Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Организация текущего контроля, промежуточной аттестации
5.1. Текущий контроль направлен на систематическую проверку качества усвоения учебного материала ординаторами. Текущий контроль осуществляется непрерывно в процессе учебных занятий. Задача текущего контроля – предварительная оценка сформированности знаний, умений. Проверяются элементы тем и темы содержания рабочей программы.
5.2. Освоение рабочей программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом (зачета).
5.3. Промежуточная аттестация заключается в оценке сформированности умений, практических навыков, предварительная оценка сформированности соответствующих компетенций. Периоды промежуточного контроля устанавливаются учебным планом.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Текущий контроль
6.1.1. Примеры контрольных вопросов (заданий), выявляющих теоретическую подготовку ординатора:
№
| Содержание вопроса (задания)
| Индексы проверяемых компетенций
| Тема учебной дисциплины
| 1
| Что понимают под первичной иммунологической недостаточностью согласно всемирной организации здравоохранения?
| УК-1, ПК-1, ПК-5
|
| Ответ: Иммунологической недостаточностью первичного происхождения принимают генетически обусловленную неспособность организма реализовывать то или иное звено иммунного ответа. Эти нарушения проявляются сразу после рождения ребенка и имеют выраженный наследственный характер.
|
| 2
| Клеточные элементы, участвующие в представлении антигена Т-лимфоцитам: А. NK-клетки, Б. плазматические клетки, В. макрофаги, Г. тромбоциты, Д. тучные клетки.
| УК-1, ПК-5,
|
| Ответ: В. макрофаги
|
| 3
| Антитела класса IgA обладают способностью: А. участвовать в лизисе клеток, Б. приобретать секреторный компонент, В. взаимодействовать с аллергеном, Г. переходить через плаценту от матери к плоду, Д. фиксироваться на тучных клетках (Б).
| ПК-5
|
| Ответ: Б. приобретать секреторный компонент
|
|
6.1.2.Примеры тестовых заданий:
№
| Содержание тестового задания
| Индексы проверяемых компетенций
|
| Тема учебной дисциплины
|
| 1
| Укажите правильный ответ. Известно А. 1 тип гистаминовых рецепторов, Б. 2 типа гистаминовых рецепторов, В. 3 типа гистаминовых рецепторов, Г. 4 типа гистаминовых рецепторов, Д. 5 типов гистаминовых рецепторов (Г).
| УК-1, ПК-1, ПК-5,
|
| Ответ: Г. 4 типа гистаминовых рецепторов
|
| 2
| Ответьте по коду: А - верно 1,2,3; Б - верно 1,3; В - верно 2,4; Г - верно только 4; Д - верно все
Антитела класса IgE способны: 1. фиксировать комплемент, 2. взаимодействовать с аллергеном, 3. участвовать в лизисе клеток, 4. фиксироваться на поверхности тучных клеток, 5. образовывать иммунные комплексы.
| УК-1, ПК-5,
|
| Ответ: В - верно 2,4;
|
| 3
| Ответьте по коду: А - верно 1,2,3; Б - верно 1,3; В - верно 2,4; Г - верно только 4; Д - верно все
Вторичные иммунодефициты развиваются в результате: 1. радиационного поражения, 2. воздействия аллергена, 3. глюкокортикоидной терапии генетических нарушений, 4. генетических нарушений (Б).
| УК-1, ПК-5
|
| Ответ: Б - верно 1,3. Вторичные иммунодефициты развиваются в результате: 1. радиационного поражения, 3. глюкокортикоидной терапии
|
| 4
| Ответьте по коду: А - верно 1,2,3; Б - верно 1,3; В - верно 2,4; Г - верно только 4; Д - верно все
Пусковым фактором для активации системы комплемента при сывороточной болезни является:
1. торможение ингибитора С1, 2. агрегация молекул Ig, 3.пропердин, 4. образование иммунных комплексов
| УК-1, ПК-5, ПК-6
|
| Ответ: Г – верно: только образование иммунных комплексов
|
| 5
| Антиген – это чужеродная субстанция, при попадании в организм способная вызвать _______________, направленный на ее удаление.
| УК-1, ПК-5,
|
| Ответ: Антиген – это чужеродная субстанция, при попадании в организм способная вызвать иммунный ответ, направленный на ее удаление.
|
| 6
| Антитела – это ____________________, обладающие специфичностью, т. е. сродством их активного центра к конкретным антигенным эпитопам.
| УК-1, ПК-5, ПК-6
|
| Ответ: Антитела – это иммуноглобулин ы, обладающие специфичностью, т. е. сродством их активного центра к конкретным антигенным эпитопам.
|
| 7
| Лейкотриены являются продуктами метаболизма _________________ кислоты.
| УК-1, ПК-5, ПК-6
| Ответ: Лейкотриены являются продуктами метаболизма арахидоновой кислоты.
|
| 8
| Установите правильную последовательность:
В раннюю фазу аллергической реакции происходит:
1.выделение из тучных клеток медиаторов воспаления,
2. повышение сосудистой проницаемости,
3. Ig E – зависимая активация и дегрануляция тучных клеток,
4. зуд глаз, кожи, гиперемия
| УК-1, ПК-5,
|
| Ответ: (3, 1, 2, 5, 4)
|
| 9
| В патогенезе сывороточной болезни участвуют антитела класса: А. -IgE, Б.- IgA, В. -IgG4,
Г-. IgG, Д.-IgМ
| УК-1, ПК-5, ПК-6
|
| Ответ: Г. IgG
|
| 10
| Дополните фразу.
Выделяют дефекты ранних компонентов комплемента_______________
| УК-1, ПК-5, ПК-6
|
| Ответ: Выделяют дефекты ранних компонентов комплемента дефицит С1,С2,С4,С3.
|
| 11
| "Какие основные клинические черты всех первичных иммунодефицитных состояний?
| УК-1, ПК-5, ПК-6
|
| Ответ: Ответ: Основная черта всех первичных иммунодефицитных состояний – неадекватная восприимчивость к инфекциям, а также повышенная частота аллергии и аутоиммунных проявлений и склонность к лимфопролиферативных заболеваний.
|
|
6.1.3. Примеры контрольных заданий, выявляющих практическую подготовку ординатора:
№
| Содержание вопроса (задания)
| Индексы проверяемых компетенций
| Тема учебной дисциплины
| 1
| Серетид – это комбинированный препарат, использующийся для лечения бронхиальной астмы и содержащий ингаляционный ____________ и _______________.(Глюкокортикостероид, бронходилятатор
| ПК-6
| 2
| 1. К аллергическим заболеваниям кожи не относится: А. атопический дерматит, Б. крапивница и отек Квинке, В. острые токсико-аллергические реакции, Г. саркома Капоши, Д. контактный дерматит (Г).
2. Ответьте по коду: А - верно 1,2,3; Б - верно 1,3; В - верно 2,4; Г - верно только 4; Д - верно все
Назовите сроки изоляции больного корью.
| ПК-5, ПК-6
|
Промежуточная аттестация
6.2.1. Примеры тестовых заданий (этап междисциплинарного тестирования):
№
| Содержание тестового задания
| Индексы проверяемых компетенций
|
| Тема учебной дисциплины
|
| 1
| Ответьте по коду: А - верно 1,2,3; Б - верно 1,3; В - верно 2,4; Г - верно только 4; Д - верно все
Лабораторные тесты специфической диагностики по сравнению с тестами in vivo обладают следующими преимуществами: 1. могут выполняться в случаях, когда невозможна постановка тестов in vivo, 2. могут выполняться с неограниченным числом аллергенов, 3. дают лучшую количественную оценку сенсибилизации, 4. лишены риска аллергических реакций
| УК-1, ПК-5
|
| Ответ: Д - верно все
|
| 2
| Пищевая аллергия чаще встречается А. в первые месяцы и годы жизни, Б. в подростковом возрасте, В. в юношеском возрасте, Г. в зрелом возрасте, Д. в пожилом возрасте (А).
| УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6
|
| Ответ: Пищевая аллергия чаще встречается А. в первые месяцы и годы жизни
|
| 3
| В лечении первичных иммунодефицитов не используются
1. иммуноглобулины для внутривенного введения, 2. трансплантация костного мозга, 3. генноинженерная терапия, 4. Иммуномодуляторы (Г).
Ответьте по коду: А - верно 1,2,3; Б - верно 1,3; В - верно 2,4; Г - верно только 4; Д - верно все
| УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6
|
| В лечении первичных иммунодефицитов не используются, 4. Иммуномодуляторы (Г).
|
| 4
| Выберите все заболевания, характеризующие аутоиммунное поражение при первичных иммунодефицитах:
А. – ревматоидный артрит;
Б. – гемолитическая пневмония;
В. – склероподобный синдром;
Г. – синдрома Шогрена;
Д. – системная красная волчанка;
Е. – тромбоцитопении.
| УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6
|
| Ответ: Эталонный ответ.: А. Б. В. Г. Д. Е.
|
| 5
| Какие формы Иммунодефицитов выделяют в практическом плане.
| УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6
|
| Ответ: Классификация первичных иммунодефицитов в практическом плане основана с учетом выявленного дефекта, в том или ином звене иммунной системы. Поэтому выделяют 5 клинических форм: С нарушением продукции антител; Комбинированные Иммунодефицитные состояния; С нарушением клеточного иммунитета; С нарушением системы фагоцитоза; С нарушением системы комплемента
|
| 6
| Контрольное задание.: «Какими особенностями характеризуется наследственный ангиоотек»
| УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6,
|
| Ответ: Ответ: Наследственный ангиоотек редкое потенциально жизнеугрожающее заболевание, связанное с дефицитом или снижением С1-ингибитора. Основными проявлениями являются рецидивирующие отеки глубоких слоев дермы. При наличии отеков отсутствует зуд, гиперемия кожи, крапивницы, а также эффекта от антигистаминовых препаратов и глюкокортикостероидов.
|
|
6.2.3. Примеры контрольных заданий, выявляющих практическую подготовку ординатора (этап собеседования):
№
| Содержание задания
| Индексы
проверяемых компетенций
| Тема учебной дисциплины
| 1
| Консультация специалиста иммунолога необходима для взрослого населения когда: Только синдром хронической диареи с потерей веса без других симптомов;
1. Две пневмонии в год или по одной пневмонии ежегодно
2. Анамнез не отягощен;
3. Аутоиммунные или гранулематозные заболевания;
Единичные эпизоды грибковых заболеваний кожи
| ПК-1, ПК-5,ПК-6
| 2
| Какой клинически значимый иммунодефицит чаще всего проявляется в зрелом возрасте.»
| ПК-1, ПК-5, ПК-6
|
| Ответ. Общий вариабельный иммунодефицит. Заболеваемость равномерно распределена между женщинами и мужчинами. Пики заболеваемости приходятся на 6-10 и 26-30 лет. Более двух третей больных достигают зрелого возраста к моменту установления диагноза.
|
|
Примеры ситуационных задач (этап собеседования):
№
| Содержание задачи
| Индексы
проверяемых компетенций
| Тема учебной дисциплины
| 1.
| Пациент С., 10 лет, поступил в стационар для обследования с жалобами на одышку, постоянный влажный кашель с мокротой. Анамнез заболевания: впервые перенес пневмонию в 6 лет, длительно лечился в стационаре, однако и после выписки сохранялись кашель и субфебрильная температура. Каждый год отмечались повторные пневмонии, также протекавшие длительно. В периоды улучшения стойко сохранялся влажный кашель с обильной желтой мокротой, больше по утрам. Анамнез жизни: ребенок от 2 доношенной беременности, протекавшей с токсикозом во II половине (повышение АД), 2 срочных родов, масса тела при рождении 2300, длина 48 см. Развивался с отставанием от сверстников. До года дважды (в 6 и 10 месяцев) перенес гнойный отит с постоянным гноетечением из уха, развитием микробной экземы. С 5 лет страдает рецидивирующим фурункулезом, рецидивирующим гнойным гайморитом. В 7 лет перенес остеомиелит малоберцовой кости слева. Наследственность: отец здоров, у матери гипертоническая болезнь, ожирение. По линии матери – у дедушки стенокардия, по линии отца – дедушка умер от рака легких. Старший брат пробанда страдал пневмониями, в дальнейшем у него отмечалась дыхательная недостаточность, умер в возрасте 16 лет. Средний брат – 18 лет, здоров. При осмотре: состояние тяжелое. Мальчик отстает в физическом развитии (соответствует 8-летнему возрасту), пониженного питания, бледен, под глазами синева, цианоз носогубного треугольника. В области правой ушной раковины и вокруг нее мокнутие. На коже живота и поясничной области многочисленнные следы от фурункулов в виде синюшных пятен и рубцов. Отмечается влажный кашель с желтой обильной мокротой. АД 110/60 мм рт.ст. Грудная клетка несколько уплощенная, при дыхании отстает левая половина. Пальцы в виде «барабанных палочек», деформация ногтей по типу «часовых стекол». В покое ЧД 28 в 1 минуту, ЧСС 102 уд/мин. Над легкими при перкуссии звук с коробочным оттенком, слева под углом лопатки и справа в нижних отделах притупление. При аускультации легких выслушиваются рассеянные сухие хрипы, почти исчезающие после откашливания, слева под углом лопатки и справа в нижних отделах стойко выслушиваются крепитирующие хрипы, отмечается оральная крепитация. Границы сердца не изменены, тоны ритмичные, звучные. Живот мягкий, безболезненный, печень и селезенка не увеличены. Данные обследования:
11. Анализ крови: Hb 155 г/л, эр. 5,2×1012/л, лейк. 6,5×109/л, п/я 4%, с/я 58%, лимф. 26%, эоз. 6%, мон. 6%. СОЭ 14 мм/ч.
12. Биохимический анализ крови: белок 78 г/л, альбумины 44 г/л, глобулины: a1 5%, a2 8%, b 10%, g 6%, мочевина 4,5 ммоль/л, креатинин 68 мкмоль/л, холестерин 4,1 ммоль/л, калий 4,2 ммоль/л, серомукоид 0,800 ед.
13. Анализ мочи общий: отн. плотн. – 1012, белок – нет, эр.– нет, лейк. 1-3 в п/зр.
14. Иммуноглобулины сыворотки: IgA 40 МЕ (N=65-240), IgM 35 МЕ (N=44-260), IgG 125 МЕ (N= 636-1425).
15. Рентгенография органов грудной клетки: выраженное затемнение нижнего отдела и медиальной зоны левого легочного поля, деформация сосудистого рисунка в нижне-медиальных отделах справа. Корень легкого справа расширен, слева не дифференцируется. Правый контур сердца и правый купол диафрагмы не прослеживаются.
16. Анализ мокроты: в микроскопическом препарате нейтрофилы до 20-25 в п/зр. Посев на флору: рост Ps.aerugenosa, обсемененность IV степени. 17. ФВД: Объемные и скоростные показатели значительно снижены. Выраженное нарушение вентиляционной функции легких по смешанному типу (обструкция преимущественно на уровне периферических воздухоносных путей). Проба с физической нагрузкой и с беродуалом отрицательная.
18. Туберкулиновая проба: отр. Заключение фтизиатра: не инфицирован МТБ.
19. Бронхоскопия: диффузный гнойный эндобронхит. 20. Бронхография: распространенные мешотчатые бронхоэктазы в сегментах нижней доли левого легкого, а также в нижней и средней долях правого легкого.
Задание: 6. Наиболее вероятный диагноз. Основные направления терапии: группы используемых лекарственных средств, дозы, длительность курсов, контроль эффективности.
| УК-1, ПК-1,
ПК-5, ПК-6
|
| Ответ: Первичный иммунодефицит. (гипогаммаглобулинемия) Бронхоэктатическая болезнь.
|
|
| На приеме девочка 13 лет, в течение последних 5 лет страдает бронхиальной астмой, наблюдается педиатром и аллергологом. Анамнез заболевания: в возрасте 8 лет поставлен диагноз: Бронхиальная астма. Симптомы заболевания (кашель, эпизоды затрудненного дыхания) возникают не чаще 2-3 раз в месяц, только при вдыхании сильных запахов, контакте с домашними животными. Ночной кашель 2-3 раза в месяц. Физическую нагрузку переносит хорошо. Обострения заболевания отмечаются, в основном, в осенне-весенний период. Базисной терапии ребенок не получает, во время приступов пользуется сальбутамолом с быстрым положительным эффектом. Семейный анамнез: мать ребенка страдает бронхиальной астмой. При осмотре: состояние удовлетворительное. Грудная клетка обычной формы. При аускультации дыхание жесткое, проводится во все отделы, хрипы не выслушиваются. ЧД 20 в 1 минуту. При пробе с форсированным выдохом выслушиваются единичные сухие хрипы по передней поверхности грудной клетки. Данные амбулаторного обследования: Спирометрия: ОФВ1 и ПСВ >80%; суточные колебания ПСВ 20-30% от должного. Задание: 6. Поставьте диагноз, согласно классификации.
| ПК-1, ПК-5,ПК-6
|
| ответ Эталон диагноза: Бронхиальная астма, атопическая форма, легкое персистирующее течение.
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Литература
В качестве учебной литературы используется оригинальная монографическая и периодическая литература по тематике специальности. К основным средствам обучения также относятся учебно-методические комплексы, аудио- и видеокурсы, справочная литература, словари (толковые, общие и отраслевые).
Основная литература
1. Аллергология и иммунология [Электронный ресурс] / под ред. Р.М. Хаитова, Н.И. Ильиной - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - http://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970428306.html
2. Аллергология и иммунология [Электронный ресурс]: национальное руководство / Под ред. Р.М. Хаитова, Н.И. Ильиной. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - (Серия "Национальные руководства"). - http://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970409039.html
Дополнительная литература
1. Аллергология и клиническая иммунология[Электронный ресурс] / под ред. Р.М. Хаитова, Н.И. Ильиной - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019.
https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970450109.html
2. Аутоиммунные заболевания: диагностика и лечение: руководство для врачей [Электронный ресурс] / А. В. Москалев [и др.] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - http://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970441688.html
3. Трансфузионная иммунология [Электронный ресурс] / Дашкова Н.Г., А.А. Рагимов - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - http://www.rosmedlib.ru/book/06-COS-1299.html
4. Микробиология и иммунология. Практикум [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Р. Т. Маннапова - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - http://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970427507.html
Учебно-методическое обеспечение
1. Иммунология. Практикум: Учебное пособие /Под ред. Ковальчука Л.В., Игнатьевой Г.А., Танковской Л.В. – М.: Гэотар-медиа, 2015 – 176 с.: ил. – 3 экз.
2. Аутоиммунные заболевания. Диагностика и лечение: Рук-во / Москалев А.В. и др. – М.: Гэотар-медиа, 2017 – 224 с.: ил. – 3 экз.
3. Хаитов Р.М. Иммунология: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гэотар – медиа, 2015 – 528 с.: ил. – 5 экз.
4. Москалев А.В., Сбойчаков В.Б., Рудой А.С. Общая иммунология с основами клинической иммунологии: Учеб. пособие – М.: Гэотар – медиа, 2015 – 580 с. 3 экз.
5. Хаитов Р.М. и др. Иммунология: Атлас – М.: Гэотар – медиа, 2011 – 624 с.: ил. – 1 экз.
6. Ковальчук Л.В., Ганковская Л.В, Мешкова Р.Я. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии: Учебник – М.: Гэотар-медиа, 2014 – 640 с.: ил. – 3 экз.
7. Иммунология: практикум: Учеб. пособие / Под ред. Ковальчука Л.В., Игнатьевой Г.А., Ганковской Л.В. – М.: Гэотар-медиа, 2014 – 176 с.: ил. – 5 экз.
8. Иммунотерапия:Рук-во /Под ред. Хаитова Р.М., Атауллаханова Р.И. – М.: Гэотар-медиа, 2011 – 672 с.: ил. – 3 экз.
Интернет-ресурсы открытого доступа:
1. Электронный библиотечный абонемент Центральной научной медицинской библиотеки Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова (http://www.emll.ru/newlib/330500 )
2. «Консультант врача. Электронная медицинская библиотека» (http://www.rosmedlib.ru)
3. Рубрикатор клинических рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации (http://cr.rosminzdrav.ru/ )
4. Федеральная электронная медицинская библиотека (http://193.232.7.109/feml)
5. Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru)
6. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/window)
7. Документационный центр Всемирной организации здравоохранения (http://whodc.mednet.ru)
8. Univadis.ru – ведущий интернет-ресурс для специалистов здравоохранения (http://www.univadis.ru).
9. Научная электронная библиотека (http://elibrary.ru)
10. Объединенная электронная библиотека учреждений профессионального образования Пензенской области (http://library.pnzgu/ru)
11. Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru)
|