Товар как экономическая категория . Обьективные условия возникновения , формы и основные черты таварного производства . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товар как экономическая категория . Обьективные условия возникновения , формы и основные черты таварного производства .



Товар – это экономическое благо, произведенное для обмена.

Существуют две теории, анализирующие свойства товара.

1. Марксистская теория трудовой стоимости. Согласно данной теории у товара имеются четыре свойства:

1) потребительная стоимость – это полезность товара, его практическое назначение, способность удовлетворять ту или иную потребность человека (т. е. набор полезных свойств товара);

2) стоимость – это то, во что обходятся производство товара и его реализация (т. е. овеществленный в товаре общественный труд);

3) меновая стоимость – это количественное соотношение в котором один товар обменивается на другой;

4) цена – это денежное выражение меновой (рыночной) стоимости товара.

Свойства товара определены двойственным характером труда:

1) конкретный труд – это труд, затрачиваемый в определенной форме;

2) абстрактный труд – это труд вообще независимо от конкретной формы.

2. Маржиналистская теория предельной полезности. Согласно данной теории товар имеет два свойства:

1) полезность – выгода, получаемая или ожидаемая от товара;

2) ценность – индивидуальная или массовая оценка степени полезности товара для удовлетворения различных типов потребностей человека, фирмы или страны в целом. Ценность товара определяется:

а) универсальностью, т. е. тем, насколько широк круг потребностей, удовлетворяемых товаром;

б) значимостью для потребителей этих потребностей;

в) редкостью товара или сложностью его получения. Чем больше запасы товара, тем ниже полезность и, следовательно, ценность каждой следующей единицы товара.                      Простое и капиталистическое товарное производство, их характерные черты                              В развитии товарного производства можно выделить два этапа: простое и капиталистическое товарное производство. Типичным для докапиталистических формаций было простое товарное производство (иногда его называют неразвитым товарным производством). Для простого товарного производства характерны следующие черты:               · частная собственность на средства производства и продукты труда;                                                                             · личный труд собственника на средства производства;                                                                                  · является индивидуальным производством ремесленников и крестьян, осуществляемым ими в целях удовлетворения личных потребностей.                                                                                   Появление развитого товарного производства связано с утверждением капиталистической экономической системы. Поэтому его называют капиталистическим товарным производством. Для капиталистического товарного производства характерны следующие черты:                                                                                                                                       · средства производства принадлежат капиталистам, а рабочие лишены средств производства;                                                                                                                               · капиталист эксплуатирует наемный труд, безвозмездно присваивая значительную часть продукта чужого труда;                                                                                                                              · совместный труд многих рабочих под командой капиталиста используется в целях получения им прибыли.

Трудовая теория стоимости. Затраты труда как основа производства и обмена. Измерение стоимости товара. Закон стоимости.

Как известно, английские классики политической экономии (В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо) впервые определили сущность стоимости.

Содержание трудовой теории стоимости можно кратко изложить в следующих основных положениях.

1. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание — стоимость. Поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определенной меновой пропорции.

2. Стоимость товаров создается общественным трудом производителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта создает его для других. Стало быть, стоимость — воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.

3. Труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству Можно выделить простой (не требующий какой-либо подготовки) и сложный (квалифицированный) труд. На последний предварительно затрачиваются время, усилия человека, чтобы приобрести нужные знания и трудовые навыки. Потому в рыночном обмене товаров один час сложного труда может быть приравнен к нескольким часам простого труда.

4. Сам труд измеряется с помощью рабочего времени. Если труд является одинаковым по качеству (допустим, простой труд), то он количественно измеряется в часах работы.

5. На изготовление одного и того же вида продукта работники обычно затрачивают неодинаковое по величине индивидуальное рабочее время. Ибо они имеют различные условия производства (средства и предметы труда), отличаются по уровню квалификации, по степени интенсивности (напряженности) трудовых усилий.                                                  Закон стоимости — особенный экономический закон, выражающий внутренне необходимые, существенные и устойчивые связи между общественно необходимым трудом, затраченным на производство товара (с учетом условий его воспроизводства), и ценами товаров в условиях относительного соответствия спроса и предложения.

Первым свойством закона стоимости является отражение внутренне необходимых,

существенных и устойчивых связей между индивидуальным и общественно необходимым

рабочим временем

Второе свойство закона стоимости— обмен эквивалентов, то есть обмен товаров в

соответствии с количеством и качеством затраченного на них общественно

необходимого труда.

Третье свойство закона стоимости— наличие устойчивых связей между

производителями одного вида товаров через конкуренцию, когда осуществляется

взаимное давление одного предпринимателя на другого.

Четвертым свойством этого закона является устойчивая связь между спросом и

предложением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.15.248 (0.008 с.)