Глава 6. Некоторые области применения фототерапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Некоторые области применения фототерапии



 

 

Пожилые и психиатрические пациенты

 

Помимо семейной и супружеской психотерапии, а также психоанализа, ориентированного преимущественно на клиентов с пограничными психическими расстройствами, работа с фотографией может быть важной составной частью лечения и реабилитации лиц с разными психическими и соматическими заболеваниями, а также развивающих программ и тренингов.

В настоящее время фотография с успехом применяется в работе с людьми пожилого возраста. При этом очень ценным является то, что она стимулирует обмен опытом, оживляет воспоминания, способствует осознанию связи между разными событиями жизни и даже помогает подвести ее «итоги». Для обозначения использования фотографии в терапии пожилых людей иногда применяют понятие «психотерапия воспоминаниями».

Имеется также опыт работы с фотографией на базе психиатрических учреждений, в особенности дневных стационаров и домов престарелых (Berman, 1993). Наряду со снимками, которые эмоционально оживляют группу и стимулируют ее участников к самораскрытию, при этом иногда также используются личные предметы (сувениры, книги и т. д.). В данной практике учитывается, что фотография является более безопасным средством рассказать о себе, чем слова, и позволяет компенсировать ослабленные в результате заболевания или старения коммуникативные навыки. Она также способствует сохранению чувства Я пациентов, является зримым свидетельством пережитых ими событий, утверждая ценность прошлого, когда настоящее может казаться неясным или проблематичным.

 

Дети и подростки

 

При работе с детьми и подростками фотография помогает установить с ними контакт, активизировать их вербальную экспрессию и повысить самооценку (Ammerman, Fryrear, 1975). Описан опыт применения фотографии в работе с детьми, передаваемыми в приемные семьи (Berman, 1993). При этом ребенок создает фотоальбом, отражающий его прежние связи и опыт. Альбом выполняет функцию «транзитного объекта», смягчая остроту чувств утраты и тревоги. Аналогичной цели могут служить фотографии (в том числе, снимки комнаты, в которой проходила психотерапия), сделанные в ходе психотерапевтической работы с ребенком, когда в работе делается перерыв.

Нередко альбом с фотографиями, сделанными во время психотерапевтических занятий, подготавливается психотерапевтом совместно с ребенком на завершающем этапе работы, а затем вручается ребенку. Такая практика может рассматриваться в качестве своеобразного терминационного ритуала, помогающего ребенку подвести итоги психотерапии и обобщить полученный опыт.

Крайне эффективным при работе с детьми и подростками может оказаться их фотографирование психотерапевтом и другими детьми (если работа проводится в группе), а также создание ими фотографий разных ситуаций и предметов. Фотографирование ребенка может способствовать повышению его самооценки и удовлетворять его потребность во внимании и заботе.

Активная фототерапия, т. е. такая ее форма, когда фотографии создает сам клиент, отвечает некоторым особенностям подростков. Для них, в частности, характерна повышенная хрупкость личных границ, из‑за чего вербальное самораскрытие в группе или индивидуальной психотерапии воспринимается ими как небезопасное. Активная фототерапия позволяет подросткам почувствовать свою самостоятельность и проявить инициативу. Создание фотоснимков может рассматриваться ими как своеобразный способ контроля над внешними объектами и ситуациями и давать ощущение собственной силы и значимости. Большое значение при этом имеет возможность выбора подростком объектов для съемки, «игры» с реальностью, а также относительно безопасного исследования мира взрослых отношений и собственной внешности. Благодаря активной фототерапии подросток может ощутить себя художником и в лучшую сторону изменить свое представление о себе и своих возможностях.

 

Работа с жертвами насилия

 

Особой областью применения фототерапии является работа с лицами, перенесшими утрату или насилие, и пациентами, страдающими посттравматическим стрессовым расстройством.

Это может касаться таких ситуаций, как смерть близкого человека, развод, пережитое физическое или сексуальное насилие и т. д. Фототерапия также применяется в работе с пациентами, страдающими онкологическими заболеваниями или СПИДом.

Используя фотографию в терапии больных СПИДом, Д. Фрейзер помогала им подвести «итоги жизни» и осознать свои ценности и верования. При работе с лицами, перенесшими утрату близкого человека, фотография умершего (погибшего) делает возможным «общение» с ним в ходе психотерапевтических сессий и способствует тем самым осознанию и сохранению значимой внутренней связи с ним либо завершение психотравмирующей ситуации.

Использование фотографий, так или иначе ассоциирующихся с травматичным для клиента опытом, может быть психологически рискованным в работе с пациентами, страдающими ПТСР. Травматичный опыт подвергается вытеснению, и его актуализация при просмотре таких фотографий может причинить клиенту новые страдания. В то же время на определенном этапе психотерапии работа с такими фотографиями может оказаться весьма плодотворной. Большое значение при этом имеет, в частности, то, что снимок как статичный визуальный образ более психологически безопасен для клиента с ПТСР, нежели динамические визуальные образы (спонтанные наплывы которых в виде образных воспоминаний о пережитом клиенты с ПТСР часто испытывают), а также то, что клиент при просмотре фотографий имеет возможность контролировать изображенную ситуацию. Определенные манипуляции с фотографиями, в том числе деструктивного характера, либо их дополнение новыми элементами за счет дорисовывания или создания фотоколлажа, способны смягчать остроту переживаний и обеспечивать дистанцирование от психотравмирующей ситуации.

Л. Холл и С. Ллойд (Hall, Lloyd, 1989) использовали фотографию в работе с жертвами сексуального насилия. Взрослым клиентам, пережившим насилие в детстве и продолжающим испытывать чувство вины по поводу случившегося с ними в прошлом, давалась возможность сравнить и проанализировать свои детские фотографии и фотографии родственника, совершившего над ними насилие. Клиенты могли благодаря работе с фотографией убедиться в том, что их обвинения самих себя в «соблазнении» насильника и недостаточном отпоре ему беспочвенны.

В некоторых случаях при работе с жертвами сексуального насилия используется техника диалога с фотографическими образами. Осознание собственной невиновности в случившемся иногда пробуждает в клиенте сильное чувство гнева, направленное на воображаемого насильника. Никогда ранее не переживавшие и не выражавшие это чувство люди могут дать ему выход в ходе психотерапии. Описаны случаи, когда клиент уничтожал фотографию насильника (Berman, 1993).

Подобные катарсические приемы, отчасти сходные с психодрамой, в определенных случаях обеспечивают освобождение клиента от негативного опыта прошлого. На определенном этапе психотерапии в целях выведения жертв сексуального насилия из состояния психического регресса и их переориентации на взрослые роли Л. Холл и С. Ллойд (Hall, Lloyd, 1989) предъявляют клиентам фотографии с их изображением в разных ситуациях взрослой жизни либо снимки их детей.

Л. Берман описывает опыт успешного применения техники фотоколлажа при работе с клиенткой, перенесшей в детстве сексуальное насилие (Berman, 1993). Создание серии из большого числа коллажей на основе собственных фотографий позволило ей глубоко проработать опыт прошлого и найти конструктивное выражение связанным с ним сложным чувствам.

 

 

II. ФОТОГРАФИЯ В АРТ‑ТЕРАПИИ

 

Глава 7. Применение фотографии в психотерапии искусством и арт‑терапии

 

Психотерапия искусством (expressive arts therapies) предоставляет достаточно хорошо разработанную теоретическую и методическую базу для лечебно‑коррекционного и развивающего использования фотографии. В настоящее время психотерапия искусством представлена четырьмя основными направлениями – арт‑терапией, драматерапией, музыкотерапией и танцедвигательной терапией; в некоторых странах они признаны не только самостоятельными психотерапевтическими методами, но и отдельными профессиями.

Арт‑терапия предполагает использование преимущественно изобразительных (визуально‑пластических) средств творческого самовыражения. Как написано в информационном бюллетене Американской арт‑терапевтической ассоциации, «Арт‑терапия – это профессия, связанная с использованием различных изобразительных материалов и созданием образов, процессом изобразительного творчества и реакциями пациента (клиента) на создаваемые им продукты творческой деятельности, отражающие особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты» (ААТА, 1998).

Термин «арт‑терапия» начал использоваться в англоязычных странах примерно в 40‑е годы XX в., им обозначались разные по форме и теоретическому обоснованию варианты лечебной и реабилитационной практики. Одни были инициированы художниками и осуществлялись преимущественно в студиях, организованных в крупных психиатрических и общесоматических больницах (например, художественная мастерская Адриана Хилла в Великобритании). Другие предполагали элементы психоаналитической трактовки изобразительной продукции пациентов и акцентировали внимание на их отношениях с аналитиком (работы Маргарет Наумбург в США).

Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, в большинстве случаев арт‑терапия имеет преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность. Отсюда – многочисленные попытки ее использования в образовательных учреждениях и в социальной работе. Арт‑терапия часто является одним из элементов комплексного лечебно‑коррекционного воздействия и предполагает тесный контакт между специалистами разного профиля (врачом, психологом, педагогом, социальным работником). В разных странах существуют различные нормы допуска к осуществлению арт‑терапевтической практики. Там, где арт‑терапия признана в качестве самостоятельной профессии, право оказывать арт‑терапевтические услуги имеют лишь специалисты, получившие соответствующую подготовку. Подобная подготовка, как правило, рассчитана на несколько лет последипломного образования. В Российской Федерации арт‑терапия самостоятельной профессией не является и рассматривается как метод психотерапии, а потому может применяться, главным образом, врачами‑психотерапевтами. Однако в случае, если арт‑терапия не связана с лечением и выступает в качестве диагностического, коррекционного, развивающего или психопрофилактического приема, она может применяться и другими специалистами (психологом, педагогом), прошедшими ту или иную программу дополнительного образования по арт‑терапии.

В процессе арт‑терапевтической работы клиенты могут использовать разнообразные изобразительные материалы и средства (графика, живопись, лепка, коллаж и др.), в том числе фотографию, видеозапись и компьютерную графику. Очевидно, что само понятие «изобразительные материалы и средства» может интерпретироваться по‑разному. Его содержание в какой‑то мере определяется изменением форм и методов художественной практики, которое на протяжении XX в. происходило очень динамично. В дополнение к традиционным изобразительным материалам и техникам, используемым в живописи, графике и скульптуре, за прошедшие несколько десятилетий художниками были освоены такие жанры и направления изобразительного искусства, как ассамбляж, работа с объектами, инсталляция и перформанс. Границы понятия «изобразительное искусство», таким образом, настолько раздвинулись, что в настоящее время весьма трудно определить его ключевое содержание. В то же время очевидно, что основой изобразительного искусства по‑прежнему выступает создание визуально‑пластических образов.

На протяжении XX в. фотография заняла прочное место в ряду различных форм и средств изобразительного искусства. Вполне естественно поэтому было бы включить ее в арсенал арт‑терапевтических практик. Однако ввиду относительной скудости арт‑терапевтических публикаций, отражающих применение фотографии, можно предположить, что современные арт‑терапевты достаточно редко предлагают своим клиентам воспользоваться этим средством.

 

Глава 8. Исследование роли фотографии в деятельности арт‑терапевтов России и Великобритании

 

С целью уточнения того, насколько активно фотография применяется арт‑терапевтами, в течение последних двух лет нами проводилось специальное исследование. Оно охватывало выборки специалистов двух стран: профессиональных арт‑терапевтов Великобритании, а также российских специалистов (психологов и врачей‑психотерапевтов), прошедших специальный курс последипломной подготовки по арт‑терапии в разном объеме (от 72 до 650 часов) и использующих методы арт‑терапии в своей практической работе. Была разработана специальная анкета, позволяющая оценить опыт приобщения этих специалистов к фотографии, ее роль в качестве средства их творческого самовыражения и инструмента арт‑терапевтической работы с клиентами. Анкета включала следующие вопросы:

1. В каком возрасте Вы впервые приобщились к фотографии и в чем проявлялось Ваше творческое увлечение ею (если оно имело место)?

2. Использовали ли Вы фотографию во время получения художественного образования, и в чем это проявлялось? Укажите название образовательного учреждения и годы обучения в нем.

3. Как Вы используете фотографию, занимаясь художественной практикой?

4. В каком году Вы получили квалификацию арт‑терапевта (прошли курс последипломной подготовки по арт‑терапии)?

5. Как Вы используете фотографию в своей арт‑терапевтической работе с клиентами (пациентами)? Какие формы использования фотографии Вы при этом считаете клиническими или терапевтическими?

6. Предполагаете ли Вы использовать фотографию в будущем в качестве инструмента арт‑терапевтической практики?

 

Британское исследование

 

В марте 2006 г. анкета была опубликована в ежемесячном информационном бюллетене БААТ (Британской ассоциации арт‑терапевтов), который получают 1550 человек. Кроме того, анкета была роздана 60 членам БААТ на ее ежегодной конференции. Заполненные анкеты были получены от 33 человек. Несмотря на относительно небольшое число активных участников исследования, их ответы представляются достаточно показательными для профессионального сообщества арт‑терапевтов этой страны. Немаловажно, что подавляющее большинство британских арт‑терапевтов в качестве первого образования имеют художественное, и во многих случаях, уже получив квалификацию арт‑терапевта, продолжают заниматься самостоятельной творческой практикой. В нашем исследовании все 100 % респондентов получили художественное образование на базе разных колледжей и университетов Соединенного Королевства. Среди опрошенных было 4 мужчин и 29 женщин; их стаж арт‑терапевтической работы варьировался от двух до 17 лет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.026 с.)