Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Проблема классификации потребностей.
Оценка их социальной значимости 1. Потребностные модели человека в отечественной психологии и философии. 2. Потребностные модели человека в зарубежной психологии и философии.
Классификация потребностей вызывает немало трудностей, т.к. человеческие потребности разнообразны и исторически изменчивы, а также сложен вопрос об основании классификации. Потребности всегда существуют в виде системы и взаимодействуют с миром предметов именно как целостная система. Расчленяя эту систему на группы и элементы, мы совершаем необходимую для анализа операцию абстрагирования. Но при этом необходимо помнить, что любая классификация несет в себе долю условности и огрубления, в результате возможны такие погрешности, как недостаточное теоретическое обоснование предполагаемого деления, эмпиризм, несоблюдение единого основания и т.д. Тем не менее классификация позволяет выделить группы на основании определенного признака, что дает возможность углубить представление об изучаемых явлениях, найти их сходство, сравнить и систематизировать. Потребностные модели человека в отечественной психологии И философии Существует множество разнообразных классификаций потребностей. Наиболее распространена в нашей отечественной философской литературе классификация, в которой выделено 3 группы потребностей: 1) биологические (витальные); 2) социальные; 3) идеальные (духовные). Биологические потребности носят материальный характер и обеспечивают индивидуальное и видовое существование человека. К ним относят: потребность в пище, воде, воздухе, сне, экономии сил и т.д. Социальные потребности характерные для человека как носителя социальных качеств. Это принадлежность к социальной группе, взаимность наличие значимого социального статус, пользование вниманием, потребность в уважении, признании, в любви и дружбе и т.д. Идеальные потребности выражают способ освоения мира человеком. Это познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, смысложизненные и т.д. Данные потребности присущи только человеку. Психологи отмечают, что духовные потребности не угасают в результате их насыщения. Примером подобной классификации является классификация известного психолога П.В. Симонова.
По его мнению, сфера личности включает 3 вида потребностей: витальные, социальные, идеальные. Внутри каждой группы он выделяет: 1) потребности сохранения (регулируемые общепринятыми исторически изменчивыми нормами) и 2) потребности роста, которые называются потребностями развития. С его точки зрения, витальные и социальные группы потребностей делят на потребности для себя и потребности для других (проявляются как забота о родных, близких; на социальном уровне – как забота о государстве, стране, как патриотизм, альтруизм и др.) Также он выделяет две вспомогательные потребности. 1. Потребность преодоления (воли). Воля способствует достижению целей, поставленных основными потребностями. 2. Потребность в вооруженности, т.е. в накоплении тех знаний, которые могут оказаться необходимыми для удовлетворения витальных, социальных и идеальных потребностей. Реализация потребности в вооруженности взрослого человека определяет его квалификацию, компетентность, тем самым определяя общественную значимость личности. Рассмотрев внутреннюю структуру биологических, социальных и идеальных потребностей, П.В. Симонов в каждой группе выделяет базисные и производные от них квазипотребности. Потребность биологическая: защита поддержание постоянной температуры тела квазипотребность – изготовление одежды.
Философская классификация Основанием для философской классификации является утвердившееся в этой науке представление о человеке как единстве трех его составляющих: биологических, психических, социальных. Выделяются 3 группы потребностей: · Биофизиологические – обеспечивают выживание и развитие организма. К ним относятся: - потребность в биологически полноценном питании, обеспечивающем воспроизводство вещественно-энергетических структур организма; - потребность в постоянно поступающей информации о состоянии внешней среды и самого организма; - потребность в безопасности. · Психофизиологические - связаны с эмоционально-психическими свойствами личности. Они включают: - потребность в материальном комфорте;
- потребность в общении и контактах; - потребность в эмоциях, впечатлениях; - в развлечениях; потребность в любви; в смене видов деятельности. · Социально-психологические: - потребность в идентификации; - потребность в статусе – определение места в социальной группе; - в персонализации – обладание возможностью влиять на других людей и оставить свой след в жизни; - потребность в новом социальном опыте, в информации, в обучении; - потребность в смысле жизни, рассматривается как потребность в самоуважении. Все эти потребности взаимодополняют друг друга, отражаются одна в другой, иногда превращаются одна в другую. Каждый человек характеризуется своей неповторимой композицией и внутренней иерархией основных (витальных, социальных, идеальных) потребностей, которые определяют его личность. Потребность, которая определяет деятельность человека в настоящий момент называется актуальной (ведущей и др.).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.007 с.) |