Диагностика полоролевого развития дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика полоролевого развития дошкольников



 

«Диагностика» в переводе с греческого – способный распознавать.

Диагностическая работа в ДОУ рассматривается как деятельность, направленная на выявление особенностей развития тех или иных психофизиологических, психических и личностных качеств детей. Выделяют различные виды диагностики.

Психологическая диагностика – предметом диагностики является психическое развитие ребенка.

Педагогическая диагностика – предметом диагностики является освоение ребенком образовательной программы.

Психолого‑педагогическая диагностика призвана обеспечить личностно‑ориентированное взаимодействие педагога с детьми, предполагает знание воспитателем своих воспитанников, их индивидуальных особенностей.

Как отмечает Т. Н. Доронова, диагностика полоролевого развития детей в ДОУ проводится с целью:

• получения информации об уровне полоролевого развития каждого ребенка;

• создания условий для развития и коррекции нарушений полоролевого развития у детей;

• развития индивидуальности каждого ребенка.

Психолого‑педагогическая диагностика позволяет выявить особенности протекания процесса полоролевого развития, своевременность становления гендерной идентичности, а также сформированность и адекватность гендерных представлений и установок, тип полоролевого поведения.

Диагностика полоролевого развития дошкольников является сложной и недостаточно изученной в настоящее время проблемой. Вопросы диагностики полоролевого развития дошкольников рассматривались в исследованиях психологов (В. Е. Каган, Т. А. Репина, Н. Л. Белопольская, Е. Е. Сапогова, Н. В. Плисенко и др.). Рекомендации по проведению диагностики полоролевого развития и полоролевой воспитанности дошкольников содержатся в программах полоролевого воспитания дошкольников. Для диагностики полоролевого развития детей рекомендуется использовать различные методы: наблюдение за ребенком в разных видах деятельности, беседы, интервью, тестовые диагностические методики, моделирование проблемных ситуаций, рисуночные тесты и др. Для проведения диагностики следует использовать апробированные в современных исследованиях методики.

Для выявления сформированности гендерных представлений и установок у дошкольников целесообразно использовать в качестве диагностических методик беседы и интервью. Разработаны различные варианты бесед и интервью с детьми дошкольного возраста (авторы В. Е. Каган, Т. Н. Доронова, Т. А. Репина, А. А. Чекалина, Н. Е. Татаринцева и др). Беседы и интервью позволяют выявить представления детей о собственном образе мальчика/девочки, о содержании ролей мужчины и женщины в обществе, представления дошкольников о семейных ролях, а также неосознаваемые установки детей в отношении гендерных ролей.

Так, полустандартизированное интервью выявления гендерных установок детей 3–6 лет В. Е. Каган включает следующие вопросы [32]:

• Как тебя зовут? Твое имя мужское или женское?

• Ты мальчик или девочка? Хочешь быть мальчиком (девочкой)? Почему хочешь (не хочешь)?

• Когда вырастешь, будешь мамой или папой? Когда вырастешь, будешь дядей или тетей?

• В какие игры интереснее играть мальчикам? В какие‑девочкам?

• Ты хотел бы заснуть мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?

• На кого ты хочешь быть похожим – на маму или на папу? Почему? Когда вы играете в «семью», какая роль тебе достается?

• С кем интереснее дружить – с мальчиками или девочками?

Методика исследования детского самосознания Н. Л. Бело– польской предназначена для выявления половозрастной идентификации детей от 4 до 12 лет. В качестве стимульного материала в методике используются два набора карточек, на которых персонаж мужского или женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости. Проверяется способность ребенка идентифицировать свой настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус.

Е. Е. Сапоговой разработаны варианты диагностических игр и занятий для детей 5–7 лет, позволяющие выявить адекватность гендерных представлений и проблемы формирования полоролевой идентичности.

Занятие<<Персонажи>>. В индивидуальной нгре ребенку показывается набор карточек, на которых в пиктографической форме (чтобы нивелировать восприятие половых различий) изображены ситуации различного типа, в большей или меньшей степени специфичные для мальчиков или девочек: «двое детей играют в куклы (в машинки)»; «ребенок помогает маме (папе)»; «мама (папа) грозит ребенку пальцем» и др. Ребенка просят назвать, где изображены мальчики, а где‑девочки и почему.

Занятие<<Подарки для родителей» –. Ребенку дают разделенный пополам лист бумаги. На каждой половине имеется по 4–6 одинаковых незавершенных фрагментов. Его просят нарисовать, используя эти фрагменты, подарки для мамы (слева), для папы (справа).

Занятие<<Страна мальчишек (девчонок)». Ребенку предлагают пофантазировать: будто бы он, мальчик, попадает в волшебную страну, где живут только девочки. Как он станет себя вести? Будет поступать, как девочки, или продемонстрирует преимущества сильного пола?

Рисунок семьи позволяет выявить эмоциональное отношение к семье, определить уровень знаний о структуре семьи и отношениях между членами семьи. Успешность решения задач полоролевого развития и воспитания дошкольников во многом определяется учетом проявления индивидуальных особенностей мальчиков и девочек в процессе становления гендерной идентичности, полоролевой социализации.

Система педагогических воздействий в отношении ребенка должна строиться на основе анализа результатов диагностики. Так, у детей с недостаточным уровнем сформированности гендерной идентичности необходимо обогащать представления о содержании мужских и женских социальных и семейных половых ролей, формировать чувство гордости за свой пол, желание подражать лучшим представителям своего пола.

Н. Н. Крыгина рекомендует в коррекционной работе по формированию половозрастной идентификации использовать рассматривание семейных фотоальбомов, фотографий членов семьи в разные возрастные периоды, сравнение фотографий, установлений возрастной последовательности. Полезны беседы о настоящем ребенка («Что мне нравится?», «Что меня веселит?») и о его будущем («Каким бы я хотел быть?», «Что я буду делать, когда вырасту?») [47].

Результаты диагностики позволяют дифференцировать задачи полоролевого воспитания в зависимости от типа полоролевого поведения. Так, у детей с маскулинным типом поведения необходимо формировать умение разрешать конфликты конструктивным способом, обучать деловому взаимодействию. У фемининных детей, особенно мальчиков, необходимо развивать самостоятельность, активность, поощрять проявление инициативы.

Таким образом, комплексное обследование гендерного развития позволяет выявить особенности полоролевого развития ребенка, разработать индивидуальные рекомендации, определить содержание и методы полоролевого воспитания с учетом гендерных установок, типа полоролевого поведения.

 

Вопросы и задания по теме

• С какой целью проводится диагностика полоролевого развития детей в ДОУ?

• Перечислите методы диагностики полоролевого развития.

• Как могут быть использованы результаты психолого‑педагогической диагностики?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.005 с.)