Глава 6. Задачи гражданской обороны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Задачи гражданской обороны



ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Порядок подготовки населения Российской Федерации в области гражданской обороны определяется следующими нормативными правовыми актами:

Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

постановление Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;

постановление Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны»;

приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».

В соответствии с федеральным законом «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации определяет порядок подготовки населения в области гражданской обороны. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: организуют подготовку населения в области гражданской обороны. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят подготовку населения в области гражданской обороны. Организации осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны.

Основные мероприятия, осуществляемые в целях решения задачи подготовки населения в области гражданской обороны, определены Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804 «Об Утверждении Положения
о гражданской обороне в Российской Федерации. Они предусматривают:

развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны;

создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других организаций дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;

создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;

пропаганду знаний в области гражданской обороны.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения
в области гражданской обороны» основными задачами подготовки населения в области гражданской обороны являются:

а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, освоение практического применения полученных знаний;

б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;

в) выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

г) овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и спасательных служб (далее - формирования и службы) приемами
и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Подготовка населения осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием различных форм подготовки. Подготовка является обязательной и проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее именуются - учебно-методические центры) и в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются ‒ курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

Повышение квалификации или курсовое обучение в области гражданской обороны работников гражданской обороны, руководителей организаций, отнесенных
в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время, проводится не реже одного раза в 5 лет, повышение квалификации преподавателей предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также работников учебно-методических центров и курсов гражданской обороны ‒ не реже одного раза в 3 года. Для указанных категорий лиц, впервые назначенных на должность, повышение квалификации или курсовое обучение в области гражданской обороны проводится в течение первого года работы.

Лица, подлежащее подготовке в области ГО, подразделяется на следующие группы:

а) руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций (далее именуются ‒ руководители);

б) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, включенные в состав структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, эвакуационных и эвакоприемных комиссий, а также комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики (далее ‒ работники гражданской обороны), руководители, педагогические работники и инструкторы гражданской обороны учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и курсов гражданской обороны муниципальных образований (далее ‒ работники учебно-методических центров и курсов гражданской обороны), а также преподаватели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования;

в) личный состав формирований и служб;

г) работающее население;

д) обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (кроме программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) (далее именуются ‒ обучающиеся);

е) неработающее население.

Обучение групп населения, указанных в подпунктах «а» ‒ «г», в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также в организациях по месту работы граждан и на курсах гражданской обороны по программам курсового обучения в области гражданской обороны осуществляется по соответствующим программам, разрабатываемым организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и другими организациями на основе соответственно примерных дополнительных профессиональных программ в области гражданской обороны и примерных программ курсового обучения в области гражданской обороны, утверждаемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Обучение в области гражданской обороны лиц, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (кроме программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки), осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

В соответствии с «Положением об организации подготовки населения в области гражданской обороны»:

а) федеральные органы исполнительной власти:

планируют и осуществляют мероприятия по подготовке работников гражданской обороны, а также других сотрудников центральных аппаратов этих органов;

осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой руководителей, работников и личного состава формирований и служб организаций, находящихся в ведении этих органов;

участвуют в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

организуют обучение по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» студентов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования и находящихся в ведении этих органов;

организуют и осуществляют информирование населения и пропаганду знаний
в области гражданской обороны;

организуют курсовое обучение руководителей организаций, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти или которые находятся в сфере их ведения и отнесены в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время;

б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

планируют подготовку населения в области гражданской обороны;

организуют изучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», а в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам и находящихся в сфере ведения этих органов, ‒ дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

создают и оснащают учебно-методические центры или другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, а также организуют их деятельность;

организуют и проводят учебно-методические сборы, учения, тренировки и другие плановые мероприятия по гражданской обороне;

организуют и осуществляют информирование населения и пропаганду знаний
в области гражданской обороны;

организуют издание (в том числе и на языках народов Российской Федерации) учебной литературы и наглядных пособий по гражданской обороне и обеспечение ими населения;

осуществляют контроль за ходом и качеством подготовки населения в области гражданской обороны;

организуют не менее 2 раз в год тематические и проблемные обучающие семинары (вебинары) по гражданской обороне с руководителями (работниками) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, муниципальных образований, организаций, деятельность которых связана с деятельностью муниципальных образований или которые находятся в сфере их ведения и отнесены в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время;

организуют курсовое обучение руководителей организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или которые находятся в сфере их ведения и отнесены в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время;

в) органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований:

организуют и проводят подготовку населения муниципальных образований
к защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

осуществляют подготовку личного состава формирований и служб муниципальных образований;

проводят учения и тренировки по гражданской обороне;

осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований;

создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность либо обеспечивают курсовое обучение соответствующих групп населения и оказание населению консультационных услуг в области гражданской обороны в других организациях;

г) организации:

разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований
и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;

осуществляют курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации;

создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;

разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне;

организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;

планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне;

Нормативно закреплены следующие основные виды подготовки в области гражданской обороны в зависимости от категорий обучаемых:

а) для р уководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований, исполняющих полномочия председателей представительных органов муниципальных образований:

самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;

изучение своих функциональных обязанностей по гражданской обороне;

личное участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне;

б) для работников гражданской обороны, работников учебно-методических центров и курсов гражданской обороны, руководителей организаций, отнесенных
к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время:

самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;

дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны;

участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне;

участие руководителей (работников) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и организаций в тематических
и проблемных обучающих семинарах (вебинарах) по гражданской обороне, проводимых под руководством вышестоящих органов, осуществляющих управление гражданской обороной;

в) для личного состава формирований и служб:

курсовое обучение руководителей формирований и служб на курсах гражданской обороны, в учебно-методических центрах или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

курсовое обучение личного состава формирований и служб по месту работы;

участие в учениях и тренировках по гражданской обороне;

г) для работающего населения:

курсовое обучение в области гражданской обороны по месту работы;

прохождение вводного инструктажа по гражданской обороне по месту работы;

участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне;

индивидуальное изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

д) для обучающихся:

обучение (в учебное время) по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;

участие в учениях и тренировках по гражданской обороне;

чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны;

е) для неработающего населения (по месту жительства):

посещение мероприятий, проводимых по тематике гражданской обороны (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов и др.);

участие в учениях по гражданской обороне;

чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.

Подготовка населения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также в организациях по месту работы граждан и на курсах гражданской обороны по программам курсового обучения в области гражданской обороны осуществляется по соответствующим программам, разрабатываемым организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и другими организациями на основе соответственно примерных дополнительных профессиональных программ в области гражданской обороны и примерных программ курсового обучения в области гражданской обороны, утверждаемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Программы регламентируют подготовку по вопросам гражданской обороны, защиты от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, категорий населения на которых возложена ответственность за организацию и выполнение всего комплекса мероприятий ГО и задач по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий. В программах изложены организация подготовки и методика его проведения, требования к уровню знаний, умений и навыков слушателей, прошедших подготовку, наименование тем занятий и их содержание, количество часов, отводимое на изучение Программ в целом и каждой темы в отдельности. Программы являются одним из элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и определяют основы организации и порядок обязательной подготовки государственных служащих, рабочих и служащих учреждений, предприятий и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, в целях подготовки к умелым действиям при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в повседневной деятельности.

6.2. ОПОВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ОБ ОПАСНОСТЯХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ КОНФЛИКТОВ,
А ТАКЖЕ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях ‒ это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновений чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.[68]

Оповещение населения осуществляется в целях доведения до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации; руководящего состава гражданской обороны
и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации; органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления; единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований; специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации; дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты; населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации сигналов оповещения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:

Непосредственные действия (работы) по задействованию систем оповещения осуществляются дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, дежурными службами организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения.

Своевременное оповещение органов управления ГО и населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций входят в состав основных задач ГО, а также полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Для решения этих задач используются средства массовой информации, в том числе радио и телевидение, а также специально создаваемые системы оповещения
и информирования населения, в том числе в местах массового пребывания людей.

Оповещение организуется во всех звеньях управления с целью своевременного приведения в готовность системы ГО, предупреждения органов управления, сил ГО
и населения об угрозе нападения противника, о радиоактивном, химическом
и бактериологическом заражении, об угрозе катастрофического затопления,
о стихийных бедствиях.

Оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуации осуществляется с использованием сетей стационарной телефонной, подвижной радиотелефонии (сотовой) связи, средств телерадиовещания, сети Интернет, сетей электросирен и электронных сирен, уличной звукофикации, мобильных средств и других средств. Оповещение является одним из важнейших мероприятий, обеспечивающих доведение в минимально короткие сроки информации об угрозе или возникновении ЧС до органов управления РСЧС и населения.

Система оповещения это организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения.

В различных режимах функционирования РСЧС системы оповещения населения используются в целях реализации задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для сокращения сроков прохождения информации в системах оповещения во всех режимах функционирования РСЧС, а также для полноты охвата населения оповещением создаются автоматизированные системы централизованного оповещения.

Системы оповещения строятся по территориальному принципу:

на федеральном уровне – федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);

на межрегиональном уровне – межрегиональная система оповещения
(на территории федерального округа);

на региональном уровне – региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);

на муниципальном уровне – местная система оповещения (на территории муниципального образования);

на объектовом уровне – объектовые и локальные системы оповещения
(в районе размещения потенциально опасных объектов).

Системы оповещения всех уровней управления должны обеспечивать циркулярное и выборочное доведение сигналов и информации оповещения до органов управления, сил ГО и РСЧС и населения. Системы оповещения всех уровней должны программно и технически сопрягаться.

Руководители федеральных органов исполнительной власти и организаций, главы органов исполнительной власти субъектов РФ, руководители органов местного самоуправления, объектов (организаций), являющихся по должности руководителями ГО, несут персональную ответственность за создание, совершенствование (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к применению систем оповещения в соответствии с действующим законодательством.

Оповещение населения организуется на основе применения:

федеральной, межрегиональных, региональных и местных автоматизированных систем централизованного оповещения, локальных систем оповещения в районах размещения ПОО;

комплексной системы экстренного оповещения населения (КСЭОН) в районах возможного возникновения быстроразвивающихся ЧС;

общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН);

рассылки коротких SMS сообщений по сетям подвижной радиотелефонной связи общего пользования;

громкоговорящих систем, установленных на автомобилях оперативных служб районов и городов;

мобильных средств оповещения.

Работа по оповещению населения осуществляется оперативной дежурной сменой НЦУКС (ЦУКС) с использованием утверждённых инструкций, алгоритмов
и схем оповещения, а также данных паспорта территории.

Федеральная автоматизированная система централизованного оповещения обеспечивает доведение в автоматизированном режиме сигналов и информации оповещения от центров (пунктов) управления МЧС России до федеральных органов исполнительной власти, региональных центров, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов МЧС России, спасательных воинских и поисково-спасательных формирований МЧС России центрального подчинения, подразделений ФПС, ГИМС, ВГСЧ, организаций МЧС России.

Межрегиональные автоматизированные системы централизованного оповещения обеспечивают доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения от пунктов управления региональных центров МЧС России до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, спасательных воинских и поисково-спасательных формирований МЧС России, подразделений ФПС, ГИМС, ВГСЧ
и организаций МЧС России, находящихся в ведении региональных центров.

Региональные системы оповещения обеспечивают доведение сигналов
и информации оповещения от ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации до руководящего состава гражданской обороны, территориальной подсистемы РСЧС, органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления, ЕДДС муниципальных образований, специально подготовленных сил РСЧС регионального подчинения, дежурно-диспетчерских служб потенциально опасных объектов и населения.

Местные системы оповещения обеспечивают доведение сигналов
и информации оповещения от органов управления (ЕДДС) муниципальных образований до дежурно-диспетчерских служб потенциально опасных объектов
и других объектов экономики, представляющих опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, специально подготовленных сил РСЧС и населения.

Локальные системы оповещения (ЛСО) обеспечивают в пределах зон своего действия доведение сигналов и информации оповещения от пунктов управления потенциально опасных объектов до персонала этих объектов, персонала других организаций и населения, находящихся в зоне действия ЛСО, а также взаимодействующих органов управления, уполномоченных на решение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На других объектах создаются объектовые системы оповещения, обеспечивающие доведение сигналов и информации оповещения до руководителей, персонала и объектовых сил ГО и РСЧС.

Оперативные дежурные службы любого звена оповещения должны иметь возможность оповещать объекты (организации) и население находящиеся в зоне ответственности этих дежурных служб. В случае выхода из строя СОН промежуточного или нижнего уровня, дежурная служба более высокого уровня должна иметь возможность организовать оповещение на две ступени ниже своего уровня. Для сокращения сроков прохождения информации по уровням оповещения применяется автоматизация процессов оповещения путём применения специальной аппаратуры.

Для решения задач оповещения используются неавтоматизированный
и автоматизированный способы оповещения.

При неавтоматизированном способе оповещения сигналы и информация передаются с использованием существующих каналов, сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, а также сетей вещания без применения специальной аппаратуры оповещения путём передачи речевой информации, условных сигналов, сигналов управления и др.

При автоматизированном способе передача сигналов (распоряжений)
и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряжённых с каналами сети связи общего пользования, ведомственных сетей связи, а также сетей вещания.

В каждом уровне оповещения должно быть предусмотрено сопряжение
с информационными системами организаций и учреждений, которые являются источниками информации об угрозе возникновения или факте возникновения ЧС.

Источниками сообщений для принятия решения на задействование СОН при возникновении ЧС мирного и военного времени являются учреждения и воинские организации, дислоцированные на данной территории и осуществляющие постоянный контроль за состоянием окружающей среды, водных акваторий
и воздушной обстановкой. Между этими организациями и оперативно-дежурными службами органов управления ГО и ЧС организуются прямые информационные направления.

Задействование СОН для оповещения подчинённых органов управления, должностных лиц и сил ГО, а также порядок доведения условных сигналов на каждом уровне оповещения определяется соответствующим органом управления ГО. Решение на задействование СОН для оповещения населения принимает соответствующий руководитель ГО. В качестве технических средств доведения условных сигналов до органов, осуществляющих управление гражданской обороной используются элементы специальной аппаратуры оповещения, сопряжённые со служебными, квартирными
и сотовыми телефонами должностных лиц ГО.

Тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения записываются заранее на различные (магнитные, электронные) носители, которые хранятся на рабочих местах оперативно-дежурной службы органов управления ГО.
В чрезвычайных, не терпящих отлагательства случаях, допускается экстренная передача речевых сообщений для населения оперативно-дежурной службой соответствующего органа управления ГО.

Для доведения до населения команды «Внимание всем!» используются звуковые сигналы наружных электросирен централизованного и местного запуска. Речевые сообщения населению передаются по сетям проводного, радио-
и телевизионного вещания. Оповещение населения, находящегося в транспортных средствах, обеспечивается по системам технологической связи транспортных средств и КСЭОН.

В военное время оповещение организуется в соответствии со степенями готовности ГО. При этом сигналы (распоряжения) по ГО должны передаваться вне всякой очереди циркулярно и (или) выборочно с городских и загородных пунктов управления ГО по всем направлениям оповещения, при использовании соответствующих паролей.

Оповещение населения о воздушной опасности, радиоактивном, химическом
и биологическом заражении осуществляется оперативной дежурной сменой органов управления ГО в соответствии с решением руководителя гражданской обороны субъекта Российской Федерации (городского или сельского муниципального образования) по автоматизированной системе централизованного оповещения
с помощью дистанционно управляемых электросирен, сигнально-громкоговорящих установок, световых табло (предупредительный сигнал «Внимание всем!»), а также
с использованием действующих сетей проводного вещания, радиовещания
и телевидения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Основным руководящими документами, определяющими организацию оповещения являются:

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г.№28-ФЗ «О гражданской обороне»;

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г.№68-ФЗ «О защите населения
и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений
в статью 66 Федерального закона «О связи» и статью 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени»;

совместный приказ МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 25 июля 2006 г. № 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения»;

совместный приказ МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения»;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.069 с.)