Средства массовой информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства массовой информации



 

Средства массовой информации (СМИ) являются инструментом коммуникации и представлены, в частности, газетами, телевидением и новыми технологическими разработками, например Интернетом. В либерально-демократических политических системах отдельные виды СМИ традиционно действовали раздельно и собственность, скажем, на печатные СМИ не распространялась на другие крупные формы коммуникации, каковыми являлись и поныне являются телевидение и радио. С развитием процесса одновременного владения различными видами СМИ границы между ними стали стираться и мир стал свидетелем появления таких влиятельнейших информационных магнатов, как Руперт Мердок, интересы которого распространяются на широкий сегмент информационного рынка.

СМИ выполняют ряд функций. Они являются источником информации о национальных и международных событиях, а кроме того, внимательно наблюдают за действиями властей. Термином «четвертая власть» нередко определяется роль СМИ как гаранта соблюдения конституционных норм и либерально-демократического политического устройства страны.

Хотя значение СМИ в функционировании механизма либеральной демократии широко признается, их деятельность нередко подвергается обоснованной критике. Острие критики направлено на проявления политической позиции в освещении и интерпретации событий и на попытки влиять на поведение избирателей в периоды проведения предвыборных кампаний.

Отношение к перечисленным особенностям в работе СМИ различно. Теорией усиления утверждается, что влияние СМИ на политическую жизнь ограничено, поскольку большинство членов общества уже определились в своих политических воззрениях, а потому станут читать, слушать и смотреть материалы, которые согласуются с их убеждениями, и проигнорируют все, что выражает противоположный взгляд на вещи. Противоположная точка зрения состоит в том, что многие люди не отдают себе отчета в политической ориентированности или ангажированности СМИ, воздействию которых они подвергаются, а потому на их позицию можно влиять тем или иным способом подачи событий, особенно когда характерное воздействие на аудиторию производится в течение продолжительного периода. Люди с неопределенными политическими взглядами, не имеющие твердых убеждений и предпочтений (те, что при опросах общественного мнения выбирают вариант «не знаю»), наиболее подвержены влиянию со стороны СМИ.

См. также статьи «Законодательная ветвь власти», «Опросы общественного мнения», «Формирование политической повестки», «Частная жизнь».

 

СУВЕРЕНИТЕТ

 

Суверенитетом пользуется орган, обладающий неограниченной властью. В современной политике различаются два типа суверенитета: внутренний суверенитет, которым обладает некий высший юридический или политический орган, наделенный правом принятия решений, обязательных для исполнения всеми гражданами, и внешний суверенитет, или право на самоопределение, которым утверждается право государства контролировать внутреннюю жизнь страны без вмешательства внешних сил или стран.

В федеративных государствах внутренний суверенитет фрагментирован. В таких странах, как Австралия, Германия, Канада и США, общенациональное правительство может принимать законы в пределах строго определенных сфер деятельности, тогда как остальные вопросы регулируются штатами или провинциями, на которые поделены эти страны. В унитарных государствах, таких, как Великобритания или Франция, суверенитет не поделен и полностью находится в руках институтов национальной власти, обладающих исключительным правом ведения государственных дел.

Незыблемость внешнего суверенитета значительно пострадала с развитием процессов, усиливающих взаимозависимость государств. Существованием наднациональных объединений, например Европейского Союза и международных организаций, в частности Организации Объединенных Наций, ограничивается свобода действий их членов (а порой и не только членов). Торговыми соглашениями ограничиваются возможности сторон в защите национальной экономики посредством тарифных барьеров. Заключаются и более широкие соглашения, посредством которых мировая торговая система регулируется согласованными международными усилиями, координируемыми, в частности, саммитами Большой Семерки.

Подобные инициативы ущемляют возможности отдельных государств в принятии самостоятельных решений в области экономической политики.

Рост мультинациональных компаний также подрывает суверенитет отдельных государств, поскольку такие компании оказывают значительное влияние на правительства стран, в которых расположены.

См. также статьи «Глобализация», «Европейский Союз», «Национализм», «Суверенитет парламента», «Теория зависимости», «Третий мир», «Унитарная система правления», «Федеративная система правления».

 

СУВЕРЕНИТЕТ ПАРЛАМЕНТА

 

Суверенитет парламента обеспечивается его правом принимать любые законы по его усмотрению, а введение в действие этих законов не может быть оспорено никаким другим государственным органом (включая суд и органы местного самоуправления). Данная концепция лежит в основе сложившейся в Великобритании системы правления. Изначально доктрина была разработана с целью утверждения превосходства парламента над монархией.

Значение, которое придается суверенитету парламента, наглядно иллюстрируется характером применения закона о правах человека 1998 г., которым положения Европейской конвенции о правах человека внедряются в правовую систему Великобритании в виде билля о правах. Содержащиеся в билле о правах гарантии, по мысли его авторов, должны обеспечиваться любыми законодательными актами, которые впоследствии предстоит принимать парламенту. В некоторых странах (например, в Канаде) законодательство о правах человека наделяет суды правом опротестования любых законов, противоречащих его базовым принципам. В Великобритании же, где подобные действия нарушали бы суверенитет парламента, суды таким правом не обладают. Согласно закону 1998 г., судьи имеют право объявить принятый парламентом закон несоответствующим конвенции. Хотя предполагается, что судебные заявления подобного рода должны подвигнуть правительство и парламент на скорейшее приведение опротестованного таким образом законодательства в соответствие с конвенцией о правах человека, ничто не мешает этим двум органам оставить судебное решение без внимания.

Еще одним аспектом суверенитета парламента является невозможность для одного состава парламента налагать какие-либо ограничения на действия своих преемников. Любой закон, принятый одним парламентом, может быть впоследствии изменен или отменен другим парламентом. Так, хотя членством Великобритании в Европейском Союзе предполагается приоритет общеевропейских законов над законами, принятыми британским парламентом, это очевидное ущемление суверенитета парламента теоретически может быть нейтрализовано решением будущего состава парламента о выходе страны из этого наднационального образования.

См. также статьи «Европейский Союз», «Права человека», «Суверенитет».

 

СУДЕБНАЯ ВЕТВЬ ВЛАСТИ

 

Судебная ветвь власти представлена судьями, функция которых состоит в разрешении споров, возникающих между двумя сторонами. В роли сторон могут выступать частные лица, споры между которыми разрешаются в рамках гражданских дел, либо одна из сторон судебного разбирательства может быть представлена государством. Последнее возможно в случае обвинения гражданина в совершении уголовного преступления или если гражданин судится с государством, и тогда дело рассматривается в контексте административного права. В некоторых странах (в частности, во Франции) существует отдельная система административных судов, в других же (например, в Великобритании) дела такого рода рассматриваются судами общей юрисдикции. Кроме того, судебная власть осуществляет функцию судебного надзора, а требование не только применять правовые нормы, но и интерпретировать их позволяет судьям выступать и в роли законодателей (ситуация, определяемая как «судебное законотворчество»).

В странах либеральной демократии не найти и двух идентичных систем судоустройства. Различия касаются и порядка судебного разбирательства. Принцип состязательности процесса действует, в частности, в Великобритании и Соединенных Штатах, и суть его состоит в том, что две стороны пытаются доказать собственную версию путем опровержения доводов оппонента. С другой стороны, в ряде европейских стран (в частности, во Франции) действует инквизиционное судопроизводство, при котором сбор доказательств входит в обязанности магистрата или судьи, а основная задача судебного разбирательства состоит в выяснении обстоятельств, не выявленных в ходе предварительного расследования.

Способность судебной власти действовать независимо от других двух ветвей власти представляет собой важную особенностью либерально-демократических политических систем и обеспечивается принципом неприкосновенности судей. Между тем судьи являются объектом как официального, так и неофициального контроля. В частности, они могут подвергаться воздействию со стороны общественного мнения, стремиться к тому, чтобы их решения оставались в русле общественных настроений. Звучат заявления о том, что Верховный суд США внимательно наблюдает за результатами голосования на выборах.

См. также статьи «Законодательная ветвь власти», «Исполнительная ветвь власти», «Конституция», «Либеральная демократия», «Разделение властей», «Судебный надзор».

 

СУДЕБНЫЙ НАДЗОР

 

Судебный надзор представляет собой процедуру, следуя которой судебная власть может контролировать действия, предпринимаемые исполнительной и законодательной ветвями власти, а также другими подчиненными им органами управления, с тем чтобы обеспечить соблюдение норм, изложенных в конституции страны. Если суды приходят к выводу, что переданные на их рассмотрение действия противоречат конституции, то могут объявить такие действия «неконституционными». Подобное решение равнозначно отмене неконституционных действий.

В Соединенных Штатах судебный надзор осуществляется Верховным судом; во Франции Конституционный совет отвечает за соблюдение конституции; в Германии ту же функцию выполняет Федеральный конституционный суд.

В конституциях часто содержится декларация принципов, определяющих дух документа и задающих тон последующим судебным толкованиям. Следуя этим принципам, можно правомерно применять статьи конституции к событиям и ситуациям, которые не были предусмотрены в период ее составления, и тем самым расширять спектр действия основного закона без необходимости прибегать к сложной процедуре внесения поправок и изменений. Выполняя эту функцию, судьи могут полагаться либо исключительно на собственный профессиональный опыт и компетенцию, либо — как это делается в Германии — до вынесения вердикта рассматривать доводы заинтересованных сторон. Одна из связанных с судебным надзором проблем состоит в том, что суды не всегда могут в существенной степени ограничить масштабы деятельности исполнительной власти или заставить ее четко следовать основным требованиям кодекса этичного поведения.

В странах, имеющих конституцию, подобную существующей в Великобритании (см. с. 99), действует другая процедура судебного надзора. Объясняется это тем, что принимаемый законодателями закон сам становится источником конституционного права. В таких странах спектр применения судебного надзора более ограничен и сводится к оценке того, строго ли исполнительная власть и нижестоящие властные структуры, как, например, органы местного самоуправления, соблюдают положения принятых законодателями законов.

См. также статьи «Законодательная ветвь власти», «Конституция», «Судебная ветвь власти».

 

ТЕОРИЯ ЗАВИСИМОСТИ

 

Теорией зависимости делается попытка объяснить природу и характер неравенства в отношениях между государствами первого мира и странами третьего мира (или развивающимися странами). Теория исходит из того, что некогда неприкрытый политический контроль, который осуществляли экономически развитые нации над своими колониями (иногда еще именуемыми «зависимыми территориями»), уступил место новой форме доминирования за счет несравненно большей экономической мощи первого мира. Такими факторами, как более выгодное положение на мировом рынке стран первого мира и зависимость третьего мира от иностранной помощи и предоставляемых странами первого мира займов развития, формируется и постоянно укрепляется основа неравенства между странами «двух миров», ликвидировать которое развивающимся странам очень непросто.

Теорией зависимости утверждается существование экономической формы колониализма; цель ее состоит в сохранении положения, при котором страны третьего мира обслуживают экономические интересы индустриально развитых государств, обеспечивая их промышленность необходимыми сырьевыми ресурсами и играя роль рынка для производимых ими промышленных товаров. Ситуация создает ущербную модель развития экономики этих стран, которая по преимуществу представлена сельскохозяйственным производством и добычей полезных ископаемых в ущерб развитию собственной перерабатывающей промышленности. Зависимость только усугубляется займами, предоставляемыми странам третьего мира такими институтами, как Международный валютный фонд. Взимаемые по займам проценты и навязываемые кредитором условия подрывают суверенитет страны-рецепиента и могут провоцировать проведение политики, противоречащей интересам большинства населения страны и создающей еще менее благоприятные условия для экономического роста.

Между тем ситуация с экономически подчиненным положением стран третьего мира не является безнадежно необратимой. Так, нефтедобывающие страны сумели взять инициативу в свои руки и, действуя через Организацию стран — экспортеров нефти (ОПЕК), радикально изменили с помощью механизма увеличения и сокращения добычи ситуацию с мировыми ценами на нефть.

См. также статьи «Колониализм», «Суверенитет», «Третий мир».

 

ТЕРРОРИЗМ

 

Терроризм использует насилие для достижения своих политических целей. Британским законом о предотвращении терроризма 1974 г. термин определяется как «используемые в политических целях насильственные действия, к каковым относятся любые акты насилия, направленные на запугивание всего общества или любой его части».

Насильственные действия могут применяться для достижения самых различных целей. Целью может быть как революционное свержение государственного строя, так и проведение реформ, которые возможны в рамках существующей экономической, политической и социальной системы, но которые правительство не желает проводить. В последнем случае насилие используется как средство воздействия на власти. Насилие может служить освободительным целям и быть направлено на избавление страны от иностранного правления. Насильственные действия национально-освободительного характера не раз достигали своих целей по всему миру, в частности в период борьбы против колониального владычества европейских государств на территории Африки и Азии. Применение силы может поощряться и спонсироваться государствами, например, при противостоянии внешним силам и подавлении внутренней оппозиции.

Политически мотивированное насилие ассоциируется с использованием самой разнообразной тактики действий. Тактика может состоять в нанесении точечных ударов против тех, чья деятельность рассматривается как ключевой элемент функционирования государства и его институтов, например против политиков, представителей полиции, судебной системы и военных. Насилие может носить неизбирательный характер и выражаться в, казалось бы, бессмысленных актах, направленных против случайных людей. Цель же подобных действий состоит в запугивании общества, которое, желая обеспечить собственную безопасность, станет давить на власти, призывая уступить требованиям террористов.

Насилие может играть на экономических интересах и делать государство объектом давления со стороны представителей бизнеса, которые опасаются лишиться вследствие действий террористов принадлежащей им собственности. Тактика похищений, воздушного пиратства и ограблений может использоваться для извлечения финансовых средств, приобретения известности, дискредитации правительства и принуждения его к уступкам.

См. также статьи «Государство», «Колониализм».

 

ТОТАЛИТАРИЗМ

 

При тоталитарной политической системе государство контролирует все аспекты политической, социальной, культурной и экономической жизни своих граждан. Государством руководит правящая элита, чья власть основана на идеологическом контроле над массами, подкрепленном репрессивными действиями. В таких обществах гражданские свободы, права человека и возможность граждан участвовать в принятии решений очень ограничены либо отсутствуют вообще. Термин «авторитарный» используется в отношении государств, также управляемых элитой, обладающей значительной властью, которая, впрочем, не всегда распространяется на все сферы общественной жизни, как это имеет место при тоталитаризме.

Господствующая в тоталитарных обществах идеология может быть самой разной. Марксизм-ленинизм безраздельно господствовал в бывшем СССР, где жизнь полностью контролировалась Коммунистической партией Советского Союза. Доверенные члены партии осуществляли контроль над такими институтами общества, как профсоюзы, средства массовой информации и армия, а также над обеспечиваемыми государством услугами, например образованием, В других тоталитарных режимах господствующей идеологией может быть фашизм, при котором допускается существование только одной партии, а представительные институты, например избранные в результате прямых выборов органы законодательной власти, обычно отсутствуют.

Тоталитарные режимы могут опираться и на религиозную идеологию. В качестве примера можно привести Иран и пребывающие под властью «Талибана» районы Афганистана, где насаждаются законы шариата, исламские религиозные лидеры занимают высокие политические посты, а политические партии действуют в рамках постулатов Корана и предписаний шариата. Отличительной чертой теократического правления является нетерпимость к воззрениям, идущим вразрез с доминирующим религиозным течением.

Тоталитарные режимы отличны от олигархических. Олигархия представляет собой политическую систему, при которой власть принадлежит небольшой группе людей, не столько пытающихся реализовать на практике некую политическую идеологию, сколько преследующих собственные интересы.

Интересы эти могут иметь экономический характер, а могут выражаться в стремлении обладать властью.

См. также статьи «Гражданские права», «Коммунизм», «Марксизм-ленинизм», «Права человека», «Третий мир», «Фашизм».

 

ТРЕТИЙ МИР

 

Термин «третий мир» появился в годы холодной войны и использовался для обозначения ряда новых национальных государств (первоначально в Азии и Африке, а позже и в Латинской Америке), не входивших ни в советский, ни в западный блоки. Впоследствии термин применялся в отношении экономически слабо развитых государств с низким уровнем индустриализации и соответственно с высоким уровнем бедности и многочисленными социальными проблемами, например неграмотностью населения. Многие из таких стран прежде были колониями европейских государств. Хотя со временем они обрели политическую независимость, их культурная и экономическая зависимость от бывших метрополий сохранялась. Часто термину «третий мир» предпочитают другой — «развивающиеся страны», поскольку «третий» как бы указывает на низкий статус государств на мировой арене.

Страны третьего мира демонстрируют самый широкий спектр социальных, экономических и политических различий. Многие из них преимущественно аграрные, хотя значительную долю в экономике может составлять и добывающая промышленность. Промышленные предприятия часто принадлежат иностранным владельцам, размещающим в странах третьего мира свои производства, желая воспользоваться рядом благоприятных обстоятельств, в частности низкой стоимостью рабочей силы. Бедность населения (что наблюдается даже там, где достигнут, как, например, в Мексике, высокий уровень индустриализации) усугубляется значительной задолженностью стран перед индустриальными государствами. Впрочем, есть и исключения. Так, нефтедобывающие страны Среднего Востока процветают и обладают существенным влиянием на мировой политической сцене, а ряд стран Азиатско-Тихоокеанского региона (например, Южная Корея и Тайвань) достигли высокого уровня индустриализации.

Политическое устройство стран третьего мира также отличается разнообразием, хотя либерально-демократические политические системы с истинной конкуренцией политических партий за власть и широким спектром гражданских свобод встречаются редко. Во многих государствах у власти находятся нестабильные олигархические режимы.

См. также статьи «Гражданские права», «Колониализм», «Коммунизм», «Либеральная демократия», «Теория зависимости», «Тоталитаризм».

 

ТРЕТИЙ ПУТЬ

 

Термин «третий путь» особенно часто стал использоваться в конце 1990-х годов при описании идеологии, которая лежала в основе действий целого ряда социалистических партий. Их политика строилась на развитии новых возможностей и достижении социальных целей с опорой на капитализм. Многие социал-демократические партии Европы (в том числе лейбористская партия в Великобритании и социал-демократическая партия в Германии) переключились в этот период на третий путь.

Первый путь был представлен курсом правительств «новых правых» в 1980-е годы. Акцент в проводимой ими политике делался на свободный рынок, что способствовало еще большему социальному расслоению общества. Значительная часть общественного богатства не инвестировалась, а потому не распределялась между членами общества, что привело в итоге к появлению «низшего класса», представители которого чувствовали себя выброшенными на задворки общества, оказались лишенными работы, власти и перспектив. Второй путь — путь социал-демократии, которая ратовала за национализацию ключевых отраслей и инфраструктуры коммунальных услуг.

Третий же путь предполагал сохранение частной собственности с параллельным пересмотром характера ее функционирования, распространение традиционной ответственности компаний перед их акционерами на более широкое сообщество, включающее клиентов, наемных работников и территории, где компании располагались.

В основе третьего пути лежала идея объединения усилий ради большей социальной справедливости, создания в рамках рыночной экономики более широких возможностей для всех. Свою задачу социал-демократы видели в оснащении людей навыками и знаниями, необходимыми для успешной работы на предельно гибком и постоянно меняющемся рынке труда современного капитализма. Кроме того, третий путь можно представить как систему реформ, призванных придать работе рыночного механизма большую плавность. Динамичный рынок требовал гибкости, обеспечить которую мешало наличие постоянно исключаемого из сферы экономической и социальной жизни низшего класса. Экономика, построенная на участии всех заинтересованных сторон, должна была таким образом обеспечить и большую экономическую эффективность, и более высокий уровень социальной справедливости.

См. также статьи «Индивидуализм», «Коллективизм», «Низший класс», «Новые правые», «Социал-демократия», «Социализм».

 

УНИТАРНАЯ СИСТЕМА ПРАВЛЕНИЯ

 

Унитарная система правления представляет собой форму государственного устройства, при которой власть сконцентрирована в руках национального правительства. Никакие другие правительства в рамках государства не располагают самостоятельными властными функциями. Такая система государственного правления существует, в частности, в Великобритании, Швеции и во Франции и кардинально отличается от федеративной системы правления (в Германии и США), при которой власть поделена между центральным правительством и органами управления административно-территориальных единиц. В Германии такие единицы именуются землями, в США — штатами.

Главное преимущество унитарной системы правления заключается в том, что центральное правительство способно в полной мере выполнить свои предвыборные обещания без необходимости преодолевать возможное сопротивление со стороны правительств отдельных административно — территориальных единиц. Ключевая же сложность состоит в том, что центральное правительство может слишком рьяно пользоваться своей властью, игнорируя особенности отдельный регионов, население которых может не поддерживать проводимую центром политику. Как следствие — возможный рост сепаратистских настроений и наличие резонного оправдания насильственным действиям сил, стремящихся к независимости от центрального правительства, обвиняемого в деспотизме и невнимании к отдельным территориям.

Между тем унитарные государства нередко имеют в своей структуре единицы управления, представляющие собой нечто среднее между национальным правительством и местным самоуправлением. Обычно это региональные органы власти, действующие в рамках достаточно обширных географических зон, население которых объединено теми или иными факторами общей идентичности, например общим языком, культурой или расовой принадлежностью. Степень автономности таких региональных органов власти может быть самой различной. Одни осуществляют полномочия, делегированные национальным правительством, что позволяет им действовать в рамках этих полномочий достаточно свободно. Например, в Испании региональные органы самоуправления автономных областей в значительной мере контролируют жизнь на своих территориях во многих ее аспектах. Другие же действуют лишь как административные органы, чья функция заключается в реализации региональной политики в соответствии с директивами национального правительства.

См. также статьи «Власть», «Мандат», «Передача полномочий», «Суверенитет», «Федеративная система правления».

 

ФАШИЗМ

 

Фашизм представляет собой идеологию, занимающую место на правом фланге политического спектра, которая, хотя и не располагает стройной системой воззрений, имеет ряд отличительных свойств. К таковым относится враждебность по отношению к коммунизму, марксизму и либерализму (особенно к индивидуализму, который, по мнению фашистов, должен быть подчинен интересам нации). Кроме того, фашизм не приемлет систему функционирования либеральной демократии, которую следует заменить тоталитарной политической системой с существованием только одной партии, а в идеале и с полным отождествлением этой партии с государством. Как следствие, гражданские и политические свободы в фашистских государствах отсутствуют.

Действие и насилие лежат в основе политической тактики фашистских партий, особенно когда дело касается сохранения власти. Партии фашистского толка подчеркивают значение твердого правления как средства разрешения государственных проблем. Известные лидеры фашистского движения, такие, как Адольф Гитлер (1889–1945) в Германии, Бенито Муссолини (1883–1945) в Италии, Франсиско Франко (1892–1975) в Испании и Антониу ди Оливейра Салазар (1889–1970) в Португалии в полной мере пользовались присущей им индивидуальной харизмой для сохранения преданности своих последователей. Фашизм подчеркивает значение национальной и расовой принадлежности, и логическим продолжением такой политики становятся территориальные притязания, расизм и геноцид.

Пользуясь популистской риторикой, фашистская идеология взывает к представителям всех социальных классов. Успешно действующие фашистские партии привлекают на свою сторону мелкую буржуазию в периоды, когда та чувствует угрозу со стороны социальных и экономических потрясений, проявляющихся в конкретной стране. Впрочем, индивидуальные фашистские партии предлагают широкий спектр идей и политических решений, а их лидеры привлекают на свою сторону массы, искусно играя на их бедах, страхах и предрассудках. Таким образом, популярность фашистских партий всякий раз обусловлена специфической ситуацией, сложившейся в той или иной стране.

См. также статьи «Гражданские права», «Идеология», «Корпоративизм», «Либерализм», «Марксизм-ленинизм», «Национализм», «Политический спектр», «Популизм», «Тоталитаризм».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.25.220 (0.056 с.)