Понятия совокупного спроса и совокупного предложения, факторы, влияющие на их изменения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия совокупного спроса и совокупного предложения, факторы, влияющие на их изменения.



Совокупным спросом называют сумму всех видов спроса на конечную продукцию и услуги. Он представляет в денежной форме потребности со стороны населения, государства и предприятий.

На совокупный спрос оказывают влияние ценовые и неценовые факторы.

К неценовым факторам относятся:

1.  изменения в потребительских расходах, связанные с изменением уровня благосостояния - рост населения, рост доходов, изменения в подоходном налоге;

2.  изменения в государственных расходах, связанные с изменением уровня налогов на бизнес, уровнем использования производственных мощностей;

3.  изменения в расходах на чистый экспорт, обусловленные уровнем доходов в стране, изменением валютного курса.

Совокупное предложение представляет собой все количество материальных благ и услуг, которое предприятия предлагают на рынке населению, государству и друг другу.

К факторам, влияющим на совокупное предложение относят:

1. изменение цен на ресурсы – их повышение ведет к увеличению издержек производства и, как результат, к понижению совокупного предложения;

2.  рост производительности труда ведет к увеличению объема производства и расширению совокупного предложения;

3. изменение условий бизнеса (налоги, субсидии). При повышении налогов издержки увеличиваются, совокупное предложение сокращается.

Взаимодействие спроса и предложения.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.

При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.

На рис. 4.1 показано, что рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия (Е), отражающей равенство объема спроса и объема предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает как равновесная цена. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие.

Цена, по которой благо продается или покупается, может не совпадать с равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Дело в том, что равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения.

 

Равновесие на рынке

На рынке блага действующими лицами являются продавцы и покупатели, которые решают продать или купить определенное количество блага в зависимости от его цены. Равновесие на рынке наступает в том случае, если все продавцы и покупатели смогут купить или продать то количество блага, которое они хотят купить или продать.

Спрос и предложение.

Спрос (англ. «Demand») – это потребность покупателей в некотором товаре или услуге, обеспеченная их платежеспособностью, а величина спроса – количество товаров, которое покупатели хотят и могут купить.

Факторы спроса

На спрос влияет множество факторов (детерминант). Все факторы условно делят на два вида: ценовые и неценовые.

Ценовой фактор – это цена на данный товар. Ценовой фактор, хоть и не является единственным фактором, оказывающем влияние на выбор потребителей, но является самым существенным.

Среди неценовых факторов (детерминантов), которые оказывают воздействие на пове­дение покупателей особенно выделяют:

· использование маркетинга;

· моду;

· экономическую политику государства;

· величину доходов потребителей;

· ожидания потребителей;

· уровень полезности товаров и услуг;

· уровень доступности товаров;

· цены на взаимозаменяемые (сопряженные) товары;

· количество и структуру населения.

Закон спроса

Закон спроса: если цены на какой-либо товар или услугу увеличиваются, при том, что все прочие параметры остаются неизменными, спрос будет уменьшаться. Закон спроса имеет теоретическое обоснование. Его функционирование объясняется действием трёх механизмов: эффекта дохода, эффекта замещения и закона убывающей предельной полезности.

5. Эффект дохода: рост цен снижает покупательную способность потребителей, тем самым сокращая их реальный доход, что приводит к сокращению величины спроса на подорожавший товар.

6. Эффект замещения: рост цен побуждает потребителей заменить подорожавший товар более дешевым аналогом, что также приводит к сокращению величины спроса на данный товар.

7. Закон убывающей предельной полезности: по мере потребления, товар будет всё больше «приедается» – приносить всё меньше удовлетворение, из-за чего потребитель будет продолжать покупать товар в таких же количествах, только при снижении его цены.

Предложение (англ. «Supply») – это способность и готовность продавцов продать товар или услугу по данной цене. Величина предложения (объем предложения) – это количественное выражение предложения.

Факторы предложения

На предложение, также как и на спрос, влияет два вида факторов – ценовые и неценовые. Несмотря на то, что ценовые факторы и для спроса и для предложения одинаковы, их неценовые факторы довольно сильно отличаются.

Неценовые факторы:

· наличие товаров-заменителей;

· уровень развития технологий;

· антимонопольное законодательство;

· количество и доступность необходимых ресурсов;

· природные условия;

· налоговая политика государства;

· политические конфликты и войны;

· процентная ставка;

· уровень конкуренции в отрасли и др.

Закон предложения состоит в следующем:

· чем выше цена, тем величина предложения больше;

· чем ниже цена, тем величина предложения ниже.

Математически закон предложения сводится к тому, что между величиной предложения и ценой существует прямая зависимость. Продавцам выгодно продавать товары по высокой цене, так как это увеличивает их доход.

Поэтому, когда уровень цен P на рынке повышается – продавцы стараются продавать как можно больше товаров, что приводит к изменению величины предложения.

Изменение предложения легко спутать с изменением его объёма (величины). Чтобы этого избежать, нужно помнить о том, что:

8. Изменение объема предложения происходит из-за изменения цены определённого товара или услуги, при том, что прочие факторы остаются неизменны (предполагает движение вдоль кривой предложения);

9. Изменение же предложения, происходит за счёт изменения неценовых факторов (предполагает изменение всей функции).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.009 с.)