ОСНОВЫ теории первого иностранного языка (ЛЕКСИКОЛОГИЯ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОСНОВЫ теории первого иностранного языка (ЛЕКСИКОЛОГИЯ)



УТВЕРЖДАЮ

Декан

факультета иностранных языков

_________ Е.А. Костина

29 августа 2014

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ теории первого иностранного языка (ЛЕКСИКОЛОГИЯ)

 

Направление подготовки:

Лингвистика

Профиль:

«Перевод и переводоведение (английский и китайский языки)»

Уровень высшего образования:

Бакалавриат

 

Форма обучения:

 

(Продолжение см. на стр. 2)
очно-заочная

 

Программа подготовки:

академический бакалавриат

 

(Продолжение см. на стр. 2)
Новосибирск 2014


СОСТАВИТЕЛЬ: Кшеновская Ульяна Леонидовна, доц. каф. английского языка _______________

РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

на заседании кафедры английского языка

(протокол № 1 от 22 августа 2014 г.)

Заведующий кафедрой английского языка_______________ Л.Н. Кретова

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом высшего образования по направлению подготовки бакалавриата 45.03.02 Лингвистика, утвержденным приказом Минобрнауки России от 7 августа 2014 г. № 940, вступил в силу 1 сентября 2014 г.

Дисциплина является дисциплиной вариативной части учебного плана образовательной программы, изучается в 9 семестре. Трудоемкость дисциплины: 4 ЗЕ / 144 часа, в том числе 26 часов – контактная работа с преподавателем (лабораторные занятия), 118 часов – самостоятельная работа.

Целью освоения дисциплины «Основы теории первого иностранного языка (Лексикология)» является:

получение представления о закономерностях лексико-семантической системы современного английского языка;

формирование базовых знаний в области лексикологии английского языка, теоретически обобщающих и систематизирующих сведения об английском слове и о словарном составе современного английского языка;

применение полученных знаний в процессе теоретической и практической деятельности с текстом.

Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОПК-3 и ПК-23 (таблица 1).

Таблица 1 – Требования к результатам освоения программы

Формируемые компетенции Дескрипторы

ОПК-3 – владение системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ОПК-3);

Знать: - многоуровневую структуру изучаемого языка; - основные явления и закономерности функционирования лексического состава изучаемого иностранного языка.
Уметь: - работать со словарными источниками, анализируя и синтезируя полученную информацию; - системно анализировать, обобщать информацию о лексическом составе иностранного языка, формулировать цели исследования лексических единиц; - применять методики поиска, анализа и обработки материала.
Владеть: - навыками анализа лексических, фразеологических и словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей; - системой теоретических знаний об изучаемом иностранном языке и умением применять их на практике.

ПК-23 способность использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач.

Знать: понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации
Уметь: применятьпонятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации на практике.
Владеть:   методами анализа эффективности примененияпонятийного аппарата философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации.

 

Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль осуществляется в форме обсуждения теоретических вопросов и практического применения полученных в ходе контактной и самостоятельной работы знаний.

Общий объем самостоятельной работы студентов по дисциплине включает аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов в течение семестра.

Аудиторная самостоятельная работа осуществляется в форме контрольных работ по каждой пройденной теме, выполнения упражнений. Внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется в следующих формах: подготовка к занятиям, выполнение домашних заданий, подготовка к текущим контрольным мероприятиям.

       Промежуточная аттестация (итоговая форма контроля по дисциплине): экзамен.

Оценочные средства результатов освоения дисциплины, критерии оценки выполнения заданий представлены в Разделе 6 «Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации» и фонде оценочных средств образовательной программы.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Раздел 1. Введение.

Лексикология как раздел науки о языке. Разделы лексикологии. Общая и специальная лексикология. Сравнительная лексикология. Прикладная лексикология. Синхронная и диахроническая лексикология. Теоретическое и практическое значение лексикологии, ее взаимосвязь с фонетикой, грамматикой, стилистикой и историей языка. Предмет лексикологии. Слово как основная единица словарного состава языка. Теория слова. Проблема определения слова. Слово, его аспекты и функции. Мотивация. Мотивированные и немотивированные единицы лексической системы языка. Типы мотивации.

 

Раздел 2.   Основные характеристики словарного состава английского языка.        

Объем словаря и его употребление. Изменчивость словарного состава языка как фактор, обусловленный тесной связью языкового развития с историей человеческого коллектива – носителя данного языка. Причины изменчивости словарного состава, порожденные внутренними языковыми законами и неязыковыми факторами. Характерные особенности современной английской лексики (большой процент односложных немотивированных слов, роль омонимии, многозначности, контекстуальной обусловленности слов, высокий процент заимствованных слов). Проблема классификации словарного состава английского языка как определенной системы лексических единиц. Проблема лингвистических критериев выделения лексико-семантических групп, тематических групп, семантических полей, гиперонимических и гипонимических рядов.

Раздел 8.   Лексикография.

Лексикография как одна из областей прикладной лексикологии. История английской и американской лексикографии. Типы словарей. Виды одноязычных словарей. Принципы составления словарей. Структура словарной статьи. Современные тенденции развития лексикографии. Корпусная лингвистика.

 

Раздел 9. Основные понятия лексикологии.

Терминологический блиц-опрос.

Содержание дисциплины «Основы теории первого иностранного языка (Лексикология)» структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблица 2).

Таблица 2 – Содержание работ по дисциплине

Содержание работы

Виды и формы работы, час

Всего, час

Контактная работа

Самостоятельная работа

Лекции Лабораторные Практические
Введение 1   1 2 3
Основные характеристики словарного состава английского языка 2   2 10 14
Этимологическая характеристика словарного состава современного английского языка 1   2 10 13
Структура слова. Словообразование 2   2 10 14
Семасиология. Значение слова как объект лингвистического анализа 2   2 10 14
Фразеология 2   2 10 14
Территориальная дифференциация английского языка     2 10 12
Лексикография     2 10 13
Основные понятия лексикологии     1 10 11
Аттестация: экзамен       36 36
Итого по дисциплине 10   16 118 144
В том числе с применением дистанционных образовательных технологий     12 24 36

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием контактной работы с преподавателем (п. 3.1), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (таблица 3), использовать рекомендованные ресурсы (п. 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета.

Аудиторная работа предполагает активную работу студентов с выполненными самостоятельно контрольными работами. Особенно важно, чтобы студенты тщательно прорабатывали каждый раздел самостоятельно, в целях интенсификации процесса обучения и повышения коэффициента эффективного использования аудиторного времени.

Содержание контактной работы с преподавателем

Раздел 1. Введение

Вопросы:

1. The object of lexicology.

2. The Connection of lexicology with other linguistic disciplines.

3. The diachronic and synchronic approaches to the study of English vocabulary.

Ресурсы, необходимые для освоения раздела: 1, 2, 4, 6.

Раздел 6. Фразеология

Вопросы:

1. Phraseological units as a subject-matter of phraseology.

2. Three main criteria of phraseological units.

3. Phraseological units and free word-groups.

4. Phraseological units and words.

5. Classification of phraseological units.

6. Structural classification of phraseological units.

7. Proverbs, sayings, familiar quotations and clichés

Ресурсы, необходимые для освоения раздела: 9

Раздел 8. Лексикография

Вопросы:

1. Lexicography as the science of compiling dictionaries.

2. The main problems of Lexicography.

3. Historical development of British and American Lexicography.

4. Types of dictionaries.

5. The structure of a dictionary.

Ресурсы, необходимые для освоения раздела: 1, 2, 3.

Раздел 9. Основные понятия лексикологии

Вопросы:

Основные понятия по разделам лексикологии (дефиниция, классификация, примеры).

Ресурсы, необходимые для освоения раздела: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

 

 

4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

4.1 Основная учебная литература

1. Зыкова И. В. Практический курс английской лексикологии: учебное пособие для лингвистических вузов и фак. иностр. яз.: рек. УМО вузов РФ / И. В. Зыкова. - Москва: Академия, 2008. - 288 с. - (Высшее профессиональное образование. Языкознание). - Библиогр.: с. 279. - Словарь: c. 280. - ISBN 978-5-7695-5568-8.

2. Карпова О. М. Английская лексикография: учебное пособие для вузов по специальностям направления "Лингвистика и межкультурная коммуникация": рек. УМО вузов РФ / О. М. Карпова. – Москва: Академия, 2010. – 176 с.: табл. – (Высшее профессиональное образование. Иностранные языки). – Библиогр.: с. 169-173. – ISBN 978-5-7695-5947-1.

3. Бабич Г. Н. Лексикология английского языка: учебное пособие для вузов по специальности "Иностранный язык": доп. М-вом образования и науки РФ / Г. Н. Бабич. – Москва: Флинта: Наука, 2013. – 200 с.: табл. – Bibliogr.: p. 185-187. – Glossary: p. 188-196. – ISBN 978-5-9765-0249-9 (ФЛИНТА). – ISBN 978-5-02-034734-2 (Наука).

4. Лаврова Н. А. Английская лексикология: учебное пособие для вузов по специальности "Иностранный язык" направлению "Педагогическое образование" (профиль "Иностранный язык (английский)"): рек. УМО вузов РФ / Н. А. Лаврова. – Москва: Флинта: Наука, 2012. – 168 с.: ил., табл. - ISBN 978-5-9765-1090-6 (Флинта). – ISBN 978-5-02-037452-2 (Наука).

4.2 Дополнительная учебная литература

5. Хидекель, Сара Соломоновна Учебный англо-русский словарь сочетаемости и трудностей словоупотребления / С. С. Хидекель, М. Р. Кауль, Е. Л. Гинзбург. – Москва: Флинта: Наука, 1998. – 864 с. – ISBN 5-89349-031-2 (Флинта). – ISBN 5-02-022501-0 (Наука).

6. Фоменко, Юрий Викторович Очерки по лексикологии: монография / Ю. В. Фоменко; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2004. – 160 с. – Библиогр.: с. 118-129. – Доступна эл. версия в ЭБС НГПУ. – Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/554/read.php. – Без тит. л. – ISBN 5-85921-479-0.

7. Будаев, Эдуард Владимирович Метафора в политической коммуникации: монография / Э. В. Будаев, А. П. Чудинов. - Москва: Флинта: Наука, 2008. - 248 с. - Библиогр.: с. 171-213. - ISBN 978-5-9765-0275-8 (Флинта)978-5-02-034818-9 (Наука).

8. Ковалева, Л. М. Многозначность языковых единиц в когнитивном аспекте [Электронный ресурс]: коллективная монография / Л. М. Ковалева и др. - Иркутск: Иркутский гос. лингвист. ун-т, 2013. - 190 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21091. - ISBN 978-5-88267-360-3.

9. Ильющенко, Наталья Степановна Сборник упражнений по английской фразеологии: учебное пособие / Н. С. Ильющенко. - Москва: КДУ, 2011. - 52 с.: табл. - Библиогр.: с. 49-50. - ISBN 978-5-98227-814-2.

10. Резанова, Зоя Ивановна Семантика [Электронный ресурс]: лексический уровень языка: 1 курс: учебно-методический комплекс / З. И. Резанова, Ю. А. Эмер; Томск. гос. ун-т, Ин-т дистанционного образования. - CD с автозапуском: электрон. текстовые, граф. данные. - Томск: ТГУ, 2007. - 1 CDR - (Инновационная образовательная программа). - Мин. систем. требования: Intel Celeron 1.8 GHz; 512 Мb RAM; SVGA; SB; 8-х DVD-ROM; Windows XP.

11. Резанова, Зоя Ивановна Теория языка [Электронный ресурс]: рубеж XX-XXI вв.: учебно-методический комплекс / З. И. Резанова; Томск. гос. ун-т, Ин-т дистанционного образования. - CD с автозапуском: электрон. текстовые, граф. данные. - Томск: ТГУ, 2007. - 1 CDR - (Инновационная образовательная программа). - Мин. систем. требования: Intel Celeron 1.8 GHz; 512 Мb RAM; SVGA; SB; 8-х DVD-ROM; Windows XP.

12. Третьякова, М. Ф. Лексикология английского языка [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Третьякова М. Ф. - Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2012. - 59 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22294.

13. Кунин, Александр Владимирович Курс фразеологии современного английского языка: учебное пособие для вузов по специальности "Иностранный язык": рек. М-вом образования и науки РФ / А. В. Кунин. - Дубна: Феникс+, 2005. - 488 с. - ISBN 5-9279-0047-Х.

14. Антрушина, Галина Борисовна Лексикология английского языка: учебное пособие для вузов / Г. Б. Антрушина, О. В. Афанасьева, Н. Н. Морозова. - Москва: Дрофа, 2006. - 287 с. - (Высшее педагогическое образование). - ISBN 5-358-01033-5.

15. Бабич, Галина Николаевна Лексикология английского языка: учебное пособие для вузов по специальности "Иностранный язык": доп. М-вом образования и науки РФ / Г. Н. Бабич. - Москва: Флинта: Наука, 2008. - 200 с. - ISBN 978-5-9765-0249-9 (Флинта). - ISBN 978-5-034734-2 (Наука).

16. Антрушина, Галина Борисовна Лексикология английского языка: учебное пособие для вузов / Г. Б. Антрушина, О. В. Афанасьева, Н. Н. Морозова. - Москва: Дрофа, 2008. - 287 с. - (Высшее педагогическое образование). - Glossary: p. 285. - ISBN 978-5-358-05817-0.

17. Бабич, Галина Николаевна Лексикология английского языка: учебное пособие для вузов: доп. М-вом образования и науки РФ / Г. Н. Бабич. - Москва: Флинта: Наука, 2009. - 200 с. - Glossary: p. 187-196. - ISBN 978-5-9765-0249-9 (Флинта). - ISBN 978-5-02-034734-2 (Наука).

18. Джиоева, Алеся Александровна Insights into Politics and the Language of Politics: a Course of English: учебное пособие для вузов по специальности "Филология": рек. УМО вузов РФ / А. А. Джиоева. - Москва: КНОРУС, 2010. - 384 с. - Понимание политики и язык политики: курсы английского. - ISBN 978-5-406-00178-3.

19. Будаев, Эдуард Владимирович Зарубежная политическая лингвистика: учебное пособие / Э. В. Будаев, А. П. Чудинов. - Москва: Флинта: Наука, 2008. - 352 с. - Библиогр. в конце параграфов и с. 349-351. - ISBN 978-5-9765-0104-1 (Флинта). - ISBN 978-5-02-034775-5 (Наука).

20. Иванова, Елизавета Васильевна Лексикология и фразеология современного английского языка: учебное пособие для вузов по специальности "Филология": рек. УМО вузов РФ / Е. В. Иванова; Санкт-Петербургский гос. ун-т, Филологический фак. - Москва: Академия, 2011. - 352 с. - (Высшее профессиональное образование. Филология) (Бакалавриат). - Библиогр. в конце гл. и с. 335-339. - Словарь: c. 334. - ISBN 978-5-8465-0864-4. - ISBN 978-5-7695-6986-9.

21. Гвишиани, Наталья Борисовна Введение в контрастивную лексикологию: англо-русские межъязыковые соответствия: учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Филология": доп. УМО вузов РФ / Н. Б. Гвишиани. - Москва: Либроком, 2010. - 288 с.: схемы - Bibliogr.: p. 236-247. - Index: p. 248-257. - ISBN 978-5-397-01393-2.

22. Руженцева, Т. С. Лексикология [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие / Т. С. Руженцева. – Москва: Евразийский открытый институт, 2011. – 127 с. – Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10761. – ISBN 978-5-374-00355-0.

Электронные ресурсы

4.3.1 Ресурсы НГПУ:

23. Третьякова, М. Ф. Лексикология английского языка [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Третьякова М. Ф. – Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2012. – 59 с. – Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22294.

24. Руженцева Т. С. Лексикология [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие / Т. С. Руженцева. – Москва: Евразийский открытый институт, 2011. – 127 с. – Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10761. – ISBN 978-5-374-00355-0.

25. Ковалева, Л. М. Многозначность языковых единиц в когнитивном аспекте [Электронный ресурс]: коллективная монография / Л. М. Ковалева и др. – Иркутск: Иркутский гос. лингвист. ун-т, 2013. – 190 с. – Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21091. – ISBN 978-5-88267-360-3.

4.4 Технологическая карта самостоятельной работы студента

Таблица 3 – Технологическая карта самостоятельной работы студента

Темы дисциплины Задания для самостоятельной работы

Трудоем-кость задания, часы

Перечень учебно-методического обеспечения (п. 4)
1 Введение

Подготовка к семинару: устный ответ и выполнение практических заданий.

Выполнение контрольной работы.

2

1, 2, 4, 6, 9

2 Основные характеристики словарного состава английского языка

Подготовка к семинару: устный ответ и выполнение практических заданий.

Выполнение контрольной работы.

10

1, 2, 4, 6, 9

3 Этимологическая характеристика словарного состава современного английского языка

Подготовка к семинару: устный ответ и выполнение практических заданий.

Выполнение контрольной работы.

10

1, 2, 4, 6, 9

4 Структура слова. Словообразование

Подготовка к семинару: устный ответ и выполнение практических заданий.

Выполнение контрольной работы.

10

1, 2, 4, 6, 9

5 Семасиология. Значение слова как объект лингвистического анализа

Подготовка к семинару: устный ответ и выполнение практических заданий.

Выполнение контрольной работы.

10

1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9

6 Фразеология

Подготовка к семинару: устный ответ и выполнение практических заданий.

Выполнение контрольной работы.

10

3, 4,5

7 Территориальная дифференциация английского языка

Подготовка к семинару: устный ответ и выполнение практических заданий.

Выполнение контрольной работы.

Подготовка презентации (вариант, диалект).

10

1, 2, 4, 6, 7

8 Лексикография

Подготовка устного сообщения, выполнение практических заданий.

10

1, 2, 3

9 Основные понятия лексикологии

Подготовка к опросу терминов.

Составление глоссария, конспекта теоретического материала.

10

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

  Экзамен

 

36

1-11

  Итого

 

118

 

             

4.5 Выполнение курсовой работы (проекта)

Курсовая работа по данной дисциплине не предусмотрена

5 РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Информационные технологии

Образовательный процесс осуществляется с применением локальных и распределенных информационных технологий (таблица 4, 5).

Таблица 4 – Локальные информационные технологии

 

Группа программных средств Наименование программного продукта
Графические редакторы GIMP
Операционные системы Microsoft Windows
Офисные программы Microsoft Office
Средства разработки

 

Таблица 5 – Распределенные информационные технологии

Группа Наименование
Система видеоконференцсвязи Lifesize
Платформа для проведения вебинаров Adobeconnect
Системы тестирования Система компьютерного адаптивного тестирования АСТ-тест

Библиотеки и образовательные ресурсы

Электронная библиотека НГПУ http://lib.nspu.ru
Персональные сайты преподавателей НГПУ http://prepod.nspu.ru
Учебное видео на сайте Видеолетопись НГПУ http://tv-news.nspu.ru
Учебное видео на сайте НГПУ-онлайн http://live.nspu.ru
Система электронных портфолио студентов НГПУ

Контрольные работы

Этапы контроля: разделы 2-8.

Время на выполнение: в течение внеаудиторного времени.

Форма проведения контроля: проверка преподавателем.

Метод оценивания: экспертный.

Структура: выполнение упражнений по разделам курса.

Критерии оценки результатов выполнения: соответствие требованиям к проценту выполнения задания.

Метод оценивания: от 70 % - удовлетворительно; от 80 % - хорошо; от 90 % - отлично.

Образец заданий контрольной работы:

I. The English Word

Exercise 1. Collocations. Complete each sentence with the most suitable word or phrase.
1. I seem to be ___________in energy this morning.
A bereft     B short       C lack        D low
2. Managers claim we are in desperate _________ of greater investment in our industries.
A requirement       B excess     C need       D lack
3. This neighbourhood looks a little _________ and tatty these days.
A well heeled        B well off C run down D down-and-out
4. The builders told us that that pile of cement was ________ to their requirement.
A excess    B extra       C surplus   D spare
5. The discovery of oil brought ____________wealth to the country.
A untold    B unsaid    C uncalculated      D unannounced

 

Exercise 2. In the following group there is one noun that we cannot use in the phrase, either for reasons of meaning or collocation. Underline the one that doesn’t fit.
1. a torrent of        water

                            abuse

                            words

                              snow
2. a pool of                   water

                              spilt milk

                              blood

                              strawberries
3. a bunch of                    flowers

                              people

                              bread

                              bananas
4. a trace of                  perfume

                              blood

                              smoke

                              children

 

5. a lump of                  coal

ideas
sugar
meat

Exercise 3. Choose the appropriate word.
a) chance
b) possibility
c) occasion
d) opportunity
e) probability

1. He has no _______________ of ever persuading her to marry him. ___ 2. You’ll have the ________________to look over the house tomorrow. ___ 3. Presumably, he’ll be back. In all _________________, today. ___ 4. There is a strong _________________ that interest rates will be reduced.___ 5. I had no ________________ to feel offended, however. ___ 6. There’s every _______________ of interest rates coming down. ____

 

Тестирование

Этапы контроля: по всем разделам.

Время на выполнение: в течение 50 минут.

Форма проведения контроля: тестирование на занятии.

Метод оценивания: от 65 % - удовлетворительно; от 75% - хорошо; от 85% - отлично.

Структура: тест множественного выбора.

Критерии оценки результатов выполнения: соответствие требованиям к проценту выполнения задания.

Образец заданий теста:

Срезовый тест по дисциплине

Примерный тест для текущего контроля

1. Synchronic lexicology deals with …
a) the change and development of vocabulary in the course of time
b) vocabulary at a given stage of language development, usually at the present time

2. The word has …
a) phonological and semantic aspects
b) phonological and syntactic aspects
c) phonological, semantic, syntactic aspects

3. By external structure of the word we mean …
a) its meaning
b) its morphological structure

4. Which branch of lexicology deals with the meaning of words and other linguistic units?
а) Onomasiology
b) Semasiology
c) Lexical Morphology

5. Which of the two main approaches to lexical meaning studies the connection between words and things or concepts they denote?

a) the referential approach
b) the functional approach

6. The words incredulous and incredible are …
a) homonyms
b) antonyms
c) paronyms
d) synonyms

7. The word mag is …
a) a clipping
b) an abbreviation

8. The word distance is …
a) native
b) borrowed

9. Indo-European elements are …
a) native
b) borrowed

Типовые задания/примерный вариант уровневого теста:

ž Тест первого уровеня (знакомство) - тесты по узнаванию, т.е. отождествлению объекта и его обозначения (задания на опознание, различение или классификацию объектов, явлений и понятий)

ž Тест в торого уровеня (репродукция) - тесты-подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза, формула или другой какой-либо существенный элемент текста, и конструктивные тесты, в которых учащимся в отличие от теста-подстановки не содержится никакой помощи даже в виде намеков и требуется дать определение какому-либо понятию, указать случай действия какой-либо закономерности и т.д.

Критерии оценки результатов выполнения: верно выполнено более 88% заданий – отлично, верно выполнено более 76% заданий – хорошо, верно выполнено 60% заданий – удовлетворительно.

 

Экзамен

Во время промежуточной аттестации (экзамена) студент должен продемонстрировать системные знания лексического состава английского языка, закономерностей его функционирования, его функциональных разновидностей и умение применять эти знания на практике.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ НА ЭКЗАМЕН:

1. The object of lexicology. System. Set. Units.

2. The word as a speech unit. Motivation.

3. Word and morpheme. Word and set-expression.

4. Development of vocabulary. The basic word-stock of the English language.

5.   Ways and means of enriching the vocabulary.

7. Etymological background of the English vocabulary.

8. Words of native origin.

9. Borrowed words. Assimilation.

10. Affixation.

11. Conversion.

12. Composition.

13. Minor types of word-formation.

14. The word and its meaning. The lexical and grammatical meaning of the word.

15. Polysemy. Polysemy and homonymy.

16. Semantic change and its causes.

17. Definition of synonyms and their classification. Sources of synonymy.

18. Euphemisms as a specific type of synonyms. Paronyms.

19. Definition of antonyms, their classification.

20. Interrelation between synonyms and antonyms.

Критерии оценки результатов выполнения: студент ответил полностью на вопрос и выполнил 85% практических заданий – отлично, верно ответил на вопрос и выполнил более 70% заданий – хорошо, частично ответил на вопрос и выполнил 70% заданий или полностью ответил на вопрос и верно выполнил 50% заданий – удовлетворительно.

Выполнение АСТ теста и сдача терминологического опроса (зачета по терминам) – обязательные элементы учебной дисциплины и являются критериями допуска студента к экзамену. В случае невыполнения одного из этих требований, студент не допускается к экзамену по дисциплине.

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан

факультета иностранных языков

_________ Е.А. Костина

29 августа 2014

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ теории первого иностранного языка (ЛЕКСИКОЛОГИЯ)

 

Направление подготовки:

Лингвистика

Профиль:

«Перевод и переводоведение (английский и китайский языки)»

Уровень высшего образования:

Бакалавриат

 

Форма обучения:

 

(Продолжение см. на стр. 2)
очно-заочная

 

Программа подготовки:

академический бакалавриат

 

(Продолжение см. на стр. 2)
Новосибирск 2014


СОСТАВИТЕЛЬ: Кшеновская Ульяна Леонидовна, доц. каф. английского языка _______________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.243 с.)