Формы монополистических объединений — картели и синдикаты . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы монополистических объединений — картели и синдикаты .



Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

Виды монополий

Закрытая монополия (административная защита: ограниченный доступ к ресурсам и информации; юридическая защита: лицензии, технологии, технологии организации и т.д.). Любая закрытая монополия когда-нибудь открывается. Вопрос закрытости – это вопрос стоимости товара заменителя.

Естественная монополия – ограничивается состязательностью и конкуренцией, рыночная структура, в которой средние издержки достигают минимума тогда, когда одна фирма обследует рынок целиком.

Открытая монополия – монополия, когда фирма становится единственным поставщиком продукта, не имея при этом каких-либо специальных ограничений от конкуренции.

Монополия, возникающая в результате ценовой дискриминации – установление различных цен на различные единицы одного и того же продукта.

Ресурсная монополия. Закрытая монополия, связанная с владением ограниченного ресурса. Ограничение, связанное с издержками.

 

 

27) Виды монополий. Монополизация рынков и ее последствия. Индексы концентрации экономической власти.

виды монополий:

Закрытая монополия (административная защита: ограниченный доступ к ресурсам и информации; юридическая защита: лицензии, технологии, технологии организации и т.д.). Любая закрытая монополия когда-нибудь открывается. Вопрос закрытости – это вопрос стоимости товара заменителя.

Естественная монополия – ограничивается состязательностью и конкуренцией, рыночная структура, в которой средние издержки достигают минимума тогда, когда одна фирма обследует рынок целиком.

Открытая монополия – монополия, когда фирма становится единственным поставщиком продукта, не имея при этом каких-либо специальных ограничений от конкуренции.

Монополия, возникающая в результате ценовой дискриминации – установление различных цен на различные единицы одного и того же продукта.

Ресурсная монополия. Закрытая монополия, связанная с владением ограниченного ресурса. Ограничение, связанное с издержками.

МОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКА

Ситуация, складывающаяся на рынке, когда монополии сосредоточивают в своих руках подавляющую часть производства и сбыта товаров, что обеспечивает им возможность диктовать свои условия продажи и устанавливать монопольные цены. М.р. ведет к диктату производителя над торговлей и потреблением, а вследствие этого – к стагнации. Важными направлениями борьбы с М.р. являются развитие среднего и малого бизнеса, внедрение принципов маркетинга и совершенствование антимонопольного законодательства.

Монополия играет противоречивую роль в экономике страны. С одной стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что позволило им завоевать господствующее положение на рынке.

С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу13. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка.Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности.                                                                                                                                Индекс Лернера - Применяеться для рассчета степени монопольной власти в эконом.теории.  L=Р-МС\Р где, Р-цена,МС-предельные издержки.                               Чем больше разрыва между Р и МС,тем больше степень монопольной власти.При совершенной конкуренции,когда Р и МС =0.                                                                               Индекс Херфиндаля - Хиршмана. - Применяеться для оценки монопольной власти,так же используеться показатель,определяющий степень концентрации рынка.При его расчете используют данные об удельном весе продукции предприятия в отрасли.                                 IНН=S12+S22+S32+.....+Sn2                                                                                                                        S1- удельный вес самого крупного предприятия.                                                                                 S2-Удельный вес следующего по величене предприятия.                                                                   Sn - Удельный вес наименьшего предприятия.                                                                            Высоко монополизированой считаеться отрасль,где индекс превышает 1800.

 

28) Проблема демонополизации российской экономики. Формы демополизации. Последовательное проведение государством антимонопольной политики - важное условие формирования и функционирования рынка,а практика применения антимонопольного законодательства имеет большое значение для современной России.                                                                                                                                                                                           В качестве приоритетных задач антимонопольной политики выделяются:

а) антимонопольное сопровождение реформ естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктурных отраслей;                                                                         б) модернизация законодательств о защите и развитии конкуренции, о естественных монополиях и о рекламе;                                                                                                                                                                    в) контроль за концентрацией прав собственности на ограниченные природные ресурсы и предотвращение негативных последствий такой концентрации для конкуренции на товарных рынках;                                                                                                                                                                                   г) содействие повышению прозрачности российской экономики, выявление реальных собственников и групп лиц, контролирующих компании, имеющие рыночную и монопольную власть;                                                                                                                                                 д) защита и развитие конкуренции на строительном рынке, на рынке услуг по инженерной подготовке земельных участков под застройку;                                                                е) расширение инструментария политики защиты и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках;                                                                                                                                                              ж) интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское;                    

29) Издержки производства и предложение продукции. Класификация издержек производства. Краткосрочный и долгосроцный период деятельности фирмы.                          Расходы, которые несут предприятия и организации для создания товаров, чтобы в итоге получить от них нужную прибыль – это издержки производства. Каждое производство услуг и товаров связано с применением факторов производства: труда, природных ресурсов и капитала. Стоимость этих факторов определяется издержками производства.                                                            Классификация издержек                                                                                                                                     Если оценивать куплю-продажу как продавец, то в целях получения прибыли от сделки необходимо в первую очередь окупить затраты, которые понесла организация при производстве товара. Экономические издержки производства – это понесенные хозяйственные затраты в производственном процессе. Они включают в себя: приобретенные компанией ресурсы; внутренние ресурсы, не включенные в рыночный оборот; прибыль, которую предприниматели рассматривают как компенсацию в бизнесе за риск.                                                                                                          Бухгалтерские издержки производства – платежи и денежные расходы, которые осуществляются компанией с целью приобретения необходимых производственных факторов на стороне.        Издержки бухгалтерские включают прямые (расходы непосредственно на производство) и косвенные (естественные затраты, накладные расходы)                                                                       Альтернативные издержки – это издержки возможностей, которые были упущены.                     Явные издержки – это расходы альтернативные, которые принимают форму финансовых платежей собственникам ресурсов и полуфабрикатов. Их определяют суммой затрат фирмы, чтобы оплатить приобретаемые ресурсы. Издержки неявные (вмененные) – также альтернативные затраты, представляющие использование ресурсов, которые принадлежат компании. Они определяются стоимостью производственных ресурсов, находящихся в области данного предприятия.                Издержки постоянные – это расходы предприятия, которые оно несет независимо от объема производственной деятельности. Сюда относят: затраты на оборудование, плата за аренду, оплата труда административного и управленческого аппарата. Издержки переменные – расходы предприятия, зависящие от масштаба производства продукции. Сюда относят: расходы на рекламу, транспорт, налог на собственность, затраты на сырье и оплата рабочих. В краткосрочном периоде приемлемы и переменные и постоянные расходы, а в длительном периоде – лишь переменные. Издержки валовые – это сумма двух видов затрат: постоянных и переменных. Это денежные расходы компании на производство продукции.                                                                                                  Все фирмы выпускают такой объем своей продукции, при котором максимальный доход, который они получают, соответствует предельным издержкам.                                                                     Деятельность фирмы может быть краткосрочной или долгосрочной, в зависимости от соотношения постоянных и переменных факторов, постоянных и переменных издержек. Издержки, которые фирма несет при производстве заданного объема продукции, зависят от возможности изменения всех занятых ресурсов. Большая часть видов живого труда, сырья, топлива, энергии может быть изменена легко и быстро. Другие ресурсы требуют больше времени для освоения.       Общее правило поведения фирмы в долгосрочном периоде:фирма остается в деле, если предполагаемый доход от реализации ее продукции больше, чем валовые издержки фирмы. В краткосрочном периоде,когда еще остались непогашенные обязательства,фирма,терпящая убытки,может прекратить коммерческую деятельность,объявив себя банкротом, либо продолжить ее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.011 с.)