Пензенский институт усовершенствования врачей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пензенский институт усовершенствования врачей



Министерство здравоохранения Российской Федерации

ПЕНЗЕНСКИЙ ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ

- филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

 дополнительного профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ НЕПРЕРЫВНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

(ПИУВ – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России)

 

Кафедра терапии, кардиологии, функциональной диагностики и ревматологии

УТВЕРЖДЕНО                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДЕНО
Ученым советом ПИУВ – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России «25» июня 2019 г. протокол № 6 Председатель __________________ А.И. Кислов Ученым советом ПИУВ – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России «26» июня 2018 г. протокол № 5 Председатель __________________ А.И. Кислов                                                                                                    Заместитель директора по научной и инновационной работе ПИУВ – филиал                                                                               ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России  «__» ________ 2018 г. _____________ д.м.н., А.Г. Денисова

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

КЛИНИЧЕСКАЯ ИММУНОЛОГИЯ И ИММУНОПАТОЛОГИЯ основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы подготовки кадров высшей квалификации

В ординатуре по специальности

31.08.46 «Ревматология»

 

Блок 1

Базовая часть (Б1.Б2.1)

Уровень образовательной программы: высшее образование.

Подготовка кадров высшей квалификации

Вид программы - практикоориентированная

 

 

Форма обучения

очная

 

 

Пенза

2019


Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) «Клиническая иммунология и иммунопатология» разработана преподавателями кафедры аллергологии и иммунологии ПИУВ - филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России в соответствии с учебным планом основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.46 «Ревматология».

 

Авторы рабочей программы:

№ пп. Фамилия, имя, отчество Ученая степень, звание Занимаемая должность Место работы
1. Молотилов Борис Александрович д.м.н., профессор Заведующий кафедрой аллергологии и иммунологии ПИУВ - филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России
2. Алексеева Наталия Юрьевна к.м.н., доцент Доцент кафедры аллергологии и иммунологии ПИУВ- филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России
3. Лохина Татьяна Викторовна Д.м.н. Заведующий кафедрой терапии, кардиологии, функциональной диагностики и ревматологии ПИУВ – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России

По методическим вопросам

4. Денисова Алла Геннадьевна д.м.н., доцент Заместитель директора по науке и развитию ПИУВ – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО  Минздрава России

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля)«Клиническая иммунология и иммунопатология»одобрена на заседании кафедры 05.06.2017г. протокол №7

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля)«Клиническая иммунология и иммунопатология» утверждена на ученом совете ПИУВ –филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России 27 июня 2017г. протокол № 6.

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля)«Клиническая иммунология и иммунопатология» обновлена и одобрена на заседании кафедры 18.06.2019г. протокол №9.

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля)«Клиническая иммунология и иммунопатология» утверждена на ученом совете ПИУВ -филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России 25 июня 2019г. протокол № 6.

 

 

СОГЛАСОВАНА:      
Зам. директора по учебной работе __________ _______________ В.А. Типикин
  (дата) (подпись)  
Зам. директора по науке и развитию __________ ____________ А.Г.Денисова
  (дата) (подпись)  
Декан терапевтического факультета       _________     ____________     Н.Ю. Алексеева
  (дата) (подпись)  
Заведующий кафедрой терапии, кардиологии, функциональной диагностики и ревматологии     _________ (дата)     ____________ (подпись)     Т.В. Лохина

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре:

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) «Клиническая иммунология и иммунопатология» относится к базовой части программы ординатуры (дисциплины смежные) и является обязательной для освоения обучающимися в ординатуре по специальностям терапевтического и хирургического профиля. Изучение дисциплины направлено на формирование компетенций врача, обеспечивающих выполнение основных видов деятельности врача.

 

Цель программы – подготовка квалифицированного врача-специалиста, способного и готового к самостоятельной профессиональной деятельности на основе сформированных универсальных и профессиональных компетенций, в соответствии с профессиональными стандартами по диагностике, лечению и профилактике аллергических заболеваний и иммунопатологии.

1.1. Задачи программы:

сформировать знания:

1) основ законодательства Российской Федерации (далее РФ) о здравоохранении и директивных документов, определяющих деятельность органов и учреждений здравоохранения, и управления деятельностью медицинских организаций и их структурных подразделений;

2) основ государственной политики государственной политики и нормативно-правового регулирования в области охраны здоровья, принципов и методов формирования здорового образа жизни у населения РФ, и основ проведения сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья;

3) о факторах, способствующих формированию аллергических заболеваний и иммунопатологии;

4) о клинических особенностях симптомов проявления аллергических заболеваний, а также синдромов вторичных и первичных иммунодефицитов;

5) об особенностях соматической патологии у лиц, с первичным иммунодефицитом;

6) об особенностях проявления аутоиммунной патологии;

сформировать умения:

1) правильно и максимально полно собрать анамнез болезни и анамнез жизни у пациентов с аллергическими заболеваниями и первичным иммунодефицитом;

2) выявить характерные признаки симптомов и синдромов (их особенности), свидетельствующие о течении первичного иммунодефицита и аутоиммунной патологии;

3) провести дифференциальную диагностику заболеваний, связанных с поражением нервной системы, бронхолегочной системы, желудочно-кишечного тракта и наличием инфекционного синдрома, со сходным по клинической картине состоянием у пациентов с первичным иммунодефицитом;

4) обосновать назначение необходимых лабораторно-инструментальных исследований;

5) оценить морфологические и биохимические показатели крови, мочи, данные иммунологического обследования в диагностике состояния пациента; 6) поставить и обосновать окончательный диагноз;

7) выявить факторы, способствующие формированию аллергических заболеваний и иммунопатологии

сформировать навыки:

1) выявления характерных особенностей симптомов и синдромов, свидетельствующих о формировании иммунопатологии;

2) оценки диагностической значимости данных клинико-лабораторного исследования и выявления соматической патологии, характерной для аллергических заболеваний и иммунопатологии;

3) дифференциальной диагностики особенностей течения аллергических заболеваний в детском возрасте.

 

1.2. Трудоемкость освоения рабочей программы: 2 зачетных единиц, что составляет 72  академических часа.

 

1.3. Нормативно-правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность:

1) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014 г. №1068 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.26 Аллергология и иммунология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)».

2)   Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 февраля 2010 г. № 60н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с аллергическими заболеваниями и болезнями, ассоциированными с иммунодефицитами»

3) Приказ Минздрава России от 07.11.2012 N 606н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Аллергология и иммунология»

4)  Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 марта 2018г. № 138н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-аллерголог- иммунолог».

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ

2.1. Обучающийся, успешно освоивший программу, будет обладать универсальными компетенциями:

1) готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);

2.2 Обучающийся, успешно освоивший программу, будет обладать профессиональными компетенциями:

В лечебной деятельности:

3) готовность к ведению и лечению пациентов с аллергическими и (или) иммунологическими заболеваниями (ПК-6);

УК-1

Знания: - принципов системного анализа и синтеза в диагностическом алгоритме, определении тактики лечения пациентов с аллергическими заболеваниями и иммунодефицитными состояниями - положений системного подхода в интерпретации данных лабораторных и инструментальных методов исследования пациентов; Т/К Умения: - выделять и систематизировать существенные свойства и связи в использовании диагностического алгоритма, определении тактики лечения пациентов с аллергическими заболеваниями и иммунопатологией; - анализировать и систематизировать информацию диагностических исследований, результатов лечения; - выявлять основные закономерности изучаемых объектов; Т/К Трудовые действия (навыки):  - сбора, обработки информации; Т/К Опыт деятельности: - решение учебно-профессиональных задач по применению принципов системного анализа и синтеза в использовании диагностического алгоритма, определении тактики лечения пациентов с аллергическими заболеваниями и иммунодефицитными состояниями; П/А Зачет

ПК-1

Знания: - медицинских показаний и противопоказаний к применению методов профилактики развития аллергических заболеваний и (или) состояний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи при аллергических заболеваниях, иммунодефицитных состояний, с учетом стандартов медицинской помощи; - основных принципов профилактического осмотра; - основ иммунопрофилактики аллергических болезней и иммунодефицитов; - основных характеристик здорового образа жизни, методов его формировании; -профессиональных заболеваний в аллергологии и клинической иммунологии; - аллергических заболеваний и (или) иммунодефицитных состояний, требующих направления пациентов к врачам-специалистам; Т/К Умения: - осуществлять сбор анамнеза заболевания, анамнеза жизни у пациентов с аллергическими заболеваниями и (или) иммунодефицитными состояниями; - интерпретировать и анализировать информацию, полученную от пациентов (их законных представителей) с аллергическими заболеваниями и (или) иммунодефицитными состояниями; - обосновать и планировать объем лабораторного и инструментального обследования пациентов с аллергическими заболеваниями и (или) иммунодефицитными состояниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи; -обосновать необходимость направления к врачам-специалистам пациентов с аллергическими заболеваниями и (или) иммунодефицитными состояниями в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, порядка оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи; Т/К Зачет Навыки: - формулирование предварительного диагноза и составление плана лабораторных и инструментальных обследований пациентов с аллергическими и (или) иммунодефицитными состояниями; - направление пациентов с аллергическими заболеваниями и (или) иммунодефицитными состояниями на лабораторное, инструментальное обследование и на консультацию к врачам – специалистам в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, порядка оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи; Т/К Зачет Опыт деятельности: - проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике аллергических заболеваний и иммунопатологии;  - формирование здорового образа жизни, санитарно-гигиеническое просвещение населения Зачет

ПК-5

Знания: - порядков оказания медицинской помощи по профилю «аллергология и иммунология»; - вопросов организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний - клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи пациентам с аллергическими и (или) иммунодефицитными состояниями - стандартов медицинской помощи пациентам с аллергическими заболеваниями и иммунодефицитными состояниями; - клинических особенностей основных симптомов и синдромов у пациентов с инфекционными заболеваниями и (или) состояниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи; - клинических особенностей коморбидной патологии (заболевания нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, урогенитальной систем и крови, инфекционных заболеваний) среди пациентов с иммунодефицитными состояниями и аллергическими заболеваниями, ее основные проявления, способные вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход; - номенклатуры медицинских услуг, относящихся к сфере аллергологии и иммунологии Т/К   Умения: - осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания, эпидемиологического анамнеза у пациентов с аллергическими заболеваниями и иммунодефицитными  (или) состояниями; - пользоваться методами осмотра и обследования пациентов с аллергическими заболеваниями и иммунодефицитными (или) состояниями с учетом возрастных анатомо-функциональных особенностей; - интерпретировать и анализировать результаты инструментального обследования пациентов с аллергическими заболеваниями и иммунодефицитными (или) состояниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи; - выделять клинические симптомы и синдромы у пациентов с аллергическими заболеваниями и иммунодефицитными (или) состояниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандарта медицинской помощи; - выделять и систематизировать существенные свойства и связи в использовании диагностического алгоритма, определении тактики лечения пациентов с аллергическими заболеваниями; - анализировать и систематизировать информацию диагностических исследований, результатов лечения; - выявлять основные закономерности изучаемых объектов. Зачет Трудовые действия (навыки): - сбора жалоб, анамнеза жизни и заболевания и (или) состояния, эпидемиологического анамнеза у пациентов с инфекционными заболеваниями и (или) состояниями; - физикального исследования пациентов с аллергическими заболеваниями и иммунодефицитными(или) состояниями (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация); - обоснования и постановки диагноза с учетом действующей Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем Т/К Зачет Опыт деятельности: - оказание медицинской помощи пациентам с аллергическими заболеваниями и иммунодефицитными (или) состояниями диагностическая деятельность Зачет

ПК-6

Знания: − - порядков оказания медицинской помощи по профилю «аллергология и иммунология»; − - клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи пациентам с аллергическими и (или) иммунодефицитными состояниями; − - методов лечения пациентов с аллергическими заболеваниями и (или) иммунодефицитными состояниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандарта медицинской помощи - принципы и методы оказания неотложной медицинской помощи с аллергическими заболеваниями и (или) иммунодефицитными состояниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандарта медицинской помощи; Т/К Умения: - разрабатывать план лечения пациентов с аллергическими заболеваниями и (или) иммунодефицитными состояниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандарта медицинской помощи по профилю «аллергология и иммунология»; - назначать лекарственные препараты и медицинские изделия и лечебное питание пациентам с аллергическими заболеваниями и (или) иммунодефицитными состояниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандарта медицинской помощи; - назначать немедикаментозную терапию пациентам с аллергическими заболеваниями и (или) иммунодефицитными состояниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандарта медицинской помощи; - проводить мониторинг эффективности и безопасности применения лекарственных препаратов и медицинских изделий и немедикаментозной терапии пациентов с аллергическими заболеваниями и (или) иммунодефицитными состояниями; − - оценивать приверженность к лечению и риск преждевременного прекращения лечения у пациентов с аллергическими заболеваниями и (или) иммунодефицитными состояниями Т/К Зачет Трудовые действия (навыки): - разработки плана лечения пациентов с аллергическими заболеваниями и (или) иммунодефицитными состояниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандарта медицинской помощи; - назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания пациентам с аллергическими заболеваниями и (или) иммунодефицитными состояниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандарта медицинской помощи; - назначения немедикаментозной терапии пациентам с аллергическими заболеваниями и (или) иммунодефицитными состояниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандарта медицинской помощи; - оценки эффективности и безопасности применения лекарственных препаратов и медицинских изделий и немедикаментозной терапии пациентов с аллергическими заболеваниями и (или) иммунодефицитными состояниями; - проведение вакцинопрофилактики у пациентов с аллергическими заболеваниями и (или) иммунодефицитными состояниями; - оценки приверженности к лечению и риска преждевременного прекращения лечения у пациентов с аллергическими заболеваниями и (или) иммунодефицитными состояниями Т/К Зачет Опыт деятельности: - назначение лечения пациентам с аллергическими заболеваниями и (или) иммунодефицитными состояниями, контроль его эффективности и безопасности Зачет

 

СОДЕРЖАНИЕ Р АБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Код Наименование тем, элементов и подэлементов Индексы компетенций
Б1.Б2.1.1. Теоретические основы иммунологии и аллергологии УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6
Б1.Б2.1.2. Лабораторно-клинические методы исследования иммунной системы. УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6
Б1.Б2.1.3. Механизмы развития аллергопатологии и ее основные проявления. УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6,
Б1.Б2.1.4. Характеристика первичных и вторичных иммунодефицитов УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6
Б1.Б2.1.5. Аутоиммунная патология УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6

Код

Название раздела

дисциплины

Кол-во часов/зачетных

Единиц

 

Индексы

Формируемых

Компетенций

Л СЗ ПЗ СР Б1.Б2.1.1. Теоретические основы иммунологии и аллергологии. 1 4 0 4 УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6 Б1.Б2.1.2. Лабораторно-клинические методы исследования иммунной системы. 1 4 8 2 УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6 Б1.Б2.1.3. Механизмы развития аллергопатологии и ее основные проявления. 0 6 12 4 УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6, Б1.Б2.1.4. Характеристика первичных и вторичных иммунодефицитов 1 4 8 4 УК-1, ПК-1 ПК-5, ПК-6 Б1.Б2.1.5. Аутоиммунная патология 1 2   2 4 УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6

ИТОГО

4 20 30 18  

 

 

Лекционные занятия

 

Лекция включает в себя вопросы учебной темы, основные дефиниции, современное состояние и пути теоретических исследований и практического применения новых знаний в области предмета и объекта учебной дисциплины.

 

Тематика лекционных занятий:

1) Теоретические основы иммунологии и аллергологии:

-Строение и функции иммунной системы (1 а.ч.).

2) Лабораторно-клинические методы исследования иммунной системы:

- Исследование клеточных и гуморальных факторов иммунной системы и их клиническое значение (1 а.ч.).

3 ) Характеристика первичных и вторичных иммунодефицитов:

- Иммунодефициты. Классификация иммунодефицитов, номенклатура по Международной квалификации болезней 10-го пересмотра (далее МКБ-10) (1 а.ч.).

4) Аутоиммунная патологи:

- Аутоиммунные болезни. Иммунологическая толерантность и аутоиммунитет (1 а.ч.).

 

Семинарские занятия

 

Семинарские занятия используются для реализации поставленных целей и решения поставленных задач программы. По форме семинары могут быть: вводный, обзорный, поисковый; семинар с индивидуальной работой, с групповой работой или в группах по выбору; семинар генерации идей, семинар «круглый стол», рефлексивный семинар.

 

Тематика семинарских занятий:

1) Теоретические основы иммунологии и аллергологии:

- Иммунная система при инфекции (2 а.ч.).

- Врожденный и адаптированный иммунитет (1 а.ч.).

- Система цитокинов (1 а.ч.).

2) Лабораторно-клинические методы исследования иммунной системы:

- Аллергодиагностика лекарственной аллергии (4 а.ч.).

3) Механизмы развития аллергопатологии и ее основные проявления:

- Классификация экзо и эндоаллергенов (2 а.ч.).

- Антигистаминовые препараты при лечении аллергических заболеваний (2 а.ч.).

- Пищевая аллергия (2 а.ч.).

4) Характеристика первичных и вторичных иммунодефицитов:

- Вторичные иммунодефицитные состояния (1 а.ч.).

- Инфекционные проявления первичных иммунодефицитов (1 а.ч.).

- Гастроэнтерологические проявления первичных иммунодефицитов (0,5 а.ч.).

- Пульмонологические осложнения при первичных иммунодефицитах (0,5 а.ч.).

- Аллергологические проявления первичных иммунодефицитов (0,5 а.ч.).

- Изолированные ангиоотеки и наследственный ангиоотек (0,5 а.ч.).

5) Аутоиммунная патологи:

- Клинические аспекты ревматоидного артрита (2 а.ч.).

 

Практические занятия

 

Практические занятия предназначены для формирования практических умений и навыков, заявленных в задачах рабочей программы.

Тематика практических занятий:

1) Лабораторно-клинические методы исследования иммунной системы:

- Иммунологические тесты 1 и 2-го уровня (4 а.ч.).

- Аллергологические методы обследования: аллергоанамнез (2 а.ч.).

- Лабораторные методы исследования аллергии(2 а.ч.).

2) Механизмы развития аллергопатологии и ее основные проявления:

- Аллергические заболевания: Аллергический ринит (2 а.ч.).

- Аллергические заболевания: Бронхиальная астма (4 а.ч.).

- Аллергические заболевания: Атопический дерматит (2 а.ч.).

- Аллергические заболевания: Лекарственная аллергия(2 а.ч.).

- Клинические проявления аллергических заболеваний у детей (2 а.ч.).

3) Характеристика первичных и вторичных иммунодефицитов:

- Комбинированная терапия изолированных ангиоотеков и НАО (2 а.ч.).

- Симптоматическая терапия иммунодефицитов: Иммуномодуляторы (2 а.ч.).

- Заместительная иммунотерапия первичных иммунодефицитов (2 а.ч.).

- Первичные иммунодефициты. Клинические проявления у детей (1 а.ч.).

- Вторичные иммунодефицитные состояния (1 а.ч.).

4) Аутоиммунная патологи:

- Васкулиты. Клиника и диагностика (2 а.ч.).

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся направлена на совершенствование знаний и умений, сформированных во время аудиторных занятий, а также на развитие навыков самоорганизации и самодисциплины.

 

Опережающая самостоятельная работа (далее – ОСР) предполагает такое построение учебного процесса, при котором определенная часть работы по теме, выполняемая обучающимся самостоятельно, предшествует совместному изучению учебного материала в группе с преподавателем. Цель ОСР – мотивировать обучающихся к решению проблемы, которую предстоит изучить; овладеть необходимой информацией, которая позволит осознанно отнестись к изучаемому материалу; включиться в его обсуждение с конкретными дополнениями или вопросами; критически подойти к новому учебному материалу, оценивая его с позиции своего опыта.

 

Поддержка самостоятельной работы заключается в непрерывном развитии у обучающихся рациональных приемов познавательной деятельности, переходу от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, к полной замене контроля со стороны преподавателя самоконтролем.

 

Контроль самостоятельной работы организуется как единство нескольких форм: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны преподавателя.

 

Тематика самостоятельной работы ординаторов:

1. Теоретические основы иммунологии и аллергологии:

- Система цитокинов. (2 а.ч.)

- Главный комплекс гистосовместимости. Иммунная реактивность и главный комплекс гистосовместимости. (1 а.ч.)

 - Система фагоцитоза. Дефекты фагоцитоза: Клинические формы иммунодефицита. (1 а.ч.)

2. Лабораторно-клинические методы исследования иммунной системы:

- Иммунологические тесты 1 и 2-го уровня (2 а.ч.).

3. Механизмы развития аллергопатологии и ее основные проявления:

- Классификация экзо и эндоаллергенов. (2 а.ч.)

- Инсектная аллергия. (1 а.ч.)

- Латексная аллергия. (1 а.ч.)

 

4. Характеристика первичных и вторичных иммунодефицитов:

- Первичные иммунодефициты. (2 а.ч.)

- Вторичные иммунодефицитные состояния. (2 а.ч.)

 

5. Аутоиммунная патология:

- Васкулиты. Клиника и диагностика (4 а.ч.)

 

4.8.Организация самостоятельной (внеаудиторной работы) ординатора:

Код раздела Название раздела Виды самостоятельной работы Кол-во часов Индексы формируемых компетенций
Б1.Б2.1.1 Теоретические основы иммунологии и аллергологии   Изучение литературы, клинических рекомендаций, нормативно-правовых документов по темам самостоятельной работы. 4 УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6
Б1.Б2.1.2. Лабораторно-клинические методы исследования иммунной системы Изучение литературы, клинических рекомендаций, нормативно-правовых документов по темам самостоятельной работы. 2 УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6
Б1.Б2.1.3 Механизмы развития аллергопатологии и ее основные проявления   Изучение литературы, клинических рекомендаций, нормативно-правовых документов по темам самостоятельной работы. 4 УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6
Б1.Б2.1.4 Характеристика первичных и вторичных иммунодефицитов   Изучение литературы, клинических рекомендаций, нормативно-правовых документов по темам самостоятельной работы. 4 УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6
Б1.Б2.1.5 Аутоиммунная патология   Изучение литературы, клинических рекомендаций, нормативно-правовых документов по темам самостоятельной работы. 4 УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

 

Текущий контроль

6.1.1. Примеры контрольных вопросов (заданий), выявляющих теоретическую подготовку ординатора:

Содержание вопроса (задания) Индексы проверяемых компетенций

Тема учебной дисциплины

1 Что понимают под первичной иммунологической недостаточностью согласно всемирной организации здравоохранения? УК-1, ПК-1, ПК-5
   Ответ: Иммунологической недостаточностью первичного происхождения принимают генетически обусловленную неспособность организма реализовывать то или иное звено иммунного ответа. Эти нарушения проявляются сразу после рождения ребенка и имеют выраженный наследственный характер.  
2 Клеточные элементы, участвующие в представлении антигена Т-лимфоцитам: А. NK-клетки, Б. плазматические клетки, В. макрофаги, Г. тромбоциты, Д. тучные клетки. УК-1, ПК-5,
  Ответ: В. макрофаги  
3 Антитела класса IgA обладают способностью: А. участвовать в лизисе клеток, Б. приобретать секреторный компонент, В. взаимодействовать с аллергеном, Г. переходить через плаценту от матери к плоду, Д. фиксироваться на тучных клетках (Б).   ПК-5
  Ответ: Б. приобретать секреторный компонент  

6.1.2.Примеры тестовых заданий:

Содержание тестового задания Индексы проверяемых компетенций
  Тема учебной дисциплины  
1 Укажите правильный ответ. Известно А. 1 тип гистаминовых рецепторов, Б. 2 типа гистаминовых рецепторов, В. 3 типа гистаминовых рецепторов, Г. 4 типа гистаминовых рецепторов, Д. 5 типов гистаминовых рецепторов (Г).   УК-1, ПК-1, ПК-5,
  Ответ: Г. 4 типа гистаминовых рецепторов  
2 Ответьте по коду: А - верно 1,2,3; Б - верно 1,3; В - верно 2,4; Г - верно только 4; Д - верно все Антитела класса IgE способны: 1. фиксировать комплемент, 2. взаимодействовать с аллергеном, 3. участвовать в лизисе клеток, 4. фиксироваться на поверхности тучных клеток, 5. образовывать иммунные комплексы.   УК-1, ПК-5,
  Ответ: В - верно 2,4;  
3   Ответьте по коду: А - верно 1,2,3; Б - верно 1,3; В - верно 2,4; Г - верно только 4; Д - верно все Вторичные иммунодефициты развиваются в результате: 1. радиационного поражения, 2. воздействия аллергена, 3. глюкокортикоидной терапии генетических нарушений, 4. генетических нарушений (Б).   УК-1, ПК-5
  Ответ: Б - верно 1,3. Вторичные иммунодефициты развиваются в результате: 1. радиационного поражения, 3. глюкокортикоидной терапии  
4 Ответьте по коду: А - верно 1,2,3; Б - верно 1,3; В - верно 2,4; Г - верно только 4; Д - верно все Пусковым фактором для активации системы комплемента при сывороточной болезни является: 1. торможение ингибитора С1, 2. агрегация молекул Ig, 3.пропердин, 4. образование иммунных комплексов УК-1, ПК-5, ПК-6
  Ответ: Г – верно: только образование иммунных комплексов  
5 Антиген – это чужеродная субстанция, при попадании в организм способная вызвать _______________, направленный на ее удаление. УК-1, ПК-5,
  Ответ: Антиген – это чужеродная субстанция, при попадании в организм способная вызвать иммунный ответ, направленный на ее удаление.  
6 Антитела – это ____________________, обладающие специфичностью, т. е. сродством их активного центра к конкретным антигенным эпитопам. УК-1, ПК-5, ПК-6
  Ответ: Антитела – это иммуноглобулин ы, обладающие специфичностью, т. е. сродством их активного центра к конкретным антигенным эпитопам.  

7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.103 с.)