Факторы нестабильности регионального развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы нестабильности регионального развития



 

В последние годы большое значение приобретает региональная составляющая экономических преобразований в России. Субъекты Российской Федерации различаются по темпам развития, природно‑географическим и социально‑демографическим условиям, национальным и историческим особенностям, структуре и специализации производственного потенциала. Поэтому игнорирование территориальной специфики может снизить эффективность переходных процессов для всего народного хозяйства страны. Более того – экономическая реформа предусматривает решение преимущественно на региональном уровне многих кризисных проблем: эффективное размещение и развитие производительных сил, стимулирование предпринимательства, разработка и использование ресурсно‑минеральных источников и т. д.

Как известно, в Российской Федерации насчитывается 89 субъектов; подавляющее большинство составляют регионы, имеющие небольшую территорию, низкие запасы ресурсов, недостаточно развитую производственную базу.

Государство заинтересовано в активизации экономической и управленческой деятельности на местах, в интеграции горизонтальных связей между субъектами Федерации, создании эффективной вертикали власти. Общими задачами для всех российских регионов являются стабилизация основных экономических показателей; реформирование отраслевой структуры; развитие производственной, финансовой и социальной инфраструктуры; активизация сельскохозяйственного производства; развитие межрегиональной интеграции; улучшение экологической обстановки и др.

Формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР, переход к рыночным отношениям, реформирование государственного федерального устройства привели к нарастанию социально‑экономических различий между регионами, значительной дифференциации адаптационных возможностей, дезинтеграции межрегиональных связей, появлению большого количества проблемных и депрессивных регионов. Поэтому при разработке государственной антикризисной политики обязательно должны учитываться не только общегосударственные, но и региональные интересы, использоваться сочетание разнообразных подходов к решению проблем в отдельных регионах с единством общих принципов эффективного функционирования российской экономики.

Изучение причин дифференциации региональных комплексов, проявления дезинтеграционных и сепаратистских тенденций занимает важное место в регионально‑экономических исследованиях. Обострение региональных проблем в России в 1990‑х гг. определяется как последствиями территориальной структуризации советского периода, так и трансформациями экономической и политической систем.

Наибольшее влияние на развитие регионов оказывают следующие внешние факторы.

1. Природно‑климатические условия, которые влияют на стоимость жизни в регионе, величину производственных затрат и непосредственно на здоровье населения. Основная территория России расположена в умеренной и холодной климатических зонах. Только 2/5 общей площади относительно благоприятны для проживания людей и сельскохозяйственной деятельности. Влияние климатических особенностей можно проследить на стоимости строительно‑монтажных работ: по сравнению с центральными районами она возрастает в Западной Сибири примерно на 10 %, в Восточной Сибири – на 40, на Дальнем Востоке – на 70 %. Для районов Крайнего Севера затраты труда увеличиваются в 2–3 раза. В этих районах острой проблемой стал сезонный завоз необходимой продукции. Постоянная задержка государственного финансирования и, соответственно, поздняя отправка грузов, ограниченные сроки навигации, большие риски, вынужденное использование авиатранспорта приводят к удорожанию северного завоза в 1,5–3 раза.

2. Транспортно‑географическое и геополитическое положение многих регионов, которое усложняет ценовую конкуренцию товаров, способствует ориентации региональных производителей не на внутренние российские, а преимущественно на зарубежные рынки. Большая протяженность территории России остро ставит проблему транспортных издержек на перемещение товаров и передвижение людей. Транспортная обеспеченность регионов значительно различается: на 1000 кв. км территории Центрального района приходится 27 км железных дорог общего пользования, а на Дальнем Востоке – 1,1 км, т. е. в 25 раз меньше. В связи с опережающим ростом стоимости перевозок по сравнению с производственными издержками, российские товары становятся неконкурентоспособными не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Это способствует локализации отечественных товарных рынков, сужению межрайонной кооперации и товарообмена. Согласно статистическим данным доля межрегионального оборота по отношению к ВВП снизилась в России с 22 % в 1990 г. до 12–14 % в 2000 г. Опережающий рост транспортных тарифов (более чем в 20 тыс. раз) по сравнению с ростом отпускных цен на промышленную продукцию (в 9 тысяч раз) привел к тому, что многие межрегиональные экономические связи, особенно восточных регионов с европейскими, стали невыгодными.

С распадом СССР были утрачены многие производственные, социально‑экономические и культурные кооперационные связи, источники сырья, важные транспортные узлы. Товарообмен с бывшими советскими республиками снизился в 3–4 раза, вследствие чего появилась необходимость создания собственного замещающего производства, что ведет к натурализации и обособлению регионов и иногда к снижению качества продукции. Изменение геополитического положения привело к увеличению числа приграничных территорий (до 26), в связи с чем возникли острые проблемы гуманитарного и инфраструктурного характера, связанные с увеличением миграции населения, передислокацией вооруженных сил, переориентацией региональных рынков и защитой местных товаропроизводителей.

3. Исторические особенности территориального распределения научно‑производственного и кадрового потенциалов, социальной сферы. Территориальная структура российской экономики характеризуется низкой плотностью населения, особенно в восточных и северных районах, многоэтническим и многоконфессиональным составом жителей, большими пространственными расхождениями между размещением природных ресурсов, населения и производственного аппарата. Например, в районах европейской части страны сосредоточено 3/4 всех основных фондов, в том числе промышленных, 4/5 всего населения и лишь 1/10 топливно‑энергетических ресурсов. Таким образом, дислокация производственного аппарата противоположна размещению важнейших природных ресурсов, сосредоточенных главным образом на востоке страны. Неравномерное распределение характерно и для научно‑технического и инновационного потенциала, способствующего реструктуризации действующих предприятий на основе передовых современных технологий: более 4/5 научных кадров и учреждений сосредоточено в Центральном и Северо‑Западном районах. Командно‑административная экономика оставила в «наследство» чрезмерную концентрацию многих производств, узкую специализацию отдельных регионов, деградацию сельскохозяйственных территорий, многочисленные зоны экологического бедствия. Создание градообразующих предприятий способствовало сращиванию социальной инфраструктуры городов (в том числе жилищно‑коммунального хозяйства) с промышленным производством. Негативное воздействие на пространственную организацию российской экономики оказали экстенсивная эксплуатация природных ресурсов, милитаризация промышленности, «остаточный» принцип выделения средств на социальные нужды, просчеты в размещении производительных сил, например строительство ресурсоемких предприятий в ресурсодефи‑цитных регионах, организация производства товаров народного потребления на малонаселенных территориях и т. п. Заметное преобладание добывающих отраслей в структуре промышленности России в целом и полная сырьевая специализация отдельных регионов хотя и способствуют наполнению федерального и региональных бюджетов (при благоприятной конъюнктуре мирового рынка), но противоречат стратегическим интересам государства и субъектов РФ, связанным с активизацией инновационной деятельности в промышленности, развитием обрабатывающих производств, внедрением ресурсосберегающих технологий, что характерно для передовых стран мира. Об истощении сырьевых запасов свидетельствует тот факт, что если 30 лет назад 2/3 всей нефти добывалось дешевым фонтанным способом, то теперь столько же добывается дорогим насосным методом.

4. Неудовлетворительная демографическая ситуация. Естественный прирост населения стал отрицательным – 6,4 человека на 1000 жителей (в 2000 г.), т. е. смертность вдвое превысила рождаемость. Такая ситуация связана с нестабильным политическим, социальным и экономическим положением в стране. Некоторым образом естественный демографический разрыв компенсируется внешней миграцией, положительное сальдо которой (главным образом, за счет республик бывшего СССР) в 3–4 раза превышает интенсивность межрайонной миграции.

5. Неэффективное распределение, низкая квалификация и мотивация трудового потенциала. Волго‑Вятский, Центрально‑Черноземный и Северо‑Кавказский экономические районы сосредоточивают почти 1/4 российского населения, но дают только 1/7 валового регионального продукта и столько же валовой продукции промышленности.

6. Рыночные преобразования российской экономики и связанный с ними системный продолжительный экономический кризис. Переходные процессы всегда сопровождаются нестабильностью и социально‑экономическими потрясениями. Рыночные преобразования оказали негативное влияние на регионы, вызвав спад производства, рост неплатежей, сокращение спроса, рост транспортных тарифов, что усилило территориальное обособление регионов. Специалисты отмечают значительное увеличение региональных таможенных барьеров и ограничений, которые противоречат мировым тенденциям интеграции и глобализации экономики. Из‑за спешной и непоследовательно проведенной приватизации государственного сектора разрушились технологические связи и единые производственные комплексы, что привело к удорожанию продукции в связи с дополнительным налогообложением (особенно через НДС) на каждом технологическом переделе. Последующее перераспределение акционерного капитала привело к тому, что предприятиями стали руководить лица, не заинтересованные в их эффективном развитии. Реальной для предприятий остается угроза фиктивного и преднамеренного банкротства. Государство фактически устранилось от управления своей долей в акционерной собственности нерентабельных предприятий, что способствует растаскиванию производственных мощностей стратегического характера, массовому высвобождению работников промышленных отраслей, росту безработицы, интенсивному истощению природных ресурсов, ухудшению экологической обстановки. Усиливаются имущественное расслоение общества и социальная напряженность. Либерализация цен, начавшаяся в 1992 г. с экспортных отраслей, привела к росту издержек и неконкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем рынке. Так, реструктуризация угольной промышленности способствовала закрытию нерентабельных шахт на Урале, в Кузнецком, Печорском бассейнах, вызвав обострение социальной обстановки в угледобывающих регионах. Значительно пострадали лесная, текстильная, рыбная отрасли промышленности, сельское хозяйство, военно‑промышленный комплекс (ВПК) и специализирующиеся на них регионы. Изобилие низкокачественных импортных товаров в совокупности с упавшим платежеспособным спросом населения тормозит рост отечественного производства. С одной стороны, переход к рыночным отношениям вызвал повышение в народном хозяйстве доли отраслей торговли и бытового обслуживания, что способствовало решению проблемы занятости; с другой стороны, в условиях стагнации реального сектора экономики, падения покупательского спроса со стороны производственного и потребительского секторов подобная отраслевая реструктуризация для экономики является неэффективной.

7. Диверсификация и активизация миграционных процессов. Этот фактор характеризуется, во‑первых, изменением мотивов и направлений внутренней миграции. Если раньше население в основном перемещалось с запада на восток и на север в поисках высоких заработков, то сейчас в связи с банкротством предприятий, свертыванием инвестиционных программ жилищного строительства, ростом безработицы, снижением роли стимулирующих районных коэффициентов, надбавок и льгот, наблюдается активизация обратных миграционных потоков. Во‑вторых, значительную долю мигрантов в Российской Федерации сейчас составляют беженцы и вынужденные переселенцы из других республик бывшего СССР и из российских районов военных действий и острых этнических конфликтов (Чечня, Северная Осетия, Ингушетия). За годы перестройки в Россию прибыло из ближнего зарубежья более 5 млн человек, которым необходимы жилье, социальная защита, трудоустройство. Это вызывает повышенную социальную напряженность в местах компактного расселения мигрантов (Поволжье, Урал, Центральное Черноземье). В‑третьих, на усложнение региональной проблематики влияет открытие российской экономики для зарубежных контактов: эмиграция россиян (наиболее квалифицированных и активных работников и ученых) в экономически развитые западные страны и приток трудовых мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья (Украины, Молдавии, Казахстана, Таджикистана, Турции, Китая, Вьетнама и др.). Наибольшую нагрузку от внешней миграции несут районы Центра, Черноземья, Дальнего Востока.

8. Неразвитость рыночной инфраструктуры и ее неравномерное пространственное распределение. В Москве, например, находится 1/3 крупных российских банков, 2/3 активных операторов фондового рынка, здесь происходит 60 % банковских операций. Подобный перекос финансовой сферы свидетельствует о перекачивании финансовых ресурсов из регионов и снижении регионального инвестиционного потенциала.

9. Низкая инвестиционная активность экономики. Она тесно связана с вышеназванным фактором, но ее причины имеют макроэкономический характер: неэффективная структура и большой размер налогообложения, недоступность кредитных ресурсов, неплатежеспособность предприятий, значительная ограниченность бюджетных средств, высокие инвестиционные риски. Физический объем инвестиций в основной капитал за годы перестройки уменьшился более чем в четыре раза. Инвестиционные процессы в регионах не обеспечивают даже простого воспроизводства основных фондов. Сложность формирования региональных рынков капиталов связана с высоким спросом на кредитные ресурсы, ростом процентных ставок и просроченной задолженности по кредитам. Недоступность заемных средств из‑за их высокой стоимости (выше нормальной рентабельности производства), чрезмерный налоговый пресс стали причиной тяжелого финансового положения предприятий, что сказывается на наполнении региональных и местных бюджетов. В создавшейся ситуации переходного периода инвестиционные потоки преимущественно направлены не в производство, а в более прибыльную спекулятивно‑денежную сферу.

10. Неэффективная региональная политика государства. Отношения между центром и регионами строятся на основе бюджетного федерализма. Основное внимание Правительства России сосредоточено на финансовой стабилизации с помощью бюджетных трансфертов, субсидий, реструктуризации задолженностей. При этом слабо учитываются различия регионов по природным условиям, уровню экономического развития, составу населения, национально‑историческим традициям. Антикризисные меры по отдельным регионам имеют преимущественно единовременный («пожарный») характер, связанный с ликвидацией тех или иных острых ситуаций. Процесс разделения предметов ведения, функций, полномочий между федеральными органами власти, субъектами Федерации и местным самоуправлением имеет много противоречий и сопровождается несоответствием иерархии законов, проявлениями сепаратизма и национализма, конфликтами на межрегиональном уровне. Отсутствие стратегических целей, острая политическая борьба и лоббирование региональных интересов, нормативно‑правовая неразвитость процедур использования бюджетных средств значительно снижают результативность государственной региональной политики.

Из внутренних факторов регионального развития можно выделить следующие:

материально‑ресурсный потенциал – наличие земли, пригодной для сельскохозяйственной обработки и размещения производства, водных и энергетических ресурсов, разнообразных источников сырья (в том числе полезных ископаемых) действующих основных производственных фондов, а также специфических для региона ресурсов (лесных угодий, запасов рыбы в водоемах и т. п.);

инфраструктура – состояние дорог, энергетических, водных, транспортных, информационных коммуникаций, жилищно‑коммунального хозяйства; наличие институционально‑рыночных учреждений (банков, бирж, страховых компаний, инвестиционных фондов, технопарков, бизнес‑инкубаторов и т. п.);

человеческий капитал, характеризующий численность трудоспособного населения региона, его половозрастной и профессиональный состав; элементы социальной сферы, способствующие развитию человеческого капитала – образование (вузы, колледжи, учебно‑методическая база при региональном центре занятости и т. п.), здравоохранение (качество и доступность медицинских услуг, спортивных сооружений);

научно‑технический потенциал – наличие научно‑исследовательских и опытно‑конструкторских организаций в регионе, в том числе на предприятиях; научной базы в вузах;

технологический уровень производства, характеризующий возрастной состав производственных фондов предприятий и их обновляемость, новизну и радикальность технологических процессов, наукоемкость производства;

рыночно‑экспортный потенциал, включающий возможность выхода региональной продукции на внутренний и внешний рынки.

Взаимовлияние различных факторов на стабильность развития региона через формирование региональных рынков представлено в табл. 25.1.

На каждый регион воздействуют определенные группы факторов. Формализация всех выделенных факторов (предпочтительно в количественном выражении) служит обоснованием адаптационных возможностей региона и разработки региональной антикризисной экономической политики. С развитием рыночных отношений значение факторов для различных регионов меняется. Можно отметить возрастание значения информационного и технологического факторов, а также фактора человеческого капитала.

 

Таблица 25.1.

Влияние различных факторов на формирование региональных рынков [54]

 

 

25.2. Критерии определения депрессивных регионов

 

С переходом к рыночным отношениям, разрушением прежних макроэкономических стабилизаторов и нарастанием кризисных явлений дифференциация российских регионов усилилась. В настоящее время неоднородность экономического пространства определяется не столько традиционными факторами (природно‑климатическими, ресурсными, демографическими), сколько рыночными конкурентными преимуществами регионов (гибкостью организационных и властных структур, адаптационными возможностями производственного и трудового потенциалов, инвестиционной привлекательностью). Усиливает дифференциацию преобладающий субъективизм в установлении отношений между центром и территориями.

Неравномерность регионального развития характерна для любого государства, как социально‑экономической системы, особенно в переходный период. Целью региональной политики является не выравнивание положения отдельных территорий, а учет межрегиональных различий для определения потенциала и направлений антикризисного развития. Учет специфики каждого региона необходим прежде всего для выравнивания условий рыночных преобразований на всем экономическом пространстве, разработки адекватных схем взаимозамещения тех или иных рыночных стимулов, нейтрализации воздействия негативных факторов на конкретных территориях. Отсюда следует актуальность методологических разработок в области измерения структуры и динамики социально‑экономической неоднородности субъектов РФ. Особенно важен в этой связи анализ положения в отстающих районах.

Существуют различные подходы к типологии неблагополучных регионов и к выделению из них кризисных групп. Каждый субъект хозяйствования, в том числе и регион, в процессе своей жизнедеятельности испытывает те или иные кризисные проблемы, но отличается способностью в оптимальные сроки разрешать их или значительно снижать остроту. Согласно зарубежному опыту реализации региональной политики, к проблемным регионам относятся такие территориальные образования, которые самостоятельно, без внешней помощи (в том числе со стороны государства) не могут изменить существующие кризисные тенденции, решить свои наиболее острые проблемы, особенно в социальной сфере.

По преобладанию тех или иных характеристик в оценке реального положения, определяемых с помощью систем индикаторов, субъекты РФ можно разделить на различные типологические группы. Каждая из них отличается спецификой исторических, экономических, демографических и других условий развития, конкретными задачами и механизмами решения кризисных проблем. Наиболее распространенным является выделение развитых, слаборазвитых и депрессивных регионов.

Развитые (опорные) регионы характеризуются высоким докризисным уровнем промышленного развития, квалификации трудового потенциала, научно‑технического прогресса и, соответственно, хорошими стартовыми условиями вхождения в рынок (это, например, Москва, Санкт‑Петербург, Ярославская, Нижегородская, Ленинградская области и др.).

Слаборазвитые, или отсталые, регионы характеризуются низким уровнем жизни (в общероссийском сопоставлении), длительной стагнацией хозяйственной деятельности, низким уровнем развития промышленности, слабой научно‑технической базой, неразвитой социальной инфраструктурой (например, Мордовия, Калмыкия, Адыгея и др.). Кризисные характеристики слаборазвитых субъектов Федерации дополняются криминализацией экономики, возникновением межнациональных противоречий.

К депрессивным регионам относят территориальные образования, находящиеся на стадии депрессии по своему циклическому развитию. Большинство депрессивных регионов когда‑то находились в авангарде структурных преобразований в промышленности, но с возникновением рыночных отношений конкурентные позиции профилирующих отраслей ослабли (особенно предприятий ВПК), нарушились кооперационные связи, что привело к глубокому спаду производства, росту безработицы, снижению реальных доходов населения и его резкому социальному расслоению. В настоящее время число депрессивных регионов составляет свыше 1/4 субъектов Федерации (например, Псковская, Владимирская, Костромская, Ивановская, Читинская области, Удмуртия, Алтайский край).

В зависимости от основной кризисной причины спада производства депрессивные регионы делятся на старопромышленные, аграрно‑промышленные и добывающие. На депрессию старопромышленных регионов особенно повлияли снижение покупательского спроса и сокращение государственного заказа на продукцию наукоемких отраслей, рост издержек (особенно энергетических и транспортных), наплыв дешевой импортной продукции.

Агропромышленные регионы раньше имели относительно высокую долю сельскохозяйственного производства и большой удельный вес сельского населения. Глубокий кризис в аграрном секторе, опережающий рост цен на топливо и транспортных тарифов по сравнению с ценами на производимую продукцию, резкое снижение замещающей возможности промышленного производства привели к упадку экономики этих территорий.

Кризисное положение многих добывающих регионов связано с истощением запасов природно‑минерального сырья, низким уровнем технологий добычи полезных ископаемых, снижением спроса на некоторые виды сырьевых материалов и увеличением расходов на их транспортировку. Следствием этого явились рост безработицы, социальная напряженность, большой отток населения. К данной группе относятся многие северные регионы, ранее получавшие из федерального бюджета средства на дотирование производства и развитие социальной сферы, особенно на поддержку малочисленных народов Крайнего Севера.

Некоторые специалисты выделяют группу остро кризисных (катастрофических) территорий, где сказывается влияние общеполитических и межнациональных конфликтов, природных и техногенных катастроф. Ситуация там характеризуется низким уровнем жизни основного населения и даже прямой угрозой жизнедеятельности, значительным разрушением экономического потенциала, повышенной социальной напряженностью, большим количеством беженцев и вынужденных переселенцев, острой криминогенной обстановкой (Чечня, Ингушетия, Чернобыльская зона). Кризисные регионы представляют реальную угрозу экономической и национальной безопасности страны, поэтому ситуацию в них должно взять под свой контроль государство, опираясь на демократические институты местного самоуправления и используя широкий диапазон стабилизационных средств.

Особую группу неблагополучных регионов составляют приграничные территории, имеющие общую границу с республиками бывшего СССР. Здесь возникли проблемы защиты местного рынка, регулирования миграционных потоков, размещения и трудоустройства переселенцев, создания пограничных переходов, таможенных пунктов, транспортных узлов. Эти проблемы регионы также не могут решить без государственной поддержки.

Понятия «отсталость», «кризисность», «неблагополучие» являются относительными, поэтому выделение депрессивной группы регионов носит условный характер и в первую очередь направлено на диагностику конкретных кризисных проблем. Для определения степени неблагополучия территориального развития важное значение имеют сравнение стартовых условий и ретроспективный анализ динамики региональной экономики. Идентификация депрессивных регионов осуществляется по основным критериям (табл. 25.2).

Предлагаемая система показателей‑индикаторов для идентификации кризисных социально‑экономических явлений и группировки территорий страны по глубине развития кризисных явлений основывается на существующей информационно‑статистической базе, а также на расчетных интегральных макроэкономических показателях. Эти показатели группируются в комплексные, функциональные группы, отражающие основные негативные процессы в регионах и причины их возникновения.

При оценке депрессивных регионов следует учитывать особенности использования каждого показателя. Например, ВРП на душу населения в Московской области может быть ниже, чем в Магаданской, из‑за различной численности населения. Аналогично, индекс промышленного производства в Новосибирской области, имеющей высокий удельный вес машиностроения, будет ниже, чем в Ненецком автономном округе, в котором промышленность на 93 % представлена развивающейся нефтегазовой отраслью. Поэтому для оценки регионального кризиса и возможностей выхода из него используется комплекс показателей.

 

Таблица 25.2 Основные критерии выделения депрессивных регионов

 

 

Достаточно новым в региональной статистике является показатель «удельный вес убыточных предприятий по всем видам деятельности», который вместе с индексом промышленного производства характеризует кризисные процессы в производственном секторе экономики региона. Наряду с этим целесообразно использовать показатель износа основных фондов на предприятиях региона. Характер сочетания значений этих показателей во многом определяет направления антикризисного регулирования в проблемных регионах.

Вместе с обобщающими показателями территориальной неоднородности используются показатели развития отдельных отраслей и сфер экономической деятельности. Например, показатели объема производства промышленной продукции, строительно‑монтажных работ, сельскохозяйственного производства (в том числе в расчете на душу населения) позволяют во многом компенсировать недостаточность информационного потенциала обобщающих (макроэкономических) показателей при характеристике современного социально‑экономического положения регионов и выявлении кризисных тенденций. Для большинства перечисленных показателей базой сравнения является среднероссийский уровень.

К показателям, отражающим ход экономических реформ в регионах и потенциал антикризисного управления, относятся:

• количество и доля приватизированных предприятий, финансовые поступления от приватизации. Эти показатели характеризуют процесс разгосударствления в регионах и динамику формирования новых экономических структур;

• количество и доля малых предприятий на 1000 человек занятых, доля продукции малых предприятий в ВРП. Показатели отражают становление малого бизнеса, как динамичного сектора рыночной экономики, в значительной мере сглаживающего кризисную ситуацию в регионе;

• соотношение государственного и негосударственного секторов в экономике региона; соотношение доходности и производительности труда на государственных и частных предприятиях. Показатели характеризуют формирование и эффективность разных форм собственности.

На практике идентификация депрессивных регионов проводится с помощью интегральных оценок, полученных на основе обобщения первичных индикаторов. Результаты одного из вариантов интегральной оценки территориальных образований в России представлены в табл. 25.3.

Понятие «инвестиционный потенциал» тесно связано с депрессивным характером развития хозяйствующих субъектов. Важным индикатором оценки инвестиционного потенциала региона является уровень его обеспеченности бюджетными и другими финансовыми ресурсами, который характеризуется тремя составными показателями:

1) обеспеченность собственными финансовыми ресурсами, определяемая отношением собственных бюджетных средств и финансовых ресурсов предприятий к численности населения региона;

2) полная бюджетная обеспеченность, которая характеризуется отношением суммы собственных бюджетных средств и привлеченных в бюджет средств со стороны к численности населения региона;

3) коммерческий, финансовый потенциал региона, определяемый отношением финансовых ресурсов предприятий к численности населения региона.

 

Таблица 25.3

Результаты сравнительной оценки регионов Российской Федерации по динамике изменения их социально‑экономического положения за годы реформ (1991–1999 гг.) в разрезе основных направлений [55]

 

 

В соответствии с целями социально‑экономической политики распределение финансовых ресурсов региона в основном осуществляется по следующим трем направлениям:

• обеспечение условий функционирования социальной сферы и экологической среды региона;

• финансирование приоритетных точек роста экономики региона;

• реализация крупных инвестиционных проектов по производству конкурентоспособной продукции, развитию инфраструктуры региона и т. п.

Сопоставление величины регионального инвестиционного задела (включая все привлеченные источники) с основными направлениями инвестирования дает оценку финансового состояния региона, его способности обеспечить финансирование антикризисных мероприятий и дальнейшего развития своей территории. По данному критерию регионы делятся на обеспеченные, слабо обеспеченные и необеспеченные. Обеспеченньм считается регион, способный проинвестировать все три направления региональной антикризисной политики, необеспеченным – регион, где не хватает средств даже на неотложные нужды: поддержку жилищно‑коммунального хозяйства (ЖКХ), здравоохранения, природной среды обитания.

В рамках оценки инвестиционного потенциала лежит деление субъектов РФ на:

а) регионы – «доноры», которые передают в федеральный бюджет больше, чем получают из него;

б) регионы – «реципиенты», имеющие явный дефицит собственного бюджета и получающие федеральную помощь.

Ранжирование субъектов Федерации по данному признаку с учетом уровня экономического развития представлено в табл. 25.4.

 

Таблица 25.4

Группировка субъектов Российской Федерации по уровню экономического развития и уровню обеспеченности бюджетов собственными доходами [56] .

 

 

Согласно данной методике крайне низкий уровень развития и наименьшую бюджетную обеспеченность (правый нижний квадрант таблицы) имеют восемь субъектов РФ: Республики Ингушетия, Дагестан, Тыва, Калмыкия, Северная Осетия‑Алания, Алтай, а также Карачаево‑Черкесская и Кабардино‑Балкарская Республики.

Наряду с комплексной оценкой кризисной ситуации в регионе целесообразно проводить оценку отдельных видов кризиса. Так, технологический кризис характеризуется моральным старением основных фондов, снижением инвестиций в основной капитал, слабой интенсивностью технологического обмена (закупка и продажа технологий, лицензий); социальный кризис – это социальное расслоение общества (соотношение доходов 10 % самых богатых и 10 % самых бедных слоев населения), низкий уровень здравоохранения и образования (количество врачей, учителей на 1000 чел. населения).

В классификации проблемных регионов целесообразно выделять территории с объективными и субъективными условиями формирования кризиса. Последние характеризуются чрезвычайными обстоятельствами возникновения кризисной ситуации (стихийное бедствие, техногенная катастрофа, вооруженное противостояние сторон и т. д.) и требуют оперативных стабилизирующих мер. Опыт России и других стран показывает, что многие чрезвычайные ситуации часто приводят к затяжным социально‑экономическим кризисам на определенной территории.

При идентификации неблагополучных территорий и исследовании их проблем необходимо постоянно отслеживать кризисные тенденции, так как рыночные изменения имеют высокую динамику и выраженные особенности в различных сферах жизнедеятельности региона. Такая работа может проводиться в режиме антикризисного мониторинга. При этом временной лаг для фиксирования ситуации с помощью определенных показателей‑индикаторов (месяц, квартал, год и т. д.) определяется спецификой и остротой кризисных явлений. Установив нормативы по критической группе показателей, региональные власти могут отслеживать в режиме мониторинга экономическую безопасность своей территории.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.094 с.)