Ораторское искусство как социальное явление. Виды красноречия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ораторское искусство как социальное явление. Виды красноречия.



Ораторское искусство – это творческая деятельность по подготовке и произнесению публичной речи.

Термин «ораторское искусство» (от лат. oratio — речь, красноречие) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово «риторик а» (rhetorike) и русское «красноречие».

Под ораторским искусством следует понимать прежде всего высокую степень мастерства публичного выступления, качественную характеристику ораторской речи, искусное владение живым словом.

Ораторское искусство тесно связано с наукой. Оратор одновременно является и ученым, и художником-творцом, успех которого во многом зависит от уровня владения элементами актерского мастерства, от силы и красоты голоса, четкости дикции, умения существовать на сценической площадке.

· Ораторское искусство пользуется открытиями и достижениями всех наук и вместе с тем широко пропагандирует и популяризирует их.

· Многие идеи или гипотезы первоначально излагались в устной форме, в публичных речах, лекциях, научных докладах, сообщениях, беседах.

· Ораторское искусство опирается на категориальную систему соответствующих наук, что обеспечивает механизм аргументации, анализа и суждений, доказательств и обобщений.

Ораторское искусство родилось в недрах социальных потребностей, возникших в области коллективной (материальной и духовной) деятельности, и выявилось через слияние личностных, духовных и социальных интересов ярких представителей социума – ораторов, прекрасно владеющих мастерством словесного действия, умеющих наиболее точно, емко выражать суть общественных проблем и интересов.

Искусство оратории, рожденное объективными потребностями общества и предназначенное для него, представляет собой особый вид творческой деятельности (включающий в себя и научное творчество), сходный по своим принципам реализации и средствам выразительности с театральным, чтецким, исполнительскими авторским искусством.

В связи с этим достижение высот в ораторской деятельности невозможно без овладения элементами актерского мастерства, куда входят многие составляющие компоненты, в т.ч. приемы взаимодействия с аудиторией и партнерами в процессе межличностного общения, а также воздействия на слушателей.

Виды красноречий:

Социальнополитическое - социально-политическому красноречию автор относит доклад на социально-политические и политико-экономические темы, отчетный доклад,- политическую речь, дипломатическую речь, политическое обозрение, митинговую речь, агитаторскую речь

Академическое - лекцию вузовскую, научный доклад, научный обзор, научное сообщение;

Судебное - умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения; умение воздействовать на правосознание людей.

Социально – бытовое - — юбилейную речь, застольную речь (тост), поминальную речь (надгробное слово)

Богословско – церковное - проповедь, речь на соборе.

Дипломатическое

Парламентское

Военное

Торговое

Лекционно – пропагандистское

Диалогическое

81. Деятели культуры – юристы по образованию (рассказать о двух представителях любого направления национальной культуры).

Если попался это вопрос то старайтесь не повторяться. https://pravo.ru/story/201262/

1) Композитор Петр Ильич Чайковский в 1852 году поступил в Императорское училище правоведения и увлёкся музыкой, которую преподавали факультативно. Окончив училище в 1859 году, получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки, а в 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а в 1862 году – в Петербургскую консерваторию.

Чайковский Петр Ильич родился в 25 апреля 1840 году в поселке Воткинск. Жил он в семье, где было много детей. В его доме всегда играла музыка. Чайковские увлекались музыкой, поэтому он с ранних лет хорошо имел талант игры на фортепиано, а некоторое время спустя чудесно разбирался и играл по нотам.

Через 9 лет они переезжают в Алапаевск. Недолго пожив там, перебираются в Петербург.

Начальное образование Чайковский получил дома, последующее в пансионе, где проучился 2 года, а следом в школе правоведения.

С 1860 по 1865 обучался в консерватории, которую закончил с серебряной медалью (наивысшая награда тех времен). Позже уезжает в Москву, где ему предлагают место педагога по музыке. Пробыв в Москве 10 лет, он собирает вещи и перебирается за границу. Композитор очень тесно общается с Надеждой фон Мекк – его фанаткой, которая к тому же и очень богата.

За время путешествий он напишет много произведений. В основном, вальсы, увертюры, сюиты. Самые знаменитые постановки мы знаем и по сей день: Лебединое озеро, Времена года, Евгений Онегин, Пиковая дама, Щелкунчик.

Ушел из жизни Петр Чайковский 25 октября 1893 в Петербурге от холеры. Похоронен там же.

2) Художник Михаил Врубель, наиболее известный как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок и книжных иллюстраций, в 18 лет поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В возрасте 23 лет окончил университет с золотой медалью. Работал в Главном военно-судном управлении.

Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. Его отец Александр Врубель служил военным юристом. Мать была дочерью астраханского губернатора, известного картографа и адмирала Григория Басаргина.

К десяти годам Михаил Врубель увлекался музыкой, театральным искусством и рисованием.

Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета.

В студенческие годы Врубель увлекался философией и театром, создавал иллюстрации к литературным произведениям. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Учеба на юридическом факультете не особенно привлекала Врубеля: он два года учился на втором курсе и не смог защитить дипломную работу, из-за чего получил низшую ученую степень — действительный студент.

В университетские годы будущий художник подрабатывал гувернерством, и был репетитором сына сахарозаводчика Папмели, который поддержал увлечение Михаила Врубеля рисованием. Его познакомили со студентами Академии художеств.В начале 1896 года Михаил Врубель познакомился со своей будущей женой — оперной певицей Надеждой Забелой. К моменту женитьбы у Врубеля практически не было денег, и он стал создавать на заказ театральные костюмы и декорации.

 В то же время художник писал картины на сказочно-мифологические сюжеты — «Царевна-Лебедь», «Пан», «Богатырь».

В 1901 году у художника родился сын. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. В 1902 году Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу — с этого момента начался период его угасания.

В 1906 году художник ослеп. Последние годы жизни он провел на попечении жены и старшей сестры. Врубель почти постоянно был погружен в собственные галлюцинации. Он умер 14 апреля 1910 года, так и не узнав, что ему присудили звание академика.

3) Анна Ахматова после учебы в Киевской гимназии (до этого Царкосельской гимназии) поступила на Высшие женские курсы при Киевском университете, где изучала право на юридическом факультете. Ахматова хотела стать нотариусом, но не сложилось – она вышла замуж за Николая Гумилёва. Он, кстати, тоже пытался стать юристом, но в итоге перевелся на историко-филологический факультет.

Родилась под Одессой (Большой Фонтан). Дочь инженера-механика Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны, урожденной Стоговой. В качестве поэтического псевдонима Анна Андреевна взяла фамилию прабабушки татарки Ахматовой.=

В 1890 г. семья Горенко переехала в Царское Село под Петербургом, где Анна прожила до 16 лет. Обучалась в Царскосельской гимназии, в одном из классов которой учился ее будущий муж Николай Гумилев. В 1905 г. семья переехала в Евпаторию, а потом в Киев, где Анна окончила гимназический курс в Фундуклеевской гимназии.

Первое стихотворение Ахматовой было напечатано в Париже в 1907 г. в журнале «Sirius», издававшемся на русском языке. В 1912 г. вышла ее первая книга стихов «Вечер». К этому времени она уже подписывалась псевдонимом Ахматова.

В 1910-е гг. творчество Ахматовой было тесно связано с поэтической группой акмеистов, оформившейся осенью 1912 года. Основоположниками акмеизма были Сергей Городецкий и Николай Гумилев, который с 1910 г. стал мужем Ахматовой.

Наряду с громкой славой ей пришлось испытать немало личных трагедий: в 1921 г. был расстрелян ее муж Гумилев, весной 1924 г. вышло постановление ЦК ВКП (б), которым Ахматовой фактически запрещалось печататься. В 1930-е гг. репрессии обрушились едва ли не на всех ее друзей и единомышленников. Они коснулись и самых близких ей людей: вначале был арестован и сослан ее сын Лев Гумилев, затем ее второй муж искусствовед Николай Николаевич Пунин.

В последние годы жизни, проживая в Ленинграде, Ахматова много и интенсивно работала: помимо стихотворных произведений занималась переводами, писала мемуары, эссе, готовила книгу об А.С. Пушкине. Признанием больших заслуг поэта перед мировой культурой явилось присуждение ей в 1964 г. международной поэтической премии «Этна Таормина», а ее научные работы были отмечены присвоением Оксфордским университетом почетной степени доктора литературы.

Умерла Ахматова в санатории в Подмосковье. Погребена в поселке Комарово под Ленинградом

4) Евгений Петров, работавший в соавторстве с Ильфом, три года работал инспектором одесского уголовного розыска. Об этом периоде жизни сказано: «Первым его литературным произведением был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины». В 1922 году, во время погони с перестрелкой, лично задержал своего друга Александра Козачинского, возглавлявшего банду налётчиков. Впоследствии добился пересмотра его уголовного дела и замены Козачинскому высшей меры социальной защиты – расстрела – на заключение в лагере.

Родился 13 декабря 1903 г. в Одессе в семье учителя истории. В 1919 г. окончил классическую гимназию. Работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства.

 В июне 1921 г. поступил в Одесское отделение уголовного розыска. За успешную борьбу с бандитами был награждён часами. Работа в милиции оказалась лишь эпизодом в биографии Евгения Петрова.

В 1923 г. он переехал в Москву и стал журналистом. Работал выпускающим редактором в журнале «Красный перец», сотрудничал в газете «Гудок». В столице познакомился с Ильёй Ильфом. Вместе они написали романы «Двенадцать стульев» (1928 г.) и «Золотой телёнок» (1931 г.).

 Эти произведения стали своеобразной энциклопедией советского общества конца 30-х — начала 40-х гг. Приключениями неунывающего Остапа Бендера упивалось не одно поколение читателей. Работа в одесской милиции принесла Евгению Петрову неоценимую пользу при создании образа «великого комбинатора».

Ильф и Петров совместно создали также повесть «Светлая личность» (1928 г.), «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» и «1001 день, или Новая Шахерезада» (оба 1929 г.).

В 1940—1941 гг. писатель возглавлял журнал «Огонёк». В годы Великой Отечественной войны он служил военным корреспондентом Совинформбюро. Был награждён орденом Ленина.

В мае 1942 г. на эсминце «Ташкент» Петров прибыл в осаждённый Севастополь. Самолёт, на котором писатель возвращался в Москву, 2 июля 1942 г. потерпел катастрофу.

Долгое время произведения Ильфа и Петрова не переиздавались. Только в 1961 г. вышло пятитомное собрание их сочинений. В течение 60—70-х гг. романы соавторов переиздавались более 20 раз.

5) Советский писатель-фантаст Александр Беляев, автор романов "Голова профессора Доуэля", "Человек-амфибия","Ариэль", родился в семье православного священника. Из духовной семинарии вышел атеистом и наперекор отцу стал студентом Демидовского юридического лицея в Ярославле. В 1906 году Беляев получил должность частного поверенного и скоро приобрёл известность хорошего юриста, но в 1914 году оставил юриспруденцию ради литературы и театра. Но к профессии пришлось вернуться – после тяжелой болезни и расставания с женой он работал инспектором уголовного розыска и юрисконсультом.

Родился 16 марта 1884 г. в Смоленске в семье священника. С раннего детства Беляев жил в мире, созданном его воображением. Мальчик жаждал приключений, тайн и подвигов.

Отец отдал его учиться в духовную семинарию, однако сын пошёл собственным путём. После окончания семинарии он поступил в юридический лицей в Ярославле и одновременно учился в Московской консерватории по классу скрипки, занимался журналистикой. По возвращении в Смоленск работал присяжным поверенным, был музыкальным критиком и театральным рецензентом в газете «Смоленский вестник» (через несколько лет стал её главным редактором).

В 1913 г. Беляев отправился в поездку по Европе. Это путешествие дало массу впечатлений, которые позже отразились в книгах: он летал на гидроплане, забирался в горы, спускался в кратеры потухших вулканов, исследовал жизнь городской бедноты. Два года спустя случилось несчастье: тяжёлая болезнь — костный туберкулёз позвоночника — на долгое время приковала Беляева к постели. Лишённый возможности передвигаться, он погрузился в чтение: изучал книги по медицине, биологии, истории, технике, следил за новейшими достижениями науки. Встав на ноги, ещё долгое время вынужден был носить специальный корсет, преодолевая сильную боль.

 С 1923 г. Беляев жил в Москве. Его литературная деятельность началась в 1925 г., когда журнал «Всемирный следопыт» опубликовал рассказ «Голова профессора Доуэля» (переработан в одноимённый роман в 1937 г.). В его прозе захватывающие фантастические сюжеты сочетаются с точными знаниями и проницательными гипотезами. Главной героиней большинства произведений стала наука с сенсационными открытиями, которые могут служить во благо человечества или использоваться ему во вред, ради корыстных целей.

Мотивы добра, справедливости, гуманизма, ответственности учёного пронизывают романы и повести Беляева («Человек-амфибия», 1928 г.; «Продавец воздуха», «Властелин мира», оба 1929 г.; «Ариэль», «Человек, нашедший своё лицо», оба 1941 г., и др.).

Рисуя картины будущего, Беляев делал прогнозы, казавшиеся в те годы несбыточными: описывал пересадку человеческих органов, использование энергии ветра, добывание воды в пустыне, искусственные дожди, планеризм, цельнометаллические дирижабли, рассуждал о внутриатомной энергии.

В 30-х гг., когда к мысли о покорении космического пространства многие относились скептически, Беляев на страницах своих романов уже летал на Луну, совершал межпланетные путешествия, запускал в космос ракеты и научные станции. К. Э. Циолковский, с которым Беляев начал переписываться, горячо поддерживал писателя и с увлечением читал его космические произведения («Прыжок в ничто», 1933 г.; «Воздушный корабль», 1934—1935 гг.).

Беляев использовал разные жанры — от волшебной сказки до романа-памфлета. Он признан одним из основоположников современной российской научной фантастики. Умер 6 января 1942 г. в городе Пушкине под Ленинградом.

 

Почему в лингвистике неоднозначно определяются хронологические рамки современного языка? Каковы основные особенности русского языка советского периода? Обозначьте тенденции развития русского языка конца XX — начала XXI вв.

1. Неоднозначность определения хронологических рамок современного языка в лингввистике.

Русский литературный язык создан народом. В течение веков деятели русской народной культуры и просвещения отбирали и совершенствовали в языке все наиболее ценное и выразительное, хранили и умножали его богатства. Эта деятельность всегда опиралась на внутренние возможности самого языка, отражала и одновременно развивала и обогащала эти возможности. Языковые средства, правила их употребления регламентировались в соответствии с законами самого языка.

Хронологические границы современного русского литературного языка могут очерчиваться по­разному. В узком смысле слова современным следует считать язык, на котором мы говорим и пишем сейчас, т. е. язык второй половины XX столетия. Такое понимание синхронии имеет свои научные основания и - для краткой грамматики - определенные преимущества. Оно важно также для будущих описаний - как свидетельство состояния грамматической системы языка в определенный, именно данный момент его развития. Однако возможно и другое понимание. Эволюционный характер изменения грамматического строя, стабильность всех его основных категории, историчность нормы, сохранение и передача от одного поколения к другому лучших образцов литературной речи в классической и, шире, вообще в художественной литературе, - все это делает вполне правомерным и более широкое понимание хронологических границ современного русского литературного языка - от Пушкина до наших дней. Такое понимание принято в "Русской грамматике".

2. Основные особенности русского языка советского периода

Октябрьская революция привела к коренным преобразованиям в государственном и экономическом устройстве страны. Было создано мощное государство – СССР. Это нашло отражение и в языковых процессах: с одной стороны, многие слова в одночасье становятся историзмами, уходя в пассивный запас языка (царь, дворянин, купец, лавочник, городовой); с другой – словарный состав русского языка начинает интенсивно пополняться новыми словами, отражающими новые государственные и общественные реалии (РСДРП, НКВД, большевик, пионер).

ОФИЦИАЛЬНО РЕФОРМА ЯЗЫКА БЫЛА ОБЪЯВЛЕНА 11 (24) мая 1917 года в виде «Постановлений совещания по вопросу об упрощении русского правописания»,

После реформы русского алфавита 1918 года буквы потеряли свои имена и стали всего лишь символическими обозначениями звуков речи.

Результатом последней крупной реформы письменности 1917—1918 гг., стало появление нынешнего русского алфавита из 33 букв. Он стал также письменным базисом для большинства языков народов СССР, у которых до ХХ в. письменности не было или её в годы советской власти заменили на кириллицу.

· Удалена Буква «ижица», вышедшая из практического употребления еще до революции, в официальных документах вообще не упоминалась

· Словоформа родительного падежа единственного числа «ея» менялась на «ее» («её») (соответственно: «нея» на «нее»)

· Изменилось правило написания приставок: перед глухой согласной нужно было писать «с», перед звонкой - «з».

· ТВЕРДЫЙ ЗНАК В КОНЦЕ СЛОВА ИСКЛЮЧАЛСЯ. ТВЕРДЫЙ ЗНАК («Ъ») СОХРАНЯЛСЯ ТОЛЬКО В КАЧЕСТВЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНОГО.

3. Тенденции развития русского языка конца XX — начала XXI вв.

Новые условия функционирования современного русского литературного языка в конце 20 – начале 21 вв. определяют его новые свойства и тенденции:

 1. Многочисленность и разнообразие состава участников массовой коммуникации (по возрасту, образованию, служебному положению, религиозным и общественным взглядам).

 2. Значительное ослабление официальной цензуры, что позволяет более непринужденно, свободно, открыто выражать свое мнение, мысли и чувства.

3. Преобладание устной («не по-написанному»), зачастую спонтанной речи, чему способствуют ситуации общения: митинги, переговоры, диспуты и пр. Неподготовленность, самопроизвольность речи, в том числе людей, публично выступающих, приводят к снижению речевой культуры.

4. Заметной тенденцией является снижение интереса к русскому языку в странах бывшего СССР, ставших самостоятельными государствами, сокращение его изучения и функционирования в качестве языка межнационального общения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.80.187 (0.029 с.)