Основные принципы организации управления гражданской обороной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы организации управления гражданской обороной



Основой управления выполнением мероприятий по гражданской обороне является целенаправленная деятельность должностных лиц и органов управления всех уровней по решению задач, направленных на всестороннюю подготовку и ведение гражданской обороны:

в мирное время – обеспечение постоянной готовности органов управления
и сил ГО к решению задач в очагах поражения; разработка и своевременная корректировка планов гражданской обороны и защиты населения (далее – ГО и ЗН) на военное время; разработка перспективных и годовых планов по подготовке ГО и ЗН и организация их выполнения; организация всесторонней подготовки органов управления, сил ГО и населения по гражданской обороне;

в период нарастания угрозы агрессии – быстрый и организованный перевод органов управления и сил в соответствующую степень готовности;

в военное время ‒ организация осуществления планов ГО с учётом реально сложившейся обстановки; обеспечение и поддержание в готовности органов управления, систем связи и оповещения, сил и средств ГО и ЗН с учётом их возможных потерь и ущерба.

Для обеспечения управления создаётся соответствующая система управления, включающая в себя органы и пункты управления, системы оповещения и связи,
а также технические средства управления и наблюдения. Органами управления являются органы государственного управления федерального, межрегионального, регионального, муниципального и объектового уровней.

В мирное время непосредственное управление ГО осуществляют руководители гражданской обороны и органы управления гражданской обороной.

В военное время система управления ГО организационно базируется на тех же органах управления, но с учётом их перевода на штаты и условия работы военного времени.

Сложность задач, стоящих перед гражданской обороной, и условия, в которых они будут решаться, предъявляют высокие требования к управлению.

Информация, необходимая для управления, должна обладать:

максимальной оперативностью;

достоверностью и полнотой;

широтой обзора явлений;

возможностью оперативного отображения на картах и автоматизированных средствах отображения;

совместимостью со специальными банками данных, используемых для принятия решения.

Управление может быть успешным, если вся система управления будет находиться в высокой степени готовности, если оно будет устойчивым, непрерывным, твёрдым, гибким, оперативным и скрытым.

Устойчивость системы в общем случае – это способность системы сохранять и выполнять свои функции при воздействии дестабилизирующих факторов.
Она зависит от структуры системы, стойкости к воздействию дестабилизирующих факторов её звеньев, элементов, их взаимосвязей и интенсивности воздействия дестабилизирующих факторов.

Устойчивость системы управления гражданской обороной – способность системы управления ГО выполнять возложенные на неё задачи в условиях дестабилизирующих факторов в военное и мирное время[59]. Основными мероприятиями, обеспечивающими повышение устойчивости системы управления ГО, являются:

подготовка руководства и личного состава органов управления к работе в условиях военного времени и ЧС;

организация дублирования управления и подготовка резервов кадров;

подготовка положений, инструкций, организационной и плановой документации по вопросам управления в военное время и в условиях ЧС;

создание системы запасных пунктов управления, оснащение их техническими средствами и обеспечение необходимой документацией;

подготовка АСУ к решению задач ГО, а также отработка способов управления при выходе из строя АСУ;

организация и проведение подготовки органов управления ГОЧС, оперативной подготовки руководящего состава.

Непрерывность управления предполагает наличие у органа управления возможности получать необходимую информацию и своевременно доводить свои решения до подчинённых и влиять на ход их действий. Она тесно связана и зависит
от устойчивости управления.

Оперативность управления – это своевременное реагирование на все изменения обстановки и условий решения поставленных задач.

Гибкость управления означает возможность быстрого внесения необходимых корректив в ранее принятое решение или даже отказ от него, если оно перестало отвечать изменившимся условиям обстановки.

Скрытое управление есть комплекс мероприятий по сохранению в тайне
от противника сведений, используемых в управлении силами, предприятиями, организациями, объектами.

Основными направлениями работы по повышению эффективности и устойчивости системы управления мероприятиями ГО на военное время являются:

совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы создания и совершенствования системы управления ГО на военное время;

совершенствование системы планирования мероприятий ГО до объекта включительно;

разработка и реализация комплекса организационно-технических решений
по повышению устойчивости системы управления ГО (живучести пунктов управления, систем связи и оповещения);

создание запасных пунктов управления ГО;

разработка и внедрение во всех уровнях управления программных комплексов информационной поддержки решений руководителей ГО;

создание ведомственных цифровых систем связи ГО по линии запасных пунктов управления мероприятиями ГО на базе волоконно-оптической сети;

создание мобильных узлов связи в составе подвижных и мобильных пунктов управления ГО и оснащение их средствами спутниковой связи и средствами привязки к опорным узлам связи;

замена устаревших средств связи, используемых в управлении ГО, а также находящихся на складах длительного хранения, на современные средства связи военного и общего применения;

использование аппаратных и программных средств закрытия информации, циркулирующей в системе управления ГО;

создание в составе городских и загородных запасных ПУ защищённых узлов связи;

обеспечение всех пунктов управления автономными источниками питания.

Управление выполнением мероприятий ГО базируется и осуществляется на основе следующих основных принципов:

единство государственного управления;

единоначалие;

предвидение;

централизация руководства в сочетании с децентрализацией и представлением подчинённым инициативы в определении путей и способов осуществления мероприятий ГО;

оперативное и гибкое реагирование на изменение обстановки;

всесторонняя обоснованность управленческих решений;

твёрдость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь;

личная ответственность руководителей всех уровней и звеньев за принимаемые решения и результаты выполнения мероприятий ГО.

Принцип единства государственного управления заключается в единой политике законотворчества, государственного регулирования и управления, в наличии механизмов координации деятельности.

Принцип единоначалия является важнейшим, исторически проверенным принципом организации управления ГО. Сущность единоначалия заключается в том,
что руководители ГО наделяются всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчинённым и несут полную ответственность за все результаты деятельности подчинённых спасательных воинских формирований. Для подчинённого же этот принцип означает, что у него должен быть только один, непосредственный начальник.

Принцип предвидения означает необходимость заблаговременной подготовки управленческих решений на основе прогноза развития обстановки. Управление должно быть упреждающим, иначе оно не будет поспевать за ходом событий. Упреждение необходимо и для того, чтобы дать подчинённым время на подготовку к действиям.

Принцип рационального сочетания централизации и децентрализации управления заключается в том, что вышестоящие органы управления ГО определяют задачи
для нижестоящих и обеспечивают их соответствующими ресурсами, вырабатывают общие основы управления и выполнения задач, предоставляя при этом право подчинённым самим выбирать наиболее подходящие способы и пути выполнения, сообразуясь
с условиями обстановки. В управлении ГО требуется более жёсткая и более высокая степень централизации, чем в других областях. Это связано с более высокой ценой возможных ошибок. Централизованное управление ГО позволяет наиболее полно использовать высокую компетентность, осведомлённость и практический опыт вышестоящих органов управления, оперативно сконцентрировать усилия и ресурсы на наиболее важных направлениях с учётом обстановки, контролировать любые действия и вопросы, а в случае необходимости – замыкать на себя любое звено управления ГО. Однако такой способ управления оказывается не всегда эффективным. Более того, такой способ управления наиболее уязвим с точки зрения возможности подавления или уничтожения центрального органа управления ГО. Степень централизации управления может быть изменена самим руководителем ГО, имеющим на это право, исходя из обстановки. Поэтому в некоторых случаях более выгодным оказывается децентрализованное управление, а чаще всего – сочетание централизованного и децентрализованного управления. Сочетание централизации и децентрализации
в управлении ГО выражается в распределении функций между органами управления и должностными лицами. При этом должны быть учтены важность стоящих задач, условия обстановки, подготовка и организаторские способности подчинённых руководителей.

Принцип оперативного и гибкого реагирования на изменения обстановки заключается в объективном уточнении принятых решений на основе анализа изменений в обстановке.

Принцип всесторонней обоснованности управленческих решений заключается
в учёте требований законов и закономерностей управления; полной и достоверной информации; высокой компетентности лица, принимающего решение. Не следует стремиться к «идеальному» решению, однако оно должно иметь разумное основание.

Принцип твёрдости и настойчивости в выполнении принятых решений заключается в том, что однажды принятое решение должно выполняться неукоснительно в полном объёме и до достижения поставленных целей. При несоблюдении этого принципа самые лучшие управленческие решения оказываются нереализованными,
а потому бесполезными.

Принцип личной ответственности руководителей всех уровней и звеньев
за принимаемые решения и результаты выполнения мероприятий ГО
заключается
в создании чёткой организационной структуры, детальной разработке положений
об отдельных звеньях системы, выяснение взаимосвязей и взаимоотношений между последними, установление характера и видов ответственности, а также её механизма, определение пропорциональных прав и обязанностей руководителей и исполнителей всех уровней, чёткое распределение ответственности в соответствии с иерархией системы управления ГО. Ответственность служит своего рода средством контроля
за надлежащим выполнением должностных обязанностей как руководителей ГО любого уровня, так и исполнителей.

Орган, осуществляющий управление гражданской обороной, является основным организатором управления выполнением мероприятиями ГО, важнейшей
обязанностью которого является твёрдое проведение в жизнь решений и указаний руководителя ГО. Работа органа, осуществляющего управление гражданской обороной, заключается в поддержании системы управления ГО в высокой готовности
для успешного и своевременного осуществления соответствующих мероприятий.

В решении этих вопросов ведущая роль принадлежит руководителю органа управления ГО. Он обязан постоянно знать обстановку и быть готовым доложить руководителю ГО выводы из неё и предложения для принятия решения.

Основой организации управления ГО является решение руководителя ГО, в котором определяются: замысел действий; задачи подчинённым силам и средствам; порядок взаимодействия организаций, участвующих в осуществлении мероприятий ГО.

Перед принятием решения руководитель ГО должен уяснить задачу и оценить обстановку. В результате уяснения задачи он должен чётко представлять характер
и сложность выполнения мероприятий, где и какой объём работ предстоит выполнить, понять замысел вышестоящего органа управления и его требования к организации выполнения мероприятий ГО. После уяснения задачи руководитель ГО определяет конкретные мероприятия ГО, которые необходимо осуществить немедленно, даёт указания руководителю органа, осуществляющего управление ГО по отдаче предварительных распоряжений подчинённым силам.

При оценке обстановки руководитель ГО должен определить, как различные факторы воздействуют на выполнение мероприятий ГО, с наибольшей эффективностью использовать благоприятные условия обстановки и до минимума снизить её отрицательное влияние. С этой целью он изучает:

характер и объём предстоящих мероприятий и условия, в которых они будут выполняться (характер и объём разрушений, повреждений, заражений объектов экономики, материальных средств, поражений людей, животных и др.);

свои силы и средства;

состояние и характер действий сил и органов, осуществляющих управление ГО, соседних территориальных и административных образований;

характер местности, состояние дорог (маршрутов) и их влияние на действия сил ГО, при осуществлении мероприятий ГО;

гидрометеорологические условия, состояние погоды, времени года и суток.

Важнейшим элементом решения является замысел действия, которым определяются:

мероприятия ГО, на выполнение которых необходимо сосредоточить основные усилия;

способы и последовательность выполнения мероприятий ГО;

состав сил и средств и порядок их использования.

На основании принятого руководителем ГО решения организуется разработка специальных мероприятий ГО по обеспечению выполнения принятого решения и использованию сил и средств при осуществлении этих мероприятий.

Все решения руководителей, связанные с подготовкой осуществления мероприятий ГО и организация их выполнения, реализуются в рамках годовых планов основных мероприятий ГО, а решения, связанные с ведением ГО в условиях военного времени, реализуются в рамках планов ГО, разработка которых осуществляется
заблаговременно в соответствии с требованиями и положениями соответствующих нормативно-методических документов.

О принятых решениях руководитель докладывает в вышестоящий орган управления и информирует соседей.

Решение руководителя приобретает законную силу только после доведения задач до подчинённых, которые могут иметь форму как письменного, так и устного (с последующим оформлением письменно) приказа и передаваться лично, путём вызова подчинённых, по техническим средствам связи или иными способами.

В приказе руководителя на осуществление мероприятий ГО указываются:

в первом пункте – населённые пункты, объекты, по которым противник нанёс удар и краткие выводы из оценки обстановки;

во втором пункте – задачи сил гражданской обороны, привлекаемых для осуществления мероприятий гражданской обороны, состав привлекаемых сил и средств и замысел их действий;

в третьем пункте – после слова «приказываю» отдельными абзацами, обозначенными буквами в алфавитном порядке, ставятся задачи подчинённым на осуществление мероприятий ГО;

в четвёртом пункте – время готовности к выполнению задач по осуществлению мероприятий ГО, порядок предоставления докладов о ходе их выполнения;

в пятом пункте – места и время развёртывания пунктов управления;

в шестом пункте – заместители и дублирующие органы управления.

Принципы организации управления ГО не выбирают (какой удобнее), всеми ими необходимо руководствоваться в практической деятельности. Отход от принципов организации управления ГО в работе руководителей и органов управления,
как правило, приводит к нежелательным последствиям и появлению дополнительных проблем, решение которых потребует дополнительных усилий и ресурсов.

История показывает, что в тех случаях, когда не соблюдались принципы организации управления гражданской обороной, действия были неудачными или, по крайней мере, неэффективными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.028 с.)