Основные функции закона стоимости . Закон стоимости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные функции закона стоимости . Закон стоимости



Является:

1) регулятором товарного производства.

2) движущей силой развития производительных сил.

 3) основой дифференциации производителей

На величину стоимости товара в обратной пропорции влияет производительность труда, определяющая степень эффективности конкретного труда. Так, если производительность труда повысилась в 3 раза, то за одно и то же рабочее время, например за 12 часов, изготовляется в 3 раза больше потребительных стоимостей — скажем, не одна, а 3 пары обуви. Стоимость каждой пары обуви снизилась с 12 До 4 часов труда. При этом повышение производительности труда не изменяет общей стоимости возросшей в 3 раза товарной массы, которая остается равной 12 часам. Однако теперь она воплощена не в одной, а в трех парах обуви.

По - другому влияет на стоимость товара интенсивность j труда, характеризующая степень его напряженности. При росте интенсивности труда производитель затрачивает в одно и то же время большую массу труда. Например, если интенсивность труда выросла в 3 раза, то затраты абстрактного труда за данное время увеличились втрое. Соответственно в 3 раза выросла и созданная стоимость. Однако при этом в 3 раза увеличилось количество произведенных продуктов. Поэтому величина стоимости единицы товара осталась неизменной.

 

 

14) Теория предельной полезности. Полезность как основа обмена. Измерение полезности. Закон убывающей предельной полезности.

При анализе потребительского поведения используется два подхода:

- кардиналистский (количественный)

- ординалистский (порядковый)

Кординалистский основывается на основе теории предельной полезности (А.Маршалл). Ординалисткий (В.Паретто и И.Фиглер) используют теорию кривых безразличия и бюджетную линию.

Полезность (Ютиль) – это субъективное удовлетворения, получаемое потребителем от потребления набора товаров или услуг.

Общая полезность (TV) – это совокупная полезность от потребления всех наличных единиц блага, она увеличивается с увеличением единиц потребления блага.

Предельная полезность (MV) – это дополнительная полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы блага. Она выступает как прирост общей полезности блага на одну единицу.

Теория предельной полезности опирается на следующие основные положения:

1. Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара, меньше полезности предыдущей единицы товара.

2. Потребитель стремится получить максимальное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход.

Правило потребительского поведения состоит в том, что предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, была бы равной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар.

 

Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного товара как известно как название закона убывающей предельной полезности. Чем больше потребление блага, тем меньше прирост полезности, получаемый от единичного приращения потребления этого блага (Если последовательное потребление какого-либо блага постепенно приводит человека к состоянию насыщения, то дополнительная полезность от использования одной дополнительной единицы данного блага начинает сокращаться). Это первый закон Госсена.

Функция полезности – обратно пропорциональность между полезностью и количеством потребляемого блага.

 

 

15) Возникновение, сущность, функции денег. Основные направления в теории денег. Законы денежного обращения.

Деньги возникли стихийно в процессе развития товарного обращения, когда возникли излишки товаров. Вначале объем произведенных товаров был сравнительно мал и обмен товарами между племенами носил случайный характер (все произведенные товары уходили на потребление) и осуществлялся в натуральной форме. Постепенно объем производства возрастал и начали появляться излишки товаров. Обмен стал носить постоянный, массовый характер. Возникла необходимость в специальном средстве обращения, с помощью которого можно было быстро и с минимальными издержками обменять один товар на другой. Таких средством обращения стали деньги (Первая функция денег — деньги как средство обращения).

Главное свойство денег — абсолютная ликвидность.

Ликвидность — это мера того, насколько быстро можно обменять какой-либо актив на наличные деньги.

Сущность денег раскрывается в пяти функциях:

· Меры стоимости

· Средства обращения

· Средства платежа

· Средства сбережения и накопления

· Мировые деньги

«Основные напавления теории денег»

· Металлическая теория денег.

Возникновение металлической теории связано с появлением меркантилизма. Меркантилизм – течение экономической мысли, которое главным источником богатства общества считало накопление денег и Металлисты смешивали простой обмен товаров с товарным обращением. Вот почему они не выделяли такие функции денег: средство платежа и средство обращения. Они же полагали, что деньги выполняют только лишь две функции: мера стоимости и средство накопления. настаивало на развитии торговли.

· Номиналистическая теория денег.

Сущность номиналистической теории состоит в утверждении, что деньги своей собственной стоимости не имеют и являются чисто условной абстрактной единицей, простым ярлыком и счетным знаком, устанавливаемый государством. Сторонники этой теории считали, что деньги не имеют никакой внутренней связи с товарами и получают свою силу от государства. Взгляды, близкие к номиналистам высказывали еще древние философы: - Платон и Аристотель.

· Количественная теория денег.
На сегодняшней день является самой распространенной в плане применения ее на практике.

Количественная теория денег сводит сущность денег к одной единственной функции – функции средства обращения. Будучи средством обращения, деньги, по мнению сторонников количественной теории, не могут иметь внутренней стоимости. Их стоимость определяется их количеством.

Законы денежного обращения                                                                                                                                          Для нормального функционирования товарно-денежных отношений в каждой стране требуется определенное количество денег. Необходимое количество денег для обращения определяется законом денежного обращения. Этот закон был открыт К. Марксом, установившем то самое необходимое количество денег, требующееся стране для нормального функционирования рыночных отношений. Его можно описать формулой:   Д = (Ц - В + П - ВП) / С.о.,                                                                                                                                где Д -- кол-во денежных единиц, необходимый в данный период для обращения;                   Ц -- сумма цен товаров, подлежащих реализации;                                                                              В -- сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода;                                         П -- сумма цен товаров, проданных в прошлые годы, платежи по которым поступили;                 ВП -- сумма взаимопогашенных платежей;                                                                                       С.о. - скорость оборота денежной единицы.

 

 

16) Теория ценообразования. Виды цен и механизмы ценообразования. Ценообразование является процессом установления, регулирования цен (тарифов) и контроля за применением установленного законодательством порядка формирования цены юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования.

Основными понятиями процесса ценообразования являются:

· цена как денежная оценка стоимости единицы товара

· тариф как денежная оценка стоимости единицы работы, услуги

При рассмотрении теоретических подходов к ценообразованию можно выделить два направления:

· отечественный или марксистский, основанный на теории трудовой стоимости

· западный, состоящий из:

В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.

1. По характеру обслуживаемого оборота различают оптовые и розничные цены.

Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).

К числу оптовых относятся закупочные цены, по которым производители реализуют свою продукцию организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки.

Розничные цены – цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению.

Особой формой розничной торговли является отпускная цена – цена, по которой предприниматель-изготовитель или его сбытовая организация реализует продукцию потребителям.

2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.

Свободные (рыночные) цены устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.

К свободным ценам относятся: Цена спроса – та, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения – рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства – цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.

Регулируемые цены – цены, устанавливаемые соответствующими органами управления, или цены, в отношении которых органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их условия.

В числе регулируемых цен выделяют:

Предельные цены – такие, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг.

Фиксированные цены – цены, устанавливаемые на определенном уровне.

 

 

17) Рынок как экономическая категория. Сущность и функции рынка. Понятие структуры и инфраструктуры рыночного хозяйства.

Рынок – это сфера экономических отношений между людьми по поводу купли - продажи товаров и услуг, основанная на принципах добровольности и равенства в обмене.

Рынок выполняет важные функции:

· функцию саморегулирования экономики, основанную на взаимодействии спроса и предложения, с помощью которой даются ответы на вопросы: что, как и для кого производить?

· стимулирующую функцию, позволяющую победить в конкурентной борьбе сильнейшим;

· учетную функцию, посредством которой устанавливаются пропорции в обмене товаров, определяются цены и подаются информационные сигналы продавцам и покупателям;

· посредническую функцию, позволяющую сводить агентов рынка.

Рыночной экономике необходима инфраструктура – система взаимосвязанных

специализированных организаций, тема взаимосвязнных потоков товаров, услуг,денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуюттоварные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы,занимающиеся посреднической деятельности, и т.п.

Для рассмотрения понятия «инфраструктуры», прежде всего, необходимо

определить, что же представляет термин «инфраструктура» сам по себе.

Инфраструктура (от лат. infra – ниже, под и structura–строение,

расположение) - в теории рынка: комплекс рыночных институтов,обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков.

· Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

· Признаками любой структуры являются:

· 1. тесная связь между ее элементами;

· 2. определенная устойчивость этих связей;

· 3. целостность, совокупность данных элементов.

· Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

 

 

18) Рыночный механизм: спрос и предложение. Закон спроса и предложения. Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения.

Спрос - это желание и возможность потребителя,приобрести определенное кол-во,товара или услуги,ха определенную цену.

Закон спроса -между ценой товаром существует обратно пропорциональная ависимость.Чем выше цена,тем ниже спрос,чем ниже цены,тем выше спрос.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

· Уровень доходов в обществе;

· Размеры рынка;

· Мода, сезонность;

· Наличие товаров-субститутов (заменителей);

· Инфляционные ожидания.

Взамодополняемые товары - это товары которые,дополняют друг друга по потребительскому спросу.

Ценовые факторы:

Эффект дохода -его суть заключается в том,что при снижении цены на какое-либо благо человек,может купить этого блага больше,не отказывая себе в приоретении других благ.

Эффект размещения -его суть заключаеться в том,что потребитель при росте цен одногь блага переориентируеться на другое благо с похожими потребительскими свойствами,но с неизменненой ценой.

Предложение - это кол-во товара,которое хотят и могут предложить на рынок прадовцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.

Закон предложения: при прочих равных условиях кол-во предлогаемого продовцами товара тем меньше,чем выше цена этого товара,и наоборот,чем ниже цена,тем ниже величина его предложения.

Неценовые факторы предложения:

1) Число продавцов.

2)Цены на ресурсы

3)налоги и дотации-это бюджетные стредства,предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Рф на безвозратной основе,что бы покрыть текущие расходы.

4)Технология производства.

5)Ожидание производства и продавцов.

6)Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

7)Наличие товаров заменителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.049 с.)