в образовании Отдела военной психологии в обществе ревнителей военных знаний; во введении разделов военной психологии в журналах «Военный сборник», «Педагогический сборник», газетах «Русский инвалид», «Разведчик», появлении статей о военной психологии в «Военно-медицинском журнале», «Психиатрической газете»; в преподавании психологии на педагогических курсах при педагогическом музее ВУЗов как учебной дисциплины, основ знаний военной психологии в военных училищах и академиях, в курсе тактики, военной администрации и военной гигиены; в росте публикаций посвященных военной психологии (см. рис 1.).
Рис.1. Количество публикаций по проблемам военной психологии
К 1917 году сложилось прочное основание для дальнейшего роста военной психологии. Созданы и функционируют экспериментальные лаборатории в основных психологических центрах: Москве, Петербурге, Тарту (Юрьеве), Казани, Харькове. Благодаря прошедшим психологическим съездам отечественная психологическая школа заявила о себе в Европе (1906г., 1909г., 1910г., 1913г., 1916г.). В психологии активно работали философы, биологи, физиологи, педагоги, психологи и др. Активно начал работу I-й в России московский психологический институт. Кроме этого, о превращении военной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки говорит и рассматриваемые ею содержательные проблемы. Это, прежде всего психологическая подготовка людей посредством создания напряженных ситуаций, знакомством с видом боя (петровские военные игры, военные «походы», «сквозные атаки», «сквозные атаки с конницей», стрельба с боевыми патронами); проблемы страха и паники, роль человека в войне и на поле боя (Драгомиров, Головин); структура психики солдата; поведение солдата в бою; психология толпы; подбор и воспитание офицеров; воинская дисциплина; место и роль армии в обществе, государстве; психология войны. Таким образом, военная психология в России во второй половине XIX - начале XX веков выделилась в самостоятельную отрасль психологической науки, имеющую свой предмет, принципы, метод и структуру знаний. С самого начала истории военной психологии личность воина стала предметом военной психологии. В области социальной психологии военным психологам удалась формулировка классификация групп, психологических явлений, удалось вскрыть механизмы социально-психологических явлений в армии. Боевая деятельность изучалась как специфический вид деятельности, совершаемый во время боя и связанный с риском для жизни.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.017 с.) |