Влияние христианства на ранний ислам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние христианства на ранний ислам



 

Мухаммад претендовал на то, что Коран является откровением, ниспосланным ему с небес, но многие его учения обнаруживают определенную зависимость от христианства, исповедуемого в доисламской Аравии. И действительно, в Коране нет ничего, что можно было бы назвать поистине оригинальным. Более того, в нем нет ничего, что не составляло бы параллели с различными религиозными убеждениями, распространенными по всему аравийскому региону. Мухаммад встречался с толпами паломников, стекающихся на ежегодные празднества в Мекку. Этот город был вместилищем передающихся из уст в уста познаний. Он поглощал и хранил в памяти огромное количество информации. Исследования учений Корана показывают, что пророк ислама был в большей степени знаком с еврейскими талмудическими работами и апокрифическими христианскими писаниями, нежели с содержанием Ветхого и Нового Заветов.

 

История о том, как младенец Иисус заговорил еще в люльке, изложенная в малоизвестной книге, рукописи которой находятся в Аравии, — «Арабском Евангелии детства», феноменальным образом повторена в Коране (сура 19:29); Евангелие от Фомы, еще одно апокрифическое произведение, сирийская версия которого, как известно, существовала до рождения Мухаммада, описывает другие чудотворные деяния Иисуса, также повторенные Кораном, например, эпизод создания глиняных птиц, оживших по Его повелению (сура 3:49).

 

И хотя имя, которым арабские христиане всегда называли Иисуса, было Ясу (происходит от древнееврейского Яшуа), в Коране используется имя Иса, которое, по всей вероятности, берет свое начало от несторианского Исхо. Нигде в христианской истории не встречается сколь-нибудь исчерпывающего объяснения странного имени Иисуса, используемого в Коране. Поскольку арабский язык относится к семитской группе, тесно связанной с древнееврейским языком, то вполне закономерно было бы ожидать использования имени Ясу. На самом деле полное имя Иисуса, используемое сирийскими несторианцами, было Исхо Мшиха, т. е. Иисус Мессия, и наиболее распространенное имя, используемое в Коране, очень на него похоже — ал-Масиху Иса (сура 3:45).

 

Мухаммад был очень хорошо знаком с христианами Наджрана. Предание гласит, что однажды из этого поселения навстречу ему вышла целая делегация, чтобы узнать о некоторых моментах его учения о христианской вере, которые сбивали их с толку. До нас дошли сведения, что до начала своей пророческой миссии Мухаммад присоединился к христианам, которые шли в Окадх — место для собраний, располагавшееся между городами Меккой и ат-Таифом, и слушал епископа Наджрана ал-Касса ибн Саида, чьи красноречивые проповеди, направленные против богатства и записанные в поэтической форме, очень похожи на отрывки из Корана на ту же тему. Позже Мухаммад часто напоминал Касса, читающего проповеди. Он не раз просил Абу Бакра, своего близкого спутника, продекламировать некоторые из своих произведений вслух.

 

За несколько столетий до рождения Мухаммада некий Мани объявил, что на него ниспослано божественное наитие и что он является Святым Духом, предсказанным Иисусом (Ин. 14:16); это заявление почти в точности соответствует описанному в Коране случаю, который произошел с Мухаммадом (суры 7:157, 61:6) и его последователями. Мани утверждал, что Иисус не был распят, на кресте находилось только Его подобие, которое на самом деле было Антихристом, — еще одно учение, которое имеет параллель в Коране (сура 4:157).

 

Одним из ранних контактов Мухаммада с христианами были встречи с человеком по имени Варака, который был христианином и родственником его первой жены Хадиджи. В документах, дошедших до нас, говорится, что Варака перевел часть одного из Евангелий на сирийский язык. Кроме того, он познакомил Мухаммада со многими местными представителями христианства.

 

Несмотря на то, что доисламская Аравия в основном исповедовала язычество и влияние христианства было здесь очень ограниченным, существует множество доказательств того, что это влияние росло по мере развития миссии Мухаммада. Вероятно, христианство оказывало очень небольшое влияние на Мухаммада в первые годы его миссии, поскольку в начальных главах Корана христианской вере не уделяется особого внимания, но изучение более поздних сур показывает, что по мере роста его контактов с христианами, а особенно с христианами из Южной Сирии, зависимость Корана от местных особенностей христианства существенно возрастает.

 

АВРААМ И ГОД СЛОНА

Христианский царь Абиссинии

 

Событие, произошедшее поблизости от Мекки незадолго до возникновения ислама, описано во всех работах, посвященных окружению, в котором Мухаммад нашел свою новую веру. После низложения Зу Нуваса, царя Абиссинии, новый царь Авраам принял решение сделать христианство доминирующим вероисповеданием в Южной Аравии. Он выстроил прекрасный собор в городе Сана, который, как он надеялся, привлечет всех арабских паломников. Город существует и поныне (совр. Йемен), чего нельзя сказать о соборе, который исчез с лица земли много веков назад.

 

Авраам был смелым и решительным воином и снискал добрую репутацию во всем регионе. Кроме того, он был известен как христианин с праведными убеждениями, ревностно исполняющий свои обязанности, и прославился как рьяный защитник справедливости. Будучи по природе своей милосердным, он не раз доказывал это своим поведением, становясь на сторону бедняков и неудачников.

 

Царь принимает решение сделать город Сану торговым центром Аравийского полуострова и вскоре после завершения строительства собора издает указ, обязывающий всех арабов ежегодно посещать город и собор. Хорошо осведомленный о популярности Каабы в Мекке, он сосредоточился на идее перенести этот религиозный и коммерческий центр в Сану. Однако его декрет остался незамеченным, и христианский царь с огромным огорчением наблюдал, как толпы паломников по-прежнему каждый год устремляются в Мекку.

 

Сохранившийся до наших времен документ о спорах царя с обитающими поблизости от Йемена племенами начинается с записи, представляющей имя триединого Бога христиан в терминах, из которых явствует, что истинная сущность Троицы была хорошо известна христианам Аравии. Тем не менее она была серьезно искажена в Коране. Письменное упоминание об управлении ремонтными работами на дамбе Мариб в Южной Аравии начинается словами: «Властью Милосердного (Рхмнн) и Его Мессии (в-Мсхв) и Святого Духа (рх кудс)». Коран же признает Аллаха как ар-Рахмана (сура 17:110), Иисуса как ал-Масиха (сура 4:171), Троицу считает олицетворением Аллаха, Иисуса и его матери Марии (суры 5:78, 5:119), в то время как Святой Дух (рухулкуддус) отождествляется со средством откровения (сура 16:102). В другом месте говорится, что это Джибрил, т. е. архангел Гавриил (сура 2:97). Использование догмата Троицы в арабских письменных свидетельствах незадолго до появления ислама показывает, что Коран не обращал внимания на концепцию Троицы, распространенную среди местных христиан, а его собственное неверное толкование наводит на мысль, что сам основатель ислама не вполне разбирался в данном вопросе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.228.210 (0.007 с.)