Перегруппирование приверженцев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перегруппирование приверженцев



 

Под перегруппированием приверженцев понимается перераспределение отношений между политическими партиями и ключевыми социальными группами общества, отношений, которыми в значительной степени обусловлены их обоюдная сила и влияние. Отход традиционных и классовых сторонников, влекущий за собой ослабление исторически сложившихся связей между индивидами или группами и конкретными партиями, может служить прелюдией к перегруппированию приверженцев.

Формирование новых отношений обычно находит свое подтверждение в ходе так называемых перегруппировочных выборов, которыми отмечается возникновение новых моделей политического поведения. В Великобритании всеобщие выборы 1918 г. выявили потерю лейбористской партией значительной части голосов представителей рабочего класса.

Очередной пример перегруппирования приверженцев дали итоги президентских выборов 1932 г. в Соединенных Штатах, ознаменовавшихся рождением Коалиции нового курса. Коалиция сложилась из представителей профсоюзов, этнических меньшинств, либералов и интеллектуалов, и сформировавшаяся таким образом новая модель электоральной лояльности обеспечила демократической партии большинство в конгрессе и президентский пост на несколько десятилетий вперед. Впрочем, в обоих приведенных случаях перемены в лояльности избирателей стали происходить еще до выборов и перегруппировочными выборами были лишь со всей очевидностью подтверждены.

Далее последовали другие примеры перегруппирования приверженцев. Две подряд победы на президентских выборах Рональда Рейгана (р. 1911) в 1980 и 1984 гг. объяснялись наличием новой коалиции. Голоса, отданные республиканской партии белыми избирателями-мужчинами в южных штатах страны, ясно свидетельствовали о примечательном сдвиге в политических предпочтениях представителей этой электоральной группы, что явилось следствием перемен, имевших место в 1970-х годах. В Великобритании эра правления консервативной партии (1979–1997) отчасти объяснялась ренегатством достаточно преуспевающих представителей рабочего класса юго-восточных районов Англии (занятых преимущественно на предприятиях частного сектора и имевших собственные дома). Между тем указанных перемен оказалось недостаточно для того, чтобы получившие преимущество партии стали бесспорными лидерами на внутриполитической сцене. В Великобритании всеобщие выборы 1997 г. консерваторами были проиграны.

См. также статьи «Отход приверженцев», «Псефология».

 

ПЕРЕДАЧА ПОЛНОМОЧИИ

 

Передача полномочий означает делегирование властных функций от вышестоящего политического органа к нижестоящему. Нередко речь идет об уступке центральным правительством права на законотворчество в определенных областях региональным или местным властям с сохранением собственного статуса верховной власти в плане способности вернуть себе некогда переданные полномочия. Ситуация коренным образом отличается от той, что имеет место при федеративной системе правления, где властные полномочия, переданные субъектам федеративного государства, исполняются ими на постоянной основе в соответствии с положениями письменной конституции.

Передача полномочий порой позволяет разрешать противоречия в отношениях между общенациональной властью и сильными региональными образованиями и тем самым сохранять единство и целостность государства, которым угрожает отчетливое стремление регионов к самоуправлению. Именно таким образом развивалась ситуация в Испании. В 1979 г. были образованы семнадцать областей (или автономных коммун), каждая с собственным президентом и законодательным собранием. Эти органы получили возможность действовать с учетом региональных особенностей и с использованием инструментов контроля за ключевыми аспектами общественной политики, в частности, решать вопросы языка.

В Великобритании необходимость в передаче полномочий была реализована в серии шагов, предпринятых в 1998 г. Разработанные мероприятия призваны были успокоить страсти в Шотландии и Уэльсе и отчасти удовлетворить требования о передаче прав самоуправления, выдвигавшиеся националистическими партиями этих территорий (шотландской национальной партией и партией «Плед Кимру» Уэльса). Шотландия получила собственный парламент, который мог принимать законы, касающиеся широкого спектра региональных вопросов, с ограниченными правами по формированию финансовой базы реализации собственных решений.

В Уэльсе функции министерства по делам Уэльса были переданы ассамблее, составленной из шестидесяти представителей. Ассамблея не занимается выработкой законов, не имеет самостоятельных полномочий по взиманию налогов и полностью финансируется из центра. Таким образом, данный орган делает более демократичным процесс управления территорией, но не может служить иллюстрацией передачи полномочий в истинном значении этого понятия. Меры, предпринятые в отношении Северной Ирландии (формирование законодательного собрания и исполнительного органа с разделением власти), призваны положить конец периоду прямого правления Лондона (введенного в 1972 г.).

См. также статьи «Сообщественное правление», «Суверенитет», «Унитарная система правления», «Федеративная система правления».

 

ПЛЮРАЛИЗМ

 

Теорией плюрализма предполагается, что власть не сконцентрирована в каком — то единственном центре, а широко рассеяна в обществе. Плюрализм является ключевой характеристикой либерально-демократических политических систем, в которых возможно открытое соперничество за власть, поскольку она, власть, не находится в руках какой — то небольшой группы людей, формирующей правящую элиту общества.

Некоторые идеологи плюрализма указывают на важность той роли, которую играют в либерально-демократических политических системах группы интересов. Такие группы рассматриваются как ключевой механизм, посредством которого общественное мнение воздействует на процесс принятия решений. Таким образом, плюралистическим является общество, в котором граждане организованы в большое число соперничающих друг с другом групп интересов. Данный процесс развивается в нейтральном государстве (не отстаивающем интересы какого-то одного класса) и внимательно отслеживается властями, которые пытаются рассудить постоянно соперничающие группы и интересы и действовать в интересах общества в целом. Решения, таким образом, отражают процесс торга и достижения договоренностей различными сообществами. Впрочем, мнения теоретиков плюрализма расходятся по поводу того, являются ли власти лишь арбитром в разрешении межгрупповых дискуссий или же сами активно в них участвуют, действуя подобно тем же группам интересов, одновременно преследуя собственные интересы и реагируя на требования извне.

Между тем сложности могут возникнуть в обществе, где действует очень большое количество групп, часть из которых придерживается диаметрально противоположных взглядов. Процесс консультаций, поиска компромиссов и согласования позиций может становиться долгим и выматывающим. Процедура принятия решений затягивается и стагнирует,[7] то есть власти с большим трудом принимают решения либо вообще не способны на что-либо решиться. Такая ситуация (когда все интересы находятся в равном положении) определяется как гиперплюрализм. Впрочем, как правило, одни группы обладают большим влиянием, чем другие (например, располагая возможностями более легкого выхода на властные структуры), что позволяет им доминировать в процессе принятия решений, и тогда риск стагнации сводится до минимума.

См. также статьи «Авторитет», «Власть», «Государство», «Группы интересов», «Либеральная демократия», «Марксизм-ленинизм», «Элита».

 

ПОДОТЧЕТНОСТЬ

 

Подотчетность (часто также определяемая как ответственность) предполагает обязательность строгого надзора над облеченными властью индивидами и организациями со стороны другого органа или органов, имеющих право потребовать от своих подопечных отчета о произведенных действиях. Помимо этого, контролирующий орган располагает набором санкций, которые применяются в отношении лиц и организаций, совершивших действия, оцениваемые как недопустимые.

Существует две формы подотчетности. К должностному лицу или организации может предъявляться требование действовать только с предварительного согласия надзирающего органа, либо человек или организация могут действовать самостоятельно, но отчитываться перед другим органом о произведенных действиях. Последнее известно как подотчетность постфактум.

В либерально-демократических политических системах власти подотчетны электорату. В период между выборами они вольны принимать решения, однако на всеобщих выборах электорат обладает правом решающего голоса в определении судьбы правителей. Таким образом, выборы позволяют обществу влиять на действия законодательной и исполнительной ветвей власти, заставляют последние нести ответственность за свои действия. Эффективная подотчетность предполагает, что граждане располагают достаточной информацией, которая позволяет им оценивать действия, предпринимаемые должностными лицами. Во многих либеральных демократиях информированность общества обеспечивается специальным законодательством о свободе информации.

Помимо этого, в либерально-демократических политических системах исполнительная власть подотчетна законодательной власти. Она может быть обязана передавать на рассмотрение законодательных органов проекты политических решений, а при парламентской форме правления законодатели наделены правом смещения правительства посредством вынесения вотума недоверия. Представители законодательных органов подотчетны тем, кто наделяет их полномочиями (тем, кто может не переизбрать их на новый срок), собственной политической партии, которая располагает возможностью отзыва и исключения своего представителя и члена.

См. также статьи «Выборы», «Либеральная демократия», «Парламентская форма правления», «Политическая партия», «Поитическое участие», «Свобода информации».

 

ПОЛИТИКАКОНСЕНСУСА

 

Политика консенсуса предполагает наличие согласованной позиции соперничающих друг с другом политических партий по ряду основных пунктов, включая базовые элементы политики, общие направления текущей политики и управления.

Консенсус может обеспечиваться отсутствием разделения общества по идеологическому признаку. Так, в Соединенных Штатах Америки индивидуализм и свобода личности являются преобладающими ценностями, которые разделяются подавляющим большинством граждан. Между тем консенсус возможен и там, где политические партии традиционно проповедуют различную идеологию.

В Великобритании после 1945 г. сформировался консенсус на платформе социал-демократии, когда как лейбористская, так и консервативная партия сошлись во мнении относительно необходимости более активного участия государства в разрешении ряда социальных и экономических вопросов. Обе партии согласились с желательностью наличия смешанной экономики, с необходимостью правительственных мер по повышению уровня занятости и с потребностью в политике государства всеобщего благосостояния для решения социальных проблем. И в Великобритании, и в Соединенных Штатах достижению консенсуса в немалой степени способствовал общий рост общественного богатства в послевоенный период, вследствие чего улучшилось положение рабочего класса и существенно ослабло классовое противостояние.

Консенсус был утрачен в 70-е и 80-е годы в период пребывания у власти консервативнык правительств, проводивших экономическую и социальную политику, против которой часто очень резко выступали их политические оппоненты. Между тем многие партии левого крылаполитического спектра пошли на реформирование собственной политики и идеологии, реагируя на рост популярности среди избирателей политической линии «новых правых». Лейбористская партия в Новой Зеландии перешла после 1984 г. на платформу монетаристской экономической политики. Действия, предпринятые лейбористской партией в Великобритании, находившейся у власти после 1997 г., во многом продолжали политику предшествующих консервативных правительств. Таким образом, можно говорить о том, что правительствам консерваторов удалось создать базу для нового консенсуса, в основе которого лежит приверженность рыночной экономике.

Масштабы консенсуса, впрочем, могут переоцениваться, поскольку он может в большей степени объединять усилия политических элит, но не сближать позиции различных групп общества.

См. также статьи «Бюрократия», «Новые правые», «Политика противостояния», «Политическая партия», «Социал-демократия».

 

ПОЛИТИКА ПРОТИВОСТОЯНИЯ

 

Политика противостояния проводится партией, которая изначально ориентирована на то, чтобы оппонировать точке зрения и предложениям другой партии. В итоге партии больше озабочены тем, чтобы посрамить своего политического соперника, а не работой в интересах общества. В Великобритании политика партий традиционно строится на основе этого принципа.

Одна из связанных с такой ситуацией опасностей заключается в том, что партия может в принципе противостоять любым действиям своих оппонентов. В итоге, когда правящая партия терпит поражение в ходе всеобщих выборов и уступает властные полномочия одному из своих противников, последний в начальный период нахождения у власти значительные усилия тратит на то, чтобы кардинально изменить направление политики, проводившейся его предшественниками.

Политика противостояния может приводить к ситуации, при которой у законодателей отсутствует ощущение общности целей. В работе законодательного органа акцент делается не столько на поиск оптимальных путей разрешения стоящих перед государством и обществом проблем, сколько на злобные нападки на политических оппонентов и зарабатывание очков для собственной партии. Члены законодательного собрания, работающие в тандеме с исполнительной властью, априори настроены на поддержку действий правительства и высмеивание предложений оппозиционной партии (или партий) независимо от достоинств их предложений. Со своей стороны, те, кто не является сторонником правительства, склонны негативно воспринимать любые инициативы, выдвигаемые исполнительной ветвью власти. Такое состояние дел может сформировать неблагоприятное отношение общества к законодательному собранию, когда оно будет восприниматься как институт, основная функция которого состоит не столько в заботе об интересах нации, сколько в продолжении межпартийной борьбы.

Ситуация может определяться действием той или иной избирательной системы, поскольку если существование коалиционного правительства (часто являющегося следствием системы пропорционального представительства) способствует проведению политики консенсуса (обратной политике противостояния), то мажоритарная система выборов часто приводит к формированию правительства, в состав которого входят представители одной партии, не учитывающие мнения других партий.

См. также статьи «Идеология», «Коалиционное правительство», «Мажоритарная система выборов», «Политика консенсуса», «Пропорциональное представительство».

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

Политическая культура имеет в своей основе систему ценностей, присущих большинству людей, живущих в той или иной стране, которыми определяется политическое поведение. Один из важных аспектов политического поведения — степень доверия граждан к собственным политическим лидерам. Понятие политической культуры предполагает наличие в каждой конкретной стране некой общей модели мышления, чувств и действий в отношении способов ведения политической деятельности. При этом настроения, преобладающие среди граждан одной страны, могут отличаться от ключевых ценностей, которых придерживаются жители другой страны.

Либерально-демократические политические системы демонстрируют широкий спектр общих характеристик. Между тем даже при их общем подобии политическое поведение в границах отдельных государств может отличаться целым рядом особенностей. Например, во Франции с большой терпимостью относятся к конфликтам как способу выражения политических разногласий. В Швеции основные участники политического процесса руководствуются в своих действиях общим стремлением к компромиссу. В Великобритании существует традиция эволюционных, а не революционных изменений. Эти и другие особенности служат проявлением характерной политической культуры.

Единого мнения по поводу процессов, лежащих в основе формирования политической культуры, не существует, и вопрос остается предметом дискуссий. Либеральные теоретики полагают, что политическая культура страны определяется уникальными особенностями ее исторического развития, что соответствующие ценности передаются от поколения к поколению в процессе так называемой политической социализации. Привитие гражданам определенных представлений и подходов осуществляется такими социальными институтами, как семья, школа, средства массовой информации и политические партии. Марксисты, со своей стороны, относятся к политической культуре не столько как продукту истории, сколько как к искусственному образованию. Политическая культура рассматривается ими как идеологическое оружие, посредством которого обществу внушаются взгляды, отвечающие интересам доминирующих классов. С этих позиций общественная поддержка выборов как основного инструмента смены правительств или изменения государственной политики воспринимается как установка, намеренно внедренная в сознание людей правящей элитой общества, опасающейся альтернативных путей достижения названных целей (например, восстаний и революций), которые могут привести к более радикальным переменам.

См. также статьи «Выборы», «Идеология», «Либеральная демократия», «Марксизм — ленинизм», «Средства массовой информации».

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

 

Политическая партия представляет собой организацию с формальной структурой, принимающую участие в борьбе за власть. Термины «крупная» и «мелкая» отражают уровень поддержки партий в рамках политической системы. Крупные партии обычно пользуются значительной электоральной поддержкой и претендуют на ведущую роль в формировании национального правительства. Мелкие партии в целом не рассчитывают на победу на общенациональных выборах, но могут прийти к власти на местном, региональном или республиканском уровне.

Политические партии выполняют целый ряд функций, способствующих успешному функционированию либерально-демократических политических систем. Партии подбирают и выдвигают кандидатов на места в органах государственного управления на всех уровнях власти, организуют поддержку усилиям правительств. Опорой кандидатов на партийную организацию определяется их зависимое положение в том смысле, что, будучи избранными, они должны следовать линии партии и таким образом обеспечивать правительству организованную поддержку. Партии предоставляют возможность гражданам участвовать в общественной жизни, поскольку вступившие в ряды партии могут влиять на ее политику. Партии, кроме того, обеспечивают приобщение людей к политической жизни за счет превращения индивидуальных и групповых заявлений граждан в программы, которые затем могут быть вынесены на суд избирателей.

Этот процесс именуется «консолидацией интересов» и предполагает сведение к некоему общему знаменателю и логическое оформление в единую концепцию широкого круга требований, которые затем входят составной частью в платформу партии или ее политический манифест. Результатом такой работы становится превращение партии в широкое объединение общественных сил, стремящееся заручиться максимальной поддержкой избирателей за счет включения в свою программу мнений представителей самых различных слоев, и как следствие формирования национального согласия и единства действий, не взирая на различия социального, религиозного или регионального характера.

Между тем роль, которую партии играют в либерально-демократической политической системе, может быть различной. В Соединенных Штатах Америки претенденты на государственные должности нередко продвигают свою кандидатуру, опираясь на собственную организацию, хотя еще недавно открыто идентифицировали себя как приверженцев той или иной партии.

См. также статьи «Либеральная демократия», «Мажоритарная система выборов», «Отход приверженцев», «Политика консенсуса», «Политическая система», «Пропорциональное представительство», «Псефология».

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

 

Политическая система является конституциональной структурой, в рамках которой выражаются требования и принимаются решения. Политическая система не имеет физического воплощения или формальной модели существования, но представлена институтами, процессами и взаимоотношениями, задействованными в механизме формирования политической повестки, выработки политики и принятия решений.

В либерально-демократических политических системах запросы общества могут доводиться до властей при посредничестве нескольких каналов, включая политические партии, группы интересов, средства массовой информации, выборы и внепарламентскую политическую деятельность. Высказанные через них мнения становятся ключевыми пунктами повестки, подлежащей рассмотрению официальными институтами власти (законодательной, судебной, исполнительной ее ветвями и бюрократией), которые и сами могут вносить политические предложения. Институтами власти определяется, необходимо ли предпринимать действия по реализации полученных запросов, и если да, то какими средствами. Действия же могут заключаться в отмене спорного законодательства, выработке новых законов, принятии политических или бюджетных решений.

Наличие термина «система» предполагает вхождение элементов приведенной схемы принятия решений в состав комплексной структуры; устойчивость ее обеспечивается предпринимаемыми властями действиями, которые в целом согласуются с доведенным до них тем или иным путем мнением общества. Если механизм не срабатывает и запросы общества не согласуются с желаниями власти или с ее возможностями по их удовлетворению, структура теряет устойчивость, и дело может кончиться революцией.

Отличить одни политические системы от других можно несколькими способами. Подобный процесс дифференциации именуется классификацией. Различают три основных типа политической системы: либерально-демократический, коммунистический и тоталитарный. Объем гражданских прав, которыми пользуются люди в либерально — демократических политических системах, обеспечивает большие возможности общественного участия в политической жизни, чем в рамках двух других систем.

См. также статьи «Внепарламентская политическая деятельность», «Гражданские права», «Идеология», «Коммунизм», «Либеральная демократия», «Марксизм — ленинизм», «Политическое участие», «Тоталитаризм», «Формирование политической повестки».

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

 

Политическая толерантность есть производное от правил поведения, которыми регулируется ведение политической деятельности. Это предполагает наличие границ того, что признается допустимым политическим поведением, а что государство вправе пресекать.

Политическая толерантность — важная особенность либерально-демократических политических систем, обеспечивающих реализацию гражданских прав, к каковым относятся свобода самовыражения и свобода объединений. Между тем все либеральные демократии занимаются регулированием политической деятельности, то есть устанавливают, что политические партии могут проповедовать и какими методами имеют право действовать.

Одним из оснований необходимости введения ограничений на политическую деятельность может стать возможное неуважение политическими партиями базовых принципов, на которых строится либеральная демократия, угроза того, что, придя к власти посредством выборов, партии могут прочно обосноваться на политическом Олимпе и трансформировать политическую систему страны в тоталитарную. Именно исходя из этих опасений, итальянской конституцией 1947 г. возрождение фашистской партии было поставлено вне закона, а конституцией Франции 1958 г. выдвигается требование к политическим партиям уважать принципы национального суверенитета и демократии.

Кроме того, доктрины политических партий могут рассматриваться как угроза не только политической системе страны, но и самому существованию государства, что также становится поводом к введению ограничений. Страх перед Советским Союзом и коммунизмом в Америке 50 — х годов был велик. Законом о контроле над распространением коммунизма 1954 г. деятельность Коммунистической партии США была запрещена, а проявление симпатий к коммунизму могло служить основанием для дискриминационных мер в отношении гражданина, в частности для увольнения с работы.

Методы, которыми пользуются политические организации, также могут становиться поводом для ограничения их деятельности. Организации, чьи взгляды, идеология и заявления содержат угрозу для отдельных групп граждан (и, возможно, способны спровоцировать насильственные действия против них), могут ограничиваться в их политической активности. Давление может оказываться и на группы, которые в действительности пользуются насильственными средствами в решении своих политических задач.

См. также статьи «Гражданские права», «Коммунизм», «Либеральная демократия», «Терроризм», «Тоталитаризм».

 

Политический спектр

 

Концепция политического спектра используется для классификации различных политических идеологий относительно друг друга с возможностью выявления существующих между ними сходств и различий.

Политические идеологии в целом подразделяются на три большие группы: левые, правые и центристские. К правым относят фашизм и консерватизм, центр представлен либерализмом и социал-демократией, а в левой части спектра располагаются социализм, коммунизм и анархизм. Крайний левый фланг спектра занят анархизмом, а крайний правый — фашизмом. Данная терминология восходит корнями ко временам Великой французской революции конца XVIII века, когда «левой» была революция, а «правой» — реакция.

Термины «правый», «левый» и «центр» не имеют четкого определения, однако широко используются для обозначения позиции, которую занимают различные идеологии в отношении политических, экономических и социальных изменений. Правые исторически изменениям противятся, предпочитая следовать сложившимся традициям, сохранять установившийся порядок вещей. Левые, напротив, приветствуют изменения как необходимый элемент развития, призванный улучшить условия человеческого существования. Центр политического спектра также ассоциируется с изменениями, однако желает проводить их постепенно в рамках существующей экономической и политической структуры, той самой, которую левые рассматривают как препятствие к построению более совершенного общества.

Понятие политического спектра применимо к идеологиям, но не к политическим системам или практике политических действий, с которыми идеологии могут ассоциироваться. И коммунизм, и фашизм, расположенные на противоположных флангах политического спектра, ассоциируются с тоталитарной политической системой, в рамках которой граждане лишены многих гражданских и политических прав, а свобода личности приносится в жертву общественным интересам, как их определяет государство. Между тем природа общества, с которым ассоциируется каждая из этих двух идеологий, совершенно различна.

См. также статьи «Анархизм», «Гражданские права», «Идеология», «Коммунизм», «Консерватизм», «Либерализм», «Социал-демократия», «Социализм», «Тоталитаризм», «Фашизм».

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

 

Политическое участие предполагает наличие у граждан возможности играть самостоятельную роль в политической жизни страны. Основным инструментом реализации принципа служит механизм выборов. В некоторых либеральных демократиях (в частности, в Австралии и Бельгии) участие в выборах обязательно. В других, как, например, в Великобритании или Соединенных Штатах Америки, это дело добровольное. Степень активности, с которой граждане страны реализуют свое право избирать (там, где участие в выборах добровольное), является одним из показателей «здоровья» существующей системы правления. Высокий уровень участия избирателей (иногда еще определяемый как «дисциплинированность» электората) может служить признаком энтузиазма людей по поводу своего участия в делах управления собственной страной, а в более общем смысле свидетельствует о широкой поддержке действующей политической системы.

Низкая активность избирателей может привести к тому, что государственная политика фактически перестанет представительно выражать интересы нации. Когда общественное мнение представлено недостаточно, правительство может оказаться под контролем организованного меньшинства. Низкая степень вовлеченности общества в государственные дела может впоследствии привести к установлению тоталитарного правления, при котором народ и вовсе отстранен от участия в управлении.

В большинстве стран либеральной демократии участие граждан в управлении не ограничивается правом избирать и выставлять на выборах свою кандидатуру и предполагает возможность повседневного участия в политической жизни. Нередко политическое участие путают с консультированием. Консультирование предполагает использование механизмов, позволяющих доводить мнение широкой публики до тех, кто облечен правом принятия решений. Ключевая особенность консультирования состоит в том, что политики не обязаны следовать высказанным в их адрес рекомендациям: они соглашаются слушать, но действовать в соответствии с услышанным не должны. Участие же выливается в изменение баланса власти в отношениях между гражданами и политиками. Процесс взаимодействия становится таким образом более эффективным, а формирование политики превращается в общее дело тех, кто управляет, и тех, кем управляют. Впрочем, недостаточная информированность общественности может сделать содержательную дискуссию невозможной.

См. также статьи «Выборы», «Либеральная демократия», «Тоталитаризм».

 

ПОПУЛИЗМ

 

Популисты выступают за проведение политики, которая поддерживается самым широким общественным мнением. Благие намерения и проповедуемое в них обоснование ценности не опираются ни на какую связную систему политических убеждений и весьма разнообразны по характеру. В качестве общего обоснования популистской риторики приводится стремление руководствоваться здравым смыслом. Обычно популистски настроенные политики обращают свои призывы к массам напрямую, пренебрегая посредничеством сложившихся социальных и политических институтов (таких, как семья, социальный класс, политические партии и профсоюзы), фокусируя внимание аудитории на факторах, которые могут быть представлены как не соответствующие или прямо враждебные коренным интересам большинства представителей общества. Такие призывы адресованы преимущественно тем, кто находится на нижних ступенях социальной лестницы, хотя лидеры выступающих под популистскими лозунгами движений обычно происходят из вполне благополучных слоев общества.

Примером популистского движения может служить партия американского народа, действовавшая в 90-е годы XIX века, выражавшая озабоченность положением фермеров западных и южных штатов и требовавшая увеличения объема чеканки серебряных монет. Популизм в значительной степени ассоциируется с именем Хуана Перона (1895–1974), президента Аргентины в 1946–1955 и 1973–1974 гг. Основу его правления составляла способность мобилизовать беднейшие слои общества на противостояние институтам государства. Глашатаем популизма — как и фашизма — часто становится сильный лидер, яркая харизматическая личность, действующая на фоне недоверия людей к представительным институтам общества.

В западных либеральных демократиях популистская политика обычно проводится политическими партиями крайне правого толка, которые заявляют о том, что своими проблемами простой человек обязан политике, которую проводят «никого, кроме себя, не представляющие политиканы», игнорирующие интересы масс и проявляющие чрезмерный либерализм в таких сферах, как иммиграционная, правоохранительная и социальная политика. В обоснование своей позиции популисты часто культивируют ксенофобию по отношению к определенной (обычно незащищенной и уязвимой) группе населения, которая годится на роль козла отпущения и может быть представлена как первопричина и воплощение кризиса, который якобы ожидает общество.

См. также статьи «Средства массовой информации», «Фашизм».

 

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

 

Права человека являются базовыми, неотъемлемыми и должны быть обеспечены всем людям в любом обществе. В отличие от гражданских прав (категории индивидуальных государств), права человека универсальны.

Права человека — это продукт развития концепции естественных прав, которыми очерчивались рамки, защищающие личность от вмешательства со стороны других граждан и государства, а потому тесно ассоциировавшиеся с идеей либерализма, стремившегося к ограничению власти. Вследствие этого права человека были сформулированы преимущественно в форме запретов и отрицания, налагая ограничения на действия, которые могли бы предпринять внешние по отношению к личности силы. Английский философ Джон Локк (1632–1704) полагал, что права человека включают «право на жизнь, свободу и собственность», а американский государственный деятель Томас Джефферсон (1743–1826) указывал на то, что они должны включать «право на жизнь, свободу и стремление к счастью». Так были определены права, которые принадлежат всем людям как представителям рода человеческого, права, которых никакая власть не может лишить, поскольку в противном случае отказала бы людям в праве быть таковыми.

Более близкую к нам по времени декларацию прав человека можно найти в тексте Европейской конвенции о защите прав человека и фундаментальных свобод (1950 г.). В ней утверждается право на жизнь, свободу, безопасность, право на уважение к личной и семейной жизни (включая право на брак и создание семьи), право на справедливый суд, на свободу мысли, выражения, вероисповедания, отправление религиозных культов и собраний, содержится запрет на пытки, негуманное и унижающее достоинство обращение, рабство и принудительный труд, все формы дискриминации, заявляется о недопустимости наказания, кроме как во исполнение закона. Отдельными протоколами к конвенции утверждается право на участие в мирных шествиях и право на получение образования.

Права человека можно отстаивать в международных органах (например, в Европейском суде по правам человека), а соответствующие статьи нередко включаются в национальное законодательство отдельных государств.

См. также статьи «Гражданские права», «Конституция», «Либерализм», «Марксизм — ленинизм», «Судебная ветвь власти», «Судебный надзор», «Частная жизнь».

 

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.089 с.)