Механизмы охраны окружающей среды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизмы охраны окружающей среды.



1. Правовой механизм охраны окружающей среды.

2. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды (экономический механизм).

3. Планирование и финансирование природоохранной деятельности.

4. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

5. Предпринимательская деятельность в сфере охраны окружающей среды.

6. Экологическое страхование.

 

1. Базируется на применении мер юридической ответственности.

 

Правовой механизм - это система организационно-правовых мероприятий, направленных на сохранение, воспроизводство, восстановление природной среды. В своем составе имеет 4 элемента:

 

1) природоохранительные (природоохранные) нормы. Цель - закрепление в законодательстве императивов, принципов в области охраны окружающей среды. Правила поведения общего характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и составляющие каркас развивающегося экологического законодательства.

 

2) экологизированные нормы. Цель - донести до субъектов содержание природоохранительных норм.

 

3) нормы-гарантии. Призваны гарантировать исполнение природоохранительных и экологизированных правовых норм. Предусматривают применение мер юридической ответственности.

 

4) эколого-правовые отношения. Это результат применения и реализации вышеперечисленных норм.

 

Условия эффективности действия правового механизма:

1) содержание природоохранительной нормы должно иметь экологическое обоснование. Максимально должны учитываться интересы общества, сложившиеся правила морали и т.п. Должен отражаться общественный интерес, а не интерес частных лиц.

2) обязателен процесс экологизации всей системы законодательства.

3) помимо правовых гарантий должны реализовываться экономические, организационные и идеалогические гарантии.

4) все условия должны действовать и применяться в комплексе.

 

2. Экономический механизм в области охраны окружающей среды впервые был закреплен в законе РСФСР об охране окружающей природной среды 1991 г. В сегодняшнем законе об охране окружающей среды есть гл. 4 «экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». Ст. 14 - методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды. См. закон!!!

 

Основной задачей экономического регулирования является обеспечение научно обоснованного сочетания экологических, экономических, социальных интересов человека, общества, государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.

 

Отличие от правового - материальная заинтересованность субъектов.

 

Экономическое регулирование - это совокупность способов воздействия органов публичной власти на поведение субъектов экологических правоотношений для формирования у них экономической заинтересованности в охране окружающей среды.

 

Методы экономического регулирования можно разделить на 3 группы:

1) Экономические санкции - меры принудительного взимания платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

2) Экономические стимулы - предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, использовании вторичных ресурсов, переработке отходов и других мер по охране окружающей среды.

3) Экономические гарантии - осуществление финансирования природоохранной деятельности из бюджетов всех уровней, разработка государственных прогнозов социально-экономического развития и экологических программ, экологическое страхование, экологический аудит (аудирование).

Ст. 14 ФЗ также предусматривает и иные методы.

 

3. В состав экономических методов планирование и финансирование не входит на настоящий момент (т.е. в ст. 14, ст. 15 не действует также). В прошлом законе входило в методы это. Но это есть и об этом стоит говорить.

 

Планирование природоохранной деятельности осуществляется в следующих формах:

 

1) охрана окружающей среды может являться составной частью комплекса мероприятий, планируемых на определенной территории, т.е. может быть элементом территориального планирования и градостроительного зонирования, предусмотренных градостроительным законодательством, т.е. градостроительным кодексом. Она может содержаться в схемах территориального планирования РФ, субъектов и муниципальных районов, а также в генеральных планах, разработанных для городских округов и поселений. Также охрана окружающей среды может быть разделом или частью социально-экономического планирования развития территории.

 

2) существует достаточное количество планов и программ непосредственно посвященных вопросам охраны окружающей среды. Они могут быть классифицированы по 3м направлениям:

1. По отдельным экологически опасным видам деятельности (атомная энергетика, уничтожение химического оружия);

2. По охране природных комплексов (развитие г. Сочи как горно климатического курорта с 2006 по 2014 г., в отношении реки Волга);

3. По охране отдельных природных объектов (восстановление отдельных растений или животных, озеро Байкал).

 

Все существующие программы и планы можно поделить еще по 2м основаниям:

А) по субъекту их разрабатывающему: федеральные планы, планы реализуемые в субъектах РФ, муниципальные планы, а также предприятия, организации, ИП и др. юридические лица.

Б) по сроку действия: долгосрочные (от 5 до 10 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет) и краткосрочные (от 1 до 3 лет).

 

Финансирование осуществляется за счет федерального, регионального и местного бюджетов. В некоторых случаях на добровольной основе в субъектах РФ могут создаваться экологические внебюджетные фонды. В некоторых случаях происходит софинансирование из федерального бюджета для некоторых проектов. Но средств всегда недостаточно и ищут какие-либо еще источники.

 

Источники правового регулирования в области планирования: ФЗ 1995 г. о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в РФ.

 

Федеральные программы утверждаются ПП, т.е. они же и являются отдельным источником. Сейчас действует программа «чистая вода на 2011-2017», «снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера до 2015 г.» (действует с 2011 г.)

 

Отдельные нормы есть в ст. 13 ЗК РФ, ст. 18 ФЗ о животном мире.

 

Основа финансирования - БК РФ. Отдельные ФЗ (например, о бюджете). Также законы на уровне субъектов, в которых есть расходная часть на природоохранные мероприятия.

 

4. Ст. 16 ФЗ об охране окружающей среды - за загрязнение (негативное воздействие) окружающей среды взимается плата:

1) за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2) за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади;

3) За загрязнение недр и почв;

4) За размещение отходов и результатов потребления;

5) За загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими излучениями и другими видами негативного воздействия.

И иные виды негативного воздействия. Перечень не исчерпывающий.

 

ПП от 28.08.1992 #632 об утверждении порядка определения платы за....

ПП от 12.06.2003 #344 о нормативах платы за...

 

В соответствии с ПП от 2003 г. устанавливается 2 норматива платы:

1) за загрязнение в пределах установленных нормативов и

2) за загрязнение в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

 

Бывают сверх-лимиты. Пятикратное увеличение платежей за это. Сложно установить. Только в ходе проверки.

 

За загрязнение в пределах установленных нормативов плата осуществляется за счет себестоимости производимой продукции, работ, услуг. Она не заметна для производителя. А плата за лимитное загрязнение - за счет прибыли остающейся у хозяйствующего субъекта.

 

Так в ПП от 2003 г. наряду с нормативами разработаны коэффициенты состояния, учитывающие экологический фактор. Коэффициент состояния атмосферного воздуха и почв разработан для экономических районов России (у нас Центрально-черноземный район). Коэффициенты состояния вод разрабатываются по основным бассейнам рек и морей в разрезе экономических районов.

 

Ставка платы исчисляется следующим путем: берется норматив умножается на коэффициент. И суммируется для каждого элемента.

 

Может применяться коэффициент увеличивающий плату до 2х раз в случаях, если хозяйственная деятельность осуществляется на особо охраняемых территориях, в т.ч. лечебно-оздоровительных и курортных территориях, районах крайнего севера и местностях к ним приравненых, природной территории озера Байкал и зонах экологического бедствия. Каждый год используется коэффициент учитывающий инфляцию рубля.

 

Плата взимается поквартально. Администраторов взимания платежей является РосПриродНадзор. Регулярное внесение платежей не освобождает природопользователей об обязанности возместить вред причиненный окружающей среде, если он причинен. Плата за негативное воздействие поступает на счета бюджетов различных уровней: 20% - федеральны и по 40% - в региональный и местные бюджеты.

 

Гарантия для внесения платы - это санкция. Она содержится в ст. 8.1 КоАП.

 

Три точки зрения о правовой природе платы за негативное воздействие:

1) плата - это разновидность налога. ВС РФ. В своем определении 2001 г. Так и сказал. Т.к. В ней есть все основные элементы налога.

2) плата - это разновидность сбора. КС РФ. Государство предоставляет услугу оказывать негативное воздействие на природы. Природы сама не может выступать, от ее имени государство. Оказывает такую гос. услугу.

3) научная точка зрения. Плата. - это специфическая разновидность гражданско-правового платежа. Обязательного платежа.

 

5. Экологическое предпринимательство.

 

Предпринимательство в сфере экологии - иное понятие нежели в ГК.

 

Ст. 17 ФЗ об охране окружающей среды. Понятие. Такая предпринимательская деятельность осуществляется в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.

 

Доклад 1987 г. наше общее будущее. Предпринимательские круги должны объединять свои усилия и направлять их на решение экологических проблем.

В 1992 г. с принятием хартии торгово-промышленной палаты «бизнес и окружающая среда» были сформулированы 16 принципов, которыми должны руководствоваться предпрениматели в о ношении охраны окружающей среды.

 

В РФ в 2000 г. был разработан модельный закон об основах экологического предпринимательства. В нем дается определение:

 

Экологическое предпринимательство - это производственная, научно-исследовательская, кредитно-финансовая деятельность по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг, имеющую целевым назначением обеспечение сохранения и восстановления окружающей среды и охрану природных ресурсов.

Управление экологическим предпринимательством должно являться частью государственной социальной и экономической политики.

 

Направления:

Экологическое аудирование производств (экологический аудит).

Наладка и эксплуатация природоохранного оборудования.

Оценка экологической безопасности материалов, веществ, технологий.

Проведение восстановительных работ нарушенного состояния природных ресурсов, которые происходят в ходе хозяйственной деятельности.

 

Государство должно стимулировать такую деятельность.

 

Стимулы:

Корректировка размеров платежей за загрязнение окружающей среды.

Ст. 67 НК предусмотрено предоставление инвестиционного налогового кредита.

Уменьшение полученных доходов на сумму произведенных расходов при уплате налога на прибыль.

Некоторые налоговые льготы могут регулироваться законодательством субъектов.

 

6. Экологическое страхование.

 

В РФ осуществляется обязательное и добровольное экологическое страхование.

 

После принятия в 1991 г. ФЗ об охране окружающей среды, он имел ст. 23: в РФ осуществляется добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

 

16.07.2010 г. #205-ФЗ был принят закон об обязательном страховании гражданский ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

 

В 1992 г. было разработано типовое положение о добровольном экологическом страховании и оно действует до сих пор. Но на добровольной основе.

 

В 1994 и 1995 г. проводился эксперимент по развитию, в т.ч. и добровольного, экологического страхования. Им было охвачено 15 регионов РФ. По результатам проведенного эксперимента был подготовлен проект закона об экологическом страховании. Он прошел в первое чтение, но принят не был.

 

Общие положения содержатся в ГК. ФЗ об организации страхового дела в РФ.

 

Специальные - ФЗ об охране окружающей среды - ст. 18.

ФЗ о промышленной безопасности опасных промышленных объектов,

ФЗ о безопасности гидротехнических сооружений и

ФЗ об использовании атомной энергии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.104 (0.045 с.)