Глава 3. Основные этапы эволюции mrp– систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Основные этапы эволюции mrp– систем



     3.1. Переход от системы MRP к системе MRP II

Системы планирования производства постоянно находятся в процессе эволюции. Первоначально MRP– системы фактически просто формировали на основе утвержденной производственной программы план заказов на определенный период, что не удовлетворяло вполне возрастающие потребности.

С целью увеличить эффективность планирования, в конце 70-х годов Оливер Уайт и Джордж Плосл предложили идею воспроизведения замкнутого цикла (closed loop) в MRP– системах. Идея заключалась в предложении ввести в рассмотрение более широкий спектр факторов при проведении планирования, путем введения дополнительных функций. К базовым функциям планирования производственных мощностей и планирования потребностей в материалах было предложено добавить ряд дополнительных, таких, как контроль соответствия количества произведенной продукции количеству использованных в процессе сборки комплектующих, составление регулярных отчетов о задержках заказов, об объемах и динамике продаж продукции, о поставщиках и т.д.

Термин "замкнутый цикл" отражает основную особенность модифицированной системы, заключающуюся в том, что созданные в процессе ее работы отчеты анализируются и учитываются на дальнейших этапах планирования, изменяя, при необходимости программу производства, а, следовательно, и план заказов. Другими словами, дополнительные функции осуществляют обратную связь в системе, обеспечивающую гибкость планирования по отношению к внешним факторам, таким как уровень спроса, состояние дел у поставщиков и т.п.

В дальнейшем, усовершенствование системы привело к трансформации системы MRP с замкнутым циклом в расширенную модификацию, которую впоследствии назвали MRPII (Manufactory Resource Planning), ввиду идентичности аббревиатур. Эта система была создана для эффективного планирования всех ресурсов производственного предприятия, в том числе финансовых и кадровых. Кроме того, система класса MRRPII способна адаптироваться к изменениям внешней ситуации и эмулировать ответ на вопрос: "Что, если …?".

MRPII представляет собой интеграцию большого количества отдельных модулей, таких как планирование бизнес процессов, планирование потребностей в материалах, планирование производственных мощностей, планирование финансов, управление инвестициями и т.д.

Результаты работы каждого из модуля анализируются всей системой в целом, что собственно и обеспечивает ее гибкость по отношению к внешним факторам. Именно это свойство является краеугольным камнем современных систем планирования, поскольку большое количество производителей производят продукцию с заведомо коротким жизненным циклом, требующую регулярных доработок. В таком случае появляется необходимость в автоматизированной системе, которая позволяет оптимизировать объемы и характеристики выпускаемой продукции, анализируя текущий спрос и положение на рынке в целом.

В последние годы системы планирования класса MRPII в интеграции с модулем финансового планирования FRP (Finance Requirements Planning) получили название систем бизнес–планирования ERP (Enterprise Requirements Planning), которые позволяют наиболее эффективно планировать всю коммерческую деятельность современного предприятия, в том числе финансовые затраты на проекты обновления оборудования и инвестиции в производство новой линейки изделий.

В российской практике, целесообразность применения систем подобного класса обуславливается, кроме того, необходимостью управлять бизнес процессами в условиях инфляции, а также жесткого налогового прессинга, поэтому, системы ERP необходимы не только для крупных предприятий, но и для небольших фирм, ведущих активный бизнес. На рис. 3.1 представлена логическая схема системы планирования ресурсов.

Рис. 3.1. Логическая структура системы планирования ресурсов

производственного предприятия.

Что такое ERP?

Системы управления ресурсами предприятия, или ERP -системы, не оправдывают своего названия. Забудьте об управлении - программа этого не делает. И о ресурсах - это слово ни к чему не обязывает. Предприятие - вот подлинный объект ERP! Задача программы - свести все отделы и функции в единую компьютерную систему, способную учесть самые разнообразные интересы.

ERP – это решение, объединяющее потребности всех подразделений и отделов компании и все это в интегрированной программе, которая работает с общей базой данных. В итоге упрощается коммуникация между отделами и доступ сотрудников к информации. Метод интеграции может принести колоссальную выгоду. Возьмем, к примеру, клиентский заказ. Как правило, он отправляется по компании в длинное путешествие, в основном бумажное, из лотка в лоток. При этом его часто кодируют и перекодируют в компьютерных системах разных отделов. В итоге - задержки и потеря заказов, многочисленные ошибки. К тому же, никто в компании толком не знает, что происходит с заказом в тот или иной момент, потому что отдел финансов не может войти, например, в складскую систему и проверить, отправлен ли товар. ERP– приложение автоматизирует обработку заказов. Работник, который контактирует с клиентом, располагает всей необходимой информацией (кредитоспособность клиента, история заказа, уровень запасов в компании, графики отгрузки в транспортных компаниях). Все остальные сотрудники видят ту же картинку и имеют доступ к единой базе данных, в которую вводится новый заказ.

Когда заказ обработан, он автоматически переходит в руки сотрудников следующего отдела. Чтобы выяснить, на какой стадии находится выполнение заказа, надо просто войти в ERP– систему и отследить его. В результате клиент получает заказ быстрее и с меньшим количеством запросов, чем прежде.

Подобным образом ERP может работать и с другими важными бизнес процессами (например, выдача пособий работникам или составление финансовой отчетности). Более того, минимизируя проблемы повторного ввода данных и ошибок система ERP предоставляет необходимую информацию на «передовую» бизнеса и позволяет эффективно принимать правильные решения. Сотрудники отдела обслуживания клиентов из машинисток, которые вводят в компьютер имя и жмут на клавишу ввода, превращаются в бизнесменов. Они видят рейтинг кредитоспособности, выведенный отделом финансов, уровень запасов - информацию отдела складов. Заплатит ли клиент вовремя? Сумеет ли компания своевременно отправить заказ? Раньше отделу обслуживания не приходилось отвечать на такие вопросы. ERP дает предприятию следующие преимущества:

1. Интеграцияфинансовых данных. Пытаясь оценить работу компании в целом, руководитель сталкивается с разными представлениями сотрудников о реальном положении дел. Отдел финансов располагает одними данными о прибыли, отдел сбыта - другими. Имеется несколько версий о том, каков вклад каждого подразделения и работника в эту прибыль. ERP создает единую картину реальности, которая неоспорима, потому что все используют одну систему.

2. Стандартизацияпроцессов производства. В компаниях- производителях (особенно в тех, кто увлекается слияниями и поглощениями) нередко несколько подразделений выполняют одни и те же функции, используя разные методы и компьютерные системы. Стандартизация этих процессов и применение единой системы сбережет время, повысит производительность и снизит "численность населения".

3. Стандартизация кадровой информации. В фирмах с большим количеством подразделений отдел кадров часто не имеет простого способа находить данные об отработанном времени, пособиях и услугах для работников. ERP даст такой способ.

Желая решить все проблемы, компании часто упускают из виду, что приложения ERP только отражают принципы ведения дел на предприятии. В основном программы универсальны, но каждая отрасль имеет свою специфику. Большинство систем ERP созданы для работы в компаниях-производителях, которые делают вещи, поддающиеся счету. Это оставляет за бортом всех производителей услуг и процессов (нефть, химия, коммунальные услуги) – каждая из таких отраслей требует от поставщиков ERP адаптации программ с учетом конкретных потребностей.

 

ERP и е-коммерция

Поставщики ERP -систем переживают тяжелые времена, переходя с приложений, которые рационализируют работу внутри компаний, на приложения, обращенные во внешний мир. Самые "горячие" точки - электронная коммерция, управление цепью поставок, обслуживание клиентов. Большинство специалистов по ERP не спешат с предложениями для этих отраслей и сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны отраслевых "аборигенов".

Преимущество поставщиков ERP -систем – большая клиентская база и проработанные функции "back office". С недавних пор эти компании "поумерили аппетиты" и уже не стараются захватить все ниши разработки ПО, необходимого для хорошего е-коммерческого сайта, а сосредоточились на том, что давно знают и умеют (функции back office).

Действительно, пока поставщики в нишах упрощают подключение своих программ к сайтам электронной коммерции, а поставщики промежуточного ПО - связывание различных приложений, многие задаются вопросом, как долго компании, специализирующиеся на ERP, смогут претендовать на первенство в Fortune 500.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.009 с.)