Правовые основы гражданской обороны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы гражданской обороны



РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На разных этапах своего развития гражданская оборона регулировалась соответствующей этим этапам нормативной правовой базой. В период нахождения
её в ведении МЧС России сложилось современное правовое регулирование гражданской обороны, качественное её преобразование и совершенствование. Организация и ведение гражданской обороны являются одной из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства и обеспечения безопасности государства. Как следует из п.6 «Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года», утвержденных Указом Президента РФ от 20.12.2016 № 696, целый ряд факторов влияют на состояние гражданской обороны и определяют ее важность:

нарастание рисков возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе связанных с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов производственной и транспортной инфраструктуры, критически важных
и потенциально опасных объектов;

увеличение в среднесрочной и долгосрочной перспективе размера возможного ущерба от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и объема работ по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

угроза возникновения очагов вооруженных конфликтов и их эскалации;

сохранение вероятности возникновения эпидемий, в том числе вызванных новыми, неизвестными ранее возбудителями инфекционных заболеваний человека
и животных;

растущая угроза проявлений экстремизма.

В современных условиях мероприятия гражданской обороны и защиты населения от различных угроз и вызовов становятся всё более востребованными для нашего государства и общества.

Одно из главных условий успешного функционирования систем – наличие качественной и полной нормативной правовой базы. «Любая деятельность по защите населения и территорий, как показывает опыт, если она не регламентирована законами государства, обречена на низкую эффективность, либо даже на угасание. Более того, признавая полезность такой деятельности и её необходимость, органы государственной власти и управления, общественные организации, отдельные граждане не станут, как правило, относиться к ней по-настоящему ответственно
и заинтересованно, если отсутствуют соответствующие законы и другие нормативные правовые акты»[48].

Правовыми основами в любой сфере общественных отношений выступают соответствующие нормативные правовые акты, их самостоятельные части (главы, параграфы, статьи, пункты и т.д.) и отдельные нормы. Нормативные правовые акты подразделяются на две большие группы – законы и подзаконные акты.

Все действующие законы группируются следующим образом:

основные законы (Конституция Российской Федерации, Конституции республик в составе Российской Федерации, Уставы иных субъектов Российской Федерации);

федеральные конституционные законы (их наличие предусмотрено непосредственно Конституцией Российской Федерации);

федеральные законы;

законы, принятые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконный нормативный правовой акт – это документ, издаваемый
в соответствии с законом и ему не противоречащий, содержащий нормы права, конкретизирующие, детализирующие и организационно обеспечивающие действие закона[49]. В федеративном государстве необходимо также различать подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти
и его субъектов.

Видами подзаконных нормативных правовых актов являются:

Указы Президента Российской Федерации;

постановления правительства Российской Федерации и постановления правительств субъектов Российской Федерации;

приказы и другие виды актов, издаваемых в министерствах и ведомствах (директивы, инструкции, наставления и т.п.);

акты местных органов власти и управления;

локальные акты (издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этой организации).

Рассмотрим наиболее важные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере гражданской обороны.

Согласно пункту 1 статьи 15 Конституции РФ, основной закон страны имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, т.е. «ставит заслон» на пути принятия в России законов
и иных правовых актов, которые ей противоречат. Согласно пункту «м» статьи 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится оборона и безопасность. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ
«Об обороне» гражданская оборона является её составной частью (статья 21). Таким образом, гражданская оборона находится в федеральном ведении, что означает возможность нормотворчества исключительно федеральными органами государственной власти.

В соответствии с положениями Конституции статья 3 Федерального закона
от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» гласит: «Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии
с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления
в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской обороны».

Среди федеральных конституционных законов, имеющих отношение
к гражданской обороне, следует выделить, прежде всего, Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ «О военном положении», регламентирующий комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения
или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Не менее актуален Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», который определяет особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускает отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений,
а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Ключевое значение в рассматриваемой сфере занимает уже упомянутый Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне»(далее – закон о гражданской обороне), в котором определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Важно обратить внимание на редакцию определения гражданской обороны, закрепленную Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ. В ст.1 закона определено, что «гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите
и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В результате данного изменения гражданская оборона стала ориентироваться не только на военные действия (как это было ранее), но и на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера в условиях мирного времени, что определило дальнейшие изменения многих положений действующего законодательства. Так, Постановлением Правительства РФ от 27.05.2005 № 335 были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 30.12.2003
№ 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и п.13 был дополнен частью 3, в которой закреплялось, что «силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом». Указанный пункт коррелировался с действовавшим в тот период Постановлением Правительства РФ от 13.09.1996 №1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в соответствии с ч.2. п.2 которого чрезвычайные ситуации подразделялись на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. С принятием Постановления Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ранее принятое постановление утратило силу, а чрезвычайные ситуации стали подразделять на чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального характера, регионального, межрегионального, федерального характера, т.е. обособленное место в общем ряду получили чрезвычайные ситуации межрегионального характера. По логике, они  занимают промежуточное положение между чрезвычайными ситуациями регионального и федерального характера и к их предотвращению
и ликвидации силы и средства гражданской обороны тоже должны привлекаться. Однако, в соответствии с действующей редакцией ч.3 п.13 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», силы и средства гражданской обороны, в порядке, установленном федеральным законом, привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера.
В силу буквального толкования нормативного правового акта, к мероприятиям, связанным с чрезвычайными ситуациями межрегионального характера, силы и средства гражданской обороны не привлекаются. Представляется, что в ходе дальнейшей правотворческой деятельности данное противоречие будет устранено.

После 2004 года дальнейшие изменения в законе о гражданской обороне заключались в следующем. Федеральный закон от 19 июня 2007 г. №103-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданской обороне»
и ст.21 Федерального закона «Об обороне» был направлен на совершенствование деятельности в области гражданской обороны и защиты населения с учетом разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. В целях расширения понятийного аппарата в сфере гражданской обороны определены понятия «мероприятия в области гражданской обороны»
и «требования в области гражданской обороны». Уточнены некоторые задачи
в области гражданской обороны, такие как обучение населения в области гражданской обороны, оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники
и территорий, а также принципы организации и ведения гражданской обороны.
В соответствии с изменившимися задачами скорректированы полномочия органов государственной власти, местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны. Предусмотрено, что персональную ответственность
за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения несут не только руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, но и руководители органов местного самоуправления. Установлено, что обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств этих организаций.

Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений
в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
и отдельные законодательные акты Российской Федерации» понятие «скорая медицинская помощь» было разделено на «скорую медицинскую помощь», которая оказывается медицинскими работниками, и «первую помощь», которая оказывается
в том числе сотрудниками пожарной охраны и спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. Кроме того, указанным Федеральным законом внесены изменения в федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об аварийно-спасательных службах
и статусе спасателей» и «О гражданской обороне» в части замены понятия «первая медицинская помощь» на понятие «первая помощь».

Цель изменений, внесенных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №223-ФЗ, заключалась в повышении эффективности мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Закон предусматривал создание сил
и средств, способных эффективно и в полном объеме выполнять возложенные на них задачи мирного и военного времени, путем реорганизации войск гражданской обороны в спасательные воинские формирования МЧС России.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 2 июля 2013 г. №158-ФЗ, коснулись, в первую очередь, разграничения полномочий органов власти различных уровней в части создания и поддержания в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 404-ФЗ введено понятие «нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий
по гражданской обороне», внесены изменения в полномочия органов власти в части создания и поддержания в состоянии готовности сил и средств гражданской обороны, уточнены виды и полномочия организаций, принимающих участие в реализации мероприятий гражданской обороны, уточнен состав сил гражданской обороны. Было установлено, что организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 171-ФЗ дополнил закон о гражданской обороне новыми понятиями – «управление гражданской обороной» и «система управления гражданской обороной». Перечень задач в области гражданской обороны изложен в новой редакции. Субъектам Российской Федерации было предоставлено право осуществлять правовое регулирование в области гражданской обороны. Кроме того, была заменена фраза «при ведении военных действий или вследствие этих действий» на её новую редакцию – «при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов».

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 448-ФЗ уточнил понятия «организации, отнесенные к категории по гражданской обороне», а также «подготовка населения в области гражданской обороны». Были уточнены полномочия Правительства Российской Федерации в части определения порядка выполнения мероприятий по непосредственной подготовке к приведению и по приведению
в готовность гражданской обороны в Российской Федерации. Для повышения эффективности управления гражданской обороной закон был дополнен статьей 4.1, устанавливающей перечень органов обеспечения деятельности РСЧС на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях (Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях региональных центров и центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации).

В настоящее время ст. 15 Закона о гражданской обороне закреплен состав сил гражданской обороны, к которым отнесены: спасательные воинские формирования МЧС России, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

Порядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск
и воинских формирований к выполнению задач в области гражданской обороны определён в соответствии с законодательством Российской Федерации. Привлечение войск для ликвидации чрезвычайных ситуаций регламентирует глава 10 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. №1495.

Применение спасательных воинских формирований в мирное время осуществляется Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в военное время – на основании распоряжения Президента Российской Федерации
в соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 2011 г. №1265
«О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Подразделения Федеральной противопожарной службы действуют на основании Положения о ней, утвержденного Постановлением Правительства РФ
от 20 июня 2005 г. №385.

Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. №804
«Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»закреплен порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны
в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.
В частности, этим постановлением определен порядок планирования гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, порядок сбора информации
и обмена ею, а также конкретизированы основные мероприятия по гражданской обороне.

Постановлением Правительства РФ от 3 октября 1998 г. №1149 «О Порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» были определены основные критерии и правила отнесения территорий к группам по гражданской обороне с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного
и техногенного характера.

Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам
по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного
и экономического значения, численности населения, а также нахождения
на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения
и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления. Для территорий городов и иных населенных пунктов были установлены особая, первая и вторая группы
по гражданской обороне.

Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. №1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» были определены правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны: убежищ, противорадиационных укрытий, укрытий, специализированных складских помещений (мест хранения), санитарно-обмывочных пунктов, станций обеззараживания одежды и техники, а также иных объектов, предназначенных для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Общие организационно-правовые и экономические основы создания
и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определены Федеральным законом от 22.08.1995 г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841
«Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» определены основные задачи по обучению населения
в области гражданской обороны, функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также формы обучения.

Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. №379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» был определён порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Указанные запасы (с учетом редакции рассматриваемого постановления от 7 февраля 2017 года) предназначены для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, оснащения спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. При этом определено, что:

запасы материально-технических средств включают в себя специальную
и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование
и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований
по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;

запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты;

запасы медицинских средств включают в себя лекарственные препараты, медицинские изделия;

запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи
и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.

Постановление Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны», определяет порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны. Структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы
с целью управления гражданской обороной в этих организациях. Создание (назначение) в организациях структурных подразделений (работников)
по гражданской обороне осуществляется для обеспечения:

планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;

создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

подготовки работников организаций к выполнению мероприятий по защите
от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера;

создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

проведения мероприятий по поддержанию устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах
или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного
и техногенного характера;

создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные
и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне;

создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне
в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

Количество работников структурного подразделения по гражданской обороне организации или отдельных работников по гражданской обороне в составе
её представительств и филиалов устанавливается решением руководителя организации. В соответствии с п.5 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденного Приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230 количество работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов определяется по следующим нормам.

В организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников:

до 500 человек включительно – 1 освобожденный работник;

от 501 до 2000 человек включительно – 2-3 освобожденных работника;

от 2001 до 5000 человек включительно – 3-4 освобожденных работника;

свыше 5001 человека – 5-6 освобожденных работников.

В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, работа по гражданской обороне может выполняться по совместительству одним из работников организации.

При необходимости количество работников по гражданской обороне может быть увеличено по решению руководителя организации.

Количество отдельных работников по гражданской обороне в составе представительств и филиалов, соответствующих показателям для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне:

от 200 до 500 работников включительно согласно штатному расписанию – 1 освобожденный работник;

от 501 до 1000 работников включительно согласно штатному расписанию – 2 освобожденных работника;

от 1001 до 2000 работников включительно согласно штатному расписанию – 3 освобожденных работника;

от 2001 до 5000 работников включительно согласно штатному расписанию – 4 освобожденных работника;

от 5001 и более работников согласно штатному расписанию - 5 освобожденных работников.

В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, не обязательно.

При определении количества работников в структурных подразделениях
или отдельных работников по гражданской обороне в организациях в составе её подразделений (представительствах и филиалах), осуществляющих свою деятельность в сфере образования, учитывается общее количество обучаемых.

В Постановлении Правительства РФ от 16 марта 2000 г. №227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне» установлено, что расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо
от формы собственности, возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа за счет средств, предусмотренных на эти цели
в федеральном бюджете. Расходы, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления
и организациями на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов) за счет предусмотренных им на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных средств. Расходы на подготовку и проведение мероприятий
по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено выше, финансируются: бюджетными учреждениями – в соответствии с утвержденными
в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений; организациями (за исключением бюджетных учреждений) в размерах, согласованных
с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, – путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).

Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. №305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» осуществление государственного надзора в области гражданской обороны
(в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») возложено на МЧС России и его территориальные органы.

Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор
в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:

осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора
в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;

выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные
для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований
в области гражданской обороны;

составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.

В правовом регулировании гражданской обороны значительная роль принадлежит приказам МЧС России. Приведем, в качестве примеров, некоторые из них. Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583утверждены и введены
в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, которые должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО (убежищ, противорадиационных укрытий и укрытий), которые являются объектами гражданской обороны. Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687 утверждено Положение об организации
и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях.

В последние годы проделана значительная работа по актуализации законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, выработке новых подходов к защите населения и территорий от опасностей минного и военного времени. Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. № 696утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года», определившие цель, задачи и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, а также механизмы её реализации.

Государственная политика Российской Федерации в области гражданской обороны является совокупностью скоординированных и объединенных единым замыслом политических, военных, социально-экономических, правовых, информационных и специальных мер, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в области защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.069 с.)