Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение понятия потребности
Проблема потребности носит междисциплинарный характер. Различные группы общественных наук рассматривают разные аспекты в сложной картине человеческих потребностей. Каждая наука вносит свой специфический вклад в их исследование. Остановимся на рассмотрении ряда конкретно-научных подходов: 1. – Экономический подход – отличительная особенность состоит в том, что его представители прежде всего выделяют материальные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря развитию материального производства. С этой позиции они считают, что: · сущность потребностей заключается в объективной необходимости воспроизводства условий жизни людей; · потребности рассматриваются в связи с потребностями спроса. Спрос выступает как форма проявления потребностей, обеспеченная деятельностным эквивалентом. При этом спрос является важнейшим регулятором рыночных отношений. 2. – Психологический подход содержит большое количество разнообразных источников, в которых отражены следующие направления и исследования проблемы потребностей человека: · Потребность как потребностное состояние: И.А. Джидарьян, В.Н. Месищев, П.А.Рудик · Потребность как мотив: С.Л. Рубиштейн, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев. · Потребность как деятельность: А.Н.Леонтьев. · Потребность как нужда: А.Маслоу, З.Фрейд, Д.Н. Узнадзе. Потребность как потребностное состояние. С точки зрения психологии рассматривается взаимосвязь между эмоциями и потребностями человека. Потребности проявляются в таких состояниях, как беспокойство, напряженность, неудовлетворенность, озабоченность… Авторы утверждают, что потребность есть специфическое состояние организма и личности. Потребностное состояние характеризуется переживаниями и эмоциями, которые в зависимости от уровня удовлетворения потребностей могут быть положительными или отрицательными. Критики считают, что нельзя отождествлять потребности и потребностное состояние, т.к. потребностное состояние есть лишь психологическая реальность, указывающая на наличие потребности, но не тождественна потребности. Потребность выступает как сущность, а потребностное состояние как ее проявление. Потребность как мотив. Принятие потребности за мотив происходит прежде всего потому, что она в значительной степени определяет активность человека. С.Л.Рубинштейн полагал, что в потребности содержится активное отношение, направляющее человека на преобразование условий с целью удовлетворения нужды. Следовательно, потребность объясняет, откуда берется энергия для проявления человеческой активности. Однако не верно отождествлять мотив с потребностью, т.к. одна и та же потребность может быть связана с разной мотивацией. Например, потребность получить образование может быть вызвана разными мотивами: карьерный рост, социальный статус, финансовое благополучие, обладание знаниями и т.д.
Потребность и деятельность. Сторонники этого направления считают, что потребности надо определять через формы деятельности, в которых они реализуются и рассматриваются как потребность в деятельности, а не в предметах. Так, например, А.Н.Леонтьев считает, что потребность – это объективное отношение между субъектом и миром, требующее для своей реализации активности субъекта в форме его деятельности. В этом подходе подчеркивается неразрывная объективно существующая связь между потребностью и деятельностью человека. 3. Философский подход – потребность в философии определяется через понятия: нужда, необходимость, деятельность, цель, активность, ценность, интерес. Рассмотрим довольно часто встречающееся определение: потребность – это нужда в чем-либо. В таком понимании наличие потребности признается не только у человека и животных, но и у растений. Понятие потребности как нужды сужает содержание этой категории, т.к. за рамками рассмотрения остается специфика потребности на уровне человека. Человеческая же потребность связана не только с объективно существующим дефицитом жизненных веществ в организме, но и включает процесс осознания потребности и требования человека к условиям среды своего обитания. Также нельзя потребности приравнивать к необходимости. Необходимость – это универсальная категория, которая характеризует сущностные связи и отношения, присущие материи вообще. Потребность же относится к живой природе и выражает зависимость не только от внешней среды, но и отношение к ней. Потребность разных людей удовлетворяется разным образом.
Таким образом, потребность можно определить как состояние социального субъекта, которое отражает необходимость в тех или иных предметах, условиях, действиях, направленных на обеспечение его существования и жизнедеятельности. Кроме этого, потребность всегда отражает противоречие между необходимым и действительным, сущим и должным, наличным и желательным. Всякая потребность представляет собой обнаружение некоторых реальных противоречий, которые разрешаются благодаря действиям и деятельности субъекта. Противоречие представляет собой основание потребности, а побуждение к действию, стремление, состояние неудовлетворенности есть производная от имеющейся потребности. Особенность потребностей заключается в следующем: 1. Потребности выражают необходимую связь субъектов. Потребности с вещественными, энергетическими (биологическими) и информационными ресурсами внешней среды, усвоение которых является условием их существования, функционирования и развития. 2. Потребность всегда выражает способность субъекта потребности избирательно относиться к условиям внешней среды (у каждого из нас разные потребности). 3. Потребность является выражением противоречия между субъектом потребности и средой, содержащей необходимые условия (предметы потребности) для его существования и развития. 4. Потребность побуждает к активной деятельности как способу разрешения указанного противоречия.
Сущность потребности Потребность – неотъемлемое свойство всего живого, момент самой жизнедеятельности организма, внутренний стимул всякого поведения живого существа, она есть нечто, требующее своего удовлетворения, а само это удовлетворение осуществляется в процессе активного взаимодействия организма с миром, окружающей средой [ 2 ]. Потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную, исходную форму его активного избирательного отношения к условиям внешней среды. Сам характер этой избирательности задается состоянием организма. В этом избирательном отношении, в стремлении его к определенным предметам внешнего мира, к определенным условиям среды обнаруживается внутреннее противоречие организма, напряжение, которое должно быть снято действием самого организма. Именно в силу наличия той или иной потребности организм становится субъектом действия, деятельности. Всякий сложный организм характеризуется не одной какой-либо потребностью, а системой потребностей, которая связана с взаимодействием его функциональных структур. Чем сложнее организм, тем большее значение приобретает взаимосвязь его частей. Потребности организма динамичны, взаимозаменяемы, цикличны. Любая потребность возникает как состояние неудовлетворенности, беспокойства, нарастает все больше и больше до последних пределов, удовлетворяется и гаснет вплоть до нового напряжения, возникающего в результате растраты жизненных сил. Пределы колебаний потребности от ее возникновения до удовлетворения суть характеристики определенных жизненных циклов организма и вместе с тем объективные границы его бытия: обострившаяся до крайности и полностью неудовлетворенная потребность ведет к его разрушению и гибели. Сама жизнедеятельность сопровождается постоянной сменой фаз состояний потребностей, переходами этих фаз друг в друга. Чем сложнее организм, тем шире круг его потребностей и тем многообразнее формы их удовлетворения. У наиболее сложных организмов цикличность потребностей дополняется их эластичностью [ 2 ].
Потребности живого организма – потребности биологического порядка. Нас же здесь преимущественно интересуют потребности социальные. На этом уровне биологические потребности действуют как бы в снятом виде. Но неизмеримо более сложный и многообразный мир потребностей общественной жизни, общественного бытия человека имеет предпосылкой своего возникновения жизнь природы. Поэтому в структуре потребностей человека природное и социальное переплетаются многообразными способами. Связь потребностей и деятельности, рассматривая в самом общем плане, носит двусторонний характер. Потребность стимулирует деятельность, выступает в качестве ее первопричины и общего основания. Но и сама деятельность становится предметом потребности. Организм, в котором угасает всякая жизнедеятельность, умирает. Кроме того, деятельность вызывает формирование новых потребностей благодаря тому, что она сама нуждается в средствах, необходимых для ее осуществления. Это обстоятельство оказывается решающим для понимания специфики общественной жизни. Если эволюция животного мира имеет своим результатом совершенствование органов потребления и приспособления к условиям среды на основе естественного отбора, то развитие общественной жизни обусловлено в конечном счете созданием новых средств деятельности, обеспечивающей существование и развитие человеческих сообществ.
3. Структура потребности включает в себя: 1) субъект потребности; 2) потребностное отношение; 3) предмет потребности. Совокупность этих структурных элементов потребности дает представление о потребности как сложном социальном явлении. Субъект потребности. В качестве субъекта потребности могут выступать отдельный человек, группа (потребности семьи), класс, социальная группа, общество в целом. Проблемы потребностей общества активно разрабатывались Марксом и Энгельсом, выдвинувшими в своей теории 4 вида потребностей общества: · потребность в людях и в воспроизводстве людей; · потребность в материальных вещах;
· в идеях (духовных ценностях); · потребность в организации и управлении. Соответственно этим 4-м потребностям, общество развивает 4 вида производств: · производство людей (детские сады, школы и т.д.); · производство вещей; · производство идей; · производство форм и организаций управления. Потребностное отношение - это форма взаимосвязи между субъектом и объектом, которая может быть выражена в категориях (в терминах) «приобретение», «использование», «обладание» и т.д. В потребностных отношениях проявляется зависимость субъекта от реальной действительности. Потребностные отношения реализуются в социальной деятельности, в основе которой лежит выбор того или иного объекта (предмета), необходимого для удовлетворения потребностей. Характер деятельности обусловлен социально-экономическим положением субъекта. В этой деятельности дают о себе знать и другие факторы: образ жизни, возраст, духовное развитие и т.д. Предмет потребности. Предмет потребности все то, с помощью чего ее можно удовлетворить. Количество предметов потребности обширно и не поддается перечислению. При чем одна и та же потребность может быть удовлетворена разными предметами потребности. Особо разнообразными являются предметы духовных потребностей. К ним относится все многообразие духовных ценностей, особенность которых как предметов потребностей состоит в том, что они в процессе потребления не исчезают, а приумножаются в духовные качества и свойства людей. Функции потребностей 1. Побудительная - потребности выступают качестве движущих сил всякой деятельности как стимулы социального развития и факторы реализации объективных социальных законов. 2. Познавательная – в процессе потребления происходит познание объекта (потребности) и присущих ему качеств. 3. Оценочная (аксеологическая)– потребности служат критерием оценки предметов, видов деятельности, услуг. Реализация потребностей тесно связана с выработкой социальных оценок и явлений общественной жизни. По мнению известного психолога А.И. Самсина, следует выделить еще одну функцию потребностей – мировоззренческую. От характера и направленности потребностей зависит мировоззрение, образ жизни личности, социальной группы, социального класса. Гармоничность, разумность потребностей обусловливает сущность образа жизни человека. Разрыв между материальными и духовными потребностями и преимущественное развитие первых относительно вторых приводит к мещанству, к меркантилизму, к развитию психологии потребительства, нравственной бедности. Итоги темы «Понятие потребность» и их связь с социальной активностью: · Потребность тесно связана с нуждой, понимаемой в широком плане как нужность, желательность, а не дефицит чего-либо. Однако аналогия потребности с нуждой не допустима, т.к. нужда отражает объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием и пониманием ее. · Из потребностей личности нельзя исключить потребностное состояние, отражающее возникновение нужды и служащее сигналом для человека о необходимости удовлетворения возникшего желания. Это состояние является реакцией организма на воздействие внешней и внутренней среды, приобретающей для человека личную значимость. · Потребности личности являются стимулом, запускающим активность человека на достижение цели. · Необходимо различать понятия «потребность организма» и «потребность личности». Потребность личности – это переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения сознания нужды и побуждающее активность человека. Это форма связей и зависимость человека от внешней и внутренней среды.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.024 с.) |