Организация трудовой деятельности мальчиков и девочек 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация трудовой деятельности мальчиков и девочек



В литературе выделены два основных направления реализации гендерного подхода в организации трудовой деятельности дошкольников (Л. А. Арутюнова, Н. К. Ледовских, И. В. Тельнюк):

• создание условий для организации труда, традиционно относимого к «мужскому» и «женскому», отвечающего интересам детей разного пола (труд с деревом – для мальчиков; шитье, вышивание – для девочек), формирование трудовых навыков и умений в данных видах труда;

• организация совместного труда мальчиков и девочек по принципу взаимодополнения.

Реализация первого направления предполагает создание уголков мужского и женского труда. В уголках труда должно быть необходимое для мужского и женского труда оборудование: инструменты (молоток, пила, лобзик – для мальчиков; пяльцы, спицы – для девочек), заготовки, технологические карты, выкройки и др.

Обучение навыкам мужского и женского труда может проходить на специальных занятиях, в кружковой работе. И. В. Тельник рекомендует проводить общие для мальчиков и девочек «трудовые» занятия в гетерогенных группах и дифференцированные занятия в гомогенных группах для мальчиков и девочек.

Занятия в гетерогенных группах имеют общее для всех детей содержание – знакомство с трудовыми процессами. Занятия в гомогенных группах имеют дифференцированное содержание знаний и заданий. Мальчиков углубленно знакомят с мужскими видами труда, а девочек – с женскими. Существующее разделение труда на «мужской» и «женский» объясняется детям тем, что мужской труд требует большей физической силы, выносливости, а женский труд, как правило, физически более легкий.

И. В. Тельнюк рекомендует использовать на занятиях игровые гендерно‑типичные персонажи («Марья‑искусница», «Умелкин» и др.). Идентификация с данными персонажами вызывает у детей желание подражать положительным мужским и женским качествам, удовлетворение умением хорошо выполнять «мужскую» и «женскую» работу.

Трудовые поручения, используемые в повседневной жизни, также должны планироваться с учетом пола детей (для девочек – пришивание петелек, украшение салфеток и т. д.; для мальчиков – починка кукольной мебели).

Совместный труд мальчиков и девочек рассматривается в педагогике как эффективное средство полоролевого воспитания, формирования опыта полоролевого взаимодействия дошкольников.

Эффективность полоролевого воспитания возрастает, если мальчики и девочки объединены в процессе труда. Совместный труд позволяет воспитывать отношение к представителям противоположного пола как к носителям определенных «мужских» и «женских» умений и качеств. Т. А. Репина отмечает, что в совместном труде у девочек легче воспитать отношение к мальчикам как к помощникам в трудовых операциях, требующих силы и выносливости, а у мальчиков к девочкам‑как к обладательницам умений, требующих тщательности, аккуратности [88].

Совместный труд организуется по принципу взаимодополнения. Детей нужно научить распределять обязанности по принципу «что кому больше подходит». Мальчики как физически более сильные и выносливые выполняют более тяжелую работу (носят воду, расставляют раскладушки, переставляют стулья и др.), девочки выполняют действия, требующие большей аккуратности, тщательности, проявления эстетического вкуса (стирка кукольных вещей, украшение помещения).

Следует отметить, что гендерная ориентированность труда детей не исключает участия девочек в типично мужском труде (работа с деревом) или освоения мальчиками женских видов труда (вышивание и шитье). Участие детей в разных видах труда должно определяться интересами и желаниями самих детей. При этом важно обеспечить привлекательность трудового задания для детей разного пола. Так, осваивая навыки шитья, мальчики могут пришивать кокарду к пилотке, а девочки – украшать салфетки.

 

Организация физкультурно‑оздоровительной деятельности

В методической литературе содержатся рекомендации по дифференцированному подходу к мальчикам и девочкам на занятиях физическими упражнениями (Л. Г. Верхозина, С. О. Филиппова и др.). Дифференциация в процессе занятий физическими упражнениями осуществляется по нескольким направлениям:

• подбор упражнений (планируются упражнения, вызывающие интерес у детей данного пола, для мальчиков – футбол, хоккей; для девочек – упражнения с лентами);

• нормирование физической нагрузки (зависит не только от гендерных, но и от индивидуальных особенностей детей: состояние здоровья, физическая подготовленность, тип конституции);

• методика обучения сложным движениям. В связи с наличием движений, овладение которыми обусловлено полом детей (девочкам трудно овладеть метанием, мальчикам – прыжками через скакалку), при обучении данным движениям детей разного пола целесообразно использовать различные технологии (разное число повторений, разные подготовительные упражнения, и др.);

• требования к качеству выполнения заданий и оценка двигательной деятельности.

Осуществляя педагогическое руководство двигательной деятельностью, воспитателю необходимо обеспечивать благоприятный для детей обоего пола режим двигательной активности (для мальчиков старшего дошкольного возраста благоприятен режим большой двигательной активности, для девочек – средней двигательной активности).

В совместных играх и соревнованиях важно подбирать игры и задания нейтрального содержания интересные для детей обоего пола. Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к качеству выполнения одних и тех же движений. Для мальчиков в выполнении движений важны: четкость, ритмичность, затраты дополнительных усилий, для девочек – пластичность, выразительность, грациозность. По– разному оценивается и результативность в освоении отдельных видов движений (прыжки со скакалкой).

В методической литературе предлагаются различные варианты организации физкультурных занятий, позволяющие учитывать гендерные особенности дошкольников [18].

1– й вариант‑, занятия проводятся со всей группой, при этом некоторые задания для мальчиков и девочек различаются.

2– й вариант‑, занятия по подгруппам, при этом подгруппы комплектуются по половому признаку.

3– й вариант‑, «интегрированные занятия». Занятие с подгруппой детей (мальчиков или девочек). В одной из частей занятия выступают дети одного пола, демонстрируя свое мастерство.

Отмечая важность осуществления дифференцированного подхода в руководстве двигательной деятельностью детей разного пола, педагоги подчеркивают, что необходимо учитывать не только половые особенности детей (двигательные предпочтения детей разного пола), но и индивидуальные особенности, не подавлять стремления заниматься двигательной деятельностью, в большей степени соответствующей представителям другого пола. Кроме того, при оценке физического состояния дошкольников необходимо ориентироваться на конституциональный тип ребенка, а не только на его пол.

 

Учебно‑познавательная деятельность

В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман отмечают, что девочки и мальчики по‑разному видят, слышат, воспринимают пространство и ориентируются в нем, осмысливают все, с чем сталкиваются в мире [27]. Опираясь на данные о различиях деятельности мозга мальчиков и девочек, гендерные особенности познавательных психических процессов они предлагают некоторые рекомендации в осуществлении дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам в руководстве учебно– познавательной деятельностью.

Для мальчиков важно включать в формулировку задания момент поиска, требующий проявления сообразительности, им не следует рассказывать заранее, что и как делать, нужно стремиться к тому, чтобы мальчик сам открыл принцип решения задачи.

С девочками, если им трудно выполнять задание, следует разобрать принцип выполнения задания заранее, до начала работы. Вместе с тем девочек постепенно надо учить действовать самостоятельно, а не только по известным схемам.

Рекомендуется также проведение тематических заданий по подгруппам с учетом интересов детей разного пола, выполнение мальчиками и девочками заданий разными способами, различное количество повторений. В литературе также отмечается необходимость уделять большее внимание использованию зрительных стимулов в работе с мальчиками и слуховых стимулов в работе с девочками.

Следует учитывать особенности мальчиков и девочек при оценке результатов их деятельности. Для девочек важно эмоциональное поощрение успеха, для них эмоционально значимо, кто их оценивает и как. Для мальчика эмоции, высказываемые педагогом, не столь важны, для него важно материальное поощрение успеха, являющееся доказательством его авторитета, важно, что в его деятельности оценивается. Как замечает А. А. Чекалина, мальчик ориентирован на сущность предмета обсуждения, на поиски ответа. Для мальчика фраза «Я тобой недовольна» не несет смысловой нагрузки. От мальчиков не следует обязательно требовать полного ответа, так как у них хуже, чем у девочек, развиты беглость и скорость речи.

По данным исследований, в современной традиционной системе образования наиболее успешными являются левополушарные девочки. Наиболее неуспешные – левополушарные мальчики. Объяснительно‑иллюстративный и репродуктивный методы обучения; академическая подготовка к уроку; знания, ориентированные на механическое запоминание, вербальные способности, исполнительскую деятельность, прилежание, сотрудничество, – наиболее приемлемы для девочек, особенно левополушарных.

Обучая мальчиков, особенно правополушарных, необходимо использовать проблемный, эвристический методы, творческую деятельность, решение пространственных задач, ориентацию на практическую информацию.

В исследовании М. Н. Терещенко выявлено, что для эффективного формирования интеллектуальной готовности к школе у мальчиков необходимо развивать словесно‑логическое мышление, объем, устойчивость внимания, слухоречевую и кратковременную память, обогащать словарный запас; у девочек важно развивать наглядно‑образное мышление, точность и распределение внимания, пространственные способности, зрительную и механическую память.

М. Н. Терещенко называет следующие особенности формирования интеллектуальной готовности у дошкольников разного пола.

В работе с мальчиками необходимо:

• обеспечивать высокий темп подачи материала;

• использовать широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации;

• обеспечивать разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач;

• использовать большое количество нестандартных логических заданий;

• минимизировать количество повторений пройденного материала;

• работать в режиме поисковой активности, делать акцент на самостоятельность;

• использовать групповые формы работы с элементами самостоятельности с обязательной сменой лидера;

• обеспечивать дозированную, эмоциональную подачу материала, выход на эмоции через логику;

• подходить к формированию знаний через практические действия с материалом.

 

В работе с девочками необходимо:

• соблюдать размеренный темп подачи материала;

• обеспечивать большое количество повторений для усвоения;

• дозировать объем и разнообразие новой информации;

• обеспечивать большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование новыми знаниями;

• способствовать эмоциональной окрашенности нового материала, движению от эмоций к логическому осмыслению;

• подходить к формированию правил через речевые навыки;

• использовать групповые формы работы с акцентом на взаимопомощь;

• использовать большое количество наглядного материала;

• обеспечивать эмоционально окрашенную оценку любой выполненной работы с обозначением перспективы.

 

Итак, реализация гендерного подхода в организации различных видов деятельности позволяет более эффективно решать задачи формирования личности, способствует повышению результативности образовательного процесса.

 

Вопросы и задания по теме

• Чем обусловлена необходимость гендерного подхода в организации различных видов деятельности?

• Какие особенности мальчиков и девочек необходимо учитывать в организации учебно‑познавательной деятельности?

• Как должен относиться воспитатель к желанию мальчика научиться вышивать?

• Каковы принципы организации совместного труда детей разного пола?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.031 с.)