Александр Иванович Копытин Джордж Платтс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Александр Иванович Копытин Джордж Платтс



Александр Иванович Копытин Джордж Платтс

Руководство по фототерапии

 

 

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=182671

«Руководство по фототерапии»: Когито‑Центр; Москва; 2009

ISBN 978‑5‑89353‑274‑6

Аннотация

 

В книге отражены методические и практические аспекты фотографии как одного из инструментов современной психотерапии. Представлены различные упражнения и формы работы с фотографией, используемые с целью лечения, реабилитации и развития человеческого потенциала. Впервые в отечественной психологической литературе дается развернутое обсуждение разных вариантов лечебно‑коррекционного применения фотографии. Излагаются результаты международного исследования использования фотографии в творческой и клинической практике российских и британских арт‑терапевтов.

 

А. Копытин, Дж. Платтс

Руководство по фототерапии

 

Введение

 

Несмотря на широкое распространение фотографии, до последнего времени она сравнительно редко применялась в качестве здоровьесберегающего средства. На сегодняшний день имеются лишь немногочисленные публикации, в которых описывается ее использование в целях лечения и реабилитации. Подобное применение фотографии нередко называют фототерапией.

Авторов настоящего издания объединил интерес к использованию фотографии в качестве инструмента арт‑терапии. Их знакомство произошло благодаря публикации статьи Александра Копытина об использовании фотографии в арт‑терапевтической практике в журнале Британской ассоциации арт‑терапевтов «Inscape». Она вызвала резонанс в среде профессиональных арт‑терапевтов. Одним из тех, кто откликнулся на статью, был Джордж Платтс. Завязавшаяся переписка позволила авторам обменяться опытом и в последующем провести совместное исследование роли фотографии в художественной и клинической практике арт‑терапевтов России и Великобритании. Полученные результаты убедили нас в необходимости развития и популяризации арт‑терапевтических методов работы с фотографией.

При написании данной книги мы стремились ответить на следующие вопросы:

• Что такое фототерапия, как работают с фотографией представители разных психотерапевтических школ?

• Где и с какими категориями пациентов используются методы фототерапии?

• Чем характеризуются лечебно‑коррекционные формы использования фотографии, основанные на теоретических разработках и принципах арт‑терапевтической деятельности?

• Как может быть построена работа с использованием фотографии в психотерапевтических (арт‑терапевтических) группах?

• Какие факторы и психологические механизмы определяют лечебно‑реабилитационные и развивающие эффекты фотографии, применяемой в контексте психотерапии и арт‑терапии?

• Каковы организационные формы арт‑терапевтического применения фотографии, какие конкретные техники и упражнения существуют?

Книга не только обобщает опыт применения фотографии представителями разных психотерапевтических школ, но и отражает оригинальные взгляды и опыт ее авторов. Многие рассматриваемые в настоящем издании формы ее арт‑психотерапевтического применения являются инновационными.

Мы убеждены, что здоровьесберегающие возможности фотографии поистине огромны и надеемся, что книга будет способствовать ее интеграции в деятельность представителей помогающих профессий – в первую очередь, психотерапевтов и арт‑терапевтов, а также практических психологов и специалистов по социальной работе.

 

Александр Копытин, Джордж Платтс

 

I. ФОТОТЕРАПИЯ

 

Семейные мифы

 

Семейные фотографии отражают, в частности, семейные мифы – идеализированные представления членов семьи о том, чем она является. Мифы позволяют семье защищаться от реальности и неприятных для себя фактов. Нередко они отражают то, что воспринимается членами семьи как смысл ее существования. С. Милграм по поводу отраженных на фотографиях семейных мифов пишет:«… фотография не только отражает события. Она их обусловливает» (Milgram, 1977, р. 350). Моделируя определенные отношения перед камерой, члены семьи фактически разыгрывают те сценарии, которые организуют их поведение и отношения. А. Феррейра считает, что семейные мифы представляют собой «… устойчивые клише, оживший альбом семейных фотографий, которые никто не смеет выбросить, поскольку они санкционируют и оправдывают сложившуюся систему отношений» (Ferreira, 1963, р. 460). Оправдывая и санкционируя сложившиеся отношения, в том числе патологические, семейные мифы могут служить препятствием на пути осознания членами семьи реального положения вещей и коррекции своих отношений.

Миф влияет не только на то, как члены семьи располагаются в кадре, в какой обстановке они фотографируются, во что они одеты и как выглядят, но и то, какие фотографии включаются в семейный альбом, а какие – нет. Таким образом, миф может определять селективность семейного альбома. За его внешним фасадом может, однако, скрываться иная реальность, поэтому при знакомстве с фотографиями специалист должен обращать особое внимание на то, какие аспекты жизни семьи в нем не представлены. Иногда, однако, в семейный альбом как бы по ошибке проскальзывают свидетельства иной, противоречащей мифу реальности.

Поскольку фотографии в семейный альбом проходят отбор и некоторые аспекты жизни семьи из него выпадают, у зрителя может формироваться о ней ложное представление. Селективность может проявляться в стремлении членов семьи представить себя в наилучшем свете. Во избежание попадания специалиста в «ловушку мифа», ему следует по возможности стимулировать членов семьи к комментированию фотографий. За счет этого он может проникнуть в те аспекты жизни семьи, которые альбом тщательно скрывает, либо скорректировать тот ее иллюзорный образ, который формирует семейный альбом.

Нередко то, что говорится по поводу фотографии, кардинально расходится с тем, что на ней изображено. Обнаруживая при восприятии и обсуждении фотографий противоречия между визуальным рядом и тем, что за ним стоит, специалист может помочь семье осознать реальное положение вещей и проследить длительную историю существования мифа, которая может охватывать несколько поколений. Благодаря этому фотографические образы могут быть критически переосмыслены, что сделает членов семьи более открытыми для изменений и роста. Очевидно, однако, что такое переосмысление может оказаться для них весьма болезненным.

Искажение и сокрытие реальности посредством семейных мифов, конечно же, не означает, что фотографии семьи отражают исключительно ее мифологическую составляющую. Как уже было отмечено в предыдущем разделе, на семейных фотографиях могут также быть запечатлены здоровые семейные отношения и модели поведения, т. е. то, что членам семьи следует сохранять и развивать.

 

Дети и подростки

 

При работе с детьми и подростками фотография помогает установить с ними контакт, активизировать их вербальную экспрессию и повысить самооценку (Ammerman, Fryrear, 1975). Описан опыт применения фотографии в работе с детьми, передаваемыми в приемные семьи (Berman, 1993). При этом ребенок создает фотоальбом, отражающий его прежние связи и опыт. Альбом выполняет функцию «транзитного объекта», смягчая остроту чувств утраты и тревоги. Аналогичной цели могут служить фотографии (в том числе, снимки комнаты, в которой проходила психотерапия), сделанные в ходе психотерапевтической работы с ребенком, когда в работе делается перерыв.

Нередко альбом с фотографиями, сделанными во время психотерапевтических занятий, подготавливается психотерапевтом совместно с ребенком на завершающем этапе работы, а затем вручается ребенку. Такая практика может рассматриваться в качестве своеобразного терминационного ритуала, помогающего ребенку подвести итоги психотерапии и обобщить полученный опыт.

Крайне эффективным при работе с детьми и подростками может оказаться их фотографирование психотерапевтом и другими детьми (если работа проводится в группе), а также создание ими фотографий разных ситуаций и предметов. Фотографирование ребенка может способствовать повышению его самооценки и удовлетворять его потребность во внимании и заботе.

Активная фототерапия, т. е. такая ее форма, когда фотографии создает сам клиент, отвечает некоторым особенностям подростков. Для них, в частности, характерна повышенная хрупкость личных границ, из‑за чего вербальное самораскрытие в группе или индивидуальной психотерапии воспринимается ими как небезопасное. Активная фототерапия позволяет подросткам почувствовать свою самостоятельность и проявить инициативу. Создание фотоснимков может рассматриваться ими как своеобразный способ контроля над внешними объектами и ситуациями и давать ощущение собственной силы и значимости. Большое значение при этом имеет возможность выбора подростком объектов для съемки, «игры» с реальностью, а также относительно безопасного исследования мира взрослых отношений и собственной внешности. Благодаря активной фототерапии подросток может ощутить себя художником и в лучшую сторону изменить свое представление о себе и своих возможностях.

 

Работа с жертвами насилия

 

Особой областью применения фототерапии является работа с лицами, перенесшими утрату или насилие, и пациентами, страдающими посттравматическим стрессовым расстройством.

Это может касаться таких ситуаций, как смерть близкого человека, развод, пережитое физическое или сексуальное насилие и т. д. Фототерапия также применяется в работе с пациентами, страдающими онкологическими заболеваниями или СПИДом.

Используя фотографию в терапии больных СПИДом, Д. Фрейзер помогала им подвести «итоги жизни» и осознать свои ценности и верования. При работе с лицами, перенесшими утрату близкого человека, фотография умершего (погибшего) делает возможным «общение» с ним в ходе психотерапевтических сессий и способствует тем самым осознанию и сохранению значимой внутренней связи с ним либо завершение психотравмирующей ситуации.

Использование фотографий, так или иначе ассоциирующихся с травматичным для клиента опытом, может быть психологически рискованным в работе с пациентами, страдающими ПТСР. Травматичный опыт подвергается вытеснению, и его актуализация при просмотре таких фотографий может причинить клиенту новые страдания. В то же время на определенном этапе психотерапии работа с такими фотографиями может оказаться весьма плодотворной. Большое значение при этом имеет, в частности, то, что снимок как статичный визуальный образ более психологически безопасен для клиента с ПТСР, нежели динамические визуальные образы (спонтанные наплывы которых в виде образных воспоминаний о пережитом клиенты с ПТСР часто испытывают), а также то, что клиент при просмотре фотографий имеет возможность контролировать изображенную ситуацию. Определенные манипуляции с фотографиями, в том числе деструктивного характера, либо их дополнение новыми элементами за счет дорисовывания или создания фотоколлажа, способны смягчать остроту переживаний и обеспечивать дистанцирование от психотравмирующей ситуации.

Л. Холл и С. Ллойд (Hall, Lloyd, 1989) использовали фотографию в работе с жертвами сексуального насилия. Взрослым клиентам, пережившим насилие в детстве и продолжающим испытывать чувство вины по поводу случившегося с ними в прошлом, давалась возможность сравнить и проанализировать свои детские фотографии и фотографии родственника, совершившего над ними насилие. Клиенты могли благодаря работе с фотографией убедиться в том, что их обвинения самих себя в «соблазнении» насильника и недостаточном отпоре ему беспочвенны.

В некоторых случаях при работе с жертвами сексуального насилия используется техника диалога с фотографическими образами. Осознание собственной невиновности в случившемся иногда пробуждает в клиенте сильное чувство гнева, направленное на воображаемого насильника. Никогда ранее не переживавшие и не выражавшие это чувство люди могут дать ему выход в ходе психотерапии. Описаны случаи, когда клиент уничтожал фотографию насильника (Berman, 1993).

Подобные катарсические приемы, отчасти сходные с психодрамой, в определенных случаях обеспечивают освобождение клиента от негативного опыта прошлого. На определенном этапе психотерапии в целях выведения жертв сексуального насилия из состояния психического регресса и их переориентации на взрослые роли Л. Холл и С. Ллойд (Hall, Lloyd, 1989) предъявляют клиентам фотографии с их изображением в разных ситуациях взрослой жизни либо снимки их детей.

Л. Берман описывает опыт успешного применения техники фотоколлажа при работе с клиенткой, перенесшей в детстве сексуальное насилие (Berman, 1993). Создание серии из большого числа коллажей на основе собственных фотографий позволило ей глубоко проработать опыт прошлого и найти конструктивное выражение связанным с ним сложным чувствам.

 

 

II. ФОТОГРАФИЯ В АРТ‑ТЕРАПИИ

 

Глава 7. Применение фотографии в психотерапии искусством и арт‑терапии

 

Психотерапия искусством (expressive arts therapies) предоставляет достаточно хорошо разработанную теоретическую и методическую базу для лечебно‑коррекционного и развивающего использования фотографии. В настоящее время психотерапия искусством представлена четырьмя основными направлениями – арт‑терапией, драматерапией, музыкотерапией и танцедвигательной терапией; в некоторых странах они признаны не только самостоятельными психотерапевтическими методами, но и отдельными профессиями.

Арт‑терапия предполагает использование преимущественно изобразительных (визуально‑пластических) средств творческого самовыражения. Как написано в информационном бюллетене Американской арт‑терапевтической ассоциации, «Арт‑терапия – это профессия, связанная с использованием различных изобразительных материалов и созданием образов, процессом изобразительного творчества и реакциями пациента (клиента) на создаваемые им продукты творческой деятельности, отражающие особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты» (ААТА, 1998).

Термин «арт‑терапия» начал использоваться в англоязычных странах примерно в 40‑е годы XX в., им обозначались разные по форме и теоретическому обоснованию варианты лечебной и реабилитационной практики. Одни были инициированы художниками и осуществлялись преимущественно в студиях, организованных в крупных психиатрических и общесоматических больницах (например, художественная мастерская Адриана Хилла в Великобритании). Другие предполагали элементы психоаналитической трактовки изобразительной продукции пациентов и акцентировали внимание на их отношениях с аналитиком (работы Маргарет Наумбург в США).

Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, в большинстве случаев арт‑терапия имеет преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность. Отсюда – многочисленные попытки ее использования в образовательных учреждениях и в социальной работе. Арт‑терапия часто является одним из элементов комплексного лечебно‑коррекционного воздействия и предполагает тесный контакт между специалистами разного профиля (врачом, психологом, педагогом, социальным работником). В разных странах существуют различные нормы допуска к осуществлению арт‑терапевтической практики. Там, где арт‑терапия признана в качестве самостоятельной профессии, право оказывать арт‑терапевтические услуги имеют лишь специалисты, получившие соответствующую подготовку. Подобная подготовка, как правило, рассчитана на несколько лет последипломного образования. В Российской Федерации арт‑терапия самостоятельной профессией не является и рассматривается как метод психотерапии, а потому может применяться, главным образом, врачами‑психотерапевтами. Однако в случае, если арт‑терапия не связана с лечением и выступает в качестве диагностического, коррекционного, развивающего или психопрофилактического приема, она может применяться и другими специалистами (психологом, педагогом), прошедшими ту или иную программу дополнительного образования по арт‑терапии.

В процессе арт‑терапевтической работы клиенты могут использовать разнообразные изобразительные материалы и средства (графика, живопись, лепка, коллаж и др.), в том числе фотографию, видеозапись и компьютерную графику. Очевидно, что само понятие «изобразительные материалы и средства» может интерпретироваться по‑разному. Его содержание в какой‑то мере определяется изменением форм и методов художественной практики, которое на протяжении XX в. происходило очень динамично. В дополнение к традиционным изобразительным материалам и техникам, используемым в живописи, графике и скульптуре, за прошедшие несколько десятилетий художниками были освоены такие жанры и направления изобразительного искусства, как ассамбляж, работа с объектами, инсталляция и перформанс. Границы понятия «изобразительное искусство», таким образом, настолько раздвинулись, что в настоящее время весьма трудно определить его ключевое содержание. В то же время очевидно, что основой изобразительного искусства по‑прежнему выступает создание визуально‑пластических образов.

На протяжении XX в. фотография заняла прочное место в ряду различных форм и средств изобразительного искусства. Вполне естественно поэтому было бы включить ее в арсенал арт‑терапевтических практик. Однако ввиду относительной скудости арт‑терапевтических публикаций, отражающих применение фотографии, можно предположить, что современные арт‑терапевты достаточно редко предлагают своим клиентам воспользоваться этим средством.

 

Глава 8. Исследование роли фотографии в деятельности арт‑терапевтов России и Великобритании

 

С целью уточнения того, насколько активно фотография применяется арт‑терапевтами, в течение последних двух лет нами проводилось специальное исследование. Оно охватывало выборки специалистов двух стран: профессиональных арт‑терапевтов Великобритании, а также российских специалистов (психологов и врачей‑психотерапевтов), прошедших специальный курс последипломной подготовки по арт‑терапии в разном объеме (от 72 до 650 часов) и использующих методы арт‑терапии в своей практической работе. Была разработана специальная анкета, позволяющая оценить опыт приобщения этих специалистов к фотографии, ее роль в качестве средства их творческого самовыражения и инструмента арт‑терапевтической работы с клиентами. Анкета включала следующие вопросы:

1. В каком возрасте Вы впервые приобщились к фотографии и в чем проявлялось Ваше творческое увлечение ею (если оно имело место)?

2. Использовали ли Вы фотографию во время получения художественного образования, и в чем это проявлялось? Укажите название образовательного учреждения и годы обучения в нем.

3. Как Вы используете фотографию, занимаясь художественной практикой?

4. В каком году Вы получили квалификацию арт‑терапевта (прошли курс последипломной подготовки по арт‑терапии)?

5. Как Вы используете фотографию в своей арт‑терапевтической работе с клиентами (пациентами)? Какие формы использования фотографии Вы при этом считаете клиническими или терапевтическими?

6. Предполагаете ли Вы использовать фотографию в будущем в качестве инструмента арт‑терапевтической практики?

 

Британское исследование

 

В марте 2006 г. анкета была опубликована в ежемесячном информационном бюллетене БААТ (Британской ассоциации арт‑терапевтов), который получают 1550 человек. Кроме того, анкета была роздана 60 членам БААТ на ее ежегодной конференции. Заполненные анкеты были получены от 33 человек. Несмотря на относительно небольшое число активных участников исследования, их ответы представляются достаточно показательными для профессионального сообщества арт‑терапевтов этой страны. Немаловажно, что подавляющее большинство британских арт‑терапевтов в качестве первого образования имеют художественное, и во многих случаях, уже получив квалификацию арт‑терапевта, продолжают заниматься самостоятельной творческой практикой. В нашем исследовании все 100 % респондентов получили художественное образование на базе разных колледжей и университетов Соединенного Королевства. Среди опрошенных было 4 мужчин и 29 женщин; их стаж арт‑терапевтической работы варьировался от двух до 17 лет.

 

Александр Иванович Копытин Джордж Платтс

Руководство по фототерапии

 

 

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=182671

«Руководство по фототерапии»: Когито‑Центр; Москва; 2009

ISBN 978‑5‑89353‑274‑6

Аннотация

 

В книге отражены методические и практические аспекты фотографии как одного из инструментов современной психотерапии. Представлены различные упражнения и формы работы с фотографией, используемые с целью лечения, реабилитации и развития человеческого потенциала. Впервые в отечественной психологической литературе дается развернутое обсуждение разных вариантов лечебно‑коррекционного применения фотографии. Излагаются результаты международного исследования использования фотографии в творческой и клинической практике российских и британских арт‑терапевтов.

 

А. Копытин, Дж. Платтс

Руководство по фототерапии

 

Введение

 

Несмотря на широкое распространение фотографии, до последнего времени она сравнительно редко применялась в качестве здоровьесберегающего средства. На сегодняшний день имеются лишь немногочисленные публикации, в которых описывается ее использование в целях лечения и реабилитации. Подобное применение фотографии нередко называют фототерапией.

Авторов настоящего издания объединил интерес к использованию фотографии в качестве инструмента арт‑терапии. Их знакомство произошло благодаря публикации статьи Александра Копытина об использовании фотографии в арт‑терапевтической практике в журнале Британской ассоциации арт‑терапевтов «Inscape». Она вызвала резонанс в среде профессиональных арт‑терапевтов. Одним из тех, кто откликнулся на статью, был Джордж Платтс. Завязавшаяся переписка позволила авторам обменяться опытом и в последующем провести совместное исследование роли фотографии в художественной и клинической практике арт‑терапевтов России и Великобритании. Полученные результаты убедили нас в необходимости развития и популяризации арт‑терапевтических методов работы с фотографией.

При написании данной книги мы стремились ответить на следующие вопросы:

• Что такое фототерапия, как работают с фотографией представители разных психотерапевтических школ?

• Где и с какими категориями пациентов используются методы фототерапии?

• Чем характеризуются лечебно‑коррекционные формы использования фотографии, основанные на теоретических разработках и принципах арт‑терапевтической деятельности?

• Как может быть построена работа с использованием фотографии в психотерапевтических (арт‑терапевтических) группах?

• Какие факторы и психологические механизмы определяют лечебно‑реабилитационные и развивающие эффекты фотографии, применяемой в контексте психотерапии и арт‑терапии?

• Каковы организационные формы арт‑терапевтического применения фотографии, какие конкретные техники и упражнения существуют?

Книга не только обобщает опыт применения фотографии представителями разных психотерапевтических школ, но и отражает оригинальные взгляды и опыт ее авторов. Многие рассматриваемые в настоящем издании формы ее арт‑психотерапевтического применения являются инновационными.

Мы убеждены, что здоровьесберегающие возможности фотографии поистине огромны и надеемся, что книга будет способствовать ее интеграции в деятельность представителей помогающих профессий – в первую очередь, психотерапевтов и арт‑терапевтов, а также практических психологов и специалистов по социальной работе.

 

Александр Копытин, Джордж Платтс

 

I. ФОТОТЕРАПИЯ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.045 с.)