Основные положения по защите населения и территорий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения по защите населения и территорий



В современных условиях международной обстановки непосредственная угроза прямой агрессии против Российской Федерации несколько уменьшилась, но военная опасность для неё продолжает сохраняться, которая при определённых условиях может перерасти в непосредственную военную угрозу и военные конфликты различной интенсивности.

Наиболее вероятным типом возможных военных конфликтов сегодня считаются региональные и локальные войны, а также вооружённые конфликты.

Наиболее характерными чертами перечисленных современных военных конфликтов могут являться:

скрытность подготовки и внезапность развязывания агрессии;

массированное применение высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы, а в перспективе – и оружия на новых физических принципах;

применение ранее неизвестных форм и способов ведения операций и боевых действий;

ведение вооружённой борьбы во всех сферах – на суше, в воздушно-космическом пространстве и на море при возрастающей роли средств воздушно-космического нападения;

активная борьба за завоевание стратегической инициативы и превосходства
в управлении;

огневое поражение важнейших объектов и элементов инфраструктуры государства и группировок войск (сил) на всю глубину их построения;

манёвренные действия войск (сил) при широком использовании аэромобильных сил, воздушных десантов и войск специального назначения (сил специального назначения);

постоянная угроза расширения масштабов конфликта, возрастание роли защиты войск, населения и объектов тыла страны от существующих и перспективных средств поражения.

Россия в возможных войнах недалёкого будущего может столкнуться с широким набором как средств, так и способов вооружённой борьбы, начиная с оружия, используемого в прошлых войнах, и кончая широкомасштабным применением нового оружия, в том числе высокоточного и на новых физических принципах.

Преимущество будет на той стороне, у которой большие мобилизационные возможности (запасы оружия, возможности его воспроизводства, людские ресурсы). Учитывая состояние экономики, имеющее место уменьшение людских ресурсов, России в таких войнах, вполне очевидно, для защиты государства, отражения агрессии на каком-то этапе войны придётся применять тактическое, оперативное, а возможно,
и стратегическое ядерное оружие. При наличии у агрессора ядерного оружия может произойти обмен ядерными ударами.

По мнению военных аналитиков, в ХХI веке акцент в использовании военной силы должен переместиться с традиционных военных действий – борьбы с вооружёнными силами противостоящего противника –  на их использование для лишения противостоящей стороны возможности отмобилизования и развёртывания вооружённых сил, организованного сопротивления, нарушения функционирования экономики, поражение объектов энергетики, инфраструктуры, создание «барьерных рубежей»
и, как следствие, нарушение единого экономического пространства, срыв поставок мобилизационных резервов (ресурсов) и нарушение транспортных грузопотоков.

Для лишения противника возможности активного сопротивления удары будут наноситься, в первую очередь, по наиболее важным объектам экономики и инфраструктуры тыла (Таблица 7.1.).

Таблица 7.1.

Цели первоочередного поражения объектов тыла

  Первого приоритета
1. Пункты управления
2. Узлы связи, радиовещательные станции, телецентры
3. Узлы железных дорог
4. Железнодорожные мосты (основных ж-д направлений)
  Второго приоритета
1. Автодорожные мосты федеральных магистралей
2. Морские (речные) порты, базы, аэропорты, космодромы
3. Насосные станции магистральных трубопроводов
4. Склады госрезервов
5. Атомные станции
6. Гидроэлектростанции
7. Тепловые электростанции
  Третьего приоритета
1. Подстанции ЛЭП
2. Склады ГСМ, нефтебазы
3. Нефтеперерабатывающие и нефтехимические производства
4. Производства оборонного комплекса
5. Производства цветной и чёрной металлургии
6. Производства машиностроения
7. Производства электрооборудования

 

В целом для регионов, попадающих в зону военных действий, обстановка будет достаточно сложной и может характеризоваться следующими негативными последствиями:

нарушением управления с использованием общегосударственных средств связи;

нарушением железнодорожной сети на отдельных участках и частичными потерями подвижного состава;

изоляция региона от поставщиков газа и нефти;

затруднением движения по крупным автомагистралям; дезорганизацией перевозок водным транспортом; нарушением движения на воздушном транспорте;

потерями объектов производства электроэнергетики в регионе;

дезорганизацией межсистемных связей энергосистем регионов и прекращением снабжения потребителей;

значительными потерями среди населения, нарушением процесса выполнения  задач военного времени как по обеспечению вооружённых сил, так и жизнедеятельности населения и восстановления экономики, что потребует привлечения для ликвидации последствий ударов противника значительных сил, прежде всего, гражданской обороны.

Понятие «защита населения» имеет две трактовки: общую – широкую и более узкую – целенаправленную, специфическую.

Первая связана с положениями федерального закона «О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,
в соответствии с которым под защитой фактически понимается вся деятельность
по противодействию ЧС
.

Вторая исходит из представления, что защита населения заключается в проведении определённых видов защитных мер, направленных на предохранение людей
от конкретных поражающих воздействий, обеспечение смягчения этих воздействий, оказание людям конкретной помощи. Такого рода защита достигается путём осуществления целого комплекса специальных защитных мероприятий.

Защита населения от ЧС – совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС и гражданской обороны, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни
и здоровью от поражающих факторов и воздействия источников ЧС.

Комплекс мероприятий, направленных на защиту людей от поражающих воздействий современных средств поражения, аварий, катастроф, стихийных бедствий
и их последствий, на обеспечение смягчения этих воздействий, оказание людям помощи в условиях чрезвычайных ситуаций, включает:

анализ и прогноз возможных чрезвычайных ситуаций и их последствий;

организацию и осуществление непрерывного наблюдения, контроля и прогнозирования возможных опасностей военного и мирного времени;

превентивные меры, снижающие последствия применения противником средств поражения, а также аварий, катастроф и стихийных бедствий;

оповещение населения об опасности, его информировании о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

эвакуационные мероприятия;

меры по инженерной защите населения;

мероприятия по медико-биологической, радиационной и химической защите;

подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

проведение спасательных работ и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;

мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения и его социальной защите.

Защита территорий от ЧС – это комплекс мероприятий, направленных на снижение тяжести последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих на объектах производственного и социального назначения, а также в окружающей среде.

В комплекс мероприятий входят: инженерно-технические мероприятия по оборудованию местности специальными сооружениями (гидротехническими, противолавинными и т. п.); оборудование территорий в интересах гражданской обороны (подготовка безопасных районов для жизнеобеспечения эвакуируемого населения, усовершенствование транспортных магистралей, резервирование водоисточников и др.); надзор за состоянием имеющихся инженерных сооружений (плотин, дамб, каналов); специальная обработка территории при ЧС (дегазация, дезактивация, дезинфекция).

На современном этапе основной целью государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.

При этом приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются[100]:

совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации системы стратегического планирования;

совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

совершенствование методов и способов защиты населения, материальных
и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах
и чрезвычайных ситуациях;

развитие сил ГО путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;

повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;

развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

Формирование и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных общих принципов:

правовой основы (мероприятия по защите населения и территорий от ЧС различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами);

всеобщего характера (защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах, а также вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного, техногенного характера и террористических угрозах подлежит всё население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны);

всеобщей обязанности (организация и ведение ГО, защита населения, территорий от ЧС природного и техногенного характера является обязательной функцией всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, долгом и обязанностью каждого гражданина РФ);

разделения полномочий (подготовка и реализация мероприятий по защите от ЧС осуществляются с учётом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления);

заблаговременности подготовки (мероприятия по подготовке к защите и по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при военных конфликтах, а также вследствие их, планируются заблаговременно, осуществляются на максимально возможном уровне в мирное время, наращиваются в угрожаемый период
и доводятся до требуемых объёмов с началом войны или военных конфликтов. Основной объём мероприятий по предупреждению ЧС природного и техногенного характера и снижению их масштабов проводится заблаговременно);

дифференцированного подхода (планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС различного характера проводится дифференцированно, с учётом степени реальной опасности возникновения угроз для жизни человека, природных, техногенных, военно-стратегических, социально-экономических и иных особенностей территорий);

приемлемого риска (обеспечение безопасности населения осуществляется на основе концепции «приемлемого риска»);

многовариантности подготовки (подготовка мероприятий по защите населения на военное время проводится для варианта развязывания современной войны
и военных конфликтов с применением высокоточных средств поражения и возможной эскалации военного конфликта в крупномасштабную войну с ограниченным применением ядерного оружия);

активного участия населения (эффективность защиты достигается созданием необходимых условий для активного участия населения в защитных мероприятиях);

мероприятия ГО по защите населения должны быть двойного предназначения
и обеспечивать снижение потерь от опасностей военного и мирного времени;

привлечения всех ресурсов (при угрозе применения ядерного оружия мероприятия по защите населения должны осуществляться на территории всей страны с привлечением всех людских и материальных ресурсов).

Система мероприятий по защите населения носит сложный многоуровневый характер. При построении такой системы следует учитывать возможность выбора
из широкого спектра различных по характеру способов и методов защиты наиболее оптимального варианта для различных категорий населения в зависимости от мест его проживания. Кроме того, различные регионы не в одинаковой степени могут быть подвергнуты нападению. Важным обстоятельством является то, что мероприятия по защите организуются и проводятся в различные временные периоды – в мирное время, в угрожаемый период, в ходе ведения гражданской обороны. В соответствии
с федеральным законом «О гражданской обороне» ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.027 с.)