Приёмы организации учебной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приёмы организации учебной деятельности



Метод SMART (анг. умный) Способ формулирования цели. Критерии SMART: S – Specific. Цель должна быть предельно чёткой, точной, конкретной, не допускающей её двойной трактовки. M – Measurable. Измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которые можно быть уверенным в достижении цели. A – Achievable.Достижимойс учётом возможностей, ресурсов и рисков. R – Relevant.Уместной. T – Time-limited.Ограниченная во времени. Точно определяем время достижения цели.
«Алгоритм» 1-й шаг: формулирование цели. 2-й шаг: определение своих действий. 3-й шаг: определение предполагаемых результатов. 4-й шаг: определение критериев.
«Вопросы» Формулировка цели с помощью вопросов: –Что я узнаю на уроке? –Чему научусь? –Где мне пригодятся полученные знания?
«Выбор цели» Каждому ученику предлагается список целей, в котором он отмечает самые главные. 1. Освоить основные понятия. 2. Научиться объяснять изучаемые в теме процессы и явления. 3. Проявлять и развивать свои способности. 4. Научиться аргументировать свои выводы в ходе изучаемой темы. 5. Подготовить доклад по одной из предложенных проблем.
«Нерешённая домашняя задача» В качестве домашней задачи предлагается такая, в решении которой у учащихся должны возникнуть трудности из-за недостаточности знаний, а на уроке необходимо подвести учащихся к формулированию цели урока.
«Домысливание» «Опорные глаголы» Приём предполагает формулирование цели урока при помощи опорных глаголов. Предъявляется список, из которого каждый ученик выбирает глаголы самостоятельно и затем формулирует цели урока: Вспомним…             Узнаем…      Рассмотреть… Повторим…              Проверим… Выяснить… Изучим…                  Научимся…  Закрепить… Обобщить…             Уметь…         Доказать… Проанализировать… Систематизировать…
«Индуктор» (Странный вопрос, побуждающий               к активной мыслительной деятельности) 9-й класс. Тема: «Ориентация плоскости. Лист Мебиуса». Учитель начинает урок со стихотворения:         Ведь то, что в этой жизни знаем, Всё ограниченно бывает,   А мы хотим весь мир познать И бесконечность подержать! - А вам когда-нибудь приходилось держать в руках бесконечность? Данный вопрос кажется учащимся парадоксальным и вызывает встречный вопрос: «Как это возможно? Как можно держать бесконечность в руках?»  Эти вопросы и становятся целью урока, а проведение эксперимента – задачей урока.
"Побуждение" На начальном этапе урока учитель может использовать несколько видов побуждений учащихся: - обратиться к предыдущим достижениям ("мы достигли качественных результатов в работе над предыдущей темой"); - озвучить, что осталось за рамками урока, но важно для дальнейшего движения («но мы не рассмотрели еще одну важную составляющую этой темы"); - ориентировать учащихся на практическую значимость темы ("для вашей будущей жизни это необходимо (примеры ситуаций"); - удивить, разбудить любознательность, используя интересные факты, «яркое пятно». Или неожиданный вопрос: «Почему рассказ Л. Толстого называется «Кавказский пленник»? Ведь героев двое!» Поработайте с текстом. (Такое задание возможно и на дом, чтобы дети целенаправленно работали с текстом).
«Пословица» История. 5-й класс. «Родословная». Учитель предлагает пословицу: «Иваны, не помнящие родства»., при анализе которой ребята выходят на тему и цели урока. При толковании пословицы идёт работа над понятиями «родословная», «предки», «память».
«Удивляй» Учитель находит интересные необычные примеры, факты в изучаемой теме. Например, при изучении планет Солнечной системы учитель сообщает о том, что если у Земли одна Луна, то у Юпитера их 16.
«Привлекательная цель» Перед учащимися ставится простая и понятная цель, выполняя которую они выполняют учебные действия. Пример: изучить барометр-анероид, провести наблюдения за атмосферным давлением. Создать модель, рисунок, изучить и зарисовать объект и т.д.
«Отсроченная отгадка» В начале урока предлагается интересный эпизод, содержащий интригу, в ходе фронтальной беседы определяется цель познания. 7-й класс. «Формулы сокращенного умножения». Учитель показывает математический фокус: быстро возводит в квадрат названное учащимися двузначное число, оканчивающееся на 5. После изучения нового материала учитель предлагает подумать, в чём фокус и каковы тема урока и его цели. 4-й класс. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие, например, учитель показывает детям рисунки: шляпа сомбреро и мальчуган с подбитым глазом. Учитель: «Как вы думаете, какое отношение эти два рисунка имеют к нашей следующей теме?» (Речь пойдёт о галактиках и конкретно о галактике Млечный Путь).
«Образ» Учитель создаёт виртуальный образ. Пример. Биология. Физика. Химия. Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма преподнесла ему на день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его последующие научные успехи. С лёгкой руки Эммы ему крупно повезло – вскоре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия – возбудитель туберкулёза. Что же подарила Коху его дальновидная супруга? (С его помощью Кох открыл также возбудителей холеры, бубонной чумы, сонной болезни и столбняка, чем спас жизни миллионам людей). «Оптические приборы» – физика. «Микроорганизмы» – биология.
"Эпиграф к уроку" Эпиграф к уроку. Пословицы, поговорки. - Человечество идёт в будущее со взором, обращённым в прошлое. Г. Ферреро. - Будущее приобретается в настоящем. С. Джонсон. - Музыка – универсальный язык человечества. Г.У. Лонгфелло. - Высшая мудрость – знать самого себя. Г. Галилей. - Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости. В.О.Ключевский. - Хорошо выраженная мысль звучит умно на всех языках. Д. Драйден.
«Оратор» За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу. Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт. - Что вы уже знаете об этой теме? - Подберите слова об этом или на эту тему…. - Вот видите! В вашей памяти это уже хранится! Значит это полезно!
«Фантазёр» (Предположение) На доске записана тема урока. - Назовите 3 способа применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. Вот видите, как важно…
«Кто точнее» Учим точно формулировать учебную цель! Учитель, объявив тему урока, просит учащихся сформулировать учебные цели, при этом ребята получают дополнительное задание: кто точнее сформулирует цель?
«Ассоциативный ряд»  К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: •если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;                                            •оставить запись на доске, поработать над новой темой, в конце урока вернуться, что-либо добавить или убрать. Пример. Троп. Ассоциации: эпитет, сравнение, метафора, аллегория, оборот речи, художественная выразительность, переносное значение. Выводится определение: троп – оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном его значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.
«Проблемная ситуация» Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; мощное развитие интеллекта, творческих способностей; воспитание активной личности. Проблемная ситуация вызывает у учащихся удивление или затруднение. Поэтому ПС делятся на 2 типа: с удивлением и с затруднением. 1.Учитель предъявляет детям противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения. Сталкивает мнение детей вопросом или практическим заданием. 7-й класс. При изучении силы трения задаётся вопрос: «Почему зимние шины всегда у́же летних?» Учащиеся отвечают неверно (увеличить силу трения, уменьшить тормозной путь). На самом деле сила трения не зависит от ширины профиля шины и площади пятна контакта шины с дорогой. 7-й класс. Перед учащимися три сосуда с жидкостью,                    в которые помещены три одинаковых тела. В первом тело плавает на поверхности, во втором – внутри жидкости, в третьем лежит на дне. Почему одно и то же тело ведёт себя по-разному?Зная о существовании силы тяжести и силы Архимеда, учащиеся приходят к выводу о соотношении этих сил, а также связывают их с плотностью тел и жидкости. В результате эксперимента формулируется условие плавания тел. 2.Учитель даёт задание, не выполнимое вообще. Практическое задание, не сходное с предыдущим. 8-й класс. Описание движения тела, брошенного под углом к горизонту. Как рассчитать дальность полёта мяча, брошенного под углом к горизонту? В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что необходимо рассмотреть независимо движение вдоль вертикальной и горизонтальной оси.
«Знаете ли вы, что…?» Эффективный приём, который позволяет настроить обучающихся на работу, заинтересовать изучаемой темой. Предполагает использование необычной, увлекательной информации, связанной с темой урока.
«Верите ли вы?» «Правда ли…» Может быть использован на стадии вызова с последующим установлением истины на стадии рефлексии. Учитель предъявляет вопросы, которые: · содержат правильную информацию; · частично правильную информацию; · неправильную информацию; · важную информацию. 8-й класс. «Подлежащее». Верители вы, что подлежащее:  – главный член предложения?  – отвечает на вопросы какой? чей?  – выражено только существительным?  – связано с определением?  – выражено синтаксически цельным словосочетанием?   Тема «Лебеди»: Правда ли, что в СНГ обитает 6 видов лебедей? …малый лебедь занесён в Красную книгу? …чёрные лебеди обитают в Австралии? …самым красивым является лебедь-кликун?
«Да-нет-ка» Приём для проверки знаний обучающихся с возможной последующей самопроверкой: 1) учитель задает вопросы, на которые учащиеся могут дать ответ «да» или «нет»; 2) на стадии вызова обучающиеся заполняют первую строку таблицы: 3) после осмысления информации учащиеся вновь возвращаются к данной таблице и заполняют вторую строку, проверяя свои суждения; 4) можно предложить учащимся найти подтверждение своих мыслей в тексте;5) затем ответы проверяются, их можно занести в третью строку таблицы.
«Ключевые термины» Приводятся 4–5 ключевых терминов из текста. Обучающимся предлагается подумать 2 (3) минуты и дать общую трактовку этих терминов, предположить, какая между ними связь.
«Свободное письменное задание» Учащимся предлагается за 3-5 минут, не останавливаясь, записать все, что им приходит в голову по теме.
«Рифмованное начало уроков»  
«Театрализация» Инсценировать пословицу. Представить героя и т.д.
 


Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.37 (0.009 с.)