Особенности общения и взаимоотношений мальчиков и девочек в группе детского сада 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности общения и взаимоотношений мальчиков и девочек в группе детского сада



 

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Общение со сверстниками является необходимым условием социального развития ребенка. Различные аспекты проблемы общения, взаимоотношений дошкольников рассматривались в работах Л. В. Артемовой, Т. В. Антоновой, Т. И. Бабаевой, Р. С. Буре, Т. С. Блощициной, Р. А. Иванковой, Т. А. Репиной, Е. А. Смирновой и др.

Гендерный аспект общения и взаимоотношений дошкольников впервые стал предметом изучения в коллективном исследовании, выполненном под руководством Т. А. Репиной в 70 –80‑е годы XX в. Результаты исследования нашли отражение в монографии «Социально‑психологическая характеристика группы детского сада» [71]. В данном исследовании изучалось свободное, не регламентированное воспитателем общение детей в группе с помощью методики одномоментных срезов. Анализировались такие параметры общения, как экстенсивность, интенсивность, избирательность. Было обнаружено наличие половой дифференциации, т. е. объединение детей в свободном общении в однополые группы. Половая дифференциация, или консолидация, отмечена во всех возрастных группах и по всем изучаемым параметрам общения.

Исследование показало, что из общего числа всех установленных контактов дошкольников в среднем по всем возрастным группам 75 % составляют контакты со сверстниками своего пола. Показатели избирательных контактов дошкольников (со сверстниками своего пола) еще выше – 91 %.

Предпочтение в общении сверстников своего пола увеличивается от младшего возраста к старшему. Эта тенденция несколько ослабевает в подготовительной группе. По мнению Т. А. Репиной, предпочтение в общении сверстников своего пола приводит, по существу, к образованию двух подструктур в группе детского сада: подструктуры мальчиков и подструктуры девочек.

Объединение детей в процессе игр и общения по признаку пола обозначается в литературе как «половая сегрегация», или «половая консолидация». Ученые видят смысл этого явления в приобретении ребенком основных характеристик психологического пола, в контроле и фиксации половых ориентации, в более четком осознании половых ролей.

Как отмечает Т. А. Репина, общество сверстников в группе детского сада выполняет также функцию половой социализации, ускоряя процесс формирования психического пола ребенка разделением детских игр на «девчоночьи» и «мальчишечьи» [71]. Для изучения гендерного аспекта межличностных отношений дошкольников использовалась социометрическая методика «Секрет», которая заключалась в том, что ребенок по секрету дарил трем детям из группы по своему желанию подарки.

Результаты эксперимента показали наличие половой дифференциации во взаимоотношениях дошкольников. Подавляющее число выборов (подарков) детей было отдано сверстникам своего пола. В младших группах детского сада 2/3 детей отдают выбор сверстникам своего пола и 1/3 детям противоположного пола. От младшей группы к подготовительной дифференциация становится более выраженной. Особенно ярко половая дифференциация проявилась во взаимных выборах.

В оценочном эксперименте детям предлагалось оценить личностные качества сверстников, назвать, кто в группе самый смелый, добрый, красивый и т. д. Показательно, что общее число оценок, как положительных, так и отрицательных, дошкольники давали представителям своего пола. При этом оценки у девочек оказались несколько выше, чем у мальчиков, девочки проявили большую доброжелательность к представительницам своего пола. Отсюда был сделан вывод о более благоприятном положении девочек в сравнении с мальчиками в социометрической структуре группы. Статус девочек в группе несколько выше, чем мальчиков. Девочки получают больше выборов, чем мальчики, у девочек выше взаимность выборов и удовлетворенность взаимоотношениями. По мнению Т. А. Репиной, очень рано половая дифференциация начинает проявляться в склонности детей более благожелательно относиться к членам группы одного с ними пола.

Интересные данные об особенностях гендерных межличностных отношений в группе сверстников получены в исследовании В. В. Абраменковой. Эксперимент показал, что в межличностных отношениях приблизительно до восьмилетнего возраста мальчики проявляют себя более гуманными, чем девочки. Девочки показали себя как более «эгоистичные». В ситуации угрозы наказания девочки в меньшей степени, чем мальчики, были склонны проявлять гуманное отношение к сверстницам. Девочек больше заботит собственное благополучие, в то время как мальчики больше заботятся о благополучии товарища. Кроме того, у девочек обнаружено расхождение скрытого мотива поведения в «свою пользу» и внешне демонстрируемого поведения «в пользу другого».

Девочки показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности, большую, чем мальчики гибкость, способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения (в вербальной сфере).

В. В. Абраменкова делает вывод о различном влиянии группы сверстников на гуманное поведение мальчиков и девочек. У мальчиков группа катализирует проявление гуманных межличностных отношений, для девочек таким катализатором является взрослый. В групповой ситуации у мальчиков сильнее выражено чувство единения с группой, взаимовлияние участников, соревновательный азарт [1]. У девочек и мальчиков обнаруживаются различия в ориентации на социальные объекты: для мальчиков референтной является группа сверстников своего пола, для девочек референтным является взрослый.

Как отмечают В. В. Абраменкова и Т. А. Репина, общество сверстников в группе детского сада, наряду с другими функциями, выполняет функцию половой социализации и формирования половых стереотипов. Существующее в группе особое общественное мнение распространяется и на оценку полоролевого поведения мальчиков и девочек. Дошкольники, следующие предписаниям пола, лучше принимаются сверстниками.

Особенности взаимоотношений детей разного пола в игровой деятельности изучались Л. П. Бочкаревой. Ею выделено четыре группы дошкольников в зависимости от их отношения к сверстникам противоположного пола. Дети, относящиеся к первой группе, всегда доброжелательны к представителям противоположного пола, играют с ними, как с равными. Мальчики уступают девочкам. Девочки смотрят на мальчиков как на сильных и справедливых ребят, опекают их.

Ко второй подгруппе были отнесены дети, которые в основном проявляют доброжелательное отношение к сверстникам противоположного пола, но в определенной ситуации могут проявить и недоброжелательность, не уступить в игре, резко ответить.

Детей третьей группы характеризует неустойчивость отношения к сверстникам другого пола. Отношение может зависеть от многих факторов: темы игры, выполняемой роли, личных симпатий.

Детей четвертой группы отличают постоянные конфликты с представителями противоположного пола.

Л. П. Бочкарева делает вывод, что девочки более критичны к мальчикам, более требовательны и менее снисходительны, именно девочки больше нуждаются в формировании стойкого положительного отношения к детям противоположного пола.

Таким образом, гендерные особенности общения и взаимоотношений дошкольников проявляются в половой консолидации детей со сверстниками своего пола и более благожелательном отношении к сверстникам своего пола. Объединение детей в однополые компании способствует становлению гендерной идентичности ребенка. В общении и совместной деятельности происходит отработка полоролевого поведения.

Вместе с тем, по мнению В. В. Абраменковой, в современных условиях стихийная половая сегрегация приобретает частный характер. Исчезают типичные коллективные игры, специфический детский фольклор. Детская субкультура утрачивает четкие границы, что ведет к переориентации в формировании психологического пола с жесткой модели на более мягкую, смешанную модель.

 

Вопросы и задания по теме

4.1. В чем проявляется гендерная специфика общения и взаимоотношений дошкольников?

4.2. Каково значение половой консолидации в формировании личности ребенка?

4.3. Какие методы позволяют выявить особенности половой консолидации дошкольников?

4.4. В чем состоит роль педагога в организации взаимодействия детей разного пола?

 

Глава 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 725; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.006 с.)