Метод SMART
(анг. умный)
| Способ формулирования цели.
Критерии SMART:
S – Specific. Цель должна быть предельно чёткой, точной, конкретной, не допускающей её двойной трактовки.
M – Measurable. Измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которые можно быть уверенным в достижении цели.
A – Achievable.Достижимойс учётом возможностей, ресурсов и рисков.
R – Relevant.Уместной.
T – Time-limited.Ограниченная во времени. Точно определяем время достижения цели.
|
«Алгоритм»
| 1-й шаг: формулирование цели.
2-й шаг: определение своих действий.
3-й шаг: определение предполагаемых результатов.
4-й шаг: определение критериев.
|
«Вопросы»
| Формулировка цели с помощью вопросов:
–Что я узнаю на уроке?
–Чему научусь?
–Где мне пригодятся полученные знания?
|
«Выбор цели»
| Каждому ученику предлагается список целей, в котором он отмечает самые главные.
1. Освоить основные понятия.
2. Научиться объяснять изучаемые в теме процессы и явления.
3. Проявлять и развивать свои способности.
4. Научиться аргументировать свои выводы в ходе изучаемой темы.
5. Подготовить доклад по одной из предложенных проблем.
|
«Нерешённая домашняя задача»
| В качестве домашней задачи предлагается такая, в решении которой у учащихся должны возникнуть трудности из-за недостаточности знаний, а на уроке необходимо подвести учащихся к формулированию цели урока.
|
«Домысливание»
«Опорные глаголы»
| Приём предполагает формулирование цели урока при помощи опорных глаголов. Предъявляется список, из которого каждый ученик выбирает глаголы самостоятельно и затем формулирует цели урока:
Вспомним… Узнаем… Рассмотреть…
Повторим… Проверим… Выяснить…
Изучим… Научимся… Закрепить…
Обобщить… Уметь… Доказать… Проанализировать… Систематизировать…
|
«Индуктор»
(Странный вопрос, побуждающий к активной мыслительной деятельности)
| 9-й класс. Тема: «Ориентация плоскости. Лист Мебиуса».
Учитель начинает урок со стихотворения:
Ведь то, что в этой жизни знаем,
Всё ограниченно бывает,
А мы хотим весь мир познать
И бесконечность подержать!
- А вам когда-нибудь приходилось держать в руках бесконечность?
Данный вопрос кажется учащимся парадоксальным и вызывает встречный вопрос:
«Как это возможно? Как можно держать бесконечность в руках?»
Эти вопросы и становятся целью урока, а проведение эксперимента – задачей урока.
|
"Побуждение"
| На начальном этапе урока учитель может использовать несколько видов побуждений учащихся: - обратиться к предыдущим достижениям ("мы достигли качественных результатов в работе над предыдущей темой"); - озвучить, что осталось за рамками урока, но важно для дальнейшего движения («но мы не рассмотрели еще одну важную составляющую этой темы"); - ориентировать учащихся на практическую значимость темы ("для вашей будущей жизни это необходимо (примеры ситуаций"); - удивить, разбудить любознательность, используя интересные факты, «яркое пятно».
Или неожиданный вопрос: «Почему рассказ Л. Толстого называется «Кавказский пленник»? Ведь героев двое!» Поработайте с текстом. (Такое задание возможно и на дом, чтобы дети целенаправленно работали с текстом).
|
«Пословица»
| История. 5-й класс. «Родословная».
Учитель предлагает пословицу: «Иваны, не помнящие родства»., при анализе которой ребята выходят на тему и цели урока. При толковании пословицы идёт работа над понятиями «родословная», «предки», «память».
|
«Удивляй»
| Учитель находит интересные необычные примеры, факты в изучаемой теме. Например, при изучении планет Солнечной системы учитель сообщает о том, что если у Земли одна Луна, то у Юпитера их 16.
|
«Привлекательная цель»
| Перед учащимися ставится простая и понятная цель, выполняя которую они выполняют учебные действия. Пример: изучить барометр-анероид, провести наблюдения за атмосферным давлением.
Создать модель, рисунок, изучить и зарисовать объект и т.д.
|
«Отсроченная отгадка»
| В начале урока предлагается интересный эпизод, содержащий интригу, в ходе фронтальной беседы определяется цель познания.
7-й класс. «Формулы сокращенного умножения». Учитель показывает математический фокус: быстро возводит в квадрат названное учащимися двузначное число, оканчивающееся на 5. После изучения нового материала учитель предлагает подумать, в чём фокус и каковы тема урока и его цели.
4-й класс. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие, например, учитель показывает детям рисунки: шляпа сомбреро и мальчуган с подбитым глазом. Учитель: «Как вы думаете, какое отношение эти два рисунка имеют к нашей следующей теме?» (Речь пойдёт о галактиках и конкретно о галактике Млечный Путь).
|
«Образ»
| Учитель создаёт виртуальный образ.
Пример. Биология. Физика. Химия.
Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма преподнесла ему на день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его последующие научные успехи. С лёгкой руки Эммы ему крупно повезло – вскоре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия – возбудитель туберкулёза. Что же подарила Коху его дальновидная супруга?
(С его помощью Кох открыл также возбудителей холеры, бубонной чумы, сонной болезни и столбняка, чем спас жизни миллионам людей).
«Оптические приборы» – физика. «Микроорганизмы» – биология.
|
"Эпиграф к уроку"
| Эпиграф к уроку. Пословицы, поговорки.
- Человечество идёт в будущее со взором, обращённым в прошлое. Г. Ферреро.
- Будущее приобретается в настоящем. С. Джонсон.
- Музыка – универсальный язык человечества. Г.У. Лонгфелло.
- Высшая мудрость – знать самого себя. Г. Галилей. - Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости. В.О.Ключевский. - Хорошо выраженная мысль звучит умно на всех языках. Д. Драйден.
|
«Оратор»
| За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу. Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт. - Что вы уже знаете об этой теме? - Подберите слова об этом или на эту тему…. - Вот видите! В вашей памяти это уже хранится! Значит это полезно!
|
«Фантазёр»
(Предположение)
| На доске записана тема урока. - Назовите 3 способа применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. Вот видите, как важно…
|
«Кто точнее»
| Учим точно формулировать учебную цель!
Учитель, объявив тему урока, просит учащихся сформулировать учебные цели, при этом ребята получают дополнительное задание: кто точнее сформулирует цель?
|
«Ассоциативный ряд»
| К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: •если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; •оставить запись на доске, поработать над новой темой, в конце урока вернуться, что-либо добавить или убрать. Пример. Троп. Ассоциации: эпитет, сравнение, метафора, аллегория, оборот речи, художественная выразительность, переносное значение. Выводится определение: троп – оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном его значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.
|
«Проблемная ситуация»
| Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; мощное развитие интеллекта, творческих способностей; воспитание активной личности. Проблемная ситуация вызывает у учащихся удивление или затруднение. Поэтому ПС делятся на 2 типа: с удивлением и с затруднением.
1.Учитель предъявляет детям противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения. Сталкивает мнение детей вопросом или практическим заданием.
7-й класс. При изучении силы трения задаётся вопрос: «Почему зимние шины всегда у́же летних?» Учащиеся отвечают неверно (увеличить силу трения, уменьшить тормозной путь). На самом деле сила трения не зависит от ширины профиля шины и площади пятна контакта шины с дорогой.
7-й класс. Перед учащимися три сосуда с жидкостью, в которые помещены три одинаковых тела. В первом тело плавает на поверхности, во втором – внутри жидкости, в третьем лежит на дне. Почему одно и то же тело ведёт себя по-разному?Зная о существовании силы тяжести и силы Архимеда, учащиеся приходят к выводу о соотношении этих сил, а также связывают их с плотностью тел и жидкости. В результате эксперимента формулируется условие плавания тел.
2.Учитель даёт задание, не выполнимое вообще. Практическое задание, не сходное с предыдущим.
8-й класс. Описание движения тела, брошенного под углом к горизонту. Как рассчитать дальность полёта мяча, брошенного под углом к горизонту? В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что необходимо рассмотреть независимо движение вдоль вертикальной и горизонтальной оси.
|
«Знаете ли вы, что…?»
| Эффективный приём, который позволяет настроить обучающихся на работу, заинтересовать изучаемой темой. Предполагает использование необычной, увлекательной информации, связанной с темой урока.
|
«Верите ли вы?»
«Правда ли…»
| Может быть использован на стадии вызова с последующим установлением истины на стадии рефлексии.
Учитель предъявляет вопросы, которые:
· содержат правильную информацию;
· частично правильную информацию;
· неправильную информацию;
· важную информацию.
8-й класс. «Подлежащее».
Верители вы, что подлежащее:
– главный член предложения?
– отвечает на вопросы какой? чей?
– выражено только существительным?
– связано с определением?
– выражено синтаксически цельным словосочетанием?
Тема «Лебеди»: Правда ли, что в СНГ обитает 6 видов лебедей? …малый лебедь занесён в Красную книгу? …чёрные лебеди обитают в Австралии? …самым красивым является лебедь-кликун?
|
«Да-нет-ка»
| Приём для проверки знаний обучающихся с возможной последующей самопроверкой:
1) учитель задает вопросы, на которые учащиеся могут дать ответ «да» или «нет»;
2) на стадии вызова обучающиеся заполняют первую строку таблицы:
3) после осмысления информации учащиеся вновь возвращаются к данной таблице и заполняют вторую строку, проверяя свои суждения; 4) можно предложить учащимся найти подтверждение своих мыслей в тексте;5) затем ответы проверяются, их можно занести в третью строку таблицы.
|
«Ключевые термины»
| Приводятся 4–5 ключевых терминов из текста. Обучающимся предлагается подумать 2 (3) минуты и дать общую трактовку этих терминов, предположить, какая между ними связь.
|
«Свободное письменное задание»
| Учащимся предлагается за 3-5 минут, не останавливаясь, записать все, что им приходит в голову по теме.
|
«Рифмованное начало уроков»
| |
«Театрализация»
| Инсценировать пословицу. Представить героя и т.д.
|