Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическая целесообразностьСтр 1 из 4Следующая ⇒
Образовательная программа дополнительного образования детей «Спортивная робототехника» базовый уровень Автор программы педагог дополнительного образования Челышев Валерий Александрович Направленность спортивно-техническая Срок реализации программы 3 года Возраст обучающихся 7 - 14 лет
Ро́бот (чеш. robot, от robota — «работа, труд») —автоматическое устройство, предназначенное для осуществления различного рода механических операций. Робот может осуществлять производственные и иные операции, частично или полностью заменяя труд человека. При этом робот может, как иметь связь с оператором, получая от него команды (ручное управление), так и действовать автономно, в соответствии с заложенной программой (автоматическое управление). В спортивной робототехнике конструируются роботы для проведения спортивных соревнований среди роботов. На первом этапе роботы находятся на ручном управлении и точно выполняют команды человека, на втором этапе роботы могут в нужный момент соревнований могут действовать автономно по индивидуальной программе. 50% учебного времени отводится на конструирование робота, 25% времени на программирование и 25% учебного времени на испытания, регулировку и соревнования роботов.
Содержание 1. Пояснительная записка. 3 2. Учебно-тематический план образовательной программы «Спортивная робототехника». 9 3. Содержание образовательной программы «Спортивная робототехника». 11 4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Спортивная робототехника». 12 Список литературы.. 14
Пояснительная записка С началом нового тысячелетия в большинстве стран робототехника стала занимать существенное место в образовании, подобно тому, как информатика появилась в конце прошлого века и потеснила обычные предметы. Новизнапрограммы состоит в том, что она построена с упором на практику, т. е. сборку моделей на каждом занятии с углубленным изучением инженерных знаний, для создания роботов со сложной моделью поведения или высокоэффективных моделей со сложными алгоритмами для соревнований. В течении года обучающиеся собирают и программируют различные модели. Сборка простых занимает одно занятие, сложных до 12-х часов, с последующим программированием или исследованием готовых программ и настройкой их для соревнований. Спортивная робототехника очень популярна в Японии, Южной Корее, Китае, США, потому что она наиболее полно раскрывает возможности человека по созданию более совершенных роботов.
Программа рассчитана на работу с обучающимися в возрасте 7-14 лет, так как в этом возрасте дети уже могут понимать законы причины и следствия, обладают хорошим историческим и хронологическим чувством времени, пространства, месторасположения и расстояния. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания, который можно считать центральным новообразованием среднего школьного возраста. Дети в этом возрасте хорошо мыслят и лучше начинают понимать абстрактные идеи, следовательно, начиная с этого возраста обучающийся может освоить азы конструирования и программирования, как науки с присущими ей понятиями.
Направленность Данная программа по спортивной робототехнике научно-технической направленности. Программа направлена на привлечение обучающихся к современным технологиям конструирования, программирования. Уникальность спортивной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование, параллельно с развитием инженерного мышления, в одном курсе. Через техническое творчество обеспечивается интегрирование преподавания информатики, физики и естественных наук. Актуальность Робототехника является одним из важнейших направлений научно-технического прогресса. Активное участие и поддержка российских и международных научно-технических и образовательных проектов в области робототехники и мехатроники позволят ускорить развитие новых научно-технических идей, обмен технической информацией и инженерными знаниями, в области робототехники в России и по всему миру и подготовки кадров. Начинать готовить таких специалистов нужно с самого младшего возраста. Поэтому образовательная и спортивная робототехника приобретает все большую значимость, актуальность и масштабность в настоящее время.
C учетом все возрастающей сложности окружающих современного человека устройств, эффективность познавательного процесса будет повышена при условии, что ребенок будет обучаться с помощью устройств, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в физической модели, т.е. сконструировать и запрограммировать для выполнения поставленных задач. Форма и режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю. Основной формой являются групповые занятия. Методы организации занятий · Создание проблемной ситуации. · Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение нового материала, беседа, сообщение-презентация, практика). · Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия). · Контроль и проверка умений и навыков (опрос, самостоятельная работа, соревнования). · Комбинированные занятия. · Создание ситуаций творческого поиска. · Мастер-классы (передача опыта от старших младшим). · Игра. Соревнования. · Стимулирование (поощрение, выставление баллов). Методика проведения занятий Устанавливая связи между уже имеющимся и новым опытом, полученным в процессе обучения, обучающийся ребёнок приобретает знания. Сам по себе начальный новый опыт позволяет сформировать совершенно новое знание. Использование на занятиях конструкторов помогает детям изучать основы информационных технологий и материального производства, устанавливая взаимосвязи между идеями и подходами, которые применяются при выполнении заданий, представляемых на презентациях, демонстрирующих реально используемые технологии. Педагог дополнительного образования ставит новую техническую задачу, решение которой ищется совместно. Обучение в процессе практической деятельности, предполагает создание моделей и реализацию идей путем конструирования. При необходимости, выполняется эскиз конструкции. Далее учащиеся работают в группах по 2 человека, ассистент преподавателя раздает конструкторы с контроллерами и дополнительными устройствами. Проверив наличие основных деталей, учащиеся приступают к созданию роботов. При необходимости преподаватель раздает методические указания со всеми этапами сборки (или выводит изображение этапов на большой экран с помощью проектора). В зависимости от задач на занятиях используются разные виды конструирования. Свободное, не ограниченное жесткими рамками исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей, что позволяет им прийти к пониманию определенной совокупности идей. Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят модель, используемую для обработки данных. Свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам и самостоятельные конструкторские разработки. На каждом компьютере обучающегося имеется постоянно дополняющиеся папка с готовыми инструкциями по конструированию моделей и руководство пользования программой. Если для решения требуется программирование, учащиеся самостоятельно составляют программы на компьютерах. На этом этапе возможно разделение ролей на конструктора и программиста. Программа загружается учащимися из компьютера в контроллер готовой модели робота, и проводятся испытания на специально приготовленных полях. После выполнения задания учащиеся делают выводы о наиболее эффективных механизмах и программных ходах, приводящих к решению проблемы. На этапе рефлексии детям дается возможность обдумать то, что они построили, запрограммировали, помогает более глубоко понять идеи, с которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности на предыдущих этапах. Размышляя, дети устанавливают связи между полученной и новой информацией и уже знакомыми им идеями, а также предыдущим опытом. На этом этапе в каждом задании детям предлагается некоторый объем вопросов, побуждающих установить взаимосвязи между опытом, который они получают в процессе работы над заданием, и тем, что они знают в реальном мире. При необходимости производится модификация программы и конструкции. На этапе развития детям предлагаются дополнительные творческие задания по конструированию или программированию. Творческие задачи, представляющие собой адекватный вызов способностям ребенка, наилучшим образом способствуют его дальнейшему обучению и развитию.
Для закрепления изученного материала, мотивации дальнейшего обучения и выявления наиболее способных учеников регулярно проводится спортивные состязания роботов.
1.10. Методы достижения результатов: · Движение от простого к сложному: много общих задач для начинающих; · Активное вовлечение детей к участию в состязаниях по спортивной робототехнике; · Дополнительные творческие задания; · Исследовательские разработки; · Передача опыта от старших к младшим; · Поощрение, стимулирование. Формы подведения итогов В течение курса предполагаются регулярные зачеты, на которых решение поставленной заранее известной задачи принимается в свободной форме. При этом участие в фестивалях и выставках с презентацией своих проектов также являются методом проверки, и успешное участие в них освобождает от соответствующего зачета. По окончании программы обучения учащиеся защищают творческий проект, требующий проявить знания и навыки по ключевым темам.
Кроме того, полученные знания и навыки проверяются на открытых конференциях, конкурсах и состязаниях, куда направляются наиболее успешные ученики. Для учащихся всех возрастов и уровней подготовки возможно участие в региональных, всероссийских и международных состязаниях роботов. Ведется организация собственных фестивалей, выставок, мастер-классов и открытых состязаний роботов с привлечением участников из других учебных заведений.
2. Учебно-тематический план образовательной программы
Разделы программы |
Количество часов | ||||||||||
Теория | Практика | Всего | ||||||||||
1 | Введение в спортивную робототехнику. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | - | 2 | ||||||||
2 | Основы конструирования мобильных роботов | 4 | 14 | 18 | ||||||||
2.1 | Знакомство с РОБО - конструктором Знакомство с интерфейсом среды программирования. | 2 | - | 2 | ||||||||
2.2 | Спортивная робототехника. Виды и правила состязаний для мобильных роботов. | 2 | - | 2 | ||||||||
2.3 | Сборка мобильного робота с управлением | - | 2 | 2 | ||||||||
2.4 | Сборка и программирование робота-исследователя | - | 2 | 2 | ||||||||
2.5 | Сборка и программирование робота-охотника | - | 2 | 2 | ||||||||
2.6 | Сборка и программирование робота-погрузчика | - | 4 | 4 | ||||||||
2.7 | Сборка и программирование боевого робота с автономным управлением | - | 4 | 4 | ||||||||
3. | Основы конструирования шагающих роботов | 2 | 12 | 14 | ||||||||
3.1 | Спортивная робототехника. Виды и правила состязаний для шагающих роботов. | 2 | - | 2 | ||||||||
3.2 | Сборка и программирование робота-скорпиона | - | 4 | 4 | ||||||||
3.3 | Сборка и программирование резонансного шагающего робота | - | 4 | 4 | ||||||||
3.4 | Сборка и программирование шагающего робота-гуманоида | - | 4 | 4 |
№ |
Разделы программы |
Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего | |||
4. | Состязания роботов | 2 | 32 | 34 | |
4.1 | Спортивная робототехника. Виды и правила состязаний роботов. | 2 | - | 2 | |
4.2 | Подготовка к состязанию «Робо-футбол» | - | 4 | 4 | |
4.3 | Подготовка к состязанию «Робо-сумо» | - | 4 | 4 | |
4.4 | Подготовка к состязанию «Робо-бокс» | - | 4 | 4 | |
4.5 | Подготовка к состязанию «Гонки» | - | 4 | 4 | |
4.6 | Подготовка к состязанию «Лестница» | - | 4 | 4 | |
4.7 | Подготовка к состязанию «Марафон» | - | 4 | 4 | |
4.8 | Подготовка к состязанию «КегельРинг» | - | 4 | 4 | |
4.9 | Подготовка к состязанию «Роботы-помощники» | - | 4 | 4 | |
5 | Итоговая аттестация | - | 4 | 4 | |
Всего: | 10 | 62 | 72 |
3. Содержание образовательной программы «Спортивная робототехника»
Состязания роботов.
Теория: Виды состязаний роботов. Правила состязаний роботов. Эффективные конструкторские и программные решения для спортивной робототехники. Эффективные методы программирования спортивных роботов.
Практика: Конструирование спортивных роботов для различных состязаний. Построение спортивного робота. Программирование и отладка спортивного робота. Тестирование моделей в рамках состязаний.
Итоговая аттестация.
Практика: Повторение основ конструирования и программирования. Разработка на основании полученных знаний творческого проекта на тематику спортивной робототехники. Тестирование проектов. Сдача и защита проектов. Проверка эффективности проекта в реальных условиях состязаний. Участие с проектами в различных конкурсах – фестивалях и состязаниях спортивных роботов.
|
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Спортивная робототехника»
№ | Раздел программы | Форма организации занятий | Используемые дидактические материалы | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Форма проведения итогов |
1 | Введение в спортивную робототехнику. Инструктаж по технике безопасности. | Беседа | Компьютерная презентация | Словесный. объяснительно-иллюстрационный | Опрос |
2 | Основы конструирования мобильных роботов. | Сообщение, беседа, практикум | Робо-конструкторы, методические пособия, рабочие тетради | Практический, словесный, познавательный, объяснительно-иллюстрационный | Практическое задание, турнир |
3 | Основы конструирования шагающих роботов. | Сообщение, беседа, практикум | Робо-конструкторы среда разработки программ, методические пособия, рабочие тетради | Практический, словесный, познавательный, объяснительно-иллюстрационный | Практическое задание, турнир |
4 | Состязания роботов. | Сообщение, объяснение, беседа, практикум | Робо-конструкторы, методические пособия, рабочие тетради, трассы для тестирования | Практический, словесный, познавательный Объяснительно-иллюстрационный, исследовательский | Практическое задание, турнир |
6 | Итоговая аттестация | Индивидуальное задание | Робо-конструкторы трассы для состязаний | Практический, словесный, познавательный, исследовательский | Защита проекта, турнир |
Материально-техническое обеспечение:
· Набор образовательного интеллектуального конструктора «РОББО.» - 6 штук.
· Среда программирования.
· Электронное руководство пользователя.
· Полигоны для состязаний (Поля).
· Компьютеры (Ноутбуки) – 6 штук.
Список литературы
Для педагога:
1. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г. – 286с.
2. Образовательная робототехника во внеурочной учебной деятельности: учебно-методическое пособие / Л. П. Перфильева, Т. В. Трапезникова, Е. Л. Шаульская, Ю. А. Выдрина; под рук. В. Н. Халамова; М-во образования и науки Челябинской обл., ОГУ «Обл. центр информ. и материально-технического обеспечения образовательных учреждений, находящихся на территории Челябинской обл.» (РКЦ). — Челябинск: Взгляд, 2011. — 96 с.: ил.
3. Образовательная робототехника на уроках информатики и физике в средней школе: учебно-методическое пособие / Т. Ф. Мирошина, Л. Е. Соловьева, А. Ю.Могилева, Л. П. Перфильева; под рук. В. Н. Халамова; М-во образования и науки Челябинской обл., ОГУ "Обл. центр информ. и материально-технического обеспечения образовательных учреждений, находящихся на территории Челябинской обл." (РКЦ) —Челябинск: Взгляд, 2011. — 160 с.: ил.
4. Образовательная робототехника в начальной школе: учебно-методическое пособие /Т. Ф. Мирошина, Л. Е. Соловьева, А. Ю. Могилева, Л. П. Перфильева; под рук. В. Н. Халамова.; М-во образования и науки Челябинской обл., ОГУ «Обл. центр информ. и материально-технического обеспечения образовательных учреждений, находящихся на территории Челябинской обл.» (РКЦ) — Челябинск: Взгляд, 2011. — 152 с.: ил.
5. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. СПб: Наука, 2011.
Для детей и родителей:
1. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. СПб: Наука, 2011.
2. Копосов, Д. Г. «Первый шаг в робототехнику. Рабочая тетрадь для 5-6 классов»
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Спортивная робототехника»
базовый уровень
Автор программы
педагог дополнительного образования
Челышев Валерий Александрович
Направленность
спортивно-техническая
Срок реализации программы
3 года
Возраст обучающихся
7 - 14 лет
Ро́бот (чеш. robot, от robota — «работа, труд») —автоматическое устройство, предназначенное для осуществления различного рода механических операций. Робот может осуществлять производственные и иные операции, частично или полностью заменяя труд человека. При этом робот может, как иметь связь с оператором, получая от него команды (ручное управление), так и действовать автономно, в соответствии с заложенной программой (автоматическое управление). В спортивной робототехнике конструируются роботы для проведения спортивных соревнований среди роботов. На первом этапе роботы находятся на ручном управлении и точно выполняют команды человека, на втором этапе роботы могут в нужный момент соревнований могут действовать автономно по индивидуальной программе. 50% учебного времени отводится на конструирование робота, 25% времени на программирование и 25% учебного времени на испытания, регулировку и соревнования роботов.
Содержание
1. Пояснительная записка. 3
2. Учебно-тематический план образовательной программы «Спортивная робототехника». 9
3. Содержание образовательной программы «Спортивная робототехника». 11
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Спортивная робототехника». 12
Список литературы.. 14
Пояснительная записка
С началом нового тысячелетия в большинстве стран робототехника стала занимать существенное место в образовании, подобно тому, как информатика появилась в конце прошлого века и потеснила обычные предметы. Новизнапрограммы состоит в том, что она построена с упором на практику, т. е. сборку моделей на каждом занятии с углубленным изучением инженерных знаний, для создания роботов со сложной моделью поведения или высокоэффективных моделей со сложными алгоритмами для соревнований. В течении года обучающиеся собирают и программируют различные модели. Сборка простых занимает одно занятие, сложных до 12-х часов, с последующим программированием или исследованием готовых программ и настройкой их для соревнований. Спортивная робототехника очень популярна в Японии, Южной Корее, Китае, США, потому что она наиболее полно раскрывает возможности человека по созданию более совершенных роботов.
Программа рассчитана на работу с обучающимися в возрасте 7-14 лет, так как в этом возрасте дети уже могут понимать законы причины и следствия, обладают хорошим историческим и хронологическим чувством времени, пространства, месторасположения и расстояния.
Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания, который можно считать центральным новообразованием среднего школьного возраста.
Дети в этом возрасте хорошо мыслят и лучше начинают понимать абстрактные идеи, следовательно, начиная с этого возраста обучающийся может освоить азы конструирования и программирования, как науки с присущими ей понятиями.
Направленность
Данная программа по спортивной робототехнике научно-технической направленности. Программа направлена на привлечение обучающихся к современным технологиям конструирования, программирования.
Уникальность спортивной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование, параллельно с развитием инженерного мышления, в одном курсе. Через техническое творчество обеспечивается интегрирование преподавания информатики, физики и естественных наук.
Актуальность
Робототехника является одним из важнейших направлений научно-технического прогресса. Активное участие и поддержка российских и международных научно-технических и образовательных проектов в области робототехники и мехатроники позволят ускорить развитие новых научно-технических идей, обмен технической информацией и инженерными знаниями, в области робототехники в России и по всему миру и подготовки кадров. Начинать готовить таких специалистов нужно с самого младшего возраста. Поэтому образовательная и спортивная робототехника приобретает все большую значимость, актуальность и масштабность в настоящее время.
C учетом все возрастающей сложности окружающих современного человека устройств, эффективность познавательного процесса будет повышена при условии, что ребенок будет обучаться с помощью устройств, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в физической модели, т.е. сконструировать и запрограммировать для выполнения поставленных задач.
Педагогическая целесообразность
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как её реализация позволит повысить эффективность познавательного процесса. Современного человека окружают сложнейшие устройства к которым ребенок привыкает с раннего детства не задумываясь о сложности их устройства. Он будет заинтересован в обучении, только если сам сможет попробовать творить, конструировать, программировать устройства для выполнения поставленным им задач.
1.4. Цель:
Создание условий для изучения основ алгоритмизации и программирования с использованием интеллектуального конструктора, развития научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка путём организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и спортивной робототехники.
1.5. Задачи:
Обучающие
· Обучить современным разработкам по робототехнике;
· Обучить учащихся комплексу базовых технологий, применяемых при создании роботов, основным принципам механики;
· обучить конструированию роботов на базе интеллектуального робототехнического конструктора;
· помочь освоить среду программирования микроконтроллеров;
· обучить составлению программы управления интеллектуальными робототехническими устройствами;
Развивающие
· развивать творческие способности и логическое мышление обучающихся;
· развивать умение выстраивать гипотезу и сопоставлять с полученным результатом;
· развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
· развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
· развивать умения творчески подходить к решению задачи;
· развивать применение знаний из различных областей знаний;
· развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать.
Воспитательные
· Повышать мотивацию учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем;
· Воспитывать у учащихся стремление к получению качественного законченного результата;
· Формировать навыки проектного мышления, работы в команде, эффективно распределять обязанности.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.32.19 (0.084 с.)