Постскриптум к третьей части. Дополнительные источники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постскриптум к третьей части. Дополнительные источники



 

На этом можно закончить третью часть текстового проекта «Родители и дети».    Стоит напомнить, что первые две части проекта были подготовлены на основе бесед, прошедших в центре во имя святителя Василия Великого (центр социальной адаптации для подростков, находящихся в конфликте с законом).

Записи бесед о принципах общения с трудными детьми (вообще, – людьми) и воспитании размещены, в том числе, на сайте Соловецкого монастыря, в разделе «Пастырская страничка», в подразделе «Беседы о проблемах личности».

К записям бесед, на основе которых были подготовлены первые две части проекта («О принципах общения с трудными людьми и воспитании», «Бесполезно ли воспитание») прилагается еще – «Беседа с родителями трудных подростков».

На данную тему сказано было также несколько в цикле бесед «Познать свое призвание и следовать ему» (беседы проходили с ребятами в том же центре). В пунктах 15.а. – 17.а. разбирался отчасти вопрос взаимоотношений родителей и детьми (вопрос разбирался сквозь призму вовлеченности детей в (как нынче принято говорить) аддиктивные реализация (аддикция – приверженность страсти)).

К той же теме относится статья «Компьютерные игры и дети, дети и родители» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1853/).

О прочих материалах (тексты и записи бесед), в которых рассказывается о взаимоотношениях, в том числе, родителей и детей, в том числе, - сквозь призму проблемы зависимого поведения, рассказывается в первой части статьи «Преодоление зависимого поведения» (отдельное название части «Зависимым и их близким: лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)»; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1729/).

Более подробно в отношении жизненной позиции родителей (и родственников) рассказывается во второй части той же работы (отдельное название второй части «Родственникам, близким» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2068/).

В текстах, в частности, подчеркивается, что необходим внутренний путь духовного развития самих родителей. Другими словами, если этого внутреннего пути не будет, родители всегда будут расстраиваться, переживать, тревожиться, терзаться и страдать, если не по поводу детей, то по какому-то иному поводу. Только появившаяся связь со Христом, обретение подлинного смысла, взгляд на свою жизнь через призму вечности, позволяет из этого замкнутого круга страданий выйти. Когда человек постигает глубочайший смысл жизни, он понимает, что какие-то сиюминутные достижения целей или их недостижение – это еще не самое главное в жизни. И также он осознает, что у каждого человека есть свой путь, в том числе и у маленького «этого человечка», его сына, дочери. Все мы разные, у каждого – свое мировоззрение, и каждый человек – это целая вселенная.  

Родители помогают, но не владеют. Сам Бог не нарушает свободы человека. Известный богослов Лосский В. Н. пишет, что «любовь Бога к человеку так велика, что она не может принуждать, ибо нет любви без уважения. … и классический образ педагога покажется весьма слабым каждому, кто почувствовал в Боге просящего подаяния любви нищего, ждущего у дверей души и никогда не дерзающего их взломать»[36]. Родителям же порой хочется каким-то образом повлиять на ребенка окончательно и бесповоротно, взломать двери его души. В случае же, если взломать двери души не получается, сетуют, говорят, что ничего у них в отношении воспитательного процесса не выходит.

Конечно, слова Лосского нужно понимать разумно. Они приведены не для того, чтобы сделать их намеком на необходимость дать ребенку полную свободу развращаться, деградировать и погибать. Где находится грань между разумным воздействием и даже – строгостью с одной стороны и уважением к свободе человека – с другой стороны почувствует только тот человек, который однажды, как минимум поставил этот вопрос для самого себя. Поставив такой вопрос, он ищет ответа, читает, советуется, молится, набирается опыта. И со временем, действительно, начинает эту грань, «не схватываемую дискурсивным мышлением» чувствовать.

 

Тема общения с детьми, особенно, с детьми, вовлеченными в аддиктивные реализации, поднималась также в цикле бесед «Обращение к полноте». В пункте 1.10, которая так и называет «Об общении с родственниками» (а также в пункте 1.11) приводились истории о перерождении людей. Таких историй, на самом деле, можно было бы привести и больше. Историй о том, как люди, совсем далекие от любых «конструктивных» представлений о жизни, приходили к вере, когда хулиганы, наркоманы, кощунники, безбожники, которые вели себя совершенно ужасно, со временем становились ревностными христианами.

Хотя нижеследующий рассказ о одном юноше не был приведен в цикле «Обращение к полноте» (приводился в лекции «Две доминанты»), его можно было бы поставить в одном ряд с приведенными примерами. В лекции «Две доминанты» юноша упоминается под кодовым именем – «человек из ванны».

«Человек из ванны» – после веселья в гостиничном номере он любил ложиться в ванну, чтобы, когда стошнит, не на кровать в гостинице рвота выплескивалась. Если он просыпался в ванне, а на груди у него было пятно, то он считал: день удался, погуляли на славу. И однажды он вдруг испытал к себе чувство омерзения. Вскочив, он начал мыться, тереться под душем мочалкой, но понял, что омерзение – имеет не физическую основу, ибо он не мог оттереться.

 

Подробнее см. историю в главе «"Конец игры": Рассказ студента» из четвертой части статьи «Обращение к полноте: Становление личности как путь преодоления зависимого поведения» (отдельное название части «Обращение к полноте и целостный взгляд на человека»; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1896/).

 

И он начал менять свою жизнь. Ранее он жестоко издевался над людьми, но потом широта его натуры, выплескивавшаяся в беспредельный образ жизни, вошла в русло добродетели. И вот человек, известный как хулиган и дебошир, вдруг начинает говорить своим друзьям, что он такие-то и такие-то вещи не может в свою жизнь вводить, потому что «это – грех». И друзья даже не могут поверить, что они слышат эти слова от него. Он начинает держать Великий пост, читать духовные книги. И не просто читать, а жить по ним.

Многие годы он не и слышать не хотел разговоров, в которых поднимались темы веры и нравственности. И кто знал, что в его жизни произойдут столь масштабные изменения. Если уж этот человек обратился «от злых путей своих», то надежда есть для многих родителей, дети которых и слушать их не хотят.

 

Да, сейчас не хотят слушать. Но все равно, нельзя терять надежды, нужно за детей молиться.

Родители могут быть с детьми какое-то определенное время, час или несколько часов в сутки. Бог же может быть с ребенком постоянно. Родители пытаются достучаться до ребенка, в основном, «снаружи» – через разговоры и попытки вовлечь ребенка в разного рода активности. Бог же может воздействовать на ребенка изнутри. Родители, пытаясь помочь ребенку, имеют ограниченный круг инструментов. Они не могут предусмотреть сотни обстоятельств, которые входят в жизни ребенка, то по касательной, то – лобовым ударом.

К родителям в данном случае применимы слова преподобного аввы Дорофея, сказанные им о друге. Друг может что-то делать, любя и жалея своего товарища. Но у друга нет столько благоразумия, чтобы он мог хорошо устроить все касающееся своего товарища, и потому, случается, что нехотя вредит ему. «О Боге же мы не можем сего сказать, ибо Он есть источник премудрости, знает всё, что нам полезно, и сообразно с сим устрояет всё, касающееся до нас, даже и самое маловажное». Друг может и любить нас, и жалеть нас, и быть весьма разумным, но он не в силах помочь нам в тех делах, через которые думает принеси нам пользу. «Боге нельзя сказать и сего, ибо Ему всё возможно, и для Него нет ничего невозможного»[37].

 

Спрашивали преподобного Гавриила (Ургебадзе) не раз о детях: должны ли родители иметь надежду, несмотря на тяжкие грехи, разлучившие их с детьми? И он отвечал родителям: «Если ваш сын превратится в змею и начнёт жалить, что предпримете? Не постараетесь ли избавиться от него? Но родители всё равно призваны молиться за своих детей! Благость и милосердие Божие помогут нам...»[38]

Чтобы Бог вошел в нашу жизнь, нам следует молиться. За детей родители и родственники могут читать Псалтирь. Читая Псалтирь, они и за детей помолятся и сами умиротворятся. Если в первое время тексты псалмов будут восприниматься как непонятные, то оставлять чтение не стоит. Стоит читать дальше, и в своем время тексты станут понятны. Способствует пониманию псалмов перевод Псалтири на русский язык, исполненный профессором Юнгеровым (есть издания Псалтири с параллельным переводом). Только, молясь, псалмы лучше читать все-таки по-славянски, лишь когда встретиться непонятное слово, – подглядывать в перевод

В идеале, христиане читают одну кафизму в день. Псалтирь состоит из двадцати частей. Одна часть – кафизма, читается двадцать-двадцать пять минут. Кафизма делится на три части – на три «Славы» (текст Псалтири в каждой кафизме разделен молитвословиями «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь», «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе Боже» (трижды), «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь»). Те, у кого времени не так много, читают по одной трети кафизмы (по одной «Славе),

Есть традиция на первой «Славе» молиться за духовного отца, на второй – за живых, на третьей – за усопших. Когда родители молятся за своих детей, то помимо молитв о духовном отце, о живых и усопших, на каждой «Славе» они могут возносить молитву о ребенке с тремя земными поклонами. В частности, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) предлагал читать такую молитву:

 

«Сладчайший Иисусе, Боже сердца моего, Ты даровал мне детей по плоти, они Твои по душе. Мою и их души искупил Ты Своею неоцененною кровию. Ради крови Твоей Божественной умоляю тебя, Сладчайший мой Спаситель, благодатью твоей прикоснись сердца детей моих (имена) и крестников моих (имена), огради их страхом Твоим Божественным, удержи их от дурных наклонностей и привычек, направь их на светлый путь жизни, истины и добра, укрась жизнь их всем добрым и спасительным и устрой судьбу их, яко же ты сам хощеши и спаси души их ими же веси судьбами. Господи, Боже Отцов наших, детям моим (имена) и крестникам (имена) дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои и исполнять все это. Аминь».

 


[1] Иоанн (Стеблин-Каменский), свмч. Письмо с Соловков // Дамаскин (Орловский), иг. Соловецкие Новомученики. Соловецкий монастырь, 2009. С. 201, см. Приложение

[2] См. «От двойника к собеседнику (1927-1929)» из сборника творений Ухтомского А.А. «Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939».

[3] См. вопрос 262 из книги «Преподобных Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников».

 

[4] Федор Бородин, прот. Как вырастить счастливого ребенка. URL: http://www.pravoslavie.ru/110991.html.

 

[5] См. поучение одиннадцатое «О том, что должно стараться скорее отсекать страсти, прежде нежели они обратятся в злой навык души» из книги преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения».

 

[6] См. историю Александры Семеновой в статье «"СИЛЫ ДАЕТ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ". Родители особых детей – про жизнь и опыт. URL: http://www.pravoslavie.ru/112288.html.

 

[7] Всё начинается с семьи // Кречетов В., прот. Как жить по вере сегодня в России? М.О., п. Кратово: Изд. Храма Державной Божией Матери, 2009.

 

[8] См. «Доминанта как рабочий принцип нервных центров» из сборника творений Ухтомского А.А. «Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939».

 

[9] См. «Блокада» из книги Д. С. Лихачева «Мысли о жизни: Воспоминания».

 

[10] См. «Похороны Илюшечки. Речь у камня» из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

 

[11] См. статью священника Александра Ельчанинова «Демонская твердыня (о гордости)».

 

[12] См. толкование на главу 10 из книги святитель Василия, епископа Кинешемского «Беседы на Евангелие от Марка».

[13] Тихон (Агриков), архим. Курс лекций по пастырскому богословию для студентов духовной академии. III-й курс. Гл. III, парагр.1 (б). Загорск, 1967. Текст лекций можно найти на сайте http://www.lib.rus.ec или http://www.twirpx.com/file/1310644/ 

[14] Великие русские старцы: Жития, чудеса, духов. наставления / [Под общ. ред. игумена Аристарха (Лоханова)] М.: Трифонов Печенг. Монастырь; "Новая книга"; "Ковчег", 2000. С. 534.

[15] Русская религиозная антропология. Т.2. М.: Московская Духовная академия / Московский философский фонд, 1997.С.384-386,441, 451.

[16] Воспоминания соловецких узников: [1923–1939] / отв. ред.: иерей В. Умнягин;

худож.: С. Губин; дизайн: М. Скрипкин]. Соловки: Спасо-Преображ. Соловец.

ставропиг. муж. монастырь, 2014. С. 79-80.

 

[17] См. главы «Беспризорные будни», «Строительство», «Видеман хватает за горло» из автобиографического романа Солоневича И.А. «Россия в концлагере».

[18] См. главу «Узилище «Красная Пресня» из автобиографического романа Екатерины Матфеевой «История одной зечки и других з/к, з/к, а также некоторых вольняшек».

[19] См. главу «Василек – Святая душа» из книги Бориса Ширяева «Неугасимая лампада».

 

[20] Подворье Свято-Елисаветинского монастыря на Лысой Горе; республика Беларусь.

[21] С чистого листа. О тех, кто стоял у черты. Изд. Свято-Елисаветинский женский

 м-рь. Минск, 2003. С. 21-22.

[22] URL: https://www.youtube.com/watch?v=VEsQPMbqXHw.

[23] Божий Инок. К 100-летию со дня рождения Архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь 2009.

[24] См. поучение шестое «О том, чтобы не судить ближнего» из книги преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения».

 

[25] Там же.

[26] См. главу «Маленький герой».

[27] См. главы «Охотники за черепами», «Безпризорники», «Генерал», «Первая дисциплина», «Обыкновенная история», «Око за око, зуб за зуб…», «На пляже», «Концерт», «Безпризорники на случайной работе по переносе ящиков», «Путь к душе», «Молодые всходы», «Рукопожатие» из книги Бориса Солоневича «Молодежь и ГПУ. Жизнь и борьба советской молодежи»

 

[28] См. главу «Обыкновенная история».

[29] См. главу «Долг скаута».

[30] Игорь Цесельский. Почему гений Советского образования так популярен в мире, и не актуален в России? URL: Источник: http://moiarussia.ru/pochemu-genij-sovetskogo-obrazovaniya-tak-populyaren-v-mire-i-ne-aktualen-v-rossii/.

 

[31] См. параграфы 107, 76, 82 из творений преподобного Нила Синайского, расположенных во втором томе книги «Добротолюбие».

[32] Николаев В.Н. Из рода в род. Документальная повесть. Спасо-Преображенский Мгарский монастырь; Изд-во ЗАО "Тираж-51". С. 43-44.

[33] Там же. С. 7.

[34] См. главу «Достоевский как пророк и апостол православного реализма» из книги преподобного Иустина (Поповича) «Философские пропасти».

 

[35] Таких рождает вера наша: Избранные жития новых мучеников и исповедников Российских М.: Никея, 2013. С. 275.

[36] См. главу 10 «Образ и подобие» из книги Лосского В.Н. «Догматическое богословие».

[37] См. поучение тринадцатое из книги преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения».

[38] Джинория Малхаз. Старец Гавриил: сердце, полное любви. Житие и поучения старца Гавриила (Ургебадзе) и воспоминания о нём / Пер. с груз. Г. Гребенчук, Н. Дурглишвили; ред. 3. Ткешелашвили, М.А. Пухова. М.: Изд-во «Апостол веры», 2017. С. 159.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.38.221 (0.037 с.)