Выбор и ограничения в экономике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор и ограничения в экономике.



Потребности и ресурсы.

Потребности – это объективная нужда людей в чем-либо, необходимая для поддержания жизнедеятельности, развития организма, личности, требующая удовлетворения. Потребности – это также состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремиться выйти или же некоторое состояние удовлетворенности, которое он желает продлить.

 Наиболее распространена классификация потребностей А. Маслоу, которую он составил по принципу иерархии в следующем восходящем порядке от «низших» материальный до «высших» духовных:

1. Физиологические (в еде, питье, сексуальные и т.д.);

2. В безопасности (защите от боли, гнева, страха и т.д.);

3. В социальных связях (любви, нежности, причастности к какой-либо группе населения и т.д.);

4. Самоуважения (в достижении цели, признания, одобрения);

5. В самоактуализации (реализации способностей, понимания, осмыслении и т.д.).

Первые две группы – это потребности низшего порядка, но пока они не удовлетворены не действуют потребности высшего порядка.

Эту классификацию потребностей можно дополнить выделением потребностей материальных и духовных, рациональных и иррациональных, абсолютных и действительных, осознанных и неосознанных, ложно понятых и др. Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду.

Существует также определенная связь между материальными потребностями и производством, где чаще функционируют так называемые экономические потребности.

Ресурсы – это факторы, используемые для производства экономических благ. В экономической теории (микроэкономике) понятием «ресурсы» обозначают совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг.

Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые применяются для производства товаров и услуг. Все разнообразие ресурсов можно классифицировать в соответствии с различными подходами.

Производственные ресурсы делятся на людские – трудовые ресурсы, создавая в свою очередь предпринимательскую деятельность; материальные ресурсы, создаются трудовыми ресурсами; естественные (природные); инвестиционные (капитальные) ресурсы.

Природные ресурсы – это часть всей совокупности природных условий существования человека, важнейшие компоненты окружающей среды, используемые в процессе производства.

Материальные ресурсы представлены всеми средствами производства, которые сами являются результатом производства (средства и предметы труда).

Трудовые ресурсы представлены рабочей силой, то есть населением в трудоспособном возрасте. Существенное значение для характеристики трудовых ресурсов имеет состав по возрасту, полу, квалификации, уровню образования, по мотивации к труду.

Финансовые ресурсы представлены денежными средствами, которые общество выделяет для процесса производства. Их источниками являются инвестиционные средства, ценные бумаги, налоги, денежные сбережения, государственные займы.

Информационные ресурсы – это данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники.

Ресурсы, задействованные в производстве, становятся факторами производства. Образуются четыре главных фактора производства: труд (Т); земля (З); капитал (К); предпринимательская способность (П.С.).

 

Рыночная экономика

Рыночная экономика (marketeconomy) характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Объективные и субъективные предпосылки для этого возникают после ликвидации всех форм личной зависимости. Важную роль в этом сыграло развитие рыночной экономики. Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг.

Командная экономика

Характерной чертой командной экономики является монополизм производства, который в конечном итоге тормозит научно-технический прогресс. Государственное регулирование цен, монополизм производства, торможение технического прогресса закономерно рождают экономику дефицита. Парадокс заключается в том, что дефицит возникает в условиях всеобщей занятости и почти полной загрузки производственных мощностей.

В условиях командной экономики господствует редистрибутивный принцип распределения продукции. Причастность к власти означает и причастность к распределению. Главной формой социальной борьбы становится не борьба за собственность на факторы производства, а борьба за доступ к ключевым рычагам распределения, за контроль над каналами распределения.

Смешанная экономика

Поскольку одним из важнейших признаков классификации экономических систем являются форма собственности (частная, общественная) и способ координации экономической деятельности (рыночный, плановый), то простейшая типология индустриальных сис­тем выглядит следующим образом. В качестве класси­ческого примера частного капитализма приводят Англию XIX в. и послевоенный Гонконг; капиталистической "плановой" экономики — фашистскую Германию; социалистической "рыночной" экономики — Югославию; социалистической плановой экономики — СССР.

Создание многомерной реальной типологии современных эко­номических систем дело довольно сложное. Обычно в качестве основы берется степень развития государственной собственности и доля государственных расходов в валовом национальном продукте.

Модели смешанной экономики

В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:

1. Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.

2. Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.

3. Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.

4. Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.

Наличие разных моделей экономики объясняется различными возможностями, традициями тех или иных стран.

 

Равновесие на рынке

На рынке блага действующими лицами являются продавцы и покупатели, которые решают продать или купить определенное количество блага в зависимости от его цены. Равновесие на рынке наступает в том случае, если все продавцы и покупатели смогут купить или продать то количество блага, которое они хотят купить или продать.

Спрос и предложение.

Спрос (англ. «Demand») – это потребность покупателей в некотором товаре или услуге, обеспеченная их платежеспособностью, а величина спроса – количество товаров, которое покупатели хотят и могут купить.

Факторы спроса

На спрос влияет множество факторов (детерминант). Все факторы условно делят на два вида: ценовые и неценовые.

Ценовой фактор – это цена на данный товар. Ценовой фактор, хоть и не является единственным фактором, оказывающем влияние на выбор потребителей, но является самым существенным.

Среди неценовых факторов (детерминантов), которые оказывают воздействие на пове­дение покупателей особенно выделяют:

· использование маркетинга;

· моду;

· экономическую политику государства;

· величину доходов потребителей;

· ожидания потребителей;

· уровень полезности товаров и услуг;

· уровень доступности товаров;

· цены на взаимозаменяемые (сопряженные) товары;

· количество и структуру населения.

Закон спроса

Закон спроса: если цены на какой-либо товар или услугу увеличиваются, при том, что все прочие параметры остаются неизменными, спрос будет уменьшаться. Закон спроса имеет теоретическое обоснование. Его функционирование объясняется действием трёх механизмов: эффекта дохода, эффекта замещения и закона убывающей предельной полезности.

5. Эффект дохода: рост цен снижает покупательную способность потребителей, тем самым сокращая их реальный доход, что приводит к сокращению величины спроса на подорожавший товар.

6. Эффект замещения: рост цен побуждает потребителей заменить подорожавший товар более дешевым аналогом, что также приводит к сокращению величины спроса на данный товар.

7. Закон убывающей предельной полезности: по мере потребления, товар будет всё больше «приедается» – приносить всё меньше удовлетворение, из-за чего потребитель будет продолжать покупать товар в таких же количествах, только при снижении его цены.

Предложение (англ. «Supply») – это способность и готовность продавцов продать товар или услугу по данной цене. Величина предложения (объем предложения) – это количественное выражение предложения.

Факторы предложения

На предложение, также как и на спрос, влияет два вида факторов – ценовые и неценовые. Несмотря на то, что ценовые факторы и для спроса и для предложения одинаковы, их неценовые факторы довольно сильно отличаются.

Неценовые факторы:

· наличие товаров-заменителей;

· уровень развития технологий;

· антимонопольное законодательство;

· количество и доступность необходимых ресурсов;

· природные условия;

· налоговая политика государства;

· политические конфликты и войны;

· процентная ставка;

· уровень конкуренции в отрасли и др.

Закон предложения состоит в следующем:

· чем выше цена, тем величина предложения больше;

· чем ниже цена, тем величина предложения ниже.

Математически закон предложения сводится к тому, что между величиной предложения и ценой существует прямая зависимость. Продавцам выгодно продавать товары по высокой цене, так как это увеличивает их доход.

Поэтому, когда уровень цен P на рынке повышается – продавцы стараются продавать как можно больше товаров, что приводит к изменению величины предложения.

Изменение предложения легко спутать с изменением его объёма (величины). Чтобы этого избежать, нужно помнить о том, что:

8. Изменение объема предложения происходит из-за изменения цены определённого товара или услуги, при том, что прочие факторы остаются неизменны (предполагает движение вдоль кривой предложения);

9. Изменение же предложения, происходит за счёт изменения неценовых факторов (предполагает изменение всей функции).

Конкуренция (характеристика рынка монополистической конкуренции; равновесие фирмы в краткосрочном периоде; долгосрочное равновесие рынка монополистической конкуренции; неэффективность монополистической конкуренции).

Монополистическая конкуренция предполагает смешение монополии и конкуренции: точнее, монополистическая конкуренция включает в себя очень значительный объём конкуренции, смешанный с небольшой дозой монопольной власти.

К этому типу рыночной структуры относятся рестораны, станции технического обслуживания, рынки стиральных порошков, мыла, парфюмерии, обуви, сеть парикмахерских, пекарни и др.

В данной модели монополизм, весьма ограниченный большим количеством конкурентов, основан на дифференциации продукта. Как монополист, монополистически конкурирующая фирма является «искателем цены», сталкивающимся с убывающей кривой спроса. Кривая спроса убывает, потому что продукт каждой фирмы несколько отличается от товаров, производимых их конкурентами. Поэтому каждая фирма может, по крайней мере, незначительно поднять цены, не потеряв при этом всех своих покупателей.

Следует выделить несколько важных признаков монополистической конкуренции:

· На рынке присутствует относительно большое число мелких фирм.

· Каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой.

· Каждая фирма определяет свою ценовую политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих фирм.

· Дифференциация продукта, которая принимает ряд форм:

· Качество продукта.

· Услуги и условия, связанные с продажей продукта.

· Размещение.

· Стимулирование сбыта и упаковка.

· Лёгкое вступление в отрасль.

· Неценовая конкуренция.

Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми невозможен.

Предприятие – как субъект и объект предпринимательской деятельности. Законодательная база предпринимательской деятельности. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности и критерии их выбора.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В условиях рынка любое предприятие, фирма, занимаясь производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем.

Предприниматель – это хозяйствующий субъект, функцией которого является реализация нововведений, осуществление новых комбинаций.

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг, приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги с учетом взаимной выгоды заинтересованных лиц и (или) предприятий, организаций.

Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица, организуя единоличное или семейное предприятие, не могут ограничиваться затратами собственного труда, поэтому используют наемный труд. Объединения партнеров выступают в форме различных хозяйственных ассоциаций: арендных коллективов, акционерных обществ, различных товариществ и др.

Коммерческая организация – организация, основной целью которой является систематическое получение прибыли от производства, пользования имуществом, продаж и т.д.

Некоммерческие организации не имеют своей первостепенной целью получение прибыли.

Предпринимательская деятельность в России регулируется множеством нормативных актов, которые различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. Нормативные акты подразделяются на законы, акты федеральных органов государственного управления, акты федеральных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Закон — это нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. Различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов федерации.

Самую высокую юридическую силу имеет федеральный конституционный закон, его принимает Федеральное Собрание с соблюдением установленной Конституцией России процедуры. Федеральный конституционный закон вносит изменения и дополнения в Конституцию по следующим вопросам: изменение конституционно-правового статуса субъекта федерации; принятие в состав Российской Федерации нового субъекта; проведение референдума; режим военного положения, режим чрезвычайного положения; некоторые другие вопросы, определенные Конституцией.

Федеральный закон принимается Федеральным Собранием по остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Он не может противоречить федеральным конституционным законам. Закон субъекта Российской Федерации — нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта федерации. К актам федеральных органов государственного управления относятся указы президента России и постановления правительства страны.

Акты федеральных органов исполнительной власти — нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами, иными органами и учреждениями, обязательные к применению для предприятий и граждан.

К нормативным актам относятся также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Большое значение для хозяйственной жизни имеют постановления Президиума (Пленума), письма Высшего арбитражного суда и решения судебных органов, имеющие общее название судебная практика, которые комментируют и разъясняют применяемые нормативные акты.

Основными документами, регламентирующими предпринимательскую деятельность являются:

1. Конституция РФ от 12.12.93 (ред. от 25.07.2003.)

2. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.94 №51-ФЗ (ред.29.07.2004);

3. Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26.01.96 № 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

4. Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 26.11.2001 № 146 –ФЗ;

5. Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31.07.98 № 146-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 119-ФЗ);

6. Налоговый кодекс РФ (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 117-ФЗ);

7. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 № 88-ФЗ (ред. от 21.03.2002);

8. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 28.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

9. Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ;

10. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 28.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

11. Трудовой кодекс РФ № - ФЗ от 21.12.2001

12. Иные нормативные акты

Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Правильно выбранная организационно-правовая форма предприятия может дать учредителям дополнительные инструменты для осуществления своих планов по развитию и защите бизнеса. Чаще всего регистрируют общества с ограниченной ответственностью (ООО), закрытые акционерные общества (ЗАО) и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (ИП). Каждая из этих форм имеет свои преимущества и недостатки и используется в зависимости от тех задач, которые предстоит решать предпринимателям.

 

 

24. Предпринимательская деятельность и поведение фирмы на рынке (фирма: ее трактовки и типы; цель фирмы; выручка и прибыль; принцип максимизации прибыли;

Предпринимательская деятельность — это инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли и осуществляемая от своего имени или от имени юридического лица.

Из понятия "предпринимательская деятельность" вытекают следующие особенности:

+

· самостоятельная деятельность дееспособных граждан;

· инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей;

· рисковой характер предпринимательства;

· продолжительный процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли;

· законная деятельность, осуществляемая как физическими, так и юридическими лицами, с целью производства товаров, их реализацией другим субъектам рынка, выполнения работ и оказания услуг.

Субъекты предпринимательской деятельности: граждане РФ;граждане иностранных государств;объединение граждан (коллективные предприниматели).

Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином — индивидуальным предпринимателем, прошедшим государственную регистрацию.

Цели и интересы конкретного предпринимателя могут быть самыми разными:

· самореализация,

· получение высоких и постоянных доходов,

· завоевание рынка,

· выживание в долгосрочном периоде и т.д.

+Однако в микроэкономике принято полагать основным мотивом предпринимательской деятельности получение максимальной прибыли (подобно тому, как при анализе потребительского поведения мы исходили из стремления последнего к максимизации удовлетворения (полезности) от потребления доступных ему благ).

Среди наиболее серьезных аргументов в пользу максимизации прибыли как основной цели бизнеса можно выделить следующие:

· Прибыль является универсальным показателем результативности бизнеса и лишь очень немногие фирмы могут позволить себе роскошь предпринимать действия, ведущие к снижению прибыли. В большинстве случаев влияние других целей на поведение фирмы относительно невелико.

· Жесткая конкурентная борьба, при которой выживают лишь наиболее эффективные предприятия, также заставляет фирмы стремиться к максимизации своих прибылей.

· Допущение о максимизации прибыли позволяет успешно объяснять и прогнозировать поведение отдельных фирм, а также динамику используемых ими цен и объемов производства.

Поведение фирмы на рынке

Теория фирмы основана на следующем постулате: фирма стремится к получению максимальной прибыли, т.е. к увеличению разности между доходами фирмы и ее издержками. Максимизация прибыли – это тот критерий, который определяет деятельность фирмы на рынке в течение как короткого, так и длительного периода.

Короткий период – это отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить ни общие размеры своих сооружений, ни количество машин и оборудования, используемых в производстве. В этот период они остаются постоянными, так как не изменяются вслед за изменением объема производства. Другие факторы производства (например, труд) могут изменяться, поэтому называются переменными. Продолжительность короткого периода зависит от отрасли, технологии и других причин.

Длительный период – это такой отрезок времени, в течение которого фирма получает возможность изменять все факторы производства, в том числе объем и мощность своих сооружений и оборудования в целях приведения их в соответствие с изменяющимся уровнем производства. Следовательно, в данный период все факторы являются переменными. Поэтому в указанном периоде фирма стремится наилучшим образом комбинировать факторы, замещая труд капиталом или наоборот, с целью минимизировать затраты на данный объем выпуска продукции.

+Поведение фирмы зависит не только от времени, но и от формы конкуренции. В условиях совершенной конкуренции фирма не может влиять на рыночную цену, она может только изменять объем выпуска продукции. Поэтому в данных условиях задачей фирмы является определение оптимального объема выпуска. В условиях несовершенной (ограниченной) конкуренции фирма может определять цену, а, следовательно, она должна сопоставлять цену и объем выпуска продукции.

Выручка и прибыль.

Выручка - это денежное поступление от реализации продукции на рынке.

Выручка, представленная как результат всей деятельности фирмы за определенный период времени, есть валовой доход фирмы. Выручка, рассчитанная на единицу проданной продукции, есть средний доход фирмы.

Если валовой доход очистить от издержек, то получится итоговый результат деятельности предприятия в форме прибыли или убытка.

Прибыль - это главный мотив и обобщающий показатель эффективности функционирования фирмы. Современная теория предпринимательского поведения источником прибыли считает:

- труд, новаторскую деятельность самого предпринимателя;

- плату за риск, способность предпринимателя ориентироваться в неопределенных экономических обстоятельствах;

- доход от применения в производстве капитала, инвестиций;

- экономическую власть фирмы над рынком (монополизм).

Прибыль - внутренняя пружина развития рыночной экономики: стремясь ее получить, фирма совершенствует производство, что стимулирует рост инвестиций, а те в свою очередь приводят к расширению рабочих мест, росту объемов производства и, в итоге, обеспечивают развитие отрасли и национальной экономики в целом.

При этом прибыль выполняет три основные функции: а) распределительную, б) стимулирующую и в) информационную.

Система премирования

При разработке положений о материальном стимулировании следует четко представлять группы поощрительных систем, имея в виду их целевое назначение, определяющее форму и содержание механизма взаимосвязи поощрительной оплаты с основным заработком. В связи с этим можно выделить следующие группы поощрительных систем:

· текущие премии за производственные результаты;

· надбавки к тарифным ставкам и окладам (за профессиональное мастерство, совмещение профессий, расширение зон обслуживания и т.д.);

· единовременные премии и вознаграждения (по итогам работы за год, за выполнение особо важных заданий, за образцовое выполнение трудовых обязанностей, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и за другие достижения в работе).

 

Прочие основные фонды

Оргтехника, оборудование систем связи и т.д.

Понятно, что составляющих основных производственных фондов много. И это совершенно не значит, что у каждого предприятия должны быть все. Если говорить о мелких организациях, то может оказаться, что все их основные фонды представлены одной или двумя позициями.

Предприятие может обеспечить себе необходимыми основными фондами разными способами, например:

· приобрести их;

· получить в качестве взноса в уставный капитал;

· взять в аренду;

· приобрести в лизинг.

Износ основных средств.

В процессе эксплуатации основные средства подвергаются износу, который может быть вызван воздействием как материальных, так и нематериальных факторов.

С точки зрения экономики износ – это потеря стоимости основных средств.

Виды износа:

1.  Физический износ – это потеря стоимости в результате изменения физических, механических и т.п. свойств основных средств.

2.  Моральный износ делится на:

-    моральный износ I-го рода – это удешевление новых средств труда и потеря стоимости у действующих средств труда;

-    моральный износ II-го рода – это потеря стоимости из-за появления более производительных и технически совершенных новых средств труда.

3.  Социальный износ – это потеря стоимости в результате того, что новые основные средства обеспечивают более высокий уровень социальных требований (комфортность, безопасность, эргономичность).

4.  Экологический износ – это потеря стоимости в результате ужесточения стандартов в области охраны окружающей среды.

Кроме этого, можно выделить частичный и полный износ.

Частичный наступает вследствие неравномерного износа отдельных элементов основных средств и возмещается путем ремонта.

Полный износ соответствует полному обесцениванию основных средств, когда их дальнейшее использование убыточно или невозможно. В этом случае основные средства ликвидируются и замещаются новыми.

Основные средства учитываются ежемесячно в натуральных и стоимостных показателях. При этом стоимость основных средств на конец года определяется по балансовой формуле.

              Фк = Фн + Фпост – Фвыб

           Показатели движения основных средств:

1. Коэффициент поступления (ввода) основных средств:

2. Коэффициент выбытия основных средств:

3. Коэффициент обновления основных средств:

4. Коэффициент ликвидации основных средств:

5. Коэффициент прироста основных средств:

    Показатели степени годности основных средств:

1) коэффициент износа основных средств:

                                          Кизн = Аå / Фперв

    Фперв – первоначальная стоимость

2) коэффициент годности основных средств:

                                           Кизн + Кгодн = 1

 

    Показатели эффективности использования основных средств.

    Для оценки эффективности использования основных средств используется система показателей, которая включает в себя общие и частные показатели.

    Общие показатели характеризуют эффективность использования всей совокупности основных средств. При этом используется их стоимостная оценка.

1. Показатель фондоотдачи:

Фотд = Ф / Q, где [руб / руб]

Q - объем произведенной продукции.

Ф – средний показатель стоимости основных средств.

2. Показатель фондоемкости.

Фемк = Ф / Q = 1 / Фотд.

           Частные показатели используются для оценки эффективности использования отдельных элементов основных средств:

-    коэффициент загрузки площадей;

-    коэффициент сменности работы оборудования;

-    коэффициент интенсивной, экстенсивной и интегральной загрузки оборудования.

Нормальное значение

Для показателей оборачиваемости, в том числе оборачиваемости оборотных средств, общепринятых нормативов не существует, их анализируют либо в динамики, либо в сравнение с аналогичными предприятиями отрасли. Слишком низкий коэффициент, не оправданный отраслевыми особенностями, показывает излишнее накопление оборотных средств (часто – наименее ликвидной их составляющей, запасов).

 

Финансовые источники

Финансовые источники для расширения производства подразделяются на собственные (внутренние) и заемные (внешние).

Собственные источники:

1. собственные финансовые средства, формирую­щиеся в результате начисления амортизации на действующий основной капитал, отчислений от прибыли, сумм, выплаченных страховыми компаниями и учреждениями в виде возмещения ущерба от стихийных и других бедствий;

2. иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность в виде па­тентов, программных продуктов, торговых марок);

3. привлеченные средства в результате выпуска предприятием акций и их продажи;

4. средства, выделяемые вышестоящими холдинговы­ми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозвратной основе;

5. благотворительные и другие аналогичные взносы.

Однако финансирование может осуществляться и путем привлечения средств рынка ссудных капиталов, к которым относятся:

1. ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов, различных фондов поддерж­ки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;

2. иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного материального и нематериального участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме пря­мых вложении (в денежной форме) международ­ных организаций и финансовых институтов, госу­дарств, предприятий (организаций) различных форм собственности и частных лиц;

3. различные формы заемных средств, в т.ч. креди­ты, предоставляемые государством и фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе, кредиты банков и других институциональ­ных инвесторов, других предприятий, векселя и иные средства.

Причины использования заемных средств: привлечение заемных средств позволяет предприя­тию ускорять оборачиваемость оборотных средств, увеличивать объемы совершаемых хозяйственных операций, сокращать незавершенное производство. Однако использование данного источника приводит к возникновению определенных проблем, связанных с необходимостью последующего обслуживания взя­тых на себя долговых обязательств. До тех пор пока размер дополнительного дохода, обеспеченного при­влечением заемных ресурсов, перекрывает затраты по обслуживанию кредита, финансовое положение предприятия остается устойчивым.

Структура финансовых ресурсов влияет на финансовое состояние предприятия.Высокий удельный вес заемных средств «утяжеляет» финан­совую деятельность предприятия дополнительны­ми затратами на уплату высоких процентов по кре­дитам коммерческих банков, дивидендов по акциям и облигациям и ухудшает ликвидность балансапред­приятия. Поэтому на предприятии всегда должны тщательно просчитывать целесообразность ис­пользования заемных финансовых ресурсов в каж­дом конкретном случае.

Значение финансовых ресурсов. Финансо­вые ресурсы используются предприятиями в про­цессе производственной, инвестиционной и финан­совой деятельности. Они постоянно находятся в движении и в денежной форме пребывают лишь в виде остатков денежных средств на расчетных сче­тах в банках и в кассе предприятия. От величины фи­нансовых ресурсов, инвестируемых в сферу производ­ства, зависят рост объема производства и степень его эффективности.

Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах и эффективное их использование во мно­гом предопределяют финансовое благополучие предприятия

Соотношение собственных и заемных средств определяет финансовую устойчивость предприятия.

Важнейшей стороной финансовой деятельности предприятия является формирование и использование различных денежных фондов.

При организации предприятие должно иметь уставный фонд, или уставный капитал, за счет которого формируются основные фонды и оборотные средства.

Резервный капитал - это денежный фонд предприятия, образуемый за счет отчислений и от прибыли. Предназначен для покрытия убытков, а в акционерных обществах также для погашения облигаций общества и выкупа его - акций.

Фонд накопления - это средства, отчисляемые из чистой прибыли предприятия и направляемые на развитие производства.

Одной чистой прибыли не всегда хватает для финансирования программы развития производства.

В этом случае предприятие образует инвестиционный фонд, концентрирующий все средства, направляемые на развитие производства: чистую прибыль, амортизационный фонд, привлеченные и заёмные средства.

Фонд потребления создается за счет отчислений от чистой прибыли и направляется на выплату дивидендов (в акционерных обществах), единовременных поощрений, материальной помощи, на оплату дополнительных отпусков, питания и другие цели.

Валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспортных операций и покупающих валюту для импортных операций.

Кроме рассмотренных выше постоянных денежных фондов, предприятия создают оперативные денежные фонды, фонд заработной платы, фонд для платежей в бюджет различных налогов, а также фонды денежных средств для погашения кредитов банков, освоения новой техники, научно-исследовательских работ, отчислений вышестоящей организации.

Кредит - ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента.

Механизм управления денежными фондами и средствами — это система управления финансами предприятия в целях достижения максимальной прибыли.

Управление финансами осуществляется в соответствии с тремя функциями финансов. Таковыми являются:

• накопительная функция - образование доходов;

• распределительная функция - осуществление расходов;

• контрольная функция - контроль за эффектив



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.16 с.)