Система организации и проведения классификаций лиц, занимающихся адаптивным спортом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система организации и проведения классификаций лиц, занимающихся адаптивным спортом



 

Для характеристики существующей системы организации и проведения классификаций в адаптивном спорте необходимо ответить на два вопроса: кто определяет критерии классификации и кто ее осуществляет?

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что критерии выделения в группы (классы) или в одну группу (класс) лиц с ОВЗ определяют международные спортивные организации инвалидов, которые осуществляют и общее руководство развитием того или иного вида адаптивного спорта. В паралимпийском движении это четыре вида рассмотренных ранее международных федераций по виду спорта – МПК, международные федерации, объединяющие спортсменов конкретных нозологических групп, международные федерации по конкретным видам паралимпийского спорта, международные федерации по видам спорта для здоровых спортсменов.

В сурдлимпийском движении критерии медицинской классификации для спортсменов с поражением слуха утверждает Международный спортивный комитет глухих (CISS).

В специальном олимпийском движении критерии оценки спортсменов, которые могут участвовать в программах Специальной Олимпиады с использованием нетрадиционной модели соревновательной деятельности (люди с умственной отсталостью), определяет Международная организация Специальной Олимпиады – Special Olympic International (SOI).

В некоторых видах паралимпийского адаптивного спорта разработаны собственные спортивно‑функциональные классификации. Такие классификации используются в конном спорте, настольном теннисе, стрельбе из лука, пулевой стрельбе, баскетболе на колясках. В них распределение спортсменов на классы осуществляют исходя из ограничений для конкретного вида адаптивного спорта, что в значительно большей степени соответствует идеям МКФ.

Система организации и проведения спортивно‑функциональной классификации действует только в паралимпийском движении, причем только для людей с ПОДА.

В отличие от медицинской классификации, ее совершенствование и ответственность за разделение спортсменов на отдельные классы возлагаются на ИКСА по конкретному паралимпийскому виду спорта, где представлены соответствующие специалисты, сертифицированные для этого вида деятельности. Опираясь на соответствующие данные медицинской классификации, они формируют классы спортсменов для участия в состязаниях по конкретному виду адаптивного спорта.

В работе Н. А. Сладковой (2003) приведены спортивно‑функциональные классификации по наиболее популярным в России паралимпийским видам спорта: баскетболу на колясках, волейболу стоя и сидя, горнолыжному спорту, конному спорту, легкой атлетике, лыжным гонкам, настольному теннису, пауэрлифтингу, плаванию, стрельбе из лука, пулевой стрельбе, футболу для спортсменов с последствиями церебрального паралича.

В последние годы все более отчетливо проявляется тенденция объединения на соревнованиях представителей различных спортивно‑функциональных классов в одну группу, в которой они ведут борьбу за один комплект медалей, с присвоением спортсменам форы (преимущества), выраженной в процентах.

Введение системы гандикапа в процентах особенно характерно для зимних видов спорта (лыжных гонок, горнолыжного спорта, биатлона и др.).

Необходимо подчеркнуть, что система гандикапной классификации в процентах существенно осложняет борьбу за медали, количество комплектов которых в этом случае уменьшается, а конкуренция возрастает.

Что же касается спортивно‑функциональной классификации слепых, то здесь представители ИКСА по конкретному паралимпийскому виду спорта используют данные медицинских классификаторов, разделяющих всех спортсменов на три класса в зависимости от остаточного зрения (B1, В2, В3, где В – первая буква в англ. слове blind – слепой).

Еще проще ситуация обстоит со спортсменами с поражением слуха и интеллекта (умственно отсталыми), где детальная дифференциация на классы по степени (уровню) поражения вообще не проводится.

Разделение спортсменов на дивизионы, осуществляемое в программах соревнований по правилам Специальной Олимпиады, нельзя относить к процедуре классифицирования, как это используется в адаптивном спорте, поскольку здесь вообще не рассматривается медицинская и спортивно‑функциональная характеристика атлетов в связи с их дефектом.

Из сказанного следует, что процедуру дивизионирования логичнее трактовать как предварительное (до основных соревнований) определение уровня подготовки атлетов, причем осуществляемое не только (и даже не столько) с целью уравнивания их шансов на победу, сколько с целью увеличения количества комплектов медалей для награждения участников состязаний.

 

19.4. Основные группы лиц, занимающихся адаптивным спортом (классификация спортсменов)

 

Существует множество классификационных признаков, по которым проводится разделение занимающихся адаптивным спортом спортсменов на те или иные группы (классы). Два из них уже были рассмотрены при классификации основных направлений развития адаптивного спорта – это вид заболевания, инвалидности (нозологической группы) спортсмена и модель соревновательной деятельности, которую он реализует.

В соответствии с первым признаком атлеты, занимающиеся адаптивным спортом, разделяются на лиц: с поражением зрения, опорно‑двигательного аппарата (которые в свою очередь делились еще на четыре группы, а с 2013 г. на восемь), слуха, интеллекта; перенесшие инфаркт миокарда, операции по пересадке тканей и органов (трансплантаты); имеющие заболевания органов дыхания, например астму и др. Количество таких групп с каждым годом становится все больше.

Второе основание деления позволяет распределить всех спортсменов на две группы – тех, кто использует традиционную модель соревновательной деятельности (паралимпийцы, сурдлимпийцы, трансплантаты и др.), и тех, кто применяет нетрадиционные модели состязаний (специальные спортсмены в программе Специальной Олимпиады, люди с ограниченными возможностями здоровья в спартианской моделе культурно‑спортивной деятельности; инвалиды, играющие в «мягкие игры», игры и спорт, основанные на сотрудничестве, и др.).

Важнейшим классификационным признаком в адаптивном спорте, позволяющим провести разграничительную линию между теми, кто может участвовать в соревнованиях по различным его видам и кто – нет, выступает наличие у человека так называемого минимального уровня поражения. Если такого уровня поражения нет, то спортсмен не допускается к соревновательной деятельности в адаптивном спорте.

Для спортсменов, имеющих поражение различных органов и систем, устанавливаются критерии минимального уровня поражения:

1) для лиц с ПОДА – устанавливаются международными федерациями четырех видов для каждого вида спорта, спортивной дисциплины по каждому из восьми типов поражений;

2) для людей с поражением зрения – острота зрения ниже 6/69 (0,1) и/или при концентрическом сужении границ поля зрения от точки фиксации менее 20°;

3) для людей с поражением интеллекта по версии INAS‑FID: – уровень интеллекта в баллах не превышает 70 IQ (средний человек имеет 100 IQ);

– наличие ограничений в овладении обычными навыками (общение, социальные навыки, самообслуживание и др.);

– проявление умственной отсталости до достижения возраста 18 лет;

4) для людей с поражением слуха – ослабление слуха до 55 ДБ;

5) для людей с отклонениями в умственном развитии по версии SOI – соответствие одного из следующих критериев:

– специалист или уполномоченная организация установили, что согласно критериям, применяемым на данной территории, данный человек имеет отклонения в умственном развитии;

– данный человек имеет задержку в развитии когнитивных познавательных функций, что может быть определено стандартизированными показателями (например, коэффициентом интеллектуальности IQ) или иными показателями, которые в стране проживания человека воспринимаются специалистами в качестве убедительных свидетельств наличия задержки в развитии когнитивных функций;

– наличие функциональных ограничений как в действии общих познавательных функций (например, IQ), так и в адаптивных навыках (таких, как отдых, работа, независимая жизнь, самонаправленность или забота о себе).

Люди, чьи функциональные ограничения основаны исключительно на физических или эмоциональных отклонениях, развитии органов чувств или познавательных функций, отклонениях в поведении, не могут принимать участие в мероприятиях Специальной Олимпиады в качестве специальных спортсменов.

Следующий классификационный признак, позволяющий разделить всех занимающихся адаптивным спортом на две группы, исходит из наличия или отсутствия дифференциации спортсменов на классы после отнесения их к лицам, имеющим право участвовать в соревнованиях по адаптивному спорту. К первой группе спортсменов по этому основанию деления относятся лица с ПОДА и зрения. Ко второй группе – лица с поражениями слуха и интеллекта (как по версии INAS‑FID, так и по SOI).

Значительную специфику имеют спортивно‑функциональные классификации в игровых видах адаптивного спорта, где предусмотрена процедура дифференцирования спортсменов на классы после установления у них максимального уровня поражения. Так, например, в баскетболе на колясках каждому спортсмену присваиваются баллы от 1,0 до 4,5 в зависимости от уровня развития физических функций; в футболе для лиц с последствиями ДЦП – на четыре класса – СР5, СР6, СР7, СР8. Так реализуется принцип справедливости.

Далее в баскетболе на колясках баллы спортсменов складываются, образуя командную сумму, которая не должна превышать 14 баллов на пять игроков; аналогично в футболе на протяжении всей игры на поле должен находиться игрок класса СР5,

СР6 (если такого игрока нет, то команда вынуждена играть шестью спортсменами вместо семи), количество игроков класса СР8 на поле не должно превышать трех человек. Так реализуется принцип максимального вовлечения в команду игроков с различной тяжестью патологии.

В спортивных играх для незрячих спортсменов (например, в голболе, футболе 5×5) во время соревнований все участники закрывают глаза темными очками, соблюдая равные условия игры.

В завершение отметим, что в качестве магистрального направления совершенствования процедуры классификации в адаптивном спорте необходимо более широкое использование таксономической теории и философии и принципов МКФ.

 

? Контрольные вопросы и задания

1. Что такое классификация?

2. Какие классификационные признаки разделения спортсменов на классы используются в адаптивном спорте?

3. Каковы основные принципы классификации используются в адаптивном спорте?

4. Дайте краткую характеристику основным видам классификаций в паралимпийском спорте.

5. Каковы основные типы поражений, при наличии которых спортсмен имеет право принимать участие в соревнованиях по паралимпийским видам спорта?

6. Расскажите о системе организации и проведения классификации людей, занимающихся адаптивным спортом.

7. Какие типы международных федераций по видам спорта курируют развитие паралимпийских видов спорта и спортивных дисциплин?

8. Перечислите основные группы лиц, занимающихся адаптивным спортом (классификация спортсменов). Дайте краткую характеристику.

9. Расскажите об особенностях классификации спортсменов‑паралимпийцев в игровых видах спорта (на примере баскетбола на колясках или футбола лиц с ДЦП).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.016 с.)