Теоретические основы технологии проблемного обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы технологии проблемного обучения



Курсовая работа

по учебной дисциплине «Педагогические технологии»

Технология проблемного обучения

 

 

                                                                Выполнила: студентка группы ЭУ-13

                       Голубева Т.А.

                                            Проверила: к. п. н., доцент

                       Ваганова О.И.

 

Нижний Новгород

2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ………………………………………………………………………4

1.1. История развития технологии проблемного обучения………………….4

1.2. Общая характеристика технологии проблемного обучения……………5

1.3. Методы и виды технологии проблемного обучения…………………….8

2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»……………………………..12

2.1. Разработка проекта учебного занятия на тему: «Инновационная деятельность предприятия»……………………………………………………12

2.2. Разработка дидактических материалов к занятию……………………..14

2.3. Разработка оценочных средств к занятию………………………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...18

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….20

Приложение 1…………………………………………………………………..21

 

Введение

Считается, что теоретическую основу технологии проблемного обучения разработал Джон Дьюи. В отечественной педагогике идеи проблемного обучения стали актуальными начиная со второй половины 1950-х гг., а в 1960-е гг., в научно-педагогической и методической литературе обосновывается богатый потенциал решения учебных проблем, и выявляются способы организации проблемного обучения.

Можно сказать, что проблемное обучение является современным уровнем развития практической педагогики и дидактики.

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Цель курсовой работы: теоретическое обоснование использования технологии проблемного обучения.

Объект исследования: технология проблемного обучения.

Предмет исследования: содержание технологии проблемного обучения в учебной деятельности.

Задачи курсовой работы:

1. раскрыть теоретические основы технологии проблемного обучения;

2. дать общую характеристику технологии проблемного обучения;

3. описать методические разработки учебного занятия по дисциплине: «Экономика отрасли».

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»

Заключение

Технология проблемного обучения не является новой: она развивалась в 20 – 30 годы, как в советской России, так и за рубежом. А основу её заложил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи.

Для осуществления проблемного обучения недостаточно только создать проблемную ситуацию. Поэтому Геббсом и Козелецким были выделены фазы проблемного обучения, в которых и осуществляется педагогический процесс, характеризуемый активностью и самостоятельностью учащихся: 

I фаза – создание проблемной ситуации; 

II фаза – формирование гипотез решения; 

III фаза – проверка решения с систематизацией полученной информации. Поэтому, проблемное преподавание включает такие фрагменты деятельности учителя и ученика, как организация проблемной ситуации и формирование проблем, индивидуальное или групповое решение проблем учащимися, проверка полученных решений, а также систематизация, закрепление и применение вновь приобретённых знаний в теоретической и практической деятельности.

Использование технологии проблемного обучения на уроках позволяет в комплексе решать все три задачи обучения: образовательную, воспитательную, развивающую. Эта технология позволяет не только формировать у учащихся систему знаний, умений и навыков, но и достигать высокого уровня развития школьников, развития их способностей к самообучению, самообразованию. Позволяет сделать учебный процесс интересным и увлекательным, позволяет развивать индивидуальность ученика, создавать ситуацию успеха.

Это подтверждают результаты диагностического контроля. Учащиеся лучше справляются с решением качественных задач в контрольных работах; уровень обще учебных умений и навыков становиться выше, развивается речь учащихся. Даже слабые ученики при постепенном повышении требований начинают участвовать в обсуждении проблем, учатся думать, не боятся высказывать свои мысли.

Не смотря на то, что в последнее время контингент учащихся в нашей школе меняется не в лучшую сторону, применение технологии проблемного обучения позволяет поддерживать у учащихся интерес к урокам, сохранить качество знаний.

Технология проблемного обучения, как и любой другой метод преподавания не является универсальным, однако оно представляет собой важную составную часть современной системы обучения любого предмета. Оптимальное сочетание его с другими методами на различных этапах изучения дисциплины позволяет получить хороший результат, а значит и удовлетворение от педагогической деятельности.

 

 

Список использованной литературы

1. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. - Казань, 2001.

2. Вульфсон Б. Я., Джон Дьюи и советская педагогика / Б. JI. Вульфсон // Педагогика. 1992.

3. Герелес Л. М. Проблемное обучение в вузе / Л. М. Герелес // Молодой ученый. — 2011.

4. Гузеев В.В., Методы обучения и организационные формы уроков, Москва, 2008.

5. Кудрявцев Т.В. Создание проблемных ситуаций – средство активизации учащихся // Профессионально-техническое обучение. – 2000.

6. Лернер И. Я. Проблемное обучение. – М.: «Знание», 2004.

7. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.

8. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.

9. Селевко, Г.К. Проблемное обучение / Г.К. Селевко. – 2006.

 

 

Приложение 1

Таблица 1

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Идеи… Идеи… Идеи… Идеи…

 

Курсовая работа

по учебной дисциплине «Педагогические технологии»

Технология проблемного обучения

 

 

                                                                Выполнила: студентка группы ЭУ-13

                       Голубева Т.А.

                                            Проверила: к. п. н., доцент

                       Ваганова О.И.

 

Нижний Новгород

2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ………………………………………………………………………4

1.1. История развития технологии проблемного обучения………………….4

1.2. Общая характеристика технологии проблемного обучения……………5

1.3. Методы и виды технологии проблемного обучения…………………….8

2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»……………………………..12

2.1. Разработка проекта учебного занятия на тему: «Инновационная деятельность предприятия»……………………………………………………12

2.2. Разработка дидактических материалов к занятию……………………..14

2.3. Разработка оценочных средств к занятию………………………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...18

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….20

Приложение 1…………………………………………………………………..21

 

Введение

Считается, что теоретическую основу технологии проблемного обучения разработал Джон Дьюи. В отечественной педагогике идеи проблемного обучения стали актуальными начиная со второй половины 1950-х гг., а в 1960-е гг., в научно-педагогической и методической литературе обосновывается богатый потенциал решения учебных проблем, и выявляются способы организации проблемного обучения.

Можно сказать, что проблемное обучение является современным уровнем развития практической педагогики и дидактики.

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Цель курсовой работы: теоретическое обоснование использования технологии проблемного обучения.

Объект исследования: технология проблемного обучения.

Предмет исследования: содержание технологии проблемного обучения в учебной деятельности.

Задачи курсовой работы:

1. раскрыть теоретические основы технологии проблемного обучения;

2. дать общую характеристику технологии проблемного обучения;

3. описать методические разработки учебного занятия по дисциплине: «Экономика отрасли».

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.018 с.)