Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пензенский институт усовершенствования врачейСтр 1 из 5Следующая ⇒
Министерство здравоохранения Российской Федерации ПЕНЗЕНСКИЙ ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (ПИУВ – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России)
Кафедра терапии, кардиологии, функциональной диагностики и ревматологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) КЛИНИЧЕСКАЯ ИММУНОЛОГИЯ И ИММУНОПАТОЛОГИЯ основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы подготовки кадров высшей квалификации В ординатуре по специальности 31.08.46 «Ревматология»
Блок 1 Базовая часть (Б1.Б2.1) Уровень образовательной программы: высшее образование. Подготовка кадров высшей квалификации Вид программы - практикоориентированная
Форма обучения очная
Пенза 2019 Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) «Клиническая иммунология и иммунопатология» разработана преподавателями кафедры аллергологии и иммунологии ПИУВ - филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России в соответствии с учебным планом основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.46 «Ревматология».
Авторы рабочей программы:
По методическим вопросам |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Денисова Алла Геннадьевна | д.м.н., доцент | Заместитель директора по науке и развитию | ПИУВ – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России |
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля)«Клиническая иммунология и иммунопатология»одобрена на заседании кафедры 05.06.2017г. протокол №7
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля)«Клиническая иммунология и иммунопатология» утверждена на ученом совете ПИУВ –филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России 27 июня 2017г. протокол № 6.
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля)«Клиническая иммунология и иммунопатология» обновлена и одобрена на заседании кафедры 18.06.2019г. протокол №9.
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля)«Клиническая иммунология и иммунопатология» утверждена на ученом совете ПИУВ -филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России 25 июня 2019г. протокол № 6.
СОГЛАСОВАНА: | |||
Зам. директора по учебной работе | __________ | _______________ | В.А. Типикин |
(дата) | (подпись) | ||
Зам. директора по науке и развитию | __________ | ____________ | А.Г.Денисова |
(дата) | (подпись) | ||
Декан терапевтического факультета | _________ | ____________ | Н.Ю. Алексеева |
(дата) | (подпись) | ||
Заведующий кафедрой терапии, кардиологии, функциональной диагностики и ревматологии | _________ (дата) | ____________ (подпись) | Т.В. Лохина |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре:
|
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) «Клиническая иммунология и иммунопатология» относится к базовой части программы ординатуры (дисциплины смежные) и является обязательной для освоения обучающимися в ординатуре по специальностям терапевтического и хирургического профиля. Изучение дисциплины направлено на формирование компетенций врача, обеспечивающих выполнение основных видов деятельности врача.
Цель программы – подготовка квалифицированного врача-специалиста, способного и готового к самостоятельной профессиональной деятельности на основе сформированных универсальных и профессиональных компетенций, в соответствии с профессиональными стандартами по диагностике, лечению и профилактике аллергических заболеваний и иммунопатологии.
1.1. Задачи программы:
сформировать знания:
1) основ законодательства Российской Федерации (далее РФ) о здравоохранении и директивных документов, определяющих деятельность органов и учреждений здравоохранения, и управления деятельностью медицинских организаций и их структурных подразделений;
2) основ государственной политики государственной политики и нормативно-правового регулирования в области охраны здоровья, принципов и методов формирования здорового образа жизни у населения РФ, и основ проведения сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья;
3) о факторах, способствующих формированию аллергических заболеваний и иммунопатологии;
4) о клинических особенностях симптомов проявления аллергических заболеваний, а также синдромов вторичных и первичных иммунодефицитов;
5) об особенностях соматической патологии у лиц, с первичным иммунодефицитом;
6) об особенностях проявления аутоиммунной патологии;
сформировать умения:
1) правильно и максимально полно собрать анамнез болезни и анамнез жизни у пациентов с аллергическими заболеваниями и первичным иммунодефицитом;
2) выявить характерные признаки симптомов и синдромов (их особенности), свидетельствующие о течении первичного иммунодефицита и аутоиммунной патологии;
3) провести дифференциальную диагностику заболеваний, связанных с поражением нервной системы, бронхолегочной системы, желудочно-кишечного тракта и наличием инфекционного синдрома, со сходным по клинической картине состоянием у пациентов с первичным иммунодефицитом;
4) обосновать назначение необходимых лабораторно-инструментальных исследований;
5) оценить морфологические и биохимические показатели крови, мочи, данные иммунологического обследования в диагностике состояния пациента; 6) поставить и обосновать окончательный диагноз;
7) выявить факторы, способствующие формированию аллергических заболеваний и иммунопатологии
сформировать навыки:
1) выявления характерных особенностей симптомов и синдромов, свидетельствующих о формировании иммунопатологии;
2) оценки диагностической значимости данных клинико-лабораторного исследования и выявления соматической патологии, характерной для аллергических заболеваний и иммунопатологии;
3) дифференциальной диагностики особенностей течения аллергических заболеваний в детском возрасте.
|
1.2. Трудоемкость освоения рабочей программы: 2 зачетных единиц, что составляет 72 академических часа.
1.3. Нормативно-правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность:
1) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014 г. №1068 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.26 Аллергология и иммунология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)».
2) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 февраля 2010 г. № 60н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с аллергическими заболеваниями и болезнями, ассоциированными с иммунодефицитами»
3) Приказ Минздрава России от 07.11.2012 N 606н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Аллергология и иммунология»
4) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 марта 2018г. № 138н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-аллерголог- иммунолог».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
2.1. Обучающийся, успешно освоивший программу, будет обладать универсальными компетенциями:
1) готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);
2.2 Обучающийся, успешно освоивший программу, будет обладать профессиональными компетенциями:
В лечебной деятельности:
3) готовность к ведению и лечению пациентов с аллергическими и (или) иммунологическими заболеваниями (ПК-6);
УК-1
ПК-1
|
ПК-5
|
ПК-6
СОДЕРЖАНИЕ Р АБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Код | Наименование тем, элементов и подэлементов | Индексы компетенций |
Б1.Б2.1.1. | Теоретические основы иммунологии и аллергологии | УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6 |
Б1.Б2.1.2. | Лабораторно-клинические методы исследования иммунной системы. | УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6 |
Б1.Б2.1.3. | Механизмы развития аллергопатологии и ее основные проявления. | УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6, |
Б1.Б2.1.4. | Характеристика первичных и вторичных иммунодефицитов | УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6 |
Б1.Б2.1.5. | Аутоиммунная патология | УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6 |
Код
Название раздела
дисциплины
Кол-во часов/зачетных
Единиц
Индексы
Формируемых
Компетенций
ИТОГО
Лекционные занятия
Лекция включает в себя вопросы учебной темы, основные дефиниции, современное состояние и пути теоретических исследований и практического применения новых знаний в области предмета и объекта учебной дисциплины.
Тематика лекционных занятий:
1) Теоретические основы иммунологии и аллергологии:
-Строение и функции иммунной системы (1 а.ч.).
2) Лабораторно-клинические методы исследования иммунной системы:
- Исследование клеточных и гуморальных факторов иммунной системы и их клиническое значение (1 а.ч.).
3 ) Характеристика первичных и вторичных иммунодефицитов:
- Иммунодефициты. Классификация иммунодефицитов, номенклатура по Международной квалификации болезней 10-го пересмотра (далее МКБ-10) (1 а.ч.).
4) Аутоиммунная патологи:
- Аутоиммунные болезни. Иммунологическая толерантность и аутоиммунитет (1 а.ч.).
Семинарские занятия
Семинарские занятия используются для реализации поставленных целей и решения поставленных задач программы. По форме семинары могут быть: вводный, обзорный, поисковый; семинар с индивидуальной работой, с групповой работой или в группах по выбору; семинар генерации идей, семинар «круглый стол», рефлексивный семинар.
Тематика семинарских занятий:
1) Теоретические основы иммунологии и аллергологии:
- Иммунная система при инфекции (2 а.ч.).
- Врожденный и адаптированный иммунитет (1 а.ч.).
- Система цитокинов (1 а.ч.).
2) Лабораторно-клинические методы исследования иммунной системы:
- Аллергодиагностика лекарственной аллергии (4 а.ч.).
3) Механизмы развития аллергопатологии и ее основные проявления:
- Классификация экзо и эндоаллергенов (2 а.ч.).
- Антигистаминовые препараты при лечении аллергических заболеваний (2 а.ч.).
- Пищевая аллергия (2 а.ч.).
4) Характеристика первичных и вторичных иммунодефицитов:
- Вторичные иммунодефицитные состояния (1 а.ч.).
- Инфекционные проявления первичных иммунодефицитов (1 а.ч.).
- Гастроэнтерологические проявления первичных иммунодефицитов (0,5 а.ч.).
- Пульмонологические осложнения при первичных иммунодефицитах (0,5 а.ч.).
- Аллергологические проявления первичных иммунодефицитов (0,5 а.ч.).
- Изолированные ангиоотеки и наследственный ангиоотек (0,5 а.ч.).
5) Аутоиммунная патологи:
- Клинические аспекты ревматоидного артрита (2 а.ч.).
Практические занятия
Практические занятия предназначены для формирования практических умений и навыков, заявленных в задачах рабочей программы.
Тематика практических занятий:
1) Лабораторно-клинические методы исследования иммунной системы:
- Иммунологические тесты 1 и 2-го уровня (4 а.ч.).
- Аллергологические методы обследования: аллергоанамнез (2 а.ч.).
- Лабораторные методы исследования аллергии(2 а.ч.).
2) Механизмы развития аллергопатологии и ее основные проявления:
- Аллергические заболевания: Аллергический ринит (2 а.ч.).
- Аллергические заболевания: Бронхиальная астма (4 а.ч.).
- Аллергические заболевания: Атопический дерматит (2 а.ч.).
- Аллергические заболевания: Лекарственная аллергия(2 а.ч.).
- Клинические проявления аллергических заболеваний у детей (2 а.ч.).
3) Характеристика первичных и вторичных иммунодефицитов:
- Комбинированная терапия изолированных ангиоотеков и НАО (2 а.ч.).
- Симптоматическая терапия иммунодефицитов: Иммуномодуляторы (2 а.ч.).
- Заместительная иммунотерапия первичных иммунодефицитов (2 а.ч.).
- Первичные иммунодефициты. Клинические проявления у детей (1 а.ч.).
- Вторичные иммунодефицитные состояния (1 а.ч.).
4) Аутоиммунная патологи:
- Васкулиты. Клиника и диагностика (2 а.ч.).
Самостоятельная (внеаудиторная) работа
Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся направлена на совершенствование знаний и умений, сформированных во время аудиторных занятий, а также на развитие навыков самоорганизации и самодисциплины.
Опережающая самостоятельная работа (далее – ОСР) предполагает такое построение учебного процесса, при котором определенная часть работы по теме, выполняемая обучающимся самостоятельно, предшествует совместному изучению учебного материала в группе с преподавателем. Цель ОСР – мотивировать обучающихся к решению проблемы, которую предстоит изучить; овладеть необходимой информацией, которая позволит осознанно отнестись к изучаемому материалу; включиться в его обсуждение с конкретными дополнениями или вопросами; критически подойти к новому учебному материалу, оценивая его с позиции своего опыта.
Поддержка самостоятельной работы заключается в непрерывном развитии у обучающихся рациональных приемов познавательной деятельности, переходу от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, к полной замене контроля со стороны преподавателя самоконтролем.
Контроль самостоятельной работы организуется как единство нескольких форм: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны преподавателя.
Тематика самостоятельной работы ординаторов:
1. Теоретические основы иммунологии и аллергологии:
- Система цитокинов. (2 а.ч.)
- Главный комплекс гистосовместимости. Иммунная реактивность и главный комплекс гистосовместимости. (1 а.ч.)
- Система фагоцитоза. Дефекты фагоцитоза: Клинические формы иммунодефицита. (1 а.ч.)
2. Лабораторно-клинические методы исследования иммунной системы:
- Иммунологические тесты 1 и 2-го уровня (2 а.ч.).
3. Механизмы развития аллергопатологии и ее основные проявления:
- Классификация экзо и эндоаллергенов. (2 а.ч.)
- Инсектная аллергия. (1 а.ч.)
- Латексная аллергия. (1 а.ч.)
4. Характеристика первичных и вторичных иммунодефицитов:
- Первичные иммунодефициты. (2 а.ч.)
- Вторичные иммунодефицитные состояния. (2 а.ч.)
5. Аутоиммунная патология:
- Васкулиты. Клиника и диагностика (4 а.ч.)
4.8.Организация самостоятельной (внеаудиторной работы) ординатора:
Код раздела | Название раздела | Виды самостоятельной работы | Кол-во часов | Индексы формируемых компетенций |
Б1.Б2.1.1 | Теоретические основы иммунологии и аллергологии | Изучение литературы, клинических рекомендаций, нормативно-правовых документов по темам самостоятельной работы. | 4 | УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6 |
Б1.Б2.1.2. | Лабораторно-клинические методы исследования иммунной системы | Изучение литературы, клинических рекомендаций, нормативно-правовых документов по темам самостоятельной работы. | 2 | УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6 |
Б1.Б2.1.3 | Механизмы развития аллергопатологии и ее основные проявления | Изучение литературы, клинических рекомендаций, нормативно-правовых документов по темам самостоятельной работы. | 4 | УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6 |
Б1.Б2.1.4 | Характеристика первичных и вторичных иммунодефицитов | Изучение литературы, клинических рекомендаций, нормативно-правовых документов по темам самостоятельной работы. | 4 | УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6 |
Б1.Б2.1.5 | Аутоиммунная патология | Изучение литературы, клинических рекомендаций, нормативно-правовых документов по темам самостоятельной работы. | 4 | УК-1, ПК-1, ПК-5, ПК-6 |
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Текущий контроль
6.1.1. Примеры контрольных вопросов (заданий), выявляющих теоретическую подготовку ординатора:
№ | Содержание вопроса (задания) | Индексы проверяемых компетенций |
Тема учебной дисциплины | ||
1 | Что понимают под первичной иммунологической недостаточностью согласно всемирной организации здравоохранения? | УК-1, ПК-1, ПК-5 |
Ответ: Иммунологической недостаточностью первичного происхождения принимают генетически обусловленную неспособность организма реализовывать то или иное звено иммунного ответа. Эти нарушения проявляются сразу после рождения ребенка и имеют выраженный наследственный характер. | ||
2 | Клеточные элементы, участвующие в представлении антигена Т-лимфоцитам: А. NK-клетки, Б. плазматические клетки, В. макрофаги, Г. тромбоциты, Д. тучные клетки. | УК-1, ПК-5, |
Ответ: В. макрофаги | ||
3 | Антитела класса IgA обладают способностью: А. участвовать в лизисе клеток, Б. приобретать секреторный компонент, В. взаимодействовать с аллергеном, Г. переходить через плаценту от матери к плоду, Д. фиксироваться на тучных клетках (Б). | ПК-5 |
Ответ: Б. приобретать секреторный компонент |
6.1.2.Примеры тестовых заданий:
№ | Содержание тестового задания | Индексы проверяемых компетенций |
Тема учебной дисциплины | ||
1 | Укажите правильный ответ. Известно А. 1 тип гистаминовых рецепторов, Б. 2 типа гистаминовых рецепторов, В. 3 типа гистаминовых рецепторов, Г. 4 типа гистаминовых рецепторов, Д. 5 типов гистаминовых рецепторов (Г). | УК-1, ПК-1, ПК-5, |
Ответ: Г. 4 типа гистаминовых рецепторов | ||
2 | Ответьте по коду: А - верно 1,2,3; Б - верно 1,3; В - верно 2,4; Г - верно только 4; Д - верно все Антитела класса IgE способны: 1. фиксировать комплемент, 2. взаимодействовать с аллергеном, 3. участвовать в лизисе клеток, 4. фиксироваться на поверхности тучных клеток, 5. образовывать иммунные комплексы. | УК-1, ПК-5, |
Ответ: В - верно 2,4; | ||
3 | Ответьте по коду: А - верно 1,2,3; Б - верно 1,3; В - верно 2,4; Г - верно только 4; Д - верно все Вторичные иммунодефициты развиваются в результате: 1. радиационного поражения, 2. воздействия аллергена, 3. глюкокортикоидной терапии генетических нарушений, 4. генетических нарушений (Б). | УК-1, ПК-5 |
Ответ: Б - верно 1,3. Вторичные иммунодефициты развиваются в результате: 1. радиационного поражения, 3. глюкокортикоидной терапии | ||
4 | Ответьте по коду: А - верно 1,2,3; Б - верно 1,3; В - верно 2,4; Г - верно только 4; Д - верно все Пусковым фактором для активации системы комплемента при сывороточной болезни является: 1. торможение ингибитора С1, 2. агрегация молекул Ig, 3.пропердин, 4. образование иммунных комплексов | УК-1, ПК-5, ПК-6 |
Ответ: Г – верно: только образование иммунных комплексов | ||
5 | Антиген – это чужеродная субстанция, при попадании в организм способная вызвать _______________, направленный на ее удаление. | УК-1, ПК-5, |
Ответ: Антиген – это чужеродная субстанция, при попадании в организм способная вызвать иммунный ответ, направленный на ее удаление. | ||
6 | Антитела – это ____________________, обладающие специфичностью, т. е. сродством их активного центра к конкретным антигенным эпитопам. | УК-1, ПК-5, ПК-6 |
Ответ: Антитела – это иммуноглобулин ы, обладающие специфичностью, т. е. сродством их активного центра к конкретным антигенным эпитопам. | ||
7
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.103 с.) |