Тема 6. Потребление как вид человеческой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Потребление как вид человеческой деятельности



1. Философия потребления и ее эволюция.

2. Исторический аспект изучения потребления.

3. Виды потребления.

 

Философия потребления и ее эволюция

Философия потребления представляет собой систему ценностей, ядром которой является отношение человека к материальным благам. В ее развитии можно выделить три этапа:

1. Традиционная философия потребления.

Она основана на принципе ограничения потребностей. В ней ценятся такие качества человека, как бережливость, рационализм. Эта философия была господствующей в тот долгий период человеческой истории, для которого характерен недостаток средств существования. Она помогла выжить людям в условиях слабого развития производства.

2. Философия неограниченного потребления.

По мере развития капитализма и резкого роста товарного производства происходит кардинальная смена философии потребления. Возникает общество массового потребления. Этот этап развития общества сопровождается резким ростом потребностей и возникновением потребительства как безудержного стремления людей приобретать и накапливать вещи. Философия безудержнго потребления призывает людей отказаться от ограничения своих потребностных желаний. Потребление становится формой самоутверждения и самореализации, а процесс покупки является важнейшим видом человеческой деятельности. Ценность самого человека определяется по критериям обладания материальными ценностями. Вещи становятся символами успеха, а обладание ими – важнейшим источником удовлетворения.

Социальные последствия господства философии потребительства весьма негативны. Она явилась одной из причин усиления давления на природу, ускорения исчерпания природных ресурсов и приближения экологической катастрофы.

3. Философия потребления в условиях глобальных проблем.

Этот этап связан с осознанием глобальных проблем современности. Известные ученые в 70-х гг. XX в. пришли к важным для перспектив существования человечества выводам о необходимости ограничения пределов роста промышленности, а следовательно, загрязнения окружающей среды и гибели природы. Для этого необходимо положить предел человеческой потребностям и воспитать у людей чувство ответственности за последствия своего неумеренного неразумного потребления.

 

Исторический аспект изучения потребления

Первые попытки разработки теории потребления появились в XIX-XXвв. Карл Маркс разработал «Диалектику производства и потребления», сформулировал понятие «потребление», сформулировал закон о возвышении потребности по мере их удовлетворении.

Т.Ветлин сформулировал теорию показного потребления. Вебер сформулировал концепцию статусных групп.

В 50-е гг. XX века в Америке возникла дисциплина «Поведение потребителей». Стали модными мотивационные исследования, основанные на глубинных психологических интервью.

В 60-х гг. в исследованиях потребительства из когнитивной психологии.

В наше время изучение поведения потребителей имеет тенденцию к превращению в комплексную прикладную дисциплину.

В 90-х гг. интерес к поведению потребителей пришел и в нашу страну.

 

Виды потребления

Потребление – это деятельность по удовлетворению потребностей посредством разового или длительного использования товара. Дадим содержательную характеристику потребления через описание его видов.

1. Инструментальное потребление – необходимость удовлетворения естественных потребностей людей на уровне жизнеобеспечения.

2. Статусное потребление – нацелено на сокращение и развитие статусной позиции.

3. Демонстративное (показное) потребление – потребление становится средством подтверждения определенной репутации. Основным мотивом его является демонстрация своего высокого социального положения.

4. Ценностно-ориентированное потребление – нацелено на удовлетворение потребностей, порожденных культурой.

5. Идеалистическое потребление – потребитель ориентирован на духовные ценности и не придает особого значениям вещам. Встречается среди людей, увлеченных наукой.

6. Патологическое потребление – это вид потребления, в котором процесс приобретения товаров становится «болезненным», а походы по магазинам – средством ухода от жизненных проблем.

7. Воспроизводство своей жизни – осуществляется в процессе инструментального потребления, когда человек удовлетворяет биологические потребности. Предметом этой потребности выступают материальные блага, необходимые для поддержания жизни и здоровья человека.

8. Воспроизводство чужой жизни – деторождение. Является средством биологической потребности – продолжение рода, которое в обществе приобретает социально-культурные формы выражения.

9. Социокультурное воспроизводство человека - осуществляется в процессе потребления культуры, духовных ценностей, образования и воспитания.

Большую роль в этом процессе играют семья, школа, другие институты общества, которые способствуют развитию духовных потребностей человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.005 с.)